Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, которой присущи черты, как совершенной конкуренции, так и чистой монополии.

С совершенной конкуренцией ее сближает большое количество продавцов и покупателей, сравнительно свободный вход на рынок и выход, информированность участников о характеристиках рынка. Вместе с тем, как и в случае чистой монополии, монополистический конкурент обладает определенной властью над ценой, которую приобретает благодаря дифференциации продукта. Рынок характеризуется дифференциацией продукта в том случае, когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих производителей как близкие, но не взаимозаменяемые. Примером дифференциации продукции являются безалкогольные напитки: «Кока-Кола», «Пепси», «Фанта» и др.

Экономисты выделяют четыре главных вида дифференциации продукта: местоположение предприятия или магазина, физические различия в качестве товара (вкусовые качества печенья, быстрота действия лекарства и т.д.), качество обслуживания, субъективность имиджа товаров (известность торговой марки). При любом из названных видов дифференциации продукта важную роль играет реклама.

Различия во вкусах, требованиях и желаниях лежат в основе дифференциации товаров. Единый рынок распадается на отдельные части, и каждая фирма обладает определенной долей сегмента, где она и выступает как монополист своего товара. Повышение цены каким-либо продавцом не приведет к мгновенному оттоку покупателей, как это имеет место в модели совершенной конкуренции. Рынок несколько сузится, но останутся те, кто устойчиво предпочитает продукцию данного производителя.



Монополистическая конкуренция широко распространена в производстве предметов потребления, легкой и пищевой промышленности, сфере услуг.

Проанализируем поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Известно, что в условиях совершенной конкуренции фирма является ценополучателем и кривая спроса на ее товар параллельна оси абсцисс. Поскольку монополистический конкурент обладает определенной властью над ценой, спрос на его продукцию эластичен, то кривая спроса характеризуется отрицательным наклоном, правда меньшим, чем в случае с чистой монополией из-за наличия конкурентов. Отрицательный наклон имеет и линия предельного дохода фирмы (рис. 7.20).

а – максимизация прибыли б – минимизация убытков

 

Рис. 7.20. Равновесие монополистически конкурентной фирмы

в краткосрочном периоде

 

Как и на любом другом типе рынка, при монополистической конкуренции фирма находится в состоянии равновесия, когда MR=MC. Соответственно точка пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек на графике (точка Е) задает тот размер выпуска продукции Q1, продавая который по цене PE фирма максимизирует свою прибыль (рис. 7.20,а) или минимизирует убытки (рис. 7.20,б). Если бы та же самая цена PE при тех же самых предельных издержках фирмы сложилась на рынке совершенной конкуренции, то фирма выбрала бы объем продаж Q2. На графике видно, что Q1 меньше Q2 . Как и монополия, фирма несколько недопроизводит и завышает цену по сравнению с конкурентной фирмой. Поскольку цена выше предельных издержек (P>MC), в обществе не достигается аллокативная эффективность. (Подробнее см. 7.6).

В долгосрочном периоде более отчетливо проявляется специфика монополистической конкуренции как особого типа рынка (рис. 7.21). Предположим, что в краткосрочном периоде фирма получает экономическую прибыль. В силу того, что при монополистической конкуренции вход на рынок относительно свободен, за длительный период на него проникнут новые компании, привлеченные экономической прибылью. Они станут производить товары, родственные продукции нашей фирмы. В результате кривая спроса на продукцию фирмы снизится, поскольку часть ее клиентов перейдет к конкурентам. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнет экономическая прибыль и кривая спроса не займет положение касательной к кривой долгосрочных средних издержек (положение D на рис. 7.21). Напротив, если в начальный момент времени фирма несет убытки, то производство, товаров, не приносящих прибыли будет сокращаться и кривая спроса для этой фирмы, которая не покинет рынок, будет повышаться, пока тоже не займет положение касательной.

Рис. 7.21. Равновесие монополистически конкурентной фирмы

в краткосрочном периоде

 

Долгосрочное равновесие монополистического конкурента обозначено на графике точкой Е. Эта точка лежит на кривой LAC, т.е. фирма, как и при совершенной конкуренции, обнаруживает долгосрочную тенденцию к получению нулевой экономической прибыли. Вместе с тем следует заметить, что если в условиях совершенной конкуренции цена равняется минимуму долгосрочных средних издержек P=LACmin, т.е. имеет место производственная эффективность (см. 7.6), то при монополистической конкуренции P>LACmin, что свидетельствует о неполной загрузке производственных мощностей. Избыточные мощности являются платой за дифференциацию продукта. Однако, чем сильнее дифференциация, тем в большей степени удовлетворяются разнообразные вкусы потребителей.

Итак, в отличие от монополии, монополистическая конкуренция характеризуется относительно невысокими барьерами вступления в отрасль и множественностью производителей, что определяет высокую степень соперничества между монополистическими конкурентами, ослабляя их рыночную власть. Цены в условиях монополистической конкуренции несут в себе более точную информацию: они подвижны и не завышены так, как в условиях олигополии и монополии. Из этого следует, что монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта приводит к меньшим чистым потерям общества, чем другие типы несовершенной конкуренции.

 

7.6. Потери общества от несовершенной конкуренции Антимонопольное законодательство. Показатели монопольной власти

Как известно, в положении равновесия конкурентной фирмы выполняется равенство: P=AC=MC. Равенство цены и средних издержек характеризует производственную эффективность. Такая цена отвечает интересам потребителя, и является самой низкой, возмещающей издержки наименее дорогостоящего способа производства, она позволяет фирмам получать нормальную прибыль.

Равенство цены и предельных издержек (P=MC) говорит об эффективном распределении ресурсов в масштабах экономики, об аллокативной эффективности. Ведь если цена больше предельных издержек (P>MC), то это свидетельствует о том, что потребитель готов платить за каждую единицу товара больше стоимости ресурсов, затраченных на ее производство. В масштабах общества выделяется недостаточное для удовлетворения потребностей количество ресурсов, имеет место недораспределение ресурсов для производства данного продукта, предложение не удовлетворяет спрос. Если же цена меньше предельных издержек (P<MC), то потребители платят за такой продукт меньше стоимости израсходованных на его производство ресурсов, предложение превышает спрос, часть экономических ресурсов используется неэффективно и необходимо перераспределение ресурсов.

Таким образом, модель совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества, минимизацию затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции, по сути, предполагает отклонение от состояния равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции. Следовательно, общество несет определенные потери в связи с монополизацией хозяйственной жизни.

Чтобы понять, в чем они состоят, рассмотрим изменения, которые произойдут на р ынке после его монополизации (рис. 7.22).

 

 

Рис. 7.22. Потери общественного благосостояния при монополии

 

Равновесие в условиях совершенной конкуренции достигается в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения (напомним, что кривая предельных издержек олицетворяет собой кривую предложения), в точке C, ей соответствуют равновесный объем производства Qск и равновесная цена Pcк. Потребительский излишек до монополизации представлен площадью треугольника ACPcк.

Равновесие на монополизированном рынке достигается в точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек (на рис. 7.22 точка L). Этой точке соответствуют равновесная цена монополии Pm, и равновесный выпуск Qm. Сравним показатели, Qm < Qск , а Pm >Pск, в результате монополизации отрасли производится меньше продукции, а продается она по более высокой цене, т.е. искусственно создается ситуация дефицита и общество несет потери, а монополия получает выигрыш.

Потребительский излишек после монополизации равен площади треугольника AB Pm. Как видно из рис. 7.22, потребительский излишек уменьшился на величину площади криволинейной трапеции PcкPmBC. Эта величина равна ущербу, приносимому монополией. Этот ущерб можно условно разделить на две составляющие. Первая составляющая в результате монополизации рынка переходит от покупателей к фирме – монополисту и служит источником ее прибыли (на рис. 7.21 площадь прямоугольника PcкPmBF). В данном случае ущерб наносится только потребителям.

Вторая составляющая ущерба, наносимого монополией, равна площади треугольника FBC. В данном случае потери покупателей не образуют прибыли монополии. Это чистые потери общества. На рис. 7.22 прослеживаются также чистые потери общества в результате изменения выигрыша производителя. Последний изменяется с площади PcкCK до площади PmBLK. При этом площадь треугольника FLC представляет чистые потери общества.

В сумме чистые потери потребителей и производителей составляют чистые потери общественного благосостояния в результате монополизации производства.

Как известно у монополиста цена больше предельных издержек P>MC это значит, что рынок не распределяет ресурсы в соответствии с запросами потребителей, т.е. аллокативная эффективность не достигается. Также не наблюдается производственной эффективности, поскольку P >LACmin . Из-за отсутствия конкурентов фирма не стремится к введению прогрессивных технологий, позволяющих повышать производительность и снижать долгосрочные средние издержки до минимума.

В виду рассмотренных выше негативных последствий монополизации экономики общество стремится противодействовать монополистическим тенденциям и восстанавливать конкурентную структуру рынка. Как правило, правительствами принимаются антимонопольные законы, направленные против накопления фирмами монопольной власти.

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, которое базируется на трех актах: законе Шермана (1890 г.), направленном против монополизации торговли и коммерческой деятельности; законе Клейтона (1914 г.) ограничившим горизонтальные слияния крупных фирм и деловую практику в области сбыта, законе Робинсона – Пэтмэна (1936 г.), которым был введен запрет на ограничительную практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др. К закону Клейтона в 1950 г. была принята поправка Селлера-Кефовера, уточнявшая понятие незаконного слияния и ограничивающая вертикальные слияния.

Антитрестовские законы США оказали влияние на развитие антимонопольного законодательства других стран, в том числе и современной России.

В некоторых случаях государство разрешает фирме сохранять положение монополиста, однако ставит ее деятельность под строгий контроль и регулирование. Чаще всего это относится к так называемым естественным монополиям.

Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с ростом масштаба производства, когда долгосрочные средние издержки достигают своего минимума и продолжают сохраняться на низком уровне в течение длительного времени вместе с увеличением объема выпускаемой продукции.

В отраслях естественной монополии наиболее эффективный масштаб производства товара близок или превосходит тот его объем, на который предъявляется спрос по цене, достаточной для покрытия издержек производства. Иными словами, одна фирма может целиком обеспечивать весь спрос, предъявляемый на товар. Разделение же выпуска между двумя и большим количеством предприятий приведет к тому, что масштабы производства каждого будут неэффективно малы, что приведет к росту издержек и вызовет потери у потребителей в результате роста цен.

В качестве примера можно привести такие отрасли как электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение, телефонная связь, железнодорожный, трубопроводный транспорт и т.п.

Для естественной монополии характерны, также высокие первоначальные капитальные вложения, высокие постоянные издержки. Однако, осуществив первоначальные вложения капитала, фирма далее может наращивать производство товара при незначительных дополнительных затратах, из этого следует, что у естественной монополии крайне низкие предельные издержки. Проиллюстрируем отмеченные выше особенности (рис. 7.23).

Рис. 7.23. Регулируемая естественная монополия

 

На рис. 7.23 изображены кривая отраслевого спроса D, понижающаяся кривая средних издержек (LAC) и кривая предельных издержек (MC), которая располагается ниже кривой средних издержек при всех уровнях объема производства (иначе кривая LAC начала бы повышаться после пересечения с MC). Как и для любой другой фирмы, пересечение кривых MC и MR показывает точку равновесия фирмы (точка Е). В случае нерегулируемой монополии равновесная цена Pm намного превышает издержки производителя, что создает проблему неэффективности распределения ресурсов с точки зрения общества. Поэтому государство регулирует цены на продукцию естественной монополии.

Как известно, при совершенной конкуренции P=MC, такая цена оптимальна с точки зрения общества и свидетельствует об эффективном распределении ресурсов. Однако государство не может установить цены на таком уровне, фирма в этом случае не получит дохода достаточного для покрытия совокупных издержек и закроет производство. Поскольку цена фирмы (Pm>MC) не приемлема для общества, а оптимальная цена (P=MC) не реальная для фирмы, то государство решает это противоречие, устанавливая цену на уровне средних издержек (P=AC). Выигрыш общества при этом состоит в том, что эта цена ниже, чем в случае нерегулируемой монополии. А фирма в этом случае получит доход, равный издержкам, что позволит ей получать нормальную прибыль и продолжать выпуск продукции.

Для измерения монопольной власти используют несколько показателей. Наиболее известными являются «индекс Лернера» и «индекс Херфиндаля-Хиршмана».

Индекс Лернера – это индикатор монопольной власти, он определяется по формуле:

,

где IL – индекс монопольной власти по Лернеру, Pm – монопольная цена; MC – предельные издержки; Ed – ценовая эластичность спроса.

Чем больше разрыв между Pm и MC, тем больше степень монопольной власти. Величина IL находится в интервале между 0 и 1. На рынке совершенной конкуренции для фирмы максимизирующей прибыль выполняется условие: MR=MC=P, следовательно индекс Лернера равен нулю, и фирма не обладает рыночной властью. Если IL >0, то фирма обладает властью над ценой, и чем выше этот показатель, тем сильнее эта власть.

В связи с трудностью расчета предельных издержек, часто на практике их заменяют средними издержками, тогда формула приобретает вид:

Если числитель и знаменатель умножить на Q, то получим:

Согласно показателю Лернера, высокая прибыль – признак монопольной власти.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана – показатель степени концентрации рынка. Он вычисляется путем суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли

,

где IHH – индекс Херфиндаля-Хиршмана; S1 – удельный вес самой крупной фирмы; S2 – удельный вес следующей по величине фирмы; …, Sn – удельный вес наименьшей фирмы.

В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы, значение индекса Херфиндаля-Хиршмана будет равно 10000, т.е. S1 = 100 %, а IHH = 1002 = 10000. Если в отрасли две фирмы-дуополии с равными рыночными долями (50 % у каждой), то IHH = 502+502 = 5000. В условиях приближающихся к совершенной конкуренции, например, когда в отрасли 100 одинаковых фирм и доля каждой равна 1 %, IHH = = 100.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.