Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 4: Формы внешнеэкономического сотрудничества

1. Основные формы внешнеэкономического сотрудничества

2. Международные товарные биржи и механизм их функционирования

3. Международные аукционы и их проведение

4. Международные торги и их проведение

Соотношение форм и методов внешнеэкономического сотрудничества не нашел достаточно полного и четкого отражение в современной учебной и научной литературе. Некоторые экономисты считают основными формами внешнеэкономического сотрудничества экспорт и импорт товаров. Другие добавляют к формам международной торговле международные биржи, аукционы, торги. Видами внешнеторговых операций являются: экспорт, импорт, встречная торговля.

Эксперты ООН выделяют 3 основных видов международных встречных сделок: бартерные, торговые компенсационные и промышленно-компенсационные. В свою очередь имеют множество подвидов.

В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт имеет следующие виды:

1) Вывоз товаров изготовленных в данной стране

2) Вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки заграницей с последующим возвратом

3) Реэкспорт – вывоз товаров ранее ввезенных из заграницы, включая товары, проданные на международных аукционах, товарных биржах

4) Временный вывоз заграницу национальных товаров (на выставки, ярмарки) с последующим возвратом

5) Вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также поставки в рамках транснациональных корпораций (ТНК)

Классификация импорта происходит по такому же признаку.

Особое место среди форм внешнеэкономических связей занимает торговля через международные биржи.

 

Международная биржа – это постоянно действующие оптовые рынки однородных (заменимых) товаров.



Впервые биржи возникли в Европе в 15-16 веках. С тех пор изменились их роль и функции. Тем не менее, они оказывают значительное влияние на международную торговлю (на биржах совершается более 2% торговых операций с сырьем). Кроме того, биржа является не только место заключения сделок, но и центром информации обо всем, что касается того или иного биржевого товара.

К крупнейшим мировым товарным биржам относятся: Лондонская биржа металлов, Чикагская товарная палата, чикагская товарная биржа, Нью-Йоркская товарная биржа.

Основные характеристики биржевой торговли:

1) Строго определенные правила проведения торгов

2) Открытость осуществления торговых операций

3) Наличие биржевой инфраструктуры (торговые площади, складские и офисные помещения)

4) Наличие современной коммуникативной инфраструктуры

Международная товарная биржа обслуживает не имеющие национальных границ мировые товарные рынки. Эти биржи обеспечивают свободный перевод прибылей в результате биржевых операций. На них проводятся так называемые арбитражные операции, т.е. спекулятивные сделки с целью получения прибыли на разнице котировочных цен на биржах разных стран.

Существует два основных вида сделок, которые заключаются на бирже: сделки на реальный товар и срочные (фьючерсные) сделки.

Такие признаки, как заменяемость и пригодность к стандартизации являются определяющими на биржевые товары.

В широком смысле стандарт представляет собой образец принимаемый за исходный для сопоставление с ним других подобных товаров. Конкурентные характеристики данного образца должны быть четко определены и описаны. Стандартизация используется в торговле для того, чтобы обеспечить потребителю однородность товара по качеству, размерам, весу, внешнему виду. Для этого в процессе стандартизации выделяется небольшое количество типичных сортов определенного товара. Стандартизированные товар… пользуясь только названиями и номерами сортов. Помимо качественных характеристик стандартными в биржевой торговле являются количество товара, время и место поставки.

Организация биржевой торговли

Торговля на бирже сосредоточена в операционном зале, в котором брокеры заключают сделки. Большая часть зала отведена для срочной торговли, остальная – для наличных сделок.

Сделки на срок заключаются в так называемых ямах (пиитах) или кольцах (рингах), которые предназначены для торговли одним товаром. Если оборот товара невелик, либо товар тесно взаимосвязанный – торговля осуществляется несколькими товарам в одной яме. Яма представляет собой ступенчатый шести или восьми угольник. Участники торгов располагаются на ступеньках, что облегчает визуальный контакт. В ряде случаев каждая яма может соответствовать месяцу поставки данного товара.

Время торговли, т.е. длительность биржевых сессий устанавливается руководителем биржи. На одних биржах заключение сделки во всех ямах начинается и заканчивается одновременно. Время функционирования бирж устанавливается таким образом, чтобы они могли моментально реагировать на события, происходящие на других биржах.

Операционное время начинается и заканчивается по громкому звуковому сигналу. Заключение сделок до и после сигнала категорически запрещается. Во время биржевых сессий покупатели и продавцы должны находиться в пределах аудио-визульного контакта. Согласно правилам бирж при купле и продажи названия товаров должны выкрикиваться громким голосом, чтобы все находящиеся в яме имели одинаковую возможность принимать предложения. Это, естественно приводит к сильному шуму, поэтому участники прибегают к помощи жестов для передачи своего предложения.

Сделку необходимо заключать с первым лицом, которое приняло предложение. В случае, когда предложение принимается одновременно двумя и более лицами сделка разделяется между ними. Если конечно, предметом сделки является не один контракт.

Возле каждой ямы находится ограниченное возвышение, где располагаются наблюдатели, являющиеся работниками биржи. Они следят за ценами, каждое изменение цен регулируется ими вводится в компьютер и сообщается работникам, обслуживающим таблицу цен, в операционном зале.

Заключение сделок происходит при посредничестве брокеров, которые действуют в соответствии с инструкциями, полученными от клиентов. Чаще всего инструкции передаются устно (непосредственно или по телефону), а иногда подтверждаются письменно при помощи телекса, телеграфа или телетайпа. Инструкция должна определять тип товара, количество, цену, а также срок реализации сделки. Условия содержаться в стандартных биржевых контрактах.

Цена в инструкции определяется путем установления ее верхней или нижней границы. Цель – заключение сделки в наиболее выгодный момент. В этом случае цена будет максимально приближены к котировкам данного дня. После заключения сделки каждый брокер записывает в своей карточке цену, количество, месяц поставки, тип товара, название фирмы по поручению которой осуществлена сделка, инициалы второго брокера, участвовавшего в данной сделки, т.е. сделка фиксируется дважды.

Члены биржи рассчитываются между собой не непосредственно, а через биржевой клиринг. Ежедневно брокеры предоставляют отчеты обо всех заключенных сделках и выплачивают или получают только разницу по всем операциям.

Каждая сделка, заключенная во время биржевой сессии в устной форме проверяется клерками, представляющими договаривающиеся стороны и до 12 часов следующего рабочего дня подтверждается письменным контрактом, представленным продавцом.

 

Аукционы – это международные торги, специализирующиеся на сбыте реальных товаров со строго индивидуальными свойствами. В международной торговле сложилось весьма ограниченное номенклатура товаров, продающихся с аукционов (пушнина, чай, овечья шерсть, цветы, каучук, кожа, антиквариат). Наибольшее значение имеет австралийские и новозеландские аукционы, особенно аукцион в Сиднее. Чайные аукционы проводятся в Калькуте (Индия), Джакарте (Индонезия). Важным центром международной торговли каучука является Сингапур, а пушниной – Санкт-Петербург.

Товары, продаваемые на аукционах бывают массовыми и единичными, но их общей чертой является неоднократность партий или отдельных экземпляров, т.е. их нельзя покупать без предварительного осмотра продаваемой единицы товара, он на аукционе является лотом.

Аукционы можно подразделить на регулярные и нерегулярные. Регулярные аукционы проводятся специальными аукционными фирмами в одном и том же месте один или несколько раз в год, чаще всего в традиционное для каждого аукциона время.

Нерегулярные аукционы, проводятся, когда возникает необходимость продажи товара, не полученного в установленное время со склада, либо товара, на который иным способом не удалось найти покупателя.

 

На аукционах приняты от продавцов товары сортируются в зависимости от качества по партиям (лотам). Из каждой партии отбирается образец, а лоту присваивается номер. Затем выпускается каталог, который рассылается потенциальным покупателям, прибывающим на аукцион заранее, чтобы просмотреть товар.

Торги на аукционах проводятся либо с повышением цены, либо с ее понижением. Аукционный торг с повышением цены может проводится «с голоса» или с помощью жеста. В первом случае аукционист объявляет номер лота и называет начальную цену, спрашивая кто больше. Покупатели повышают цену на величину не ниже минимальной надбавки, если очередное повышение цены не предлагается, то после трехкратного вопроса «Кто больше?» лот считается проданным тому, кто назвал предыдущую цену. При негласном торге покупатели подают аукционисту знаки о согласии повысить цену на заранее установленную надбавку, аукционист объявляя новую цену не называет покупателя.

На аукционе с понижением цены аукционист понижает цену, на заранее установленные скидки лот приобретает покупатель, который первым скажет «Да».

Смысл аукционной торговли заключается в том, что проведение аукционов позволяет продавать значительное количество товаров в короткий период, определять спрос рынка в данный момент.

Уровень цен и тактика продаж обсуждаются перед каждым аукционом за один-два дня до начала торгов. Очередность продажи товаров определяется фирмой-аукцинатором. Покупателем считается тот, кто предложил самую высокую цену, а лот – проданным, после удара молотка. По окончании торгов бухгалтерия и валютно-финансовый отдел производят оформление всех необходимых документов. Страницы каталога с проданными товарами направляются в бухгалтерию, где покупателю выписывается счет и спецификация, в которую вносятся все номера лотов, которые он купил на аукционе.

Валютно-финансовые условия на каждом аукционе разные: на Санкт-Петербургском аукционе не требуют доказательства кредитоспособности покупателя, что свидетельствует об одинаковой степени доверия ко всем контрагентам и подчеркивает солидность организаторов пушного аукционов.

Платеж за купленный товар должен производится в СКВ по курсу на день предшествующему дню платежа. Расчет производится телеграфным переводом или безотзывным аккредитивом.

Одним из распространенных способов современной торговли машинами и оборудованием является размещение заказов через международные торги.

Торги – это метод заключения договоров купли-продажи или подряда, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (подрядчиков) на товар заранее определенными технико-экономическими характеристиками и после сравнения полученных предложений подписывает контракт купли-продажи или договор подряда с тем продавцом, который предложил наиболее выгодные для покупателя условия.

Посредством торгов закупается различное оборудование, автомобили, приборы, лабораторная аппаратура. Широко распространены торги на строительство «под ключ» предприятий, электростанций, линий электропередач, железных и автомобильных дорог.

Современная международная торговля применяется несколько видов торгов, различающихся между собой способами привлечения участников и гласностью результатов.

Открытые торги – в них могут принимать участие все желающие, проводятся при размещении заказов на относительно не сложное оборудование и услуги. Открытые торги с предварительной квалификацией проводятся в два тура: в первом туре принимают участие все желающие, они представляют в тендерные комитеты материалы, подтверждающие их компетентность и опыт в выполни подобных заказов. В материалах перечисляются объекты в сооружении которых они принимали участие, приводятся отзывы покупателей и заказчиков, производится отбор фирм – переквалификация. В котором туре участвуют только фирмы, отобранные тендерным комитетом на основе анализа представленных материалов.

Обычно в открытых и переквалификационных торгах принимают участие до нескольких десятков фирм. Объявление о проведении открытых торгов публикуются покупателями (заказчиками) в газетах или специализированных журналах, поэтому часто торги называют публичными. О крупных торгах объявляется за 2-4 и более месяца до дня проведения, об обычных – за 1-1,5 месяца. О небольших иногда за 20 дней. В объявлениях об открытых торгах коротко сообщаются только основные сведения: название организации, проводящей торги, номер тендера, наименование, характер и количество закупаемого оборудования, порядок и срок представления предложений, адрес, по которому можно получить все необходимые сведения.

Иногда объявления носят чисто формальный характер, а их публикации делаются с большим опозданием. Это происходит в тех случаях, когда все условия торгов заранее сообщаются одной или двум фирмам, уже поставлявшим аналогичное оборудование. С ними предполагается заключить новый контракт, официально оформив его через торги. В день закрытия торгов в присутствии всех участников руководители тендерных комитетов вскрывают пакеты с предложениями, называют фирмы или составы консорциумов, подавших предложения, а также объявляют предложенные участниками цены. Такие торги называют гласными. При гласных торгах решения тендерных комитетов о передачи заказов победителям, а также информация о приведенных ценах публикуется в печати.

Закрытые торги – приглашение к участию в таких торгах рассылается устроителями наиболее известным поставщикам и подрядчикам, имеющим достаточно высокий авторитет на мировом рынке. Закрытые торги обычно проводятся на поставки хуев, дорогостоящего современного оборудования с высокими техническими характеристиками и на сложные подрядные работы, требующие высокой квалификации. Тендерные комитеты не производят публичного вскрытия предложений и не объявляют ни состава участников, ни предложенных ими условий. Решение о передаче заказов также не публикуется, а сообщается победителям в конфиденциальной форме. Такие торги являются негласными и их часто называют тендерами.

Единичные торги – осуществляются только при наличии одного оферента или в случаях, когда заключение обычного контракта затруднено какими либо обстоятельствами. Покупатели, принявшие решение о размещении заказов через торги создают тендерные комитеты, в состав которых входят технические и коммерческие эксперты, представители администрации. Председателями тендерных комитетов обычно называются руководители организаций, производящих закупки. Тендерные комитеты осуществляют всю организационную работу по проведению торгов, они публикуют объявления о торгах, распространяют их условия между участниками, анализируют представленные предложения и выносят предложения о передачи заказов. Продавцы принявшие решения об участии в объявленных торгах, продавцы выкупают их условия у тендерных комитетов. Стоимость торгов составляют условную от десятков до нескольких сотен долларов, не покрывающих затрат на их разработку. Последнее время на много увеличивается, чтобы отсечь от участия в торгах мелкие фирмы. Выкуп условий торгов не накладывает никаких обязательств ни на продавцов, ни на покупателей. Условия торгов обычно состоят из двух частей:

1) Общие части, которые не редко аналогичны для многих видов оборудования, закупаемого через торги в данной стране

2) Специальной части, содержащей все необходимые сведения о данном конкретном виде оборудования

В условиях торгов, кроме номера, места, дня и часа их открытия и закрытия указывается наименование и количество оборудование, характер объекта намечаемого к строительству, его мощность и производительность; все основные технико-экономические характеристики и сведения о том, что какая дополнительная техническая и пояснительная документация должна прилагаться к приложению; основные коммерческие и технические условия, в том числе сроки поставки, условия платежа, и внесение гарантийных залогов, базисное условие поставки, способ фиксации цены; условия арбитража, штрафы, гарантии, возможность или невозможность представления альтернативных предложений и требований, связанных с техническим обслуживанием оборудования.

Одновременно с подачей предложения фирмы афференты вносят гарантийный залог, размер и порядок взноса который заранее обусловленный. Принятие решений и присуждение заказа происходят через определенный период, победа присуждается фирме, предложившей либо самые низкие цены, либо более выгодные условия.


 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.