Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Системы стратегического уровня.

Тема 1. Основные инф-е сист-ы, исполь-е в орг-х.

Сферы деятель-и п/п и ИС.

В орг-и присутствует так наз. информ. менедж-т, в задачи кот. входят поставка нужной инф-и в нужное время и в нужное место.

Он включает в себя планир-е, орг-ию, кород-ю и контроль информ-х процессов п/п.

Объектами явл-ся инф-ые сист-ы орг-ии и подразделений: сами эти подразделения и партнеры орг-ии по кооперации. При этом используют инструменты поиска инф-ии, обработки и ее распределения.

В совр. орган-х есть 4 уровня управления:

1) стратег-й

2) управл-й

3) информ-й

4) операц-й

Совр-е ИС способны обеспечивать как (4), так и (2) и (1) уровни.

В зависимости от уровня управ-я орг-ии использ-т след-е основные 6 типов ИС:

1) на операц-м ур-не: сист-ы обработки транзакций(СОТ);

2) на информац. ур-не: офисные системы;

3) на упр-м ур-не: управ-е сист-ы (УИС) и сист-ы поддержки принятия решений (СППР);

4) на стратег-м ур-не: с-мы поддержки принятия стратег-х решений (СППСР).

В ИС орг-ии принято выделять подсистемы 3-х ур-ей:

1) Front-office (верхний ур-нь). Это подс-мы, обеспеч-е взаимодействие орг-ии с внешним миром. В них осущ-ся ввод первичной внешней инф-ии взаимодействия с клиентами и др. орг-ми.

2) Back-office(средний ур-нь). Это подс-мы, обеспеч-е общехоз-ю деят-ть в орг-ии (# работа с кредитами в КБ).

3) Accounting(нижний ур-нь). Это подс-мы, обесп-е своевременное и корректное отражение деят-ти орг-ии в рамках существ-х стандартных процедур.

Обычно в орг-ии для каждой функц-й области сущест-ют сист-ы разл. ур-й. # Торговый отдел может иметь собственную сист-у опер-го ур-ня для записи данных по дневным продажам и обработки заказов.

Сист-а упр-го ур-ня отслеживает месячные объёмы продаж в разл-х регионах и сообщ-т об их изменениях;



Сист-у управ-я знаниями помогают разрабатывать планы по продвижению товаров фирмы;

Секретарь может пользоваться инф-ей из управ-й сист-ы, а менеджер среднего звена может обратиться за справкой к сист-е обработки транзакций.

 

Системы операционного уровня.

Помогают контрол-ть все элементарные действия и транзакции внутри орг-ии.

Основные цели таких сист-м – решение рутинных задач и выполнение всех транзакций внутри компании.

Транзакция –это неделимая послед-ть опер-й (действий), кот-е представляют собой логические единицы работы с данными.

Она м.б. выполнена целиком и успешно, соблюдая целостность данных, и независимо от др. транзакций либо не выполнена вообще и тогда она не произвести никакого эффекта.

Системы обработки транзакций (СОТ) TPS – это комплексные сис-ы, выполн-е и регистрирующие все технические стандартные (рутинные) операц-е процедуры, необх-е для нормального функционирования орг-й.

В процессе обработки транзакций создается история транзакций. Это основные бизнес-системы, работающие на опер-м ур-не. Зачастую они явл-ся стержневыми структурами компаний, поскольку малейший сбой в их работе может привести к серьезным нарушениям в деят-ти орг-ии.

К подобным системам, #, относятся:

1) сис-ы маркетинга продаж (на ур-не обработки заказов на продажи, оценки комиссионных с продаж);

2) произв-е сис-ы (на ур-не календарного планирования, учёта заказов на приобретение, контроля качества и т.д.);

3) бух. сис-ы ( главн. книга, учёт дебиторов и кредиторов, затрат и т.д.);

4) сист-ы управл-я персоналом (учёт карьерного роста, записем о сотрудниках и т.д.)

На операц-го ур-ня все цели, задачи и ресурсы предопределены заранее и структурированы полностью. Система обработки транзакции – это основные поставщики инф-и для других систем.

 

Системы информационного уровня.

Поддерживают данные и знания орг-ии и использование их сотрудников.

Подобные системы наиболее распространены. Они включают сист-ы работы со знаниями и офисные сист-ы.

Сист-ы работы со знаниями (СРСЗ <-> KWS) – это ИС, помогающие в получении и распространении новых знаний внутри орг-ии.

Они позволяют создавать новые знания и проводить всесторонние технические экспертизы. # это сист-а проектирования.

Офисные системы– предназначены для увеличения эффективности …….

# это текстовые процессы, сист-ы элект-й почты и др.

В данном случае сотрудники работают с готовой инф-й, не создавая новой. Такие сист-ы помогают корд-ть работу сотрудников в разл-х географич-х и функционал-х областях, помогают осущ-ть связь с потребителями, поставщиками и др. орг-ми.

Они обеспечивают графическую обработку док-в, конвертирование их в цифровой формат и др.

 

Системы управленческого ур-ня.

Предпочтены для мониторинга, контроля, оказания помощи в принятии решений, а также выполнения администр-х функ-й менеджерами среднего звена.

Включают в себя:

1) Управлен-е ИС (УИС <-> MIS)

2) сист-ы поддержки принятия решений (СППР<-> DSS)

УИС – этосист-ы, кот-е обеспечивают функции планирования, контроля и оказывают помощь при принятии решений путём представления требуемой менеджером инф-ии в виде отчётов.

Они представляют менеджерам постоянный доступ к инф-ии о текущем состоянии дел п/п. Обычно обрабатывают инф-ю о внутр-х и внешних событиях., при этом они получают данные от систем операционного ур-ня. Такие сис-ы необходимы менеджерам, # когда их интересуют не ежедневные, а недельные, месячные годовые результаты деят-ти предприятия.

УИС позволяют получать ответы на вопросы, сформул-ые заблаговременно с применением стандартных алгоритмов.Эти сис-ы не гибкие и обладают очень ограниченными аналитическими возможностями.

СППР– это сис-ы, кот-е помогают менеджерам принимать решения в исключительных, изменяющихся и непредсказуемых ситуациях. Они предназначены для помощи в решении проблем, кот-е нельзя определить заблаговременно. Зачастую для получения доп-й инф-ии они ипольз-т внешние источники.

СППР обладают большими аналит-ми возмож-ми. В них реализуется множ-во моделей анализа данных. Кроме этого, они ориентированы на обработку инф-ии большого объёма и способны придавать ей форму удобную для человека.

Это интерактивные сис-ы, при работе с кот-ми пользователь может произвольно изменять исходные условия, формулировать разнообр-е вопросы и добавлять в сис-у новые данные.

Различают СППР:1) на моделях; 2) на данных.

СППР на моделяхоказывают помощь в принятии решений на основе статистич-х, балансовых и оптимизац-х моделей.

При составлении бизнес-плана и планир-ий, выполнение сложной послед-ти работы применяются модели основанные на графах.

Главная задача таких сис-м – предложение вариантов решения на базе прогнозных оценок, полученных на основе анализа уже имевшей место в деят-ти.

СППР на данныхвыполняют оперативную работу актуальных данных. Такие системы реализуют хранилища и онлайновые сис-ы обработки данных (OLAP). Кроме этого к ним отн-ся географ-е информ-е сис-ы (ГИС), помогающие принимать решения на основании данных о территориальном распределении эконом-х объектов.

К этой же группе отн-ся и сис-ы выявл-я зависимостей в данных (Data Mining).

 

Системы стратегического уровня.

Такие системы ещё называют системами стратегического планирования или системами поддержки принятия стратег-х решений (СППСР <-> ESS).

Такие системы предназначены для сотрудников высшего ур-ня управления при решении стратег-х задач (# задач долгосрочного планирования). Они помогают принимать нестандартные решения и обладают разнообразными графич-ми и коммуник-ми возможностями.

Они формируют общую, компьютерную, вычислительную и коммуникац-ю среду, гораздо более богатую возможностями, чем др. подсистемы.

Они разрабатываются т.о. чтобы могли группировать данные о внешних событиях (изменения в налоговом законодательстве, появление новых конкурентов, изменения цен на рынке и т.п.), и получать агрегированные данные от внутренних подсистем п/п.

Они отфильтровывают, концентрируют и отслеживают все критические значения данных, позволяя сократить усилия и время для получения инф-ии полезной для руков-й.

Такие сис-ы включают в себя наиболее совершенные графич-е программы и могут предоставлять графики, диаграммы и схемы из различных источников непосредственно высшему руководству.

В отличие от др. подсистем, СППСР не проектируется для решения каких-либо опред-х проблем. Вместо этого такие сис-ы предоставляют в распоряжении пользователей вычислительные и коммун-е инструменты и мощности, кот-е м.б. для ответов на мн-во разл-х вопросов.

В отличии от СППР, кот-е обладают серьёзными аналитическими возможностями, эти сис-ы не содержат ы себе сложных процедур анализа инф-ии. Типичная СППРС состоит из отдельных рабочих станций, отображающих меню, интерактивные графич-е элементы и коммуникац-е ср-ва, используя кот-е пользователи могут получать ретроспективные и сравнительные данные как из внутренних информационных подсистем, так и из внешних баз данных.

Поскольку пользователи таких сис-м явл-ся в основном представители высшего ур-ня управления, кот-е не всегда имеют опыт работы на компьютере, то эти сис-ы обладают простым и дружественным интерфейсом.

Среди СППР различают:1) Системы поддержки рук-ва (СПР <->ESS); 2)Стратегические информационные системы (СИС <-> SIS)

Системы подд-ки рук-ва (СПР)предназначена для поддержки принятия решений высшим руководством орг-ии. Такая сис-а существенно зависит от стиля принятия решений, подготовки решений и формируется из соотв-х блоков, кот-е обеспечивают как подготовку, так и принятие оперативных решений высшим рук-ом в рамках принятого регламента (ежедневная утренняя информ-я, инф-я к оперативным заседаниям, к заседаниям спец-х комитетов или совета директоров и т.п.).

Стратег-е инф-е сис-ы (СИС)используется высшим руководством для решения неструктурных и плохо структурированных задач, позволяющих предвидеть будущее развитие компании и её подразделений. Позволяют решать задачи стратегического планирования и контроля за достижением стратег-х целей, принятых ранее, т.е. задачи, требующие регулярного решения.

Подобные системы обеспечивают:

1) Связь стратег-го планир-я и моделир-я с операт-м планир-м и бюджетир-м;

2) Сбалансир-ю систему оценок и мониторинг эффективности стратегии компании на основе ключевых показ-й;

3) автоматич-й сбор внешней и внутренней инф-ии, необходимой для принятия решений.

 

Принятие решений и ИС

Влияние на принятие решений явл-ся одной из основных проблем для разработчиков ИС.

Принятие стратег-х решений включает в себя опред-е долгосроч-х целей, планир-е ресурсов и политика орг-ии.

Принятие решений в процессе контроля на управ-м уровне заключается в оценке эффект-ти использования ресурсов и производ-ти структурных подразделений компании.

Оперативныйконтроль предполагает принятие решений о выполнении конкретных заданий, с формулир-х на среднем и высшем ур-ях. Определение критериев их выполнения, а также распределение ресурсов.

Принятие решений на инфор-м ур-не – это оценка новых идей, касающихся товаров и услуг, новых знаний и способов распределения инф-ии в нутрии организ-ии.

На разных уровнях управления решаются задачи разного типа. Различают 3 типа задач,для которых создаются ИС:

1. структурированные (формализованные)

2. неструктурированные (неформал-е)

3. слабо структурир-е (частично формиро-е)

Структурированные– повседневные задачи, решаемые регулярно, для кот-х сущесвуют стандартные процедуры. Для такой задачи известны все её элементы и взаимосвязи между ними. Она м.б. выражена в форме моделей, имеющих точный алгоритм решения.

Такие задачи обычно решаются многократно и они носят рутинный характер.

Целью использования ИС для решения структур=х задач явл-ся полная автоматизация их решения.

Неструктурированные– требуют правильного определения проблемы и нахождения способов оценки кач-ва её решения.

Это нестандартные задачи, общепринятой процедуры решения кот-х не существует. Для такой задачи нет точного описания и алгоритма её решения. Решение в таких случаях принимается человеком исходя из эвристических соображений на основе своего опыта и косвенной инф-ии из разных источников.

Слабо структурированные– задачи, для которых только часть проблемы поддается решению стандартными методами и с помощью формализованных процедур.

На оперативном уровне обычно решаются структурированные задачи. Планировщикам, как правило, приходится решать проблемы, не имеющие точной структуры.

Обычно каждый ур-нь орг-ии нуждается как в структурных, так и неструктурных решениях.

 

Интегрированные ИС

Компоненты ИС, работающей на разных организационных ур-ях, в одной орг-ии, связанные м/у собой. Стс-ы операционного уровня явл-ся основным источником данных для других подсистем, а сис-ы СППСР обычно только получают инф-у от других подсистем.

Очевидно, что необходимо обеспечить интеграцию разл-х компонент ИС, чтобы инф-я могла беспрепятственно распрост-ся между всеми службами и подразд-й.

Интеграция ИС предп-т комлексное использование однократно вводимых ы силу данных для решения разл-х взаимосвяз-х задач. При этом формир-ся единые требования к формам и методам хранения, передачи и представления инф-и, а также опред-ся единый стандарт инф-х процессов.

Интегрированные ИС – это ИС, действующие на основе объединённой информационной технологической платформы в рамках единого стандарта обмена данными, поддерживающие информ-е процессы для обеспечения функциональных подсистем компании. Интегр-е ИС обладают очень важным свойчтвом масштабируемости.

Масштабируемость– способность ИС наращивать кол-во разнообразных пользователей, имеющих возможность одновременного доступа к системе.

По этому параметру обычно выделяют категории ИС:

1)Локальный ИС – с-мы с небольшими функциональными возможностями для несколких пользователей и малых п/п, кот-е могут работать на персонал-х компь-х, даже без доступа к сети.

2) Малые интегрированные с-мы– охватывают большее кол-во функций и их внедрениетребует спец-х консультантов. Это сетевые с-мы, обычно ориентированные на небольшие п/п. # 1С пред-я; Парус.

3)Средние интегр-е с-мы– охватывают большое кол-во функций и пользователей. Имеют сложное и дорогое внедрение под руков-м консультантов. # BAAN, Axapta, Navision

4) Крупные интегр-е с-мы – (ERP-системы)

# SAP, Oracle/






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.