Средства автоматизации проектирования ИС (CASE-средства) В настоящее время существ-т класс программно-технологич-х средств, используемых для автоматизации создания и сопровождения автоматизиров-х ИС. Они наз-ся CASE-средствами.
Под эти термином понимают программные средства, поддерживающие процессы создания и сопровождения автоматизир. ИС, включая анализ и формулировку требований проектирования прикладного ПО и БД, генерации программного кода, тестирование, документирование, обеспеч-е кач-ва, управ-е проектом, а также другие процессы.
Разработчик с их помощью описывает предмет-ю область. Входящие в неё объекты и их св-ва, связи м/у объектами и св-ва этих связей. В рез-те формируется модель, описывающая основные участки сис-мы, их полномочия, потоки фин-х и иных документов м/у ними.
В ходе описания создаётся электронная версия проекта, которая оперативно передаётся для согласования всем участникам проекта как рабочая документация.
В основе CASE-технологии лежит процесс выявления функций отдел-х элементов систем и инф-х потоков. Каждое рабочее место описывается как технологич модуль в котором происходит преобраз-е инф-ии. Каждому модулю устанавлив-ся механизм, в соотв-ии с которым он изменяет находящимся в нём данных и ф-ии в зависим-ти от управляющих параметров и инф-ии, полученных от оператора или других модулей.
Для связанных м/у собой функциональных блоков устанавлив-т механизм, описывающий правила их взаимодействия.
В конечном итоге составляется полная модель сис-мы, которая может быть рассчитана на бумаге с внесением с внесением всех необходимых пояснений и классификаций.
СASE-средства облад-т особенностями:
1) Мощные графич ср-ва для описания и документирования
2) Интеграция отдельных компонент CASE-средств
3) Использование организационного хранилища проектных метаданных
Основой CASE-средств является репозитарий, который выполняет след-е функции:
1) Хранение версий проекта и его отдельных компонент
2) Синхронизация поступления инф-ии от различных от различных разработчиков при групповой разработке
3) Контроль метаданных на полноту и непротиворечивость
Все соврем-е CASE-средства м. б. классифицированы по типам и категориям. Классификация по типам отражает функциональную ориентацию CASE -средств на процессы жизненного цикла ИС:
1) Ср-ва построения и анализа моделей предметной области
2) Ср-ва анализа и проектирования сис-мы. Результатом таких средств являются спецификации компонентов и интерфейсов сис-мы, алгоритмов и структур данных
3) Ср-ва проектирования БД, обеспечивающая моделирование данных и генерацию схем БД
4) Ср-ва разработки приложений
5) Ср-ва, обеспечивающие анализ программных кодов и схем БД
Классификация по категориям определяет степень интегрированности по выполненным функциям:
1) Локальные ср-ва, решающие небольшие автономные задачи
2) Частично интегрированне ср-ва охватывают часть этапов жизненнго цикла сис-мы
3) Полностью интегрированные ср-ва, поддерживающие весь жизненный цикл ИС и связанные общим репозитарием
В наст-ее время на рос-м рынке представлены разнообразные CASE средства из которых наиболее развитыми являются яв-ся Oracle Designer, Case Аналитик и тд.
Тема 4. Информационная инфраструктура и службы
Информационная инфраструктура- форма, которую инф-е технологии принимают в отдельной фирме, напрвленная на достижение поставленных этой фирмой целей и выполнения специфич-х функций. Она должна ссответствовать инфраструктуре и архетиктуре организации.
Архетиктура орг-ии- некоторая концепция, определяющая:
- что и как делает организация (миссия, цели)
- на какие части она распадается(св-ва элементов)
- где они размещены (структура организ-ии)
- как эти части взаимодействуют
Для построения архитектуры орг-ии необходима определённая инфраструктура орг-ии
Инфрастр-ра орг-ии - комплекс взаимосвязанных обслуживающих … и обеспечивающих основу для решения к-либо проблем. Это набор средств реализации архитектуры.
Также как и для архитектуры для инфраструктуры хар-но описание инфраструктур нижнего ур-ня иерархии.
Описание архитектуры и инфраструктуры орг-ии составляет метамодель организации. Такая матемодель – это наиболее общее и всестороннее представление организации как единой сис-мы, краткосрочные и долгосрочные цели ведения деятельности, определённые миссией и стратегией.
Формальная организац-я единица, ответственная за функционир-е ИС занимается обслуживанием комп. оборудования, устройств хранения данных и сетей и состоит из таких специалистов , как программисты, системные аналитики, менеджеры ИС и тд
Руков-ль такой службы должен:
- управлять службой ИС
- быть способным создать надёжную масштабируемую инфраструктуру ИС
- Добиваться уменьш-я затрат и говорить на понятном для бизнес руков-ва языке
- хорошо разбираться в стратегии, знать новые технологии
Программисты – это специалисты в обл-ти программир-я, создающте или сопровождающие программные ср-ва
Системные аналитики осуществл-т основную связь м/у работниками, сопровождающими ИС, и остальной частью организации
Менеджеры ИС осуществл-т руков-во отдельными группами внутри информац службы. Они управл-т разработкой проектов, системами телекоммуникаций, возглавляют группы разработки и обслуживания ИС, управляют вычислительными работами.
Внешние специалисты:
-поставщики оборудования
-производители ПО
-консультанты
Большую часть персонала инф-й службы составляют системные аналитики, специалисты по комп-м сетям.
Информацонно-технологическая инфраструктура включает в себя:
1) Инфраструктура данных. Включает в себя:
- специальным образом организов-е и взаимосвяз-е данные(файлы, БД, хранилища данных)
-СУБД и сис-ма управления хранилища данных
- Докум-ты, регламентирующие доступ к данным и работу с ними
2) Техническая инфраструктура, которую составляют различные аппаратные средства вычислит техники и коммуникац-е ресурсы
3) Программная инфраструктура включает:
- системные ПО (операционные системы, системные тесты, утилиты и тд)
- прикладные ПО (типовые и специализированные)
Модели сетевой инфраструктуры:
1) Локальные вычислит сети в центре и в филиалах, м/у которыми отсутствует автоматизир обмен данными.
2) Локальные вычислит-е сети в центре и в филиалах, м/у которыми осуществляется автоматизир обмен данными
3) Общекорпоративная сеть, защищённая от постороннего доступа и объединяющая филиалы с корпоративным центром
Модели вычислительной инфраструктуры:
1) Децентрализованная инфраструктура, при которой отсутствует единый механизм автоматизированного обмена данными м/у подразделениями и корпоративным центром
2) Ценрализованная инфраструктура. Имеется единый вычислит центр с общекорпоративным хранилищем данных и доступом в режиме онлайн для всех пользователей
3) Распределённая инфрастр-ра, при которой имеется неск-ко интегрированных м/у собой вычислит центров
4) Гибридные модели(ценрализованно-распределительная инфраструктура)
Тема 5. OLTP-системы
Это системы работы с БД и способ организ-ии БД, при котором сис-ма работает в режиме реального времени с небольшими по размерам транзакциями, но идущие большим потоком. При этом пользователям требуется от сис-мы max быстрое время ответа.
Такие сис-мы автоматизируют структурированные повтаряющиеся задачи обработки данных. Показат-м эф-ти является количество транзакций, выполняемых за 1 секунду. Аналитические возможности таких систем ограничены или вообще отсутствуют.
OLTP системы исп-т для того, чтобы оеспечивать повседневную деятельность п/п и опираются на актуальные для текущего момента данные.
Такие сис-мы обеспечивают сбор и регистрацию исходных данных, их хранение, поиск, выдачу справок и отчётных материалов. Они обрабатывают запросы типа сколько? Где? И т.п.
Такие системы из постоянно обновляемых бах данных. Обычно такие системы распространяются как автономные программные продукты и могут иметь средства информ-го обмена с внешними БД.
OLTP-системы характериз-ся след-ми особенностями:
1) Алгоритмическая простота
2) Высокие адаптационные возможности
3) Ориентация на большое количество и территориальную распределённость мест сбора исходных данных
4) Поддержка большого кол-ва пользователей
5) Высокие требования, достоверность вводимых данных.
6) Невысокий уровень требований, предъявляемых к компьют. классификации пользователей
7) Малое время отклика на запрос
8) Ориентация на короткие запросы
9) Участие в запросах небольшого колич-ва элементов БД
Тема 6. Хранилище данных
Хранилище данных – это предметно-ориентированная информационная корпоративная база большого объема, специально разработанная и предназначенная для сбора и предварительной обработки данных с целью предоставления результирующей инф-ии пользователям для подготовки отчётов, статистического анализа.
Строится на базе архитектуры клиент-сервер и программ ППР(поддержки принятия решений). Хранилища данных создаются для решения задач, анализа, прогнозирования и планирования, связанных с поддержкой принятия решений. Данные в хранилище представляют собой пополняемый набор единой для всего п/п и позволяющий восстановить картину его деят-ти на любой момент времени.
Структура данных проектируется таким образом, чтобы выполнение запросов выполнялось максимально эффективно.
К хранилищам данных предъявляют след-е требования:
1) Поддержка высокой скорости получения данных из хранилища
2) Возможность получения “срезов” данных
3) Наличие удобных утилит просмотра данных
4) Поддержка внутренней непротиворечивости данных
5) Полнота и достоверность данных
6) Поддержка процессов пополнения данных
Для реализации хранилища данных обычно исп-т неск-ко компонент. Один из которых предст-т собой средства хранения данных, другие-средства их извлечения и просмотра, третьи-средства их пополнения
Хранилище данных отличается от обычной БД след-ми особенностями:
1) данные, поступающие в хранилище данных становится доступным только для чтения
2) …изменениям в процессе работы пользователей, а хранилище данных относительно стабильно. Данные в нём обновляются согласно расписанию.
3) данные находящиеся в хранилище предназначены не для повседневной работе как в обычных БД, а для обеспечения принятия решений
Источниками данных могут быть традиционные сис-мы сбора и регистрации данных, отдельные документы, наборы данных и др.
Принципы организации хранилища:
1) Проблемно-предметная ориентация. Данные объединяются в категории и хранятся в соответствии с областями которые они описывают, а не с приложениями которые их используют
2) Интегрированность. Данные объединяются так чтобы они удовлетворяли всем требованиям п/п в целом, а не какой либо функции бизнеса или какого либо БП
3) Некорректируемость. Данные в хранилище не создаются, они поступают из различных источников, не корректируются и не удаляются
4) Зависимость от времени. Данные в хранилище точны и корректны только в том случае, когда они привязаны к какому либо промежутку или моменту времени
Основными процессами работы с данными в хранилище является:
1) Загрузка (размещение данных в хр. д. путём добавления новых фактов)
2) Преобразование (подготовка инф-ии к хранилищу … форме для реализации запросов в будущем)
3) Извлечение (перемещение инф-ии от источников данных в отдельную инф базу и приведение их к единому формату)
4) Анализ (OLAP, DataMining)
5) Предоставление результатов анализа
Тема 7. OLAP-технология
OLAP-это совокупность концепций принципов и требований, лежащих в основе программных продуктов, облегчающий аналитикам доступ к данным.
|