Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Поставьте ударения в изучаемых словах (в разных формах этого слова).

Учебно-методическое пособие по русскому языку как иностранному

Часть 1

У карты Беларуси. Государственные языки.

Территория. Рельеф. Климат.

Культурные коннотации

 

ФОТО!

 

Минск


Е.А. Воронцова, Л.Ф. Гербик

 

 

О БЕЛАРУСИ И БЕЛОРУСАХ

Учебно-методическое пособие

По русскому языку как иностранному

(в двух частях)

Часть 1

У карты Беларуси.

Государственные языки.

Территория. Рельеф. Климат.

Культурные коннотации

 

Рекомендовано учебно-методическим объединением

по гуманитарному образованию в качестве

учебно-методического пособия для иностранных студентов

 

Минск

«Витпостер»

2015

Рецензенты:

 

 

доцент И.Э. Федотова

кандидат филологических наук доцент И. В. Савицкая,

кандидат филологических наук доцент Е.А. Тихомирова

 

Воронцова Е.А., Гербик Л.Ф. О Беларуси и белорусах: учеб.-метод. пособие по рус. яз. как иностранному (в 2 ч., Ч. 10) / Е. А. Воронцова, Л.Ф. Гербик. – Минск: Витпостер, 2015. – 156 с.

Данное учебное пособие предназначено для работы с иностранными учащимися по курсу РКИ (страноведческий аспект на продвинутом этапе обучения). В пособие включены задания разных уровней сложности. Для изучения предлагаются специальные учебные и аутентичные тексты (стихи, песни, фольклорные материалы). В пособии отражён язык живого общения. Экстралингвистически ценный материал способствует решению задачи адаптации учащихся к новой этно- и социокультурной среде.


СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.. 5

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА.. 6

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ.. 8

КАРТА БЕЛАРУСИ.. 9



УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ИЗУЧАЮЩЕГО ЧТЕНИЯ: ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-МИНИМУМ, ЗАДАНИЯ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (Л.Ф. Гербик) 10

У КАРТЫ БЕЛАРУСИ.. 11

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ.. 30

ПУТЕШЕСТВИЯ, ТРАНСПОРТ.. 45

ТЕРРИТОРИЯ, РЕЛЬЕФ, ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА.. 65

ЛЕСА БЕЛАРУСИ.. 79

ВРЕМЕНА ГОДА, КЛИМАТ.. 88

РАСТЕНИЯ.. 104

ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ... 111

СИМВОЛЫ И СУВЕНИРЫ: АИСТ, ЗУБР. СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ ЦВЕТОВ. МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ 116

ТЕКСТЫ ДЛЯ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ (Е.А. Воронцова) 125

СИНЕОКАЯ БЕЛАРУСЬ, КРАЙ ЛЕСОВ И ПОЛЕЙ.. 127

Черника. 129

История зубра. 130

Бобры.. 131

Белка. 133

Верный друг человека. 134

Озеро Нарочь. 135

Легенда об озере Нарочь. 136

Кто в доме хозяин?. 137

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ: КУЛЬТУРНЫЕ КОННОТАЦИИ (Л.Ф.Гербик) 139

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАТЫ (Е.А.Воронцова) 145

СЛОВАРНАЯ КАРТА.. 154

 


ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

 

Дорогие друзья! Русский язык вы изучаете в Беларуси, где приняты два государственных языка – белорусский и русский. В учебно-методическое пособие «О Беларуси и белорусах» мы включили произведения как на русском, так и на белорусском языке, потому что знаем из опыта своей работы: студенты-иностранцы нередко просят преподавателей почитать стихи на белорусском языке, рассказать об особенностях белорусского языка, сравнить его с русским языком. Русский язык в Беларуси широко распространён. Наши страны – Беларусь и Россия – близки исторически и географически. В Беларуси и в средней полосе России одинаковые или почти одинаковые природные и климатические условия, деревья, цветы, животные. Эта близость ощущается и в фольклоре; у нас сходные (а иногда одни и те же) природные образы, фольклорные персонажи.

Мы предлагаем вам познакомиться с белорусскими и русскими пословицами, поговорками, скороговорками. Обращаясь к фольклорным произведениям, можно лучше понять культуру народа.

В начале нашего пособия мы поместили карту Беларуси, а заключительные страницы книги вы сможете написать самостоятельно, составив словарную карту, которая раскрывает для вас понятие Беларусь.

Во все темы включены разделы Беседа о Беларуси и Беседа о родной стране. Диалог культур ведёт к взаимопониманию. Мы надеемся, что рассказы о родине помогут вам наладить личные и профессиональные связи в Беларуси, найти здесь новых интересных друзей. По нескольким темам мы предлагаем вам попробовать себя в проектной деятельности – подготовить презентации страноведческого материала.

В учебно-методическом пособии содержатся также Поэтические странички. Чтение стихов, разучивание и исполнение песен поможет вам лучше понять, почувствовать ритмику и мелодику языка. Надеемся, что стихи и песни вам понравятся и некоторые из них вы выучите наизусть.

Благодарим С.Н. Дворецкую, которая сделала ценные замечания по содержанию учебно-методического пособия, и С.С. Маевского, который значительно улучшил компьютерное оформление книги.

 

 

Авторы


МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

Работа по учебному пособию, выполнение заданий в рабочей тетради. В учебное пособие включены задания разных уровней сложности. Учитывается, что в группах занимаются студенты с различным уровнем начальной языковой подготовки, но работа на занятиях должна быть интересной и полезной для всех. Одни задания предназначены для закрепления уже полученных знаний, другие – для расширения словарного запаса, для более полного формирования языковой компетенции.

Письменные задания равномерно распределены между учебным пособием и рабочей тетрадью; их можно выполнять как на занятии, так и в качестве домашнего задания.

В ряде случаев предполагается обращение к интернет-источникам. Это задания на аудирование (разучивание стихов, песен), задания по подбору иллюстративного видеоряда по изучаемой теме.

Задания уроков сгруппированы в блоки. Схема работы по блоку Изучаем слова, расширяем словарный запас одинакова во всех уроках, поэтому здесь приводим формулировку и пример выполнения заданий.

Изучаем слова, расширяем словарный запас


Прочитайте слова и примеры их употребления. Заполните пропуски, подставляя слова или правильные окончания слов в примерах, записывайте вопросы к изучаемым словам в указанных случаях. Рядом с изучаемым словом запишите несколько его грамматических форм; для глаголов укажите также вопросы управления или грамматические конструкции, в которых этот глагол обычно употребляется (см.: Государство, находиться).

Поставьте ударения в изучаемых словах (в разных формах этого слова).

Государство Для государства (р.п., ед.ч.); эmи государства (мн.ч.); для государств (р.п., мн.ч.). Независимоегосударство, дружественные государства; посольство государства.

Находиться:что находится где?город находится в центральной части страны; раньше на этом месте находилась деревня; находящийся в центре страны город; находившаяся здесь ранее деревня. В какой части страны находится ваш родной город или родная деревня?

Задания для самостоятельной работы.Работа по данному учебному пособию предполагает не только изучение учебного материала по определённой теме, но и подготовку студентами собственного материала страноведческого характера для презентации в группе. При изучении данного курса каждый студент должен представить страноведческий материал по одной из тем.

 

Проектная деятельность


Выберите для себя одно из заданий и выполните его вместе с одногруппниками или самостоятельно. Сделайте презентацию (не обязательно компьютерную) на одну из тем.

Список тем, которые предлагаются для проектной деятельности:

 

- путешествие по Беларуси / по родной стране (видеогид);

- времена года в Беларуси / в родной стране;

- мифологические персонажи.

 

Данный курс рассчитан на 36 часов аудиторных занятий; из них 6 часов отводится на проведение в группе подготовленных студентами презентаций.

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

И.п. – именительный падеж Р.п. – родительный падеж Д.п. – дательный падеж В.п. – винительный падеж Т.п. – творительный падеж П.п.– предложный падеж     гл. – глагол ед.ч. – единственное число ж.р. – женский род и т.д. – и так далее и т.п. – и тому подобное кто-л. – кто-либо м.р. – мужской род мн.ч. – множественное число нареч. – наречие несов. – несовершенный вид прил. – имя прилагательное прич. – причастие см. – смотри сов. – совершенный вид ср. р. – средний род сущ. – имя существительное

КАРТА БЕЛАРУСИ

 

 

(Источник: http://rus-img2.com/belarus-karta-po-oblastyam)

УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ИЗУЧАЮЩЕГО ЧТЕНИЯ: ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-МИНИМУМ, ЗАДАНИЯ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


У КАРТЫ БЕЛАРУСИ

1. Словарь-минимум

 


Прочитайте слова. Если вы уже хорошо знаете эти слова, то запишите примеры их употребления. Если слова вам незнакомы, то примеры можно будет записывать по ходу занятия или же выполнить эту работу самостоятельно после занятий. Дополните таблицу самостоятельно.

  Слово Перевод Пример употребления
1. Беларусь    
2. Белорусский    
3. Государство    
4. Государственный    
5. Граница    
6. За границей    
7. Заграничный    
8. Карта    
9. Карточка, флеш-карта, сим-карта    
10. Климат    
11. Континент    
12. Континентальный    
13. Материк    
14. Материковый    
15. Находить    
16. Находиться    
17. Сосед    
18. Соседний    
19. Стороны света   На юге…
20. Части света   В Азии…
     
     
     
     

2. Слушаем и повторяем






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.