Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Понятие и структура финансовой безопасности

В предыдущей главе мы определили, что объектом информационно-аналитической работы выступают расследования финансовых преступлений, которые представляют угрозу финансовой безопасности. Поэтому нам необходимо рассмотреть понятие и структуру финансовой безопасности как составной части экономической безопасности.

 

Рис.5. Схема финансовой системы

В системе мер по обеспечению экономической безопасности особая роль принадлежит поддержанию финансовой устойчивости экономики. Выделение финансовой безопасности в отдельный относительно самостоятельный вид обусловлено тем, что финансовая система (рис.5), включающая финансы государства, предприятий и населения гораздо более чувствительна к внутренним и внешним угрозам, чем материально-вещественные объекты и процессы в экономике. В результате локальные финансовые кризисы, порождаемые, например, внешними санкциями или масштабными финансовыми преступлениями, могут перерастать в глобальные, быстро дестабилизирующие всю финансовую систему. Структура финансовой безопасности, которой в настоящее время придерживаются большинство авторитетных источников приведена на рис.6.

Рис. 6. Структура финансовой безопасности

Рассмотрим данную схему. Отдельный блок образует бюджетно-налоговая безопасность, под которой понимается обеспечение устойчивого, сбалансированного состояния федерального и консолидированного бюджета Российской Федерации, соответствия его доходной и расходной частей, способность бюджета удовлетворять государственные нужды в финансовых ресурсах, опираясь на достаточность налоговых и иных поступлений в бюджеты разных уровней при обеспечении высокого уровня собираемости налогов и неналоговых платежей. Бюджетно-налоговая безопасность предусматривает:



недопущение дефицитности бюджетов федерального, регионального, муниципального уровней сверх предельно допустимого уровня;

соблюдение принципов бюджетного федерализма;

бюджетное обеспечение государственных расходов на поддержание и развитие производственной и социальной сферы, целевых программ и инвестиционных проектов, финансируемых из государственного бюджета;

бюджетное обеспечение внешних и внутренних обязательств государства;

достижение уровня собираемости налогов и неналоговых доходов бюджета в соответствии с установленными законом налогооблагаемой базой, налоговыми ставками, отчислениями в бюджет;

предотвращение чрезмерной налоговой нагрузки, подрывающей стимулы к развитию производства и предпринимательства.

Финансовая независимость страны от внешних угроз – одна из важнейших составляющих ее политической самостоятельности. Больше двух десятилетий целый пласт экономики нашей страны - внутренние платежи по банковским картам – был завязан на иностранных системах Visa и MasterCard. В последнее время в связи с ужесточением финансовых санкций и широким распространением преступлений, связанных с использованием платежных карт, безопасность в этой сфере вышла на передний план.

Национальная платежная система Российской Федерации (НПС) [69] является одним из ключевых компонентов финансовой инфраструктуры экономики России, посредством, которого формируется общий денежный спрос в экономике, поддерживается общественное доверие к национальной валюте как средству платежа, а также обеспечивается реализация денежно-кредитной политики. Однако, национальная платежная система, обеспечивая для финансовых институтов возможность переводов денежных средств, становится потенциальным каналом, через который финансовые риски могут распространяться не только от одной финансовой организации к другим, но и от одного рынка финансовых активов на другие.

 

 

 

Рис.7. Структура Национальной платежной системы Российской Федерации

 

Существовавшая до 2014 года НПС была в значительной степени фрагментарной. Так, на территории Российской Федерации функционировало 68 систем платежных карт (из которых 62 российских и 6 международных), а также более 20 систем денежных переводов (соответственно 16 российских и 4 международных).

В 2014 году был предпринят решительный шаг к реформированию НПС. Национальная платежная система - это совокупность операторов по переводу денежных средств (в том числе операторов электронных денежных средств), банковских и иных платежных агентов и субагентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством РФ, а также операторов услуг платежной инфраструктуры и операторов платежных систем. На законодательном уровне деятельность Национальной платежной системы в России определяется ФЗ № 161 «О национальной платежной системе», принятым 27 июня 2011 года. В соответствии с федеральным законом от 22.10.2014 № 319-ФЗ все операции с международными платежными картами в Российской Федерации должны проводиться с использованием инфраструктуры Национальной системы платежных карт (НПСК). Банк России рассматривает развитие национальной платежной системы как комплексный и сбалансированный процесс, охватывающий и инфраструктурные аспекты, которые включают платежные инструменты и операционные, клиринговые и расчетные центры, составляющие платежную инфраструктуру, и институциональные аспекты, такие как правая база, стандарты, рыночное взаимодействие, механизмы консультаций заинтересованных сторон. В целях обеспечения стабильного функционирования НПС, новой законодательной базой предусматривается предоставление права для Банка России осуществлять надзор за деятельностью операторов платежной инфраструктуры, причем даже в случае, когда функции операторов операционной и клиринговой инфраструктур выполняют юридические лица, не являющиеся кредитными организациями.

Рис. 8. Основные элементы НПС

Достаточно высокий уровень развития финансовой инфраструктуры в Российской Федерации, а также наличие планов Правительства Российской Федерации по построению в Российской Федерации международного финансового центра предопределяет необходимость функционирования на территории Российской Федерации совокупности взаимоувязанных, специализированных платежных систем, ориентированных на обработку либо платежей на крупные суммы денежных средств либо розничных платежей, т.е. платежей на незначительные суммы и несрочных.

Организация национальной платежной системы предполагает хранение денежных средств на счетах, открытых участниками этих систем в каждом расчетном центре, что также привносит дополнительные издержки для кредитных организаций. В этой связи, в перспективной национальной платежной системе предусмотренно наличие одной централизованной клиринговой организаций, которой будут рассчитываться единые обязательства/требования для кредитных организаций, вне зависимости от того, являются ли они участниками одной или нескольких розничных платежных систем. При этом, в целях снижения издержек кредитных организаций наиболее целесообразно урегулирование их обязательств, возникших в связи с участием в розничных платежных системах, осуществлять с использованием счетов, открытых в Банке России и через систему БЭСП, являющуюся системой валовых расчетов в режиме реального времени.

Рис.9.

В рамках продвижения российского рубля в качестве региональной резервной валюты для стран, входящих в интеграционные объединения с участием Российской Федерации, таких как ЕврАзЭС, Таможенный союз и СНГ, Банком России ведется работа по включению российского рубля в систему «Непрерывно связанных расчетов» (CLS, Continuous Linked Settlement), которая является крупнейшей мультивалютной трансграничной платежной системой для осуществления расчетов по конверсионным сделкам с 17-ю валютами. На долю CLS приходится более 55% всех международных конверсионных операций по иностранной валюте. В среднем CLS ежедневно производит расчет по более, чем 1 млн. конверсионных операций на общую величину 4,2 трлн. долл. США.

Рис.10.

 

Формирование архитектуры НПС является общегосударственной задачей, в решении которой, наряду с Банком России, принимают участие как законодательные, так и исполнительные органы власти Российский Федерации, что позволит сделать национальную платежную систему доступной для населения, выгодной для бизнеса, эффективной для государства и безопасной для всех.

 

Долговая безопасность финансов государства – определенный уровень государственной внутренней и внешней задолженности, который дает возможность осуществлять выплаты на погашение основной суммы и процентов без угрозы утратить суверенитет, одновременно поддерживая надлежащий уровень платежеспособности и кредитного рейтинга.

Финансовую безопасность банковской системы в целом и ее отдельных составляющих следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, с точки зрения финансовых последствий ее деятельности для страны вообще и отдельных клиентов и контрагентов. Во-вторых, с точки зрения недопущения реальных и потенциальных угроз финансовому состоянию всей банковской системы страны, Центральному банку России и банковских учреждений.

Сущность финансовой безопасности кредитно-банковской системы состоит в обеспечении наиболее эффективного использования ресурсного потенциала, создании благоприятных условий для реализации экономических интересов кредитных учреждений, предупреждении внутренних и внешних угроз банковской системе, создании условий для ее стабильного функционирования.

Валютная безопасность государства – во-первых, степень обеспеченности государства валютными средствами, достаточными для соблюдения положительного сальдо платежного баланса, выполнения международных обязательств, накопления необходимого объема валютных резервов, поддержания стабильности национальной денежной единицы; во-вторых, состояние курсообразования, которое максимально защищает от потрясений на международных валютных рынках и создает оптимальные условия для поступательного развития отечественного экспорта, широкомасштабного притока в страну иностранных инвестиций, интеграции Украины к мировой экономической системы.

Денежно-кредитная безопасность – такое состояние денежно-кредитной системы, которая характеризуется стабильностью денежной единицы, доступностью кредитных ресурсов и таким уровнем инфляции, которая обеспечивает экономический рост и повышение реальных доходов населения. При этом величина ссудного процента может быть достаточной для насыщения трансакционного спроса на деньги и перехода к политике "длинных денег", а размер денежной массы должен быть достаточным для обслуживания ею хозяйственных оборотов.

Инвестиционная безопасность – достижение уровня инвестиций, который дает возможность оптимально удовлетворять текущие потребности экономики в капитальных вложениях по объему и структуре с учетом эффективного использования и возвращения средств, которые инвестируются, оптимального соотношения между размерами иностранных инвестиций в страну и отечественных за границу, поддержания положительного национального платежного баланса. Вместе с тем, с точки зрения обеспечения финансовой безопасности государства, формирование системы инвестиционной безопасности в России обязательно следует осуществлять с учетом необходимости соблюдения взвешенной антиинфляционной политики, достижения сокращения бюджетного дефицита.

Финансовая безопасность фондового рынка – оптимальный объем его капитализации, способный обеспечить стойкое финансовое состояние эмитентов, владельцев, покупателей, организаторов торговли, торговцев, институтов общего инвестирования, посредников (брокеров), консультантов, регистраторов, депозитариев, хранителей и др. Оценивая безопасность фондового рынка в целом, надо вести речь о безопасности рынка государственных ценных бумаг и рынка корпоративных ценных бумаг, а также его сегментов: рынков акций, облигаций, векселей, казначейских обязательств, сберегательных сертификатов, биржевого и внебиржевого рынков.

Под финансовой безопасностью страхового рынка в целом, и конкретного страхователя, в частности, следует понимать такой уровень обеспеченности страховых компаний финансовыми ресурсами, которые дали бы им возможность в случае необходимости возместить оговоренные в договорах страхования убытки их клиентов и обеспечить эффективное функционирование. Финансовая безопасность рынка страховых услуг, которая зависит от многих объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов, прежде всего, определяется состоянием его развития, финансовой результативностью и эффективностью деятельности. Вместе с тем она обусловлена и реальным финансовым состоянием субъектов хозяйствования.

Как известно, распределительная и контрольная функции финансовой системы реализуются через финансовый механизм. Финансовый механизм в свою очередь включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Рис. 11. Информационная подсистема финансовой системы

С точки зрения теории управления финансовый механизмможно представить как совокупность способов управления финансовыми отношениями, а в самой финансовой системе необходимо выделить блок управления, опирающийся на информационную подсистему [36]. В современных условиях глобальной информатизации именно данная подсистема является наиболее уязвимым звеном с точки зрения обеспечения финансовой безопасности. В составе информационной подсистемы целесообразно выделить следующие основные блоки:

1. Информационный комплекс обеспечения формирования доходов.

2. Информационный комплекс обеспечения контроля расходов.

3. Информационный комплекс обеспечения национальной платежной системы.

4. Информационный комплекс обеспечения страхования.

5. Информационный комплекс обеспечения кредитования.

6. Информационный комплекс обеспечения противодействия отмыванию (легализации) преступных доходов и финансированию терроризма.

7. Информационный комплекс обеспечения инвестиций

На наших глазах за короткий период произошла практически полная электронизация расчетно-кассовой и платежной систем, созданы мощные информационные системы налоговой и таможенной служб. Наряду с информатизацией кредитно-банковских структур это потребовало создания специальных информационных систем финансовой разведки для отслеживания и пресечения многошаговых операций по отмыванию (легализации) преступных доходов, а также создания бюро кредитных историй, позволяющих с помощью также информационных систем ранжировать и отсекать от финансовых ресурсов неблагонадежных заемщиков кредитов и других финансовых средств.

Указанные выше процессы и тенденции убедительно свидетельствуют о том, что распространение и развитие информационных технологий в финансовой системе кардинально изменяют место и роль информационной безопасности, которая в значительной мере определяет уровень финансовой безопасности. При этом под информационной безопасностью финансовой системы мы понимаем защищенность ее информационной подсистемы от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.