РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В СРЕДЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Совершенствование образовательного процесса в среде современных информационных технологий ¾ одно из наиболее перспективных инновационных направлений системы образования. Это качественно новый прогрессивный вид обучения, использующий лучшие традиционные и инновационные методы и средства обучения, базирующиеся на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, направленных на индивидуальное обучение студента.
Дистанционное образование обеспечивает объединение достоинств очного обучения и возможностей информационных технологий, включая системы мультимедиа. Электронные курсы (учебники) позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом и их достоинства.
Если специфика работы, географическая удаленность от учебного заведения не предоставляют возможность получить высшее образование, то благодаря дистанционному методу обучаемый может сам выбрать место и время для обучения. Для этого ему необходим персональный компьютер и программное обеспечение для проведения обучения по соответствующему курсу. Обучение дистанционным способом предполагает и непосредственный контакт с консультантом и преподавателем.
Основой современных информационных технологий является распределенная база данных. Информационная сеть создается как многоуровневая социо-техническая система. В любом университете эта информационная система существует и реализуется на базе локальных вычислительных сетей (ЛВС) с выходом в глобальную сеть ИНТЕРНЕТ.
Сформированная таким образом система информационного обеспечения университета является одним из важных элементов распределенной международной инновационно-инвестиционной сети университетов мира. Различные абоненты сети объединяются в глобальную распределенную сеть через ИНТЕРНЕТ.
Тем самым решаются прямые задачи университетов: повышение качества подготовки специалистов, создание и совершенствование компьютеризированной научно-технической и учебно-методической базы университета. Для повышения качества образовательного процесса создаются тиражируемые компьютеризированные учебно-методические пособия с адаптацией под обучаемого, позволяющие проводить дистанционное обучение в соответствии со способностями каждого из обучаемых.
Особенно важно развитие инновационных методов образования на базе информационных технологий для подготовки специалистов нетрадиционных образовательных направлений, включая новое направление “Инноватика”, обеспечивающее подготовку ученых-организаторов (лидеров ¾ руководителей инноваций) и тем самым непрерывно развивающее (авторазвивающую) международную инновационно-инвестиционную сеть университетов мира.
РЕГЕНЕРАЦИЯ И&И-СЕТИ УНИВЕРСИТЕТОВ МИРА ЧЕРЕЗ НОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ “ИННОВАТИКА”
ИННОВАТИКА ¾ область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности.
Подготовка менеджеров инноватики ¾ ученых-организаторов, лидеров-руководителей инновационных проектов ¾ это новая сфера престижного вузовского и поствузовского образования.
Подготовка менеджеров инноватики происходит по двум специальностям образовательного направления “Инноватика”:
1. Руководитель инновационного проекта
Формируется как творческая личность и ученый-организатор, способный получить заказ на перспективный проект производства конкурентоспособных товаров или услуг, подобрать коллектив исполнителей и реализовать проект со сдачей “под ключ”. Он отвечает за конечный результат, включая организацию производства и обучение персонала.
2. Руководитель инфраструктурного подразделения инноватики
Формируется как ученый-организатор и специалист-системотехник, способный создавать и развивать наукоемкие инновационно-инвестиционные инструментальные средства и подразделения на базе современных компьютеризированных систем информационного, финансового и организационного сопровождения, обеспечивающие эффективную работу руководителей инновационных проектов.
Менеджер инноватики¾ это интересно, престижно, перспективно.
Менеджер инноватики всегда на гребне научно-технического прогресса и новинок рынка.
Менеджер инноватики в гуще классных специалистов, энергичных предпринимателей, крупных финансистов и других интересных людей.
Менеджер инноватики “обречен” на научный рост ¾ защиту магистерской, кандидатской, докторской диссертаций. Инноватику развивают талантливые люди с личным опытом реализации проектов. Каждая ступень профессионального роста ¾ новый уровень благосостояния менеджера.
Менеджер инноватики ¾ профессия высокооплачиваемая.
Обеспечивая подготовку менеджеров инноватики, международная И&И-сеть университетов, во-первых, пополняет ими самые различные организации, компании, включая консалтинговые, инжиниринговые и др., и, во-вторых, предоставляя для лучших менеджеров инноватики работу в университетах, обеспечивает кадровую регенерацию и усиление самой И&И-сети университетов мира.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ КАК ОСНОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И&И-СЕТИ УНИВЕРСИТЕТОВ МИРА
В настоящее время вопросам управления качеством уделяется все большее внимание. Это вызвано тем, что качество продукции и услуг играет определяющую роль в общественном прогрессе. Без достижения должного уровня качества невозможно развитие образования, науки, техники, производства.
По методикам национальных премий качества или международным стандартам серии ISO 9000 повышение качества, а также внедрение методов непрерывного управления качеством является безусловно актуальной задачей для самих университетов. Система управления качеством должна обеспечить улучшение в соответствии с намеченной целью. Это улучшение достигается за счет непрерывного анализа процессов, выявления наиболее существенных мест для улучшения, выработки рекомендаций, реализации намеченных ресурсно обеспеченных мероприятий, последующего этапа анализа. В этой цепи улучшений главными являются самоанализ и самосовершенствование самих университетов и фирм, развиваемых с участием И&И-сети университетов мира.
Создание системы качества предусматривает строгое документирование и начинается с внедрения системы общего управления качеством, определяющей политику университета или фирмы в области качества и методы ее воплощения (Программу качества), роль и персональную ответственность высшего руководства университета в проведении Программы качества. Следующий шаг ¾ применение методов теории мотивации в работе с сотрудниками университета (фирмы). Только после этого можно приступить к анализу процессов деятельности и их совершенствованию.
Внедрение системы качества в университете или фирме позволит улучшить внутреннюю организацию деятельности всех служб, подразделений и университета (фирмы) в целом, повысить качество учебного (производственного) процесса и услуг в подготовке специалистов, научных исследований и разработок, проводимых в университете.
В развитие традиционных технологий организации систем качества перспективным является формирование адекватной компьютерной модели организации, позволяющей методами информационных технологий всесторонне исследовать ее поведение в широко варьируемых условиях внешней среды. Результаты имитации поведения организации позволяют определить относительный уровень качества предприятия по сравнению с поведением модели идеальной организации и позволяют непрерывно осуществлять поиск наилучших решений по управлению качеством. Такая комплексная оценка предприятия его моделью ¾ эффективный развивающий инструмент непрерывного повышения качества этого предприятия, осваиваемый всемирной И&И-сетью.
|