Зубчатые передачи и их классификация. Основные геометрические и кинематические характеристики зубчатых передач. Принцип действия зубчатой передачи основан на зацеплении пары зубчатых колес. Классификация зубчатых передач осуществляется по следующим признакам: по расположению осей валов:
- передачи с параллельными осями (цилиндрические)
- передачи с пересекающими осями (конические)
- передачи с перекрещивающимися осями (цилиндрические винтовые)
по расположению зубьев:
- прямозубые;
- косозубые
- по форме профиля зубов.
- эвольвентные ;
- круговые.
Цилиндрические зубчатые передачи. Выполняются с цилиндрическими колесами внешнего внутреннего зацепления кроме того, применяют передачи между зубчатым колесом и рейкой. Достоинства:
- малые габариты;
- высокая нагрузочная способность;
- большая долговечность и надежность;
- высокий КПД;
- постоянство передаточного отношения;
- возможность применения в широком диапазоне скоростей, мощностей и передаточных отношений.
Недостатки:
- шум при больших скоростях;
- повышенные требования к изготовлению;
- высокая жесткость не позволяющая компенсировать динамические нагрузки.
Меньшее из пары зубчатых колес называют шестерней,
а большее — колесом.
Термин «зубчатое колесо» является общим.
Параметрам шестерни приписывают индекс 1,
а параметрам колеса — 2.
Кроме того, различают индексы, относящиеся: w — к начальной поверхности или окружности;
b — к основной поверхности или окружности;
а — к поверхности или окружности вершин и головок зубьев;
f— к поверхности или окружности впадин и ножек зубьев.
Параметрам, относящимся к делительной поверхности или окружности, дополнительного индекса не приписывают.
51. Резьбы.(не весь)
Расчет резьбы на прочность
Основные виды разрушения крепежных резьб — срез витков. В соответствии с этим основным критериями работоспособности и расчета для крепежных резьб являются прочность, связанная с напряжениями среза τ,
Условия прочности резьбы по напряжениям среза
τ =F/(π d1 H K Km)≤[τ] для винта,
τ =F/( π d H K Km) ≤:[τ] для гайки
где: d и d1 наружный и внутренний диаметры резьбы;
Н — высота гайки или глубина завинчивания винта в деталь;
K=ab/p или К=се/р — коэффициент полноты резьбы;
Кт — коэффициент неравномерности нагрузки по виткам резьбы.
Если материалы винта и гайки одинаковы, то по напряжениям среза рассчитывают только резьбу винта, так как d1 <d.
Сварные соединения, Способы сварки. Расчет на прочность сварных соединений.
Виды сварки применяемые в аппаратостроении следующие: Дуговая ручная; дуговая автоматическая; в среде защитных газов; атомно-водородная; электрошлаковая (для соединения корпусных деталей); контактная; ацетилено-кислородная; взрывом; холодная прессовая; индукционная; плазменно-лучевая; ультразвуковая. Прочность сварного соединения зависит от следующих основных факторов: качества основного материала, определяемого его способностью к свариванию, совершенства технологического процесса сварки; конструкции соединения; способа сварки; характера действующих нагрузок (постоянные или переменные).(ЛАБОРАТОРНАЯ)
Классификация подшипников.
Подшипники служат опорами для валов и вращающихся осей. Они воспринимают радиальные и осевые нагрузки, приложенные к валу, и сохраняют заданное положение оси вращения вала. Подшипники классифицируют по виду трения и воспринимаемой нагрузке. По виду трения различают: подшипники скольжения, у которых опорный участок вала скользит по поверхности подшипника; подшипники качения, у которых трение скольжения заменяют трением качения шариков или роликов. По воспринимаемой нагрузке различают подшипники: радиальные — воспринимают радиальные нагрузки; упорные — воспринимают осевые нагрузки; радиально-упорные — воспринимают радиальные и осевые нагрузки. Опорный участок вала называют цапфой. Форма рабочей поверхности подшипника скольжения, так же как и форма цапфы вала, может быть цилиндрической, плоской, конической или шаровой. Цапфу, передающую радиальную нагрузку, называют шипом, если она расположена на конце вала, и шейкой при расположении в середине вала. Цапфу, передающую осевую нагрузку, называют пятой, а опору подшипника — подпятником. Подпятники работают обычно в паре с радиальными подшипниками .
Ядро сечения
В окрестности центра тяжести существует область, называемая ядром сечения. Если сила Р приложена внутри ядра сечения, напряжения во всех точках сечения будут одного знака. Если сила приложена за пределами ядра сечения, нейтральная линия пересекает сечение, и напряжения в сечении будут как сжимающими, так и растягивающими. Когда точка приложения силы находится на границе ядра, нейтральная линия касается контура сечения.
|