Обратная связь
|
Фонетика и орфоэпические нормы русского языка Н. И. ШАБУЛДАЕВА
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Практическое пособие
для студентов специальностей:
Английский язык. Немецкий язык»
Немецкий язык. Английский язык»
Английский язык. Французский язык»
Гомель
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
2011
УДК 811.161.1’271(075.8)
ББК 81.411.2–923.5
Ш 138
Рецензенты:
С. Б. Кураш, канд. фил. наук, доцент, зав кафедрой русского языка УО «МГПУ им. И. П. Шамякина»;
Т. А. Осипова, канд. фил. наук, доцент кафедры русского, общего и славянского языкознания УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
Ш 138
| Шабулдаева, Н. И.
Русский язык и культура речи : практическое пособие для студентов вузов специальностей: 1-02 03 06 01 «Английский язык. Немецкий язык», 1-02 03 06 02 «Немецкий язык. Английский язык», 1-02 03 06 03 «Английский язык. Французский язык» / Н. И. Шабулдаева ; М-во образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. — Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2011. — 48 с.
ISBN 978–985–439–530–2
| Практическое пособие по курсу «Русский язык и культура речи» содержит вопросы и практические задания к каждой изучаемой теме, посвящённой определённому уровню языка.
Адресовано студентам специальностей 1-02 03 06 01 «Английский язык. Немецкий язык»,1-02 03 06 02 «Немецкий язык. Английский язык»,1-02 03 06 03 «Английский язык. Французский язык» и призвано оказать помощь в усвоении теоретического материала и закреплении практических навыков в использовании русского литературного языка.
УДК 811.161.1’ 271(075.8)
ББК 81.411.2–923.5
ISBN 978–985–439–530–2 © Шабулдаева Н. И., 2011
© УО «Гомельский государственный
университет им. Ф. Скорины», 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………...
|
| Тема 1 Фонетика и орфоэпические нормы русского языка…………....
|
| Тема 2 Лексические нормы русского языка………………………..
|
| Тема 3 Морфологические нормы русского языка……………….
|
| 3.1 Имя существительное……………………………………..
|
| 3.2 Имя прилагательное……………………………………….
|
| 3.3 Имя числительное……………………………………………...
|
| 3.4 Местоимение…………………………………………………..
|
| 3.5 Глагол…………………………………………………………..
|
| Тема 4 Синтаксические нормы русского языка………………….
|
| Литература…………………………………………………………….........
|
|
Введение
Русский язык является одним из государственных языков Республики Беларусь, поэтому каждый студент и выпускник высшего учебного заведения должен владеть нормами русского литературного языка. В связи с сокращением учебных часов по русскому языку в средних образовательных школах, изучение курса «Русский язык и культура речи» в вузе является необходимым, т. к. обеспечивает повышение речевой культуры студентов и формирует навыки чистой, правильной, терминологически точной и выразительной речи в различных коммуникативных ситуациях.
Данное практическое пособие посвящено изучению различных норм русского литературного языка и овладению коммуникативными качествами речи. В процессе изучения дисциплины студенты должны не только приобрести необходимые теоретические знания об устройстве и функционировании сложнейшей языковой системы и её стилистической дифференциации, но и уметь применять эти знания на практике.
Вопросы, предваряющие каждую тему, дают возможность студентам сосредоточиться на наиболее важном теоретическом материале, способствуют формированию у них осмысленного восприятия языковых явлений, сознательного отношения к изучаемой литературе. Это, в свою очередь, облегчит выполнение практических заданий. Предлагаемые упражнения помогут студентам усвоить материал, рассматриваемый на практических занятиях. Фактический материал располагается в соответствии с темами практических занятий.
В результате выполнения заданий студенты получат знания о коммуникативных качествах речи на различных уровнях языка (фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом). В издании представлены упражнения, направленные на повышение речевой культуры студентов.
Практическое пособие содержит список учебно-методической литературы и словарей, к которым следует обращаться при изучении курса «Русский язык и культура речи».
Тема 1
Фонетика и орфоэпические нормы русского языка
1. Как называется раздел языкознания, который изучает состав звуков данного языка?
2. Что изучает орфоэпия?
3. Что изучает акцентология?
4. О каких коммуникативных качествах речи необходимо помнить при произношении слов и форм слов?
5. Какие имеются особенности в произношении гласных и согласных фонем в исконных словах?
6. Какие имеются особенности в произношении гласных и согласных фонем в заимствованных словах?
7. Особенности произношения исконных и иностранных собственных имён?
Задание 1. Расставьте ударение в словах:
а) агент, аналог, аргумент, алфавит, алкоголь, арест, бензопровод, боязнь, вербовщик, верование, вечеря, визави, генезис, диспансер, документ, добыча, договор, досуг, духовник, жалюзи, жерло, завсегдатай, заговор, заказник, знамение, знахарь, значимость, индустрия, каталог, квартал, кулинария, кладовая, ломота, крашение, маркетинг, мышление, немота, обеспечение, озвучение, ознакомление, столяр, украинец, приданое, симметрия, отрочество, отсвет, процент, псевдоним, пуловер, ремень, селянин, таможня, танцовщик, упрочение, факсимиле, щавель, электропривод, электропровод (шнур) — электропровод (линия электропередач);
б) августовский, валовой, грошовый, грушевый, губчатый, домовая, единовременный, избалованный, красивее, кухонный, килограммовый, оптовый, переходный, погнутый, примкнутый, сливовый, тигровый, титульный, избалованный, премированный, подростковый;
в) вчистую, завидно, задолго, издавна, издалека, издали, издревле, изредка, искони, исконно, наверх, втридорога;
г) балансировать, баллотировать, баловать, избаловать, бередить, взбодрить, закупорить, звонить, кашлянуть, копировать, маркировать, обезуметь, облегчить, плесневеть, подбодрить, принудить, принять, присовокупить, премировать, пломбировать, рассердиться, убыстрить, уведомить, упомянуть, усугубить, формировать, черпать.
Задание 2. Расставьте ударение в следующих словах. Составьте с ними предложения.
Видение (способность видеть) — видение (мираж, призрак), хаос (стихия) — хаос (беспорядок, неразбериха), характерный (упрямый, своенравный, выразительный) — характерный (типичный, особенный).
Задание 3. Определите значения следующих пар слов. Составьте с ними предложения.
Атлас — атлаc, броня — броня, кругом — кругом, подвижный — подвижной, занятый — занятой, безобразный — безобразный, кирка — кирка.
Задание 4. Прочитайте следующие формы слов, обратите внимание, что некоторые односложные предлоги (чаще на, за, под, по, из, без) перетягивают на себя ударение:
а) на́:на воду, на ногу, на гору, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на дом, на нос, на угол, на ухо, на день, на ночь, зуб на зуб, на два, на три, на шесть, на десять;
б) за:за воду, за ногу, за голову, за волосы, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город, за ухо, за уши, за ночь, за два, за три, за шесть, за десять, за сто;
в) под:под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер;
г) по: по морю, по полю, по лесу, по полу, по носу, по уху, по два, по три, по сто, по двое, по трое;
д) из: из лесу, из дому, из носу, из виду;
е) без:без вести, без толку, без году неделя;
Ср. также: час от часу, год от роду, до ночи.
Задание 5. Какой звук обозначен буквой г в каждом варианте?
а) гул, год, город, гусь, гость, нога, дуга, гасить, гудок, гром, град, гребу, глин;
б) ага, ого, эге, гоп;
в) благодать, благо, Господи;
г) снег, плуг, шаг, пирог, сапог, берег, слог, рог, друг, флаг, враг, овраг, рычаг, набег, шланг;
д) прекрасного, темного, великого, громкого, зимнего, красивого, большого;
е) легкий, мягкий, легчайший, мягчайший;
ж) Живаго, Шембинаго.
Задание 6. Распределите приведённые слова в зависимости от произношения буквосочетания чн.
[шн]
| [чн] и [шн] вариантное произношение
| [чн]
| було[шн]ик
| копее[шн]ый — копее[чн]ый
| зада[чн]ик
| Булочная, горчичник, горячечный, дачник, игрушечный, конечно, крошечный, коричневый, молочная, Кузьминична, Никитична, Саввична, ночной, порядочный, пустячный, пушечный, прачечная, речной, скучно, стрелочник, скворечник, шапочный, яблочный, яичница, ячневая.
Задание 7. Прочтите слова. Какие звуки произносятся на месте буквосоче-таний в середине слова? Как называется такой процесс? Где именно в слове он происходит (внутри одной морфемы, на стыке морфем, на стыке слов)?
а) угасший, замерзший, расшитый, произнесший, происшедший, расширять, восшествие, с шумом;
б) безжалостный, сжатый, безжизненный, с жадностью, разжать, наезжать, брызжет, прожженный, дребезжать, уезжать;
в) просчитаться, подписчик, рассказчик, резчик, перебежчик, счет;
г) отчасти, отчаянный, подчеркнул, подчистить, отчуждение, отчитать;
д) тридцать, отца, молодца;
е) корыстный, участливый, участник, известняк, безучастный, грустный, праздник, известный, завистливый;
ж) братский, детский, солдатский, флотский, заводской, слободской;
и) браться, собираться, бороться, видеться, биться;
к) боится, несётся, просятся, решаются, сторонятся, добивается.
Задание 8. Прочтите слова, обратите внимание на ударный гласный:
а) афера, гренадер, двоеженец, дебелый, ерничать, иноплеменный, одновременный, отсеченный, осведомленный, преемник, планер;
б) блёстка, вменённый, вышеприведённый, внаём, грубошёрстный, дарёный, двоежёнство, жёлоб, запечённый, забелённый, заворожённый, заём, издёвка, изведённый, новорождённый, киоскёр, никчёмный, обыдёнщина, остриё, отсечённый, отключённый, осведомлённый, планёр, побасёнка, поимённый, приглушённый, приручённый, свёкла, убелённый, филёр;
в) блеклый, бытие.
Задание 9. Определите форму глагола и её произношение:
отметься, встреться, баламуться.
Задание 10. Распределите слова в зависимости от произношения по указанной схеме.
мягкое произношение
| вариантное произношение
| твердое произношение
| [д’е]магог
| [д’е]по –[дэ]по
| [дэ]нди
|
Адекватный, альтернатива, анемия, аннексировать, антенна, антисептика, атеист, ателье, аутсайдер, берет, бутерброд, бизнес, гипотеза, гантели, гротеск, дебаты, дебют, дебет, девальвация, декан, декада, декларация, демпинг, демилитаризация, демарш, демисезонный, депрессия, де-факто, диспансер, игротека, интеграция, идентичный, индекс, интервидение, интервью, кодекс, кредо, критерий компресс, консенсус, консервация, контекст, корректный, компьютер, контейнер купе, лотерея, менеджер, мотель, орхидея, патент, паштет, портмоне, проект, пресса, претензия, протеже, пюре, темп, тенденция, термин, тезис, теннис, тент, тире, термос, террор, трек, фанера, фланель, шатен, фонема, форель, юмореска, экспресс, энергия.
Задание 11. Приведите (затранскрибируйте) произношение женских отчеств от следующих имён:
Антон, Иван, Ефим, Максим, Станислав, Вячеслав.
Задание 12. Приведите (затранскрибируйте) возможные варианты произношения мужских и женских отчеств от следующих имён:
а) Анатолий, Григорий, Юрий, Евгений, Василий;
б) Алексей, Андрей, Сергей, Матвей, Николай;
в) Борис, Александр, Кирилл.
Задание 13. Поставьте ударение в словах. Сгруппируйте их по произношению безударного о: а) как [о], б) как [Λ] (или [ъ]), в) вариантно (с факультативным [о]).
Аортальный, аромат, баобаб, боа, бокал, болеро, бордо, волейбол, демократия, досье, коммунизм, коммюнике, компресс, конгресс, консерватория, консервы, консилиум, конспект, конституция, конферансье, концерт, координация, косметика, косметический, коттедж, лояльный, модель, модерн, поэтесса, программа, прогресс, прожектор, профессор, рококо, ротатор, рояль, сомбреро, соната, сонет, тоннель, фойе, фонема, формулировать, форпост, хаос, шоссе, хоккей.
Задание 14. Охарактеризуйте звуковое значение буквы о в словах.
Адажио, ариозо, барокко, вето, какао, каприччио, кредо, маэстро, модерато, радио, трио.
Задание 15. Прочитайте слова, поставьте ударение, запишите знаками фонетической транскрипции звучание сочетаний ао, оо, аа, оа:
а) наобум, заодно, наоборот, наотрез, заострить, на окне, на одной, на операции, за окном;
б) вообще, вообразить, вооружить, дооктябрьский, соответствовать, паукообразный, старообразный, по окну, про одну, зоология, по отделу, по обоям, по островам, зоотехник, сообразить, координировать, сооружение, соорудить;
в) за аптеку, на абажур, за авиацию, на автостраде, за автомагистралью;
г) по акварели, по автостраде, про агента, до агитпункта, до амбулатории, проанализировать, проаннотировать.
Задание 16. Прочитайте слова; определите, где на месте двух одинаковых согласных произносится долгий звук, где — вопреки написанию — согласный обычной длительности. В случае затруднения используйте словари:
Агрессия, аккордеон, аллегро, аллея, антенна, апелляция, аппассионата, артиллерия, ассимиляция, ассистент, аттракцион, балл, баррикада, бассейн, ванна, грамм, грамматика, грипп, гриппозный, группа, диссимиляция, диссонанс, дифференциация, диффузия, доллар, идиллия, иммигрант, касса, киловатт, килограмм, класс, классный, комиссар, комментировать, коммунизм, конгресс, корректный, корректор, корреспондент, кристалл, кристаллический, металл, металлический, пассаж, программа, программировать, прогресс.
Задание 17. Чем отличаются звуковые значения букв ч, щ в русском языке от ч, шч в белорусском языке? Укажите возможные орфоэпические ошибки в русской речи белорусов, связанные с этим различием. Прочитайте данные слова:
а) чудо, чашка, грач, черный, читать, стучи, спрячь, плач, плачь, речка, прическа, вскачь, врач, чемпион, печаль, кричи;
б) щавель, щегол, щегленок, щелкать, щелчок, пищать, щука, щуриться, трещать, щипцы.
Задание 18. Прочитайте иноязычные собственные имена и географические наименования, охарактеризуйте особенности произношения в них гласных и согласных. В случае затруднения используйте словари:
а) Андерсен, Антей, Антонио, Визе, Бодлер, Борей, Вольтер, Гименей, Даниэль Дефо, Данте, Декарт, Делиб, Джордано Бруно, Доде, Долорес, Дюма, Зегерс, Карузо, Мендельсон, Мопассан, Морис Торез, Мюссе, Одиссей, Орфей, Отелло, Золя, Нексе, Пальмиро Тольятти, Ремарк, Рембрандт, Ренуар, Роден, Россини, Сенека, Сен-Сане, Сильвио, Фидель Кастро, Флобер, Шопен;
б) Амстердам, Антверпен, Буэнос-Айрес, Венгрия, Венесуэла, Венеция, Гватемала, Гвинея, Голландия, Гренада, Греция, Дели, Индонезия, Мельбурн, Монтевидео, Норвегия, Нью-Йорк, Оклахома, Онтарио, Палермо, Перу, Португалия, Рио-де-Жанейро, Родезия, Севилья, Сенегал, Сеул, Сидней, Токио, Филадельфия, Чикаго, Швеция.
Задание 19. Произведите фонетический анализ слов:
её, яблонь, съехаться.
Тема 2
|
|