Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Фонетика и орфоэпические нормы русского языка

Н. И. ШАБУЛДАЕВА

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

Практическое пособие

для студентов специальностей:

Английский язык. Немецкий язык»

Немецкий язык. Английский язык»

Английский язык. Французский язык»

Гомель

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

 
2011

УДК 811.161.1’271(075.8)

ББК 81.411.2–923.5

Ш 138

 

Рецензенты:

С. Б. Кураш, канд. фил. наук, доцент, зав кафедрой русского языка УО «МГПУ им. И. П. Шамякина»;

Т. А. Осипова, канд. фил. наук, доцент кафедры русского, общего и славянского языкознания УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

 

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

 

  Ш 138 Шабулдаева, Н. И. Русский язык и культура речи : практическое пособие для студентов вузов специальностей: 1-02 03 06 01 «Английский язык. Немецкий язык», 1-02 03 06 02 «Немецкий язык. Английский язык», 1-02 03 06 03 «Английский язык. Французский язык» / Н. И. Шабулдаева ; М-во образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. — Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2011. — 48 с. ISBN 978–985–439–530–2

Практическое пособие по курсу «Русский язык и культура речи» содержит вопросы и практические задания к каждой изучаемой теме, посвящённой определённому уровню языка.

Адресовано студентам специальностей 1-02 03 06 01 «Английский язык. Немецкий язык»,1-02 03 06 02 «Немецкий язык. Английский язык»,1-02 03 06 03 «Английский язык. Французский язык» и призвано оказать помощь в усвоении теоретического материала и закреплении практических навыков в использовании русского литературного языка.

 

УДК 811.161.1’ 271(075.8)



ББК 81.411.2–923.5

 

ISBN 978–985–439–530–2 © Шабулдаева Н. И., 2011

© УО «Гомельский государственный

 
университет им. Ф. Скорины», 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………...
Тема 1 Фонетика и орфоэпические нормы русского языка…………....
Тема 2 Лексические нормы русского языка………………………..
Тема 3 Морфологические нормы русского языка……………….
3.1 Имя существительное……………………………………..
3.2 Имя прилагательное……………………………………….
3.3 Имя числительное……………………………………………...
3.4 Местоимение…………………………………………………..
3.5 Глагол…………………………………………………………..
Тема 4 Синтаксические нормы русского языка………………….
Литература…………………………………………………………….........

 


Введение

Русский язык является одним из государственных языков Республики Беларусь, поэтому каждый студент и выпускник высшего учебного заведе­ния должен владеть нормами русского литературного языка. В связи с со­кращением учебных часов по русскому языку в средних образовательных школах, изучение курса «Русский язык и культура речи» в вузе является не­обходимым, т. к. обеспечивает повышение речевой культуры студентов и форми­рует навыки чистой, правильной, терминологически точной и выразительной речи в различных коммуникативных ситуациях.

Данное практическое пособие посвящено изучению различных норм русского литературного языка и овладению коммуника­тивными качествами речи. В процессе изучения дисциплины студенты должны не только приобрести необходимые теоретические знания об устройстве и функционировании сложнейшей языковой системы и её стилистической дифференциации, но и уметь применять эти знания на практике.

Вопросы, предваряющие каждую тему, дают возможность студентам сосредоточиться на наиболее важном теоретическом материале, способствуют формированию у них осмысленного восприятия языковых явлений, сознательного отношения к изучаемой литературе. Это, в свою очередь, облегчит выполнение практических заданий. Предлагаемые упражнения помогут студентам усвоить материал, рассматриваемый на практических занятиях. Фактический материал располагается в соответствии с темами практических занятий.

В результате выполнения заданий студенты получат знания о коммуникативных качествах речи на различных уровнях языка (фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом). В издании представлены упражнения, направленные на повышение речевой культуры студентов.

Практическое пособие содержит список учебно-методической литературы и словарей, к которым следует обращаться при изучении курса «Русский язык и культура речи».

 

 


Тема 1

Фонетика и орфоэпические нормы русского языка

 

1. Как называется раздел языкознания, который изучает состав звуков данного языка?

2. Что изучает орфоэпия?

3. Что изучает акцентология?

4. О каких коммуникативных качествах речи необходимо помнить при произношении слов и форм слов?

5. Какие имеются особенности в произношении гласных и согласных фонем в исконных словах?

6. Какие имеются особенности в произношении гласных и согласных фонем в заимствованных словах?

7. Особенности произношения исконных и иностранных собственных имён?

 

Задание 1. Расставьте ударение в словах:

а) агент, аналог, аргумент, алфавит, алкоголь, арест, бен­зопровод, боязнь, вербовщик, верование, вечеря, визави, гене­зис, диспансер, документ, добыча, договор, досуг, духовник, жалюзи, жерло, завсегдатай, заговор, заказник, знамение, зна­харь, значимость, индустрия, каталог, квартал, кулинария, кладовая, ломота, крашение, маркетинг, мышление, немота, обеспечение, озвучение, ознакомление, столяр, украинец, при­даное, симметрия, отрочество, отсвет, процент, псевдоним, пуловер, ремень, селянин, таможня, танцовщик, упрочение, факсимиле, щавель, электропривод, электропровод (шнур) — электропровод (линия электропередач);

б) августовский, валовой, грошовый, грушевый, губчатый, домовая, единовременный, избалованный, красивее, кухонный, килограммовый, оптовый, переходный, погнутый, примкнутый, сливовый, тигровый, титульный, избалованный, преми­рованный, подростковый;

в) вчистую, завидно, задолго, издавна, издалека, издали, издревле, изредка, искони, исконно, наверх, втридорога;

г) балансировать, баллотировать, баловать, избаловать, бередить, взбодрить, закупорить, звонить, кашлянуть, копи­ровать, маркировать, обезуметь, облегчить, плесневеть, под­бодрить, принудить, принять, присовокупить, премировать, пломбировать, рассердиться, убыстрить, уведомить, упомянуть, усугубить, формировать, черпать.

 

 

Задание 2. Расставьте ударение в следующих словах. Составьте с ними предложения.

Видение (способность видеть) — видение (мираж, призрак), хаос (стихия) — хаос (беспорядок, неразбериха), характерный (упрямый, своенравный, выразительный) — характерный (ти­пичный, особенный).

Задание 3. Определите значения следующих пар слов. Составьте с ними предложения.

Атлас — атлаc, броня — броня, кру­гом — кругом, подвижный — подвижной, занятый — занятой, безобразный — безобразный, кирка — кирка.

 

Задание 4. Прочитайте следующие формы слов, обратите внимание, что некоторые односложные предлоги (чаще на, за, под, по, из, без) перетягивают на себя ударение:

а) на́:на воду, на ногу, на гору, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на дом, на нос, на угол, на ухо, на день, на ночь, зуб на зуб, на два, на три, на шесть, на десять;

б) за:за воду, за ногу, за голову, за волосы, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город, за ухо, за уши, за ночь, за два, за три, за шесть, за десять, за сто;

в) под:под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер;

г) по: по морю, по полю, по лесу, по полу, по носу, по уху, по два, по три, по сто, по двое, по трое;

д) из: из лесу, из дому, из носу, из виду;

е) без:без вести, без толку, без году неделя;

Ср. также: час от часу, год от роду, до ночи.

 

Задание 5. Какой звук обозначен буквой г в каждом варианте?

а) гул, год, город, гусь, гость, нога, дуга, гасить, гудок, гром, град, гребу, глин;

б) ага, ого, эге, гоп;

в) благодать, благо, Господи;

г) снег, плуг, шаг, пирог, сапог, берег, слог, рог, друг, флаг, враг, овраг, рычаг, набег, шланг;

д) прекрасного, темного, великого, громкого, зимнего, кра­сивого, большого;

е) легкий, мягкий, легчайший, мягчайший;

ж) Живаго, Шембинаго.

 

Задание 6. Распределите приведённые слова в зависимости от произношения буквосочетания чн.

[шн]   [чн] и [шн] вариантное произношение [чн]  
було[шн]ик   копее[шн]ый — копее[чн]ый   зада[чн]ик  

Булочная, горчичник, горячечный, дачник, игрушечный, конечно, крошечный, коричневый, молочная, Кузьминична, Никитична, Саввична, ночной, порядочный, пустячный, пушеч­ный, прачечная, речной, скучно, стрелочник, скворечник, ша­почный, яблочный, яичница, ячневая.

 

Задание 7. Прочтите слова. Какие звуки произносятся на месте буквосоче-таний в середине слова? Как называется такой процесс? Где именно в слове он происходит (внутри одной морфемы, на стыке морфем, на стыке слов)?

а) угасший, замерзший, расшитый, произнесший, происшед­ший, расширять, восшествие, с шумом;

б) безжалостный, сжатый, безжиз­ненный, с жадностью, разжать, наезжать, брызжет, прожженный, дребезжать, уезжать;

в) просчитаться, подписчик, рассказчик, резчик, перебежчик, счет;

г) отчасти, отчаянный, под­черкнул, подчистить, отчуждение, отчитать;

д) тридцать, отца, молодца;

е) корыстный, участливый, участник, изве­стняк, безучастный, грустный, праздник, известный, завист­ливый;

ж) братский, детский, солдатский, флотский, заводской, слободской;

и) браться, собираться, бороться, видеться, биться;

к) боится, несётся, просятся, решаются, сторонятся, добивается.

 

Задание 8. Прочтите слова, обратите внимание на ударный гласный:

а) афера, гренадер, двоеже­нец, дебелый, ерничать, иноплеменный, одновременный, отсеченный, осведомленный, преемник, планер;

б) блёстка, вменённый, вышеприведённый, внаём, грубошёрстный, дарёный, двоежёнство, жёлоб, запе­чённый, забелённый, заворожённый, заём, издёвка, изведённый, новорождённый, киос­кёр, никчёмный, обыдёнщина, остриё, отсечённый, отключён­ный, осведомлённый, планёр, побасёнка, поимён­ный, приглушённый, приручённый, свёкла, убелённый, филёр;

в) блеклый, бытие.

 

Задание 9. Определите форму глагола и её произношение:

отметься, встреться, баламуться.

Задание 10. Распределите слова в зависимости от произношения по указанной схеме.

мягкое произношение вариантное произношение твердое произношение
[д’е]магог   [д’е]по –[дэ]по [дэ]нди  

 

Адекватный, альтернатива, анемия, аннексировать, антен­на, антисептика, атеист, ателье, аутсайдер, берет, бутерброд, бизнес, гипотеза, гантели, гротеск, дебаты, дебют, дебет, де­вальвация, декан, декада, декларация, демпинг, демилитари­зация, демарш, демисезонный, депрессия, де-факто, диспан­сер, игротека, интеграция, идентичный, индекс, интервидение, интервью, кодекс, кредо, критерий компресс, консенсус, консервация, контекст, корректный, компьютер, контейнер купе, лотерея, менеджер, мотель, орхидея, патент, паштет, портмо­не, проект, пресса, претензия, протеже, пюре, темп, тенденция, термин, тезис, теннис, тент, тире, термос, террор, трек, фанера, фланель, шатен, фонема, форель, юмореска, экспресс, энергия.

 

Задание 11. Приведите (затранскрибируйте) произношение женских отчеств от следующих имён:

Антон, Иван, Ефим, Максим, Станислав, Вячеслав.

 

Задание 12. Приведите (затранскрибируйте) возможные варианты произношения мужских и женских отчеств от следующих имён:

а) Анатолий, Григорий, Юрий, Евгений, Василий;

б) Алексей, Андрей, Сергей, Матвей, Николай;

в) Борис, Александр, Кирилл.

 

Задание 13. Поставьте ударение в словах. Сгруппируйте их по произно­шению безударного о: а) как [о], б) как [Λ] (или [ъ]), в) вариантно (с факультативным [о]).

Аортальный, аромат, баобаб, боа, бокал, болеро, бордо, волейбол, демократия, досье, коммунизм, коммю­нике, компресс, конгресс, консерватория, консервы, кон­силиум, конспект, конституция, конферансье, концерт, координация, косметика, косметический, коттедж, ло­яльный, модель, модерн, поэтесса, программа, прогресс, прожектор, профессор, рококо, ротатор, рояль, сомбреро, соната, сонет, тоннель, фойе, фонема, формулировать, форпост, хаос, шоссе, хоккей.

 

Задание 14. Охарактеризуйте звуковое значение буквы о в словах.

Адажио, ариозо, барокко, вето, какао, каприччио, кредо, маэстро, модерато, радио, трио.

 

Задание 15. Прочитайте слова, поставьте ударение, запишите знаками фонетической транскрипции звучание сочетаний ао, оо, аа, оа:

а) наобум, заодно, наоборот, наотрез, заострить, на окне, на одной, на операции, за окном;

б) вообще, вообразить, вооружить, дооктябрьский, со­ответствовать, паукообразный, старообразный, по окну, про одну, зоология, по отделу, по обоям, по островам, зоо­техник, сообразить, координировать, сооружение, соору­дить;

в) за аптеку, на абажур, за авиацию, на автостраде, за автомагистралью;

г) по акварели, по автостраде, про агента, до агитпунк­та, до амбулатории, проанализировать, проаннотировать.

 

Задание 16. Прочитайте слова; определите, где на месте двух одинако­вых согласных произносится долгий звук, где — вопреки написа­нию — согласный обычной длительности. В случае затруднения ис­пользуйте словари:

Агрессия, аккордеон, аллегро, аллея, антенна, апел­ляция, аппассионата, артиллерия, ассимиляция, асси­стент, аттракцион, балл, баррикада, бассейн, ванна, грамм, грамматика, грипп, гриппозный, группа, дисси­миляция, диссонанс, дифференциация, диффузия, дол­лар, идиллия, иммигрант, касса, киловатт, килограмм, класс, классный, комиссар, комментировать, коммунизм, конгресс, корректный, корректор, корреспондент, крис­талл, кристаллический, металл, металлический, пассаж, программа, программировать, прогресс.

 

Задание 17. Чем отличаются звуковые значения букв ч, щ в русском языке от ч, шч в белорусском языке? Укажите возможные орфоэпические ошибки в русской речи белорусов, связанные с этим различием. Прочитайте данные слова:

а) чудо, чашка, грач, черный, читать, стучи, спрячь, плач, плачь, речка, прическа, вскачь, врач, чемпион, пе­чаль, кричи;

б) щавель, щегол, щегленок, щелкать, щелчок, пищать, щука, щуриться, трещать, щипцы.

 

Задание 18. Прочитайте иноязычные собственные имена и географические наименования, охарактеризуйте особенности произношения в них гласных и согласных. В случае затруднения используйте сло­вари:

а) Андерсен, Антей, Антонио, Визе, Бодлер, Борей, Вольтер, Гименей, Даниэль Дефо, Данте, Декарт, Де­либ, Джордано Бруно, Доде, Долорес, Дюма, Зегерс, Карузо, Мендельсон, Мопассан, Морис Торез, Мюссе, Одиссей, Орфей, Отелло, Золя, Нексе, Пальмиро Толь­ятти, Ремарк, Рембрандт, Ренуар, Роден, Россини, Се­нека, Сен-Сане, Сильвио, Фидель Кастро, Флобер, Шо­пен;

б) Амстердам, Антверпен, Буэнос-Айрес, Венгрия, Ве­несуэла, Венеция, Гватемала, Гвинея, Голландия, Гре­нада, Греция, Дели, Индонезия, Мельбурн, Монтевидео, Норвегия, Нью-Йорк, Оклахома, Онтарио, Палермо, Пе­ру, Португалия, Рио-де-Жанейро, Родезия, Севилья, Се­негал, Сеул, Сидней, Токио, Филадельфия, Чикаго, Швеция.

 

Задание 19. Произведите фонетический анализ слов:

её, яблонь, съехаться.

Тема 2






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.