Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Лексические нормы русского языка

 

1. Как называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав?

2. Какие коммуникативные качества речи должны соблюдаться в лексике?

3. Какая лексика в литературном языке должна быть использована только с определённой целью? Какие цели оправдывают её употребление в литературном языке?

4. Какие вы знаете изобразительно-выразительные средства языка? С какой целью они используются в речи?

 

Задание 20. Укажите характер отклонений от литературных норм в приведенных ниже текстах. Определите правомерность и стилистические цели этих отклонений; выделите случаи нарушения принципов коммуникативной целесообразности.

1. Солист его величества треснулся лбом. 2. В вести­бюле Семен направился к газетному киоску, бросив на ходу: «Я к тебе стукну через десять минут и пойдем пи­таться. Вот только ознакомлюсь с печатной продукцией». 3. Здесь праздники в будни. Арбы и арбузы. Торговки — как бубны, в браслетах и бусах. 4. За ночь на щеке огор­ченного до крайности Ипполита Матвеевича выскочил вулканический прыщ. 5. Уничтожив олигархов, Ты на­строишь агрегатов, Демократией заменишь Короля и холуя. Он сказал: «А на фига?». 6. Он из Германии ту­манной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторжен­ную речь И кудри черные до плеч. 7. Беликов запугал весь педколлектив. 8. Это, впрочем, полбеды — сущест­вуют переводы. Жаль, не изучал язык природы, лексику лесов, фонетику воды. 9. Чудо-жизнь анахорета В Троегорском до ночи, А в Михайловском до света Дни люб­ви посвящены, Ночью царствуют стаканы, Мы же — то смертельно пьяны, То мертвецки влюблены. 10. В этом письме, адресованном Вавиловым его другу, саратовско­му профессору П.П. Подъяпольскому, сообщается новый адрес Отдела прикладной ботаники. 11. Я от чистого сердца... И вовсе не с целью приобретения любви. 12. Чиновники, приняв Хлестакова за ревизора, боялись чистки. 13. Человек уступчив. Кромеш­но уступчив. 14. Такой он эрудированный: так хорошо одевается ¾ сплошная «фирма». 15. Пока мы ходили за машиной, очередь сильно пролонгировалась.



 

Задание 21. Найдите канцеляризмы в данных предложениях, отредактируйте их.

1. Дорогой папа! Поздравляю тебя с днем рождения, же­лаю новых достижений в труде, успехов в работе и личной жизни. Твоя дочь Оля (поздравительное письмо). 2. Разре­шите передать привет отцу и матери, а также коллегам и по­желать им больших успехов (из телепередачи «Поле Чудес»). 3. Обстановку, в которой протекало детство поэта, нельзя не признать весьма неблагоприятной (из работ абитуриентов). 4. После вышеописанного происшествия петух Горлач находил­ся в припадке и пришел в себя только после того, как его обли­ли водой (из работ абитуриентов). 5. Что мы имеем на сегодняшний день в смысле дальнейшего развития товарной линии производства молочной продукции и ликвидировании ее отста­вания по плану надоев молока (из газет). 6. Полоса застоя и упадка театров отнюдь не шла по линии отсутствия талантли­вых исполнителей (из газет).

 

Задание22.Выделите в отрывке из рассказа А. П. Чехова «Анна на шее» канцеляризмы и речевые штампы. Проследите, с какой целью они используются.

Только один раз Петр Леонтьевич осмелился спро­сить у него пятьдесят рублей взаймы, чтобы заплатить какой-то очень неприятный долг, но какое это было страдание!

— Хорошо, я вам дам, — сказал Модест Алексеич, по­думав, — но предупреждаю, что больше уже не буду по­могать вам, пока вы не бросите пить. Для человека, со­стоящего на государственной службе, постыдна такая слабость. Не могу не напомнить вам общеизвестного факта, что многих способных людей погубила эта страсть, между тем как при воздержании они, быть мо­жет, могли бы со временем сделаться высокопоставленными людьми.

И потянулись длинные периоды: «по мере того...», «исходя из того положения...», «ввиду только что ска­занного», а бедный Петр Леонтьевич страдал от униже­ния и испытывал сильное желание выпить.

 

Задание 23. Выпишите из предлагаемых ниже отрывков профессионализмы и термины, укажите, к какой области они относятся, определите происхождение терминов и их значение.

1. Эдик вскрыл грудную полость, вошел в предсердие, разделил сросшиеся створки митрального клапана… И тут же, словно ожегшись, отдернул руку: палец наткнулся на окаменевшие комочки.

– Все кальцинировано! — шепотом сказал он.

Первой мыслью было — зашить. На рентгене до операции не обнаруживались кальцинированные створки клапана. Малейший отрыв известкового отложения мог закупорить мозговой сосуд. Тогда — смерть...

– Продолжай, — сказал он Микульскому... — Шире отверстие. Расширяй. Что стоишь? Вводи расширитель. (Руд.)

2. К тому времени у меня уже были результаты посева на твердой питательной среде, к сожалению, те же. Обычно сообщения о ходе работы даются по схеме, и мой первый предварительный ответ был: «Вибрион обнаружен, исследование продолжается».

Второй ответ я могла дать лишь после так называемой реакции агглютинации... Но у меня не было сыворотки.

...В общем, ясно было только одно — что ту же реакцию теперь следовало проделать, с чистой культурой… Я отделила несколько подозрительных (по своей прозрачности) колоний и поместила каждую в отдельную пробирку с косым агаром, с той самой твердой питательной средой, о которой прежде упоминала.

...В полной темноте я поднялась к себе и на ощупь открыла «лекарню»... Пробирки светились...

На следующий день эпидемиолог Ростовского облздрава доктор Ровинский приехал в зерносовхоз и долго рассматривал мои пробирки.

– Должен разочаровать вас, доктор... Светящие вибрионы давно известны в науке. (Кав.)

 

Задание 24. Выпишите из предлагаемых ниже текстов диалектизмы, определите их значения.

1. У нас за прудом одна логотинка с давних годов на славе. Веселое такое местечко. Ложок широконький. Весной тут маленько мокреть держится, зато трава кудреватее растет и цветков большая сила. Кругом, понят­но, лес всякой породы. Поглядеть любо. И приставать с пруда к той логотинке сподручно: берег не крутой и не пологий, а в самый, сказать, раз — будто нароком уложено, а дно — песок с рябчиком. Вовсе крепкое дно, а ногу не колет. Однем словом, все как придумано. Можно сказать, само это место к себе и тянет: вот-де хорошо тут на бережке посидеть, трубочку-другую выкурить, костерок запалить да на свой завод сдаля поглядеть, — не лучше ли житьишко наше покажется! (Баж.).

2. По крайнему к степи проулку январским вечером 1930 года въехал в хутор Гремячий Лог верховой... Над чернью садов, тянувшихся по обеим сторонам узкого проулка, над островами тополевых левад высоко стоя ущербленный месяц...

Возле крытого черепицей, просторного куреня спешился, ввел в калитку коня и, тихо стукнув в окно рукоятью плети, позвал:

— Хозяин! Яков Лукич, выйди-ка на час. Без шапки, сюртук — внапашку, хозяин вышел на крыльцо; всматриваясь в приезжего, сошел с порожков…

— Зерно-то водится у тебя, Яков Лукич?

— Чудок есть. Напоим, дадим зернеца. Ну, пойдемте в куреня… (Шол.)

Задание 25. Среди данных слов найдите интернационализмы, экзотизмы и варваризмы.

Сикурс, аул, сатисфакция, консьерж, гяур, гризетка, констебль, грум, клерк, муэдзин, су, интонация, пфенниг, уздень, культура, кюре, редингот, философия, шапокляк, шальвары, аперитив, месье, гурия, чихирь, эволюция,

Задание 26. Сравните предложения, проанализируйте стилистическую правку, назовите недочёты (смешение стилей, неточность словоупотребления, канцеляризмы, многословие, речевые штампы и др.).

1. Новые животноводческие комплексы крупного рогатого скота зародятся в разных районах республики. Новые животноводческие комплексы для крупного рогатого скота будут построены во многих районах республики.
2. В актовом зале школы царила деловая суета. В актовом зале школы царило предпраздничное оживление.
3. Повысить эффективность каждого рабочего за счет организации труда. Повысить эффективность труда каждого рабочего за счет внедрения передовых форм организации труда.

Задание 27. Какие понятия передаются с помощью следующих парафраз. Приведите примеры использования образных, метафорических оборотов вместо прямого называния предметов.

Белое золото, черное золото, голубая планета, белая смерть, корабль пустыни, зеленый змий, спутница жизни, однорукие бандиты, город Желтого Дьявола, туманный Альбион, город на Неве.

Задание 28. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.

1.Известно, какую важную роль в воспитании нашей молодёжи имеет литература. 2. Кроме прививок населению, большое значение в профилактике играет уничтожение грызунов. 3. Только при этих условиях руководитель сумеет занять авангардную роль на производстве. 4. Надо, чтобы комитет играл в этом деле главную скрипку. 5. Я поднял тост за моих далёких друзей. 6. Я вам зуб даю на отсечение, зачёт вы не сдадите. 7. Так вот, где собака зарылась! 8. «Странный ты человек: прекрасно разбираешься в сложных вещах, а в этом простом деле вдруг заблудился в трёх берёзах», — сказал мне мой старший брат. 9. Нашему герою всё удаётся, должно быть, он родился под счастливой луной. 10. Давно надо было привести в порядок библиотеку, но никак дело не доходит.

Задание 29. В каких сферах общения могут быть использованы следующие устойчивые словосочетания?

Держать в курсе; зайти в тупик; звезда первой величины; плясать под чью-то дудку; пожинать плоды; вгонять в краску; становиться на дыбы; становиться поперек пути; войти в силу; встречать в штыки; подавать надежду; не ударить лицом в грязь; петь дифирамбы; сесть на мель; Содом и Гоморра; эзопов язык; турусы на колесах; курить фимиам.

 

Задание 30.На каком приеме повышения выразительности речи ос­новано использование фразеологизмов в данном ниже фрагменте юморески А. Дегтярева «Глубинка»?

Хата Макара стояла с краю, на кисельных берегах реки Молочной. Встав как-то поутру с прокрустова ложа и вломившись в открытую дверь, Макар подлил масла в огонь, вывел на чистую воду уток и привычно погнал куда-то телят.

Утро было ясное, как Божий день. Отмахнувшись от дыма без огня, Макар покатился по наклонной плоскости вниз к стаду.

На пастбище телята разбрелись — кто в лес, кто по дрова. Макар сел в лужу, закусил удила и просто открыл ларчик с ломаным грошом, который он ошибочно принял за чистую монету.

Послышался звон. «Откуда он?» — подумал Макар и посмотрел вокруг сквозь пальцы.

 

Задание 31. Составьте словосочетания с синонимами.

1. Весть, сообщение, известие, уведомление (из училища, из дому, с телефонного узла, из лицея).

2. Безмятежный, спокойный, мирный, смирный (сон, труд, характер, человек).

3. Побороть, победить, сломать, преодолеть, превозмочь (болезнь, чувство страха, противника, волю, препятствие).

 

Задание 32. Определите значения следующих слов, их стилистические особенности. Составьте с ними предложения.

Группа, группировка, клика, банда; помощник, пособник, соучастник, партнер; договор, пакт, сделка, конвенция, согла­шение; доход, рента, дивиденд, прибыль.

 

Задание 33. Составьте словосочетания со словами рынок, базар; годичный, годовой.

Слова для справки: городской, центральный, крытый, елоч­ный, книжный, мировой, внешний, овощной, птичий; цикл, отпуск, собрание, доход, оценки, запас.

Задание 34. Подберите синонимы и антонимы к прилагательным:

а) обычная ситуация; обычный день; обычные заботы; обычная внешность;

б) интересный фильм; интересная внешность; интересный писатель; интересный сюжет; интересная трактовка;

в) свежий хлеб; свежие огурцы; свежее бельё; свежий вечер; свежий снег; свежий вид; свежий взгляд.

 

Задание 35. Выберите синонимические пары русского и заимствованного слов, установите границы сочетаемости, сходство и различие в значениях, стилистической окраске, сфере их использования.

1. На тех участках фронта, откуда ушли уже многие части, саперы станут имитировать оживление. — Подражать крикам животных, этому сложному и тонкому искусству, Ваня обу­чился у деда.

2. Широкий показ продукции нашей промышленности и сельского хозяйства — такова основная задача выставки. — Лекции по истории русского и западного искусства всегда со­провождаются презентацией.

3. Различия внутри стиля художественного повествования определяются жанровыми особенностями литературы. — На­личие специальных химических терминов в труде по химии детерминируется тем, что каждая наука оперирует специфи­ческими понятиями.

Задание 36. Объясните значение следующих паронимов, составьте с ними предложения.

Абонемент — абонент; адресат — адресант; бережно — бережливо; статут — статус; экономный — экономичный.

 

Задание 37. Из слов, данных в скобках, выберите нужное.

1. Никогда не забудет наш народ (героические — геройские) дни обороны Брестской крепости. 2. Сюжетом повести стала (драматичная — драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя. 3. Регистрация (командированных — командировочных) производится в вестибюле. 4. В кузове грузовика могут (поместиться — разместиться) четыре легковых автомобиля. 5. Чтобы добиться успеха, надо (принять — предпринять) (эффективные — эффектные) меры.

Задание 38. Может ли выбор слова влиять на эмоционально-образное восприятие объекта? Опишите, каким вы себе представляете субъект действия.

Человек соскочил с коня, человек спрыгнул с коня, чело­век слез с коня, человек шлепнулся с коня, человек свалился с коня, человек сполз с коня.

Задание 39. Отредактируйте предложения.

1. На вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором этаже». 2. Господа командировочные, получите командировочные удостоверения. 3. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. 4. Председатель собрания представил слово докладчику. 5. Авторы предоставили издательству рукопись книги. 6. Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах много продукции уничтожают. 7. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 8. Он был смешной парень, как начнёт смеяться, так не остановишь. 9. Можно начинать собрание: форум уже есть. 10. Мне некогда заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый. 11. За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание. 12. Автор статьи пишет ещё об одном требовании Л. Н. Толстого к языку, о требовании простоты и ясности, понятливости. 13. Ни один укол, который делает медицинская сестра Наташа, не был больным.

 

Задание 40. Определите, какие из приведённых слов соответствуют литературной норме, а какие — просторечию.

 

Лягу — ляжу, кладу — ложу, лихоражу — лихорадю, на­гражу — наградю, наплещу — наплескаю, налягу — наляжу; ляг — ляж, положи — поклади, мурлычь — мурлыкай, напои — напой; мозоль — мозоля, дуршлаг — друшлаг, противень — протвень, оладья — оладий; туфля — туфель, задолжность — задолженность, междугородный — междугородний, мягонький — мяконький, мурлычущий — мурлыкающий.

 

Задание 41. Найдите случаи стилистического использования полисемии.

1. Два предыдущих тайфуна смыли мосты, линии электропере­дач, посевы. Этот, третий по счету тайфун, кажется, смоет послед­ние надежды жителей края на урожай. 2. Вы­ход есть! (На рекламе девушка в форме работника метрополитена указывает на эскалатор.) 3. Сибирская фольга. Блестящий выбор! 4. Вискас пита­ет лучшие чувства. (Реклама корма для кошек.) 5. Наиболее зара­зительно смеялись те, кто болел гриппом. 6. Те, кто были братья­ми по крови, стали теперь братьями и по другим анализам. 7. Ми­ровой рост цен на нефть. 8. Там они прожили неделю, ссорились по пустякам и избивали комаров, которые сильно портили удо­вольствие от дачи, лета и гибельного восторга.

 

Задание 42. Найдите случаи неудачного использования многозначных слов. Объясните, в чем состоит речевая неудача автора. Сделайте стилистиче­скую правку.

1. Дорога к славе распахнулась только одному финалисту Куб­ка. 2. С 1990 года ее судьба опять тесно переплелась с районом. 3. Возможно, сегодня проснутся ваши практические, мастеровые задатки. 4. Даже случайное знакомство может взорвать вас любовью. 5. Он — основоположник новой гитарной волны в российской музыке. 6. Хомяков и Киреевский осуществляли свои исследова­ния в структурном единстве с историко-философскими мыслями Чаадаева и словно выворачивали их наизнанку, заостряя проти­воположные акценты. 7. Шевчук ответил на происки недоброже­лателей широко и непринужденно. 8. В любой момент на пути мо­жет встать проблема в виде машины. 9. Защитник углубился в се­редину поля. 10. Одной из причин трагичного конца становится вмешательство морального долга в любовный конфликт.

 

Задание 43.Подберите к жаргонным, профессиональным или просторечным словам, помещенным в следующих примерах, омонимичные литературные слова. При необходимости сделайте синонимическую замену нели­тературных слов.

1. Как сообщили в Минском региональном управлении по борьбе с организованной преступностью, детективная история начала раскручиваться. 2. «Юкос» первым делом приступил к про­верке их бухгалтерии. Подняв документы, контролеры ужасну­лись. 3. Сбербанк, Промстройбанк и другие банки — все должны выстраиваться и потихоньку рисковать. 4. Список болезней, по которым не берут в воинский строй, превышает аж 200 серьезных болячек! 5. Не тормози — сникерсни! 6. Он с трудом на­скреб себе и подружке на дозу искусства. 7. Все наши крутые пацаны ездят только на крутых тачках. 8. «Мы не совки, совки не мы». (Заголовок). 9. «Не отдадим нашу «Горбушку». (Заголовок). 10. Вы считаете, что я поливаю или унижаю людей. 11. Мебель-град. Обставим всех! (Реклама). 12. Фирма ЭККО. Обуем всех! (Реклама).

 

Задание 44.Отметьте случаи намеренного употребления омонимичных слов. Найдите также примеры двусмысленности, связанной с омонимами, устраните эту двусмысленность.

1. Перефразируя слова основателя Олимпийских игр «О спорт, ты мир!», можно сказать, что каков мир, таков и спорт. 2. Когда он едет от Манилова к Собакевичу, то заблуждается и падает в грязь. 3. Мы прослушали почти все вопросы. 4. Каждый раз, когда я вожу маму в поликлинику, она очень волнуется. 5. Нужно почитать уголовный кодекс! 6. В магазине были и финки тоже. 7. Но ведь хорошее дело браком не назовут! 8. На все деньги он купил марки. 9. На полке лежали отобранные рукописи. 10. Свои стихи Мандельштам сочинял интуитивно: он долго носился с образами, что-то бормотал на ходу, потом только записывал. 11. Он сбил одного ударом в подбородок, но остальные двое повисли на руках, а упавший задул в свисток.

Задание 45. Определите стилистическую функцию, в которой высту­пают слова-паразиты в художественных текстах, данных ниже.

1. Этот мальчик с первого взгляда, так ска-ть, произ­вел на меня большое впечатление. В любые, самые эле­ментарные композиции, так ска-ть, он умудрялся внести что-то свое... Я твердо знаю, так ска-ть, что человек спо­собен на открытие нового только тогда, когда он в со­вершенстве знает старое. И я постоянно с ним бился, доказывая это, а он все время внутренне, так ска-ть, ну, как бы... усмехался (Вайнеры). 2. — А на дворе, где я приставал в городе-то, слышь ты, — отвечал му­жик, — с пошты приходили два раза спрашивать, нет ли обломовских мужиков: письмо, слышь, к барину есть (Гончар.).3. Он, в общем, конечно, понимал, что старуха — тоже человек. В общем, долго мучился угрызеньями совести... Ну, в общем, пришел он к ней и гово­рит... (Шевцов). 4. Это, на прошлом собрании мы, это, уже говорили на эту тему. Так зачем, это, еще раз, это, все обсуждать? (Иванцов).

Задание 46. Найдите в предложениях из романа Ю. Бондарева «Бе­рег» синонимичные слова и определите их семантико-стилистические различия и стилистические функции.

1. Солдаты теперь увесисто захлопали ладонями по плечам, по худенькой спине Ушатикова, успокаивая его этим дружным тисканьем, а он прыснул, залился жере­бячьим смехом. 2. Задним ходом самоходки действитель­но отодвигались к лесу, пятились по шоссе, бегло отстреливались. 3. ...Думал о своей опасной мягкотелости, податливой нетвердости, уже раздражавшей его сейчас. 4. ...Он, наконец, может заставить этих прохожих, этих незнакомых людей на улице восхищаться, грустить, удив­ляться. ...А Никитин чем больше пил, тем больше вос­торгался Вихровым, его талантом, умом... 5. — Признай­тесь, сочинили эту историю в медсанбате. От нечего де­лать... — Чушь! Просто заливаете, комбат, — не поверил Никитин, испытывая вдруг болезненное сопротивле­ние:... — Зачем вы здесь врали, комбат, как сивый мерин? Что вас дернуло ерунду молоть?

Задание 47. Определите типы и стилистические функции антонимов.

1. Истина потому только и называется истиною, что противоположна заблуждению, лжи (Чернышевский).2.Между ними дружбы никогда не было, а была лишь одна скрытая вражда (Бондарев). 3. В эту повесть связались не мнимо жар и холод, как Север и Юг, мёрт­вой хваткою — недруг и друг (Кислик).4. Мы умира­ли — шкуру он спасал, мы замерзали — он сидел в тепле, он ползал — мы прорвались в небеса, он вымер — мы ос­тались на Земле (Кислик). 5. Прости, если поздно. Лежи, если рано. Не знаем твоих тревог. Пока ж над страной трепещут экраны, как распятый твой свитерок (Вознесенский).6. Колоссальнейшая эпоха! Ходят на поэзию, как в душ Шарко. Даже герои поэмы «Плохо!» требуют сложить о них «Хорошо!» (Вознес.).7. Да здравствуют Антимиры! Фантасты — посреди му­ры. Без глупых не было бы умных, оазисов — без Кара­кумов (Вознес.).

Задание 48. В данных ниже контекстах укажите значение полисемантов и омонимов. Определите их стилистические функции.

1. Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его (Маршак). 2.Раз­ве он играет? Просто ноту к ноте подбирает. К истине наощупь подбирается. А мелодия ¾ не подбирается (Фоняков).3. В среду в театре мы видели не только «Власть тьмы», но тьму нелепостей (Горький).4. Ска­жи: Какой ты след оставишь? След, чтобы вытерли пар­кет И посмотрели косо вслед, Или незримый прочный след В чужой душе на много лет (Мартынов). 5.Он только вздохи издает. И эти вздохи... издает (Ильин).6. В конце концов все его пороки вылились в один: по­рок сердца (Стулов).7. И легковесу вес дается нелег­ко.

Задание 49. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов. Сделайте стилистическую правку.

1. В нашем лицее происходит углубленное изучение про­филирующих предметов. 2. Ставится упор на более глубокое изучение предметов, относящихся к выбранному направлению. 3. Мы используем индивидуалъный подход, учитывая интере­сы и способности ребенка. 4. Вы должны туда собственноруч­но сходить. 5. Фирма традиционно изготавливает ювелирные приборы, но может выполнить и другую продукцию. 6. Алек­сея Вавилов, уже второй год обучаясь в университете Сток­гольма, является там признанным лидером. 7. В преддверии холодного сезона вопросом особой важности в городе является подготовка к зиме.

 

Задание 50. Определите, употребление каких слов стилистически не оправдано. Проведите стилистическую правку.

1. На полях животноводческой фермы трудится самая со­временная техника. 2. К концу года рапортуют труженики тор­говой сети столицы. 3. Кара за небрежность в обороне настиг­ла «Зенит» уже на четвертой минуте первого тайма. 4. Строите­ли обещали воздвигнуть здание нового вычислительного цент­ра в сентябре.

Задание 51. Каковы принципы создания комического эффекта в шут­ливом «Энтимологическом словаре» Б.Ю. Нормана (см. в кн.: Язык: знакомый незнакомец. ¾ Мн., 1987, с. 207 и след.). Ниже приво­дятся некоторые «энтимологии». Обратите внимание на словарные пометы. Какую роль они играют в повышении выразительности речи?

Автожир (техн.) — машинное масло; антрекот(фр.) — кот, живущий в передней; ареальный(лингв.) — нере­альный; баранка — овца; безграмотный — окончивший школу без похвальной грамоты; бездарьчеловек, ко­торому ничего не подарили на день рождения; брошкамать-одиночка, покинутая жена; вампирофициант; ветрянка (неодобр.) — легкомысленная девушка; вы­резкадекольте; главбух (разг.) — командир батареи; графин (общеизв.) — муж графини; дача (юр.) — взятка; днищедень за Полярным кругом; драп — бегство; дур­ман(полукалька с нем.) — глупый человек; жатва (дип­ломатич.) — обмен рукопожатиями; завалинка (студ.) — экзаменационная сессия; землякчервяк.

 

Задание 52. Укажите различные тропы (метафоры, эпитеты, синекдо­хи, антономасии, сравнения, олицетворения, гиперболы, литоты, перифразы). Какова их стилистическая функция в речи? Дайте определение каждого из этих тропов.

1. Скука — это пост души, когда жизненные соки по­мышляют о высоком (Вознес.).2.Подарили, по­дарили золотое, как пыльца. Сдохли б Вены и Парижи от такого платьица! (Вознес.).3.И я шепчу бе­зумные желанья, И лепечу безумные слова (Фет). 4. Соловьем залетным Юность пролетела, Волной в не­погоду Радость прошумела (Кольцов).5.Недавно за­веденное на новый лад хозяйство скрипело, как немазанное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева (Тургенев). 6.И как ремень с латунной пряжкой на бражном, как античный бог, на нежном ме­рине дремавшем присох осиновый листок (Вознес.).7. Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен... (П.).8. Пусть порой мне шепчет синий вечер, Что была ты песня и мечта... (Есе­н.). 9. Гори, звезда моя, не падай. Роняй холодные лучи. Ведь за кладбищенской оградой Живое сердце не стучит (Есенин).

Задание 53. Выпишите примеры, в которых нарушение требований логичности речи служит стилистическим приемом, и определите, с какой целью используются алогизмы. Отметьте случаи немотивированного нарушения логичности речи; укажите причину этих нарушений; исправьте, где необходимо, предложения.

1. Тебе нужно сходить в магазин! — говорит жена мужу. — Но, дорогая, сейчас такой ливень, что собаку на улицу не выгонишь. — Хорошо, тогда иди без собаки. 2. — Ты знаешь, у моей жены отвратительная память! ¾ Все забывает? — Наоборот, все помнит. 3. Официант: — Нравится вам бифштекс? — Гм... как специалист считаю — первый сорт. — Вы повар? — Нет, сапожник. 4. — Вы не одолжите свой кассетофон? — Хотите потанцевать? Но уже поздно. — Нет, мы бы хотели уснуть. 5.Чем питается домашняя кошка? — Домашняя кошка питается тем же, что и человек: рыбой, хлебом, молоком, мышами. 6. — Расскажите нам о лесной растительности. — В лесу растут деревья, кустарники, дрова... 7. — Что такое па­раллельные прямые? — Это прямые, которые все время идут вместе. 8. — Что такое климат? — Это погода теплая и погода холодная.

 

Тема 3






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.