Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Морфологические нормы русского языка

 

Имя существительное

 

1. Особенности категории одушевлённости-неодушевлённости в русском языке? Каким образом это выражается?

2. Колебание в роде в существительных.

3. Особенности определения рода существительных общего рода.

4. Назовите способы определения рода неизменяемых существительных.

5. Особенности определения рода аббревиатур.

6. В чём может выражаться стилистическое использование катего­рии рода имен существительных?

7. В чём особенности стилистического и смыслоразличительного использования форм числа существительных?

8. Вариантность падежных окончаний имён существительных и её стилистическое использование.

 

Задание 54. В данных предложениях найдите существительные, имеющие колебание в категории одушевленности-неодушевленности.

1. В коридоре первое лицо, встретившее его, был шестилетний мальчик, во весь дух догонявший младшую девочку (Т.). 2. Левин ел устрицы (Т.). 3. Не время выкликать теней (Тютч.). 4. Китайцы старались палками выбросить какое-то животное на берег (Арс.). 5. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза (П.). 6. — Вы неправильно коня поставили, товарищ гроссмейстер, — залебезил одноглазый (Ил. и П.). 7. Перепуганные номера бросили пушку и скрылись в темноте (Степ.). 8. Он притворился обезумевшим от радости и кинулся на третий шар, которого не забил. — Такого шара промазали, — сказал студент с усмешкой (Слав.). 9. Именно теперь ему больше чем когда бы то ни было хотелось скорее пересесть на истребитель (Полев.).

Задание 55. Установите, с чем связано употребление одного и того же слова как одушевленного и как неодушевленного существительного (отражение утраченных грамматических норм; употребление слова в разных значениях; закрепление в устойчивых синтаксических конструкциях).



Заметить истребитель — заметить истребителя танков; отцом Ромула и Рема римляне считали Марса — наблюдать Марс; поймать трех рыбок — съесть три рыбки; рассматривать в микроскоп микробы — заболеть от микробов; увидеть странных типов — выделить типы людей; идти в солдаты — мобилизовать солдат; встречал одного оригинала — прекрасный оригинал книги; изучать бактерии — изучать бактерий.

Задание 56. Найдите случаи стилистического использования катего­рии рода имен существительных.

1. Я проехал какое-то селение... там было много пун­цовых георгин (Нагибин).2. Ветер с моря тучи го­нит, В засиявшей синеве Облак рвется, облак тонет, Отражаяся в Неве (Кузмин).3. Перуне, Перуне, Перуне могучий, пусти наши стрелы за черные тучи. Чтоб к нам бы вернулись певучие стрелы, на каждую выдай по лебеди белой (Асеев).4. Ты кричишь, что я твой изувер, и, от ненависти хорошея, изгибаешь, как дерзкая зверь, голубой позвоночник и шею (Вознес.).5. Я ка­чался в далеком саду На простой деревянной качели, И высокие темные ели Вспоминаю в туманном бреду (Мандельштам).6. Я все ноги исходил, Велосипед себе купил, Чтоб в страданьях облегчения была (Вы­соц.).

 

Задание 57. Данные существительные поставьте в форме единственного числа и укажите их род.

Вафли, туфли, сандалии, тапки, мозоли, гольфы, рельсы, погоны, бланки, ботинки, рояли, бутсы, жирафы, боты, бакенбарды, манжеты, сандалеты, полотенца, галеты (лепешки), лебеди, санатории, клавиши, идиомы, плацкарты, георгины, залы.

 

Задание 58. Определите род выделенных существительных и согласуйте с ними прилагательные, местоимения и глаголы в форме прошедшего времени.

1. Эт… Кузя — так… забияка.2.Сергей Петров — необыкновенн… умница. 3. Надежда Ивановна — нов.. инспектор. Вчера эт… инспектор сделал… отчет о результатах проверки. 4. Настя — так… каприза. 5. Нов… старостой группы избрали Марину. Предыдущ… староста Елена представл… отчет о своей работе. 6. Участков… врач Людмила Николаевна уехал… на дежурство. 7. А достанется пьянчужка как…-нибудь, винн… подметал… . 8. О Зинаиде Кузьминой писали как о неуемн… заводиле. 9. Да он — совершен… тупица. 10. Бедн… сирота — этот медвежонок.

 

Задание 59. Имена собственные поставьте в нужной форме в соответствии с родовой принадлежностью.

1. Студенту Сергею Кулик… был объявлен строгий выговор за пропуски занятий. 2. Студентке Яне Кулик… очень повезло с классом во время прохождения педпрактики. 3. Администрация завода высоко оценила заслуги Антона Петровича Паук… 4. Музыка Пуччини… до сих пор волнует слушателя. 5. Образ Тараса Бульб… является глубоко национальным. 6. У Степана Процк… две дочери. 7. Роман «Приваловские миллионы» Мамин…-Сибирак… и сейчас вызывает интерес читателя.

Задание 60. С помощью толковых словарей определите, в какой паре слов содержатся разные по значению слова.

Аневризм — аневризма, бурлеск — бурлеска, взяток — взятка, вокализ — вокализа, вольер — вольера, георгин — георгина, катаклизм — катаклизма, катаракт — катаракта, кибернетик — кибернетика, просек — просека, чинар — чинара.

Задание 61. От данных существительных образуйте, где возможно, существительные женского рода. Укажите случаи, когда женская параллель либо стилистически окрашена, либо не обозначает профессию женщины.

Председатель, судья, докладчик, капитан, бригадир, писатель, боец, машинист, министр, профессор, тренер, повар, историк, адвокат, штукатур, артист.

 

Задание 62. Допишите окончания там, где считаете нужным.

Я сегодня получил нов… роман-газету. На нашей улице открыл… нов… кафе-столовая. Она надела черн… платье-костюм. Состоял… совещание-семинар. В городе открыл… библиотека-училище. В углу комнаты стоял… кресло-кровать. Музей-квартира расположен… в небольшом доме с мезонином. О так… плащ…-палатке туристы мечтали давно. На зелен… диван…-кровати лежал журнал.

 

Задание 63. Определите род и одушевленность-неодушевленность существительных.

Пенальти, Капри, мацони, Гоби, Баку, какаду, микадо, такси, конферансье, кафе, рефери, маэстро, колибри, либретто, кюре, рантье, мисс, леди, инкогнито, визави, протеже, салями, атташе, сорго, суфле, табу, пони, джерси, Миссисипи, депо, Сухуми, колли, Чили, иваси, ришелье, хинди, Тбилиси, денди, желе.

 

Задание 64. Определите род сложносокращенных слов.

СНГ, СБ, УВКБ, ВВС, МВФ, МАЗ, ГГУ, ГОМСЕЛЬМАШ, ЗИП, РТО, НГН, ООН, ЧП, США, ССО, РОЭ, ГАИ, ЮНЕСКО, ЗАГС, завкафедрой, БелТехМаш, комбриг, ЖЭК.

Задание 65. Допишите окончания там, где считаете нужным.

Из район… ВТЭК… пришло решение. ДЮСШ объявил… набор учащихся. В наш… ЖЭК… провели собрание жильцов. ЛЭП вош… в строй. В наш… НОТ… приняли решение о внедрении новой формы труда. ГЭК окончил… работу. АСУ введен… в строй. БелТА сообщил… о новой волне борьбы с терроризмом. ЮНЕСКО опротестовал… решение.

Задание 66. Выделите существительные, у которых при изменении категории числа, меняется и лексическое значение.

Созвучие, товарищ, колбаса, ратник, толщина, углевод, раунд, сердцевина, сервиз, масло, фантазия, декабрь, фонема, икра, кислота, характер, чай, молоко, черновик, запись, сыр, зоосад, калька, календарь, мука, клиент, класс, навигатор, напиток, оружие, род, оформитель, перелесок, посланец, головастик, гора, клещ, декабрист, диск, заглавие.

 

Задание 67. Укажите, в каких случаях единственное число имеет свое основное значение (указывает на единичный предмет), а в каких — обобщенное или родовое значение (называет предмет как представитель множества; обозначает не один, а много предметов).

1. От камня до самого низа шел ровный пологий скат, покрытый мягкой зеленой травой (Ч.). 2. Орешника, березняка и вязу мой Мишка порубил несметное число (Кр.). 3. Первым обнаружил врага наблюдатель левого борта старший краснофлотец Рудняк (Лавр.). 4. Втаскивают гогочущую на все лады птицу, поросят, свиней, овец (Сераф.). 5. Ваня развернул тельник; зубастая серая рыба с налитыми кровью глазами лежала в нем и трещала колючими костяными плавниками (Паус.). 6. Тут видела я ее: “Вечной вдовой останусь”, — и слезу ручьем (Панф.). 7. Старик-араб точит из пальмового дерева трубочные мундштуки (С.-М.).

Задание 68. Определите значения множественного числа выделенных вещественных и абстрактных существительных. Укажите, в каких случаях множественное число имеет свое основное значение (указывает на множество предметов), а в каких используется для обозначения нескольких сортов, марок; для подчеркивания большого количества, широкого объема охватываемого пространства; длительности во времени; конкретных проявлений абстрактных явлений и качеств.

1. Вдоль дороги дымились вызревшие в росе овсы (Шол.). 2. У него ужасные боли (Пан.). 3. Картины, мраморные статуи, бронзы …поразили его (П.). 4. Выражался он необыкновенно изящно и, видимо, щеголял своими манерами (Т.). 5. И слева и справа, по всему горизонту, дымы, дымы… (Сим.). 6. Однако разногласия между морскими державами длились недолго (С.-Ц.). 7. Поеду домой и буду питать себя надеждами (Ч.). 8. Для пивоварения пригодны ячменя с большим содержанием крахмала. 9. Вспоминается мне, как когда-то давно… вы … говорили о радостях труда (Ч.). 10. Легированные стали в два-три раза прочнее обычных. 11. Вы поглощаете углекислоту, превращаете ее во всевозможные углеводы, сахары, спирты, белки и прочее (А.Н.Т.). 12. Люблю ее (родины) степей алмазные снега (Фет.). 13. Пески пустыни наступают на оазисы. 14. И вот уже трещат морозы. (П.).

Задание 69. Исправьте ошибки в тексте, обосновав правку.

1. Изучив потребность животного, мы изменили питание. 2. Дачники приступили к сбору вишни, черешни, абрикоса. 3. В объявлении было написано: «В продаже имеется новогодняя елка». 4. Иногда анализ подменяется простыми перечислениями фактов. 5. В совхозе шла заготовка корма для скота на зиму. 6. Чтение книг героического содержания оставляет глубокие следы в сознании ребенка. 7. Занятие кружка проводится по средам. 8. Необходимы правильные отношения к подобным явлениям. 9. Участники совещания обменялись мнением о проекте. 10. Вы должны извлечь уроки из происшедшего.

 

Задание 70. Составьте словосочетания с данными иноязычными фамилиями и согласуйте их с мужскими и женскими именами и нарицательными существительными. При выполнении пользуйтесь таблицей 1.

 

Таблица 1 — Употребление форм единственного и множественного числа нарицательных существительных при именах собственных

 

Единственное число Множественное число
1) 2 жен. имени + фамилия, 2) муж. + жен. имена + фамилия, 3) господин и госпожа + фамилия, 4) супруги (братья, сёстры, семья) + фамилия 1) 2 муж. имени + фамилия, 2) муж и жена (брат и сестра) + фамилия

 

Шлегель, Вайнер, Клинтон, Клаузен, Шеленберг, Гримм — Нинель, Ирен, Каролина, Чарльз, Рихарс, Поль.

 

Задание 71. Найдите существительные, которые могут иметь вариантные окончания в родительном падеже. Чем объясняется данная вариантность? При выполнении задания используйте «Орфоэпический словарь русского языка».

Атлас, дом, контейнер, барьер, ситец, писатель, пол, ком, гвоздь, керосин, жемчуг, минус, простор, участок, флюгер, разговор, свитер, лес, приговор, визг, пекарь, мусор, аэропорт, жир, пропуск, мёд, сектор, виноград, клапан, отдых, сон, библиотекарь.

 

Задание 72. Определите, в чём состоят отличия (стилистические, грамматические или лексические) между разными формами одних и тех же слов? При выполнении пользуйтесь таблицей 2.

Таблица 2 — Использование окончаний , в предложном падеже единственного числа существительных

 

Окончание у Окончание е
имена нарицательные
с предлогами в, на (редко при полку) с предлогом о
имена собственные
иногда в Крыму, на Дону обычно в Минске
с обстоятельственным значением держаться на весу с объектным значением выгадывать на весе
при наличии определения в пушистом снеге
разговорное, профессиональное, иногда просторечное книжные формы
в аэропорту на дубу в аэропорте на дубе

 

Находиться в порту — говорить о порте; быть на виду — в виде треугольника; В «Вишнёвом саде» — в весеннем саду; танцевать на балу — думать о бале; на краю пропасти — в Алтайском крае; в двадцать первом веке — на своём веку; находиться в лесу — разбираться в строительном лесе; быть в отпуске — быть в отпуску.

Задание 73. Образуйте форму предложного падежа единственного числа для данных существительных и выделите окончания, при выполнении пользуйтесь таблицей 3.

Таблица 3 — Финали некоторых существительных в единственном числе

 

склон. пад. 2 (муж. и сред. р.) 1 (жен. р.)
им. -ий, -ие солярий, рвение -ье, -ей ущелье,воробей -ия энергия -ья, -ея гостья,портупея
дат.     -ии -ье, -ее
предл. -ии   -ье о забытье -ии -ье, -ее
исключения на острие в забытьи    

 

Домишко, молодёжь, дичь, хныканье, брошь, платьице, устье, гений, забытье, стадия, варенье, движение, сияние, побережье, гостья, кий, суховей, солярий, ткань, вихрь, запястье, комментарий, лишай, бедствие, подполье, острие.

 

Задание 74. Найдите существительные, которые имеют окончания -у и -е в предложном падеже единственного числа. Чем объясняется данная вариантность?

Порт, тормоз, бублик, цвет, монарх, сад, момент, обломок, берег, обходчик, осёл, ветер, долг, очаг, параметр, парад, сук, полк, рот, снег, строй, сок, полонизм, синтез, мост, плен, сказочник, сокол, термос, лоб, нос, тесть, угол, глаз, труд, угар, полутон, уксус, тополь, терем, упрямец.

 

Задание 75. Образуйте форму множественного числа именительного падежа данных существительных.

Лагерь, тополь, корректор, кузов, лист, аэропорт, отпуск, профессор, рост, оратор, гром, вызов, слесарь, флюгер, шофёр, снег, веер, рупор, вензель, трест, офицер, токарь, бег, тост, директор, боцман, орден, шторм, бункер, приговор, соболь, мороз, фронт, договор, пудель, сорт, колокол, архитектор, полюс, библиотекарь, торт, бухгалтер, повар, тренер, катер, буфет, сектор, джемпер, суп, возраст, омут, месяц, пекарь, соус, диктор, офицер, кондуктор, мех.

 

Задание 76. Образуйте форму родительного падежа множественного числа и выделите окончания у данных существительных, при выполнении пользуйтесь таблицей 4.

 

Таблица 4 — Финали некоторых существительных во множественном числе

 

склонение 2 (ср. р.) 1 (ж. р.)
им. п. ед. ч. -ие, -ье нашествие счастье  и я  ь я линия оладья ь я семья   tня черешня аня яблоня
им. п. мн. ч. -ия, -ья -ии, -ьи -ьи tни ани
род. п. мн. ч. -ий  ий ей tан ань
исключения платьев каменьев низовьев устьев подмастерьев ружей питей     барышень боярышень деревень кухонь  

Условные сокращения: t — любая согласная буква, а — любая гласная буква.

1. Платье, гербарий, скамья, займище, верховье, ладья, следствие, келья, горбунья, плечо, судья, низовье, коренья, ущелье, комар, ожерелье, растение, свинья, оладья, экскурсия, операция.

2. Няня, барышня, прядильня, тихоня, кухня, боярышня, часовня, героиня, деревня, пашня, жаровня, таможня, ставня, баня, черешня, басня, дыня, готовальня, гордыня, твердыня, конюшня.

 

Задание 77. Переведите на русский язык. Укажите, в форме какого падежа употребляются выделенные слова в белорусском и рус­ском языках.

1. Чытаць пра подзвiгi.Слухаць пра вайну.Гаварыць пра герояў.2. Бачыць на свае вочы.Чуць на свае вушы.3. Смяяцца з брата.Здзекавацца з сябра.4. Збегай па мацi.Схадзi па сястру.5. Зараз жа збiрайся i едзь па дачку.6. Мы ходзiм ранiцай па ваду.7. Ты, мусiць, даўно ўжо ў ягадах не была. 8. Заўтра, у дзень адпачынку, зноў многа хто ў грыбыпойдзе. 9. Нiна чытае лепей за Таню.10. Гэта страшней за любы фiзiчны боль.11. Iван старэйшы за Тамару.12. Ён старэйшы ад мяне гадоў на чатыры. 13. Там, поплеч з iм, стаяў чалавек, ростам вышэйшы ад ягo.14. Падзякуй настаўнiкам, дырэктаруi пaпpaci, хай яны прабачаць табе.15. Даруйце мне,што я не вельмi ўмею расказваць.

 

Задание 78. Переведите на русский язык словосочетания. Определите падеж имен существительных в белорусских и соответствующих им русских словосочетаниях:

1) ездзiць па гарадах, вывучаць па падручнiках, рабiць па чарцяжах, бегаць па палях, хадзiць па лясах, плаваць па рэках, гуляць па парках, ездзiць па дарогах;

2) размаўляць пра розныя дробязi, пытацца пра спаборнiцтва, гаварыць пра знаёмых, думаць пра вучобу, разважаць, пра апошнiя падзеi, расказваць пра кiнафiльм;

3) паслаць па дачку, пайсцi па ягады, збегаць па грыбы, схадзiць па ваду, з'ездзiць па дровы.

 

Задание 79. Данные имена собственные поставьте в форме творительного падежа и выделите окончания. Сделайте вывод о правописании данных существительных.

Иодово, Иново, Карасёво, Карасино, Какисино, Жежлино, Дроздово (озера); Киселёв, Парфёнов, Паненкин, Кашкин, Широков, Дарвин, Кельвин, Чаплин (фамилии).

 

Имя прилагательное

 

1.Семантическое, синтаксическое и стилистическое отличие кратких и полных форм прилагательных.

2. Образование степеней сравнения в русском языке.

3. Стилистические отличия степеней сравнения.

Задание 80. Укажите стилистические функции прилагательных в при­веденных ниже предложениях.

1. Разомкните ряды, все же мы — корабли, Всем нам хватит воды, всем нам хватит земли — Этой обетованной, желанной, И колумбовой, и магеланной (Высоц.).2.Потом она [бабушка] тяжело поднялась на ноги, черная вся, в черном блестящем платье, страшно вытаращила глаза и сказала негромко: «Вон, окаянные!». Раздеваясь, я смотрел на нее: в синем квадрате окна над черной ее головой сверкали звезды (Горьк.).3. Слезливое мо­ре вокруг разлилось, И вот принимаю я слезную ванну. Должно быть, по морю из собственных слез Плыву к Слезовитому я океану (Высоц.).4. Вижу руки под­робные, все по ним узнаю, и глаза исподлобные смотрят в душу мою (Евтуш.).5.Лица пыльны, загорелы, Веки выглодала даль, И впилась в худое тело Спаса кроткого печаль (Есен.).

 

Задание 81. Установите различия в употреблении полных и кратких форм имен прилагательных (синтаксическая функция, лексическое значение, дополнительные оттенки основного лексического значения, стилистическая окраска).

1. Да, вода. Помыслить страшно. Даже рыбам холодна (Твард.). 2. Шестнадцатилетний паренёк в овчинном тулупчике был горд и напуган возложенным на него ответственным поручением (Казак.) 3. Александр Модестович был счастлив, что дочь невредима и притом так мила и по-новому уравновешена (Казак.). Воздух в лёгком серебряном тумане был прозрачен (Г.). 4. Серебряная шашка с зелёной поддёвкой брошена на сундук (Фурман.). 5. У ревности душа темна. Опасная советчица она (Щип.). 6. Анна Ильинична была женщина добрая, культурная и, как следствие этого, недокучливая (В. Сол.). 7. Катя была счастлива (Казак.). 8. Но был бы я душою мелок, когда б забыл бы я весну (Щип.). 9. Но все-таки мне было обидно, что моя мать, всегда такая строгая и красивая, — теперь так некрасива и смешна (Горьк.).

Задание 82. Выберите полную или краткую форму имени прилагательного. Обоснуйте выбор.

1. Эта задача крайне … . Эта задача для меня была очень … . (Трудный, труден). 2. Для занятий эта комната … . (Тёмный, тёмен). 3. Нитка … для этой иголки. (Толстый, толст). 4. В этот вечер актовый зал университета был … . (Полный, полон). 5. Ведь я человек …, серый человек (Дост.). Вера …, очень …, хотя в этом и не признаётся (Больной, болен) (Л.).

 

Задание 83. Исправьте ошибки в употреблении полных и кратких форм имён прилагательных и обоснуйте правку.

1. «Как я посмотрю, больно ты плясать гораздый», — подзадоривал отец парнишку. 2. В главном герое мне нравится то, что он был предан Родине и беспощадный к врагам. 3. Герой повести — старший сержант Сергеев. Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении. 4. Эти явления искусства столь ярки, своеобразны и новаторски, что порой кажется: не продолжают традиций, а создают их вновь. 5. Ответ студента был весьма посредственен. 6. Суворов был слабый здоровьем, но сильный духом. 7. С дворовыми Базаров был разговорчивый и простой.

 

Задание 84. Укажите причину, по которой образование краткой формы у выделенных прилагательных невозможно или нежелательно (1. Прилагательное обозначает масть животного или цвет. 2. Относительное прилагательное, перешедшее в качественное. 3. Субъективно-оценочное прилагательное. 4. Краткая форма прилагательного омонимична другой части речи (наречию или слову категории состояния). 5. Прилагательное обозначает постоянный признак. 6. Сложное прилагательное).

1. Над берегом стоял хрустальный звон бьющихся льдинок (Шол.). 2. Не забыть нам годы огневые и привалы у Днепра (Рудер.). 3. Сахарно-голубые вершины их (облаков), клубясь, меняли очертанья (Шол.). 4. Поедет он, Андрей Ярчук, действительно зрелый комбайнёр (Стаднюк). 5. Злой октябрь сорвёт перстни с коричневых рук берёз (Есен.). 6. Дремотой розовой объята трава некошеной межи (Блок). 7. Мы родную землю защищали, каждый маленький клочок (Рудер.). 8. Задремали звёзды золотые (Есен.). 9. Смыкаясь с горизонтом, там, вдалеке, огромным волнистым покровом распростёрлись над землёй белые барашковые облака (Твард.). 10. Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда (Есен.). 11. И дробилась гладь зеркальная на колечки изумрудные (Есен.).

 

Задание 85. От данных прилагательных образуйте краткие формы. Отметьте случаи несоответствия полной и краткой формы по значению. Отметьте случаи, когда образование краткой формы невозможно и объясните причину.

Добрый день, добрый человек; молодой человек; глухой согласный, глухой старик, глухой ворот (рубахи); широкий простор; дикий зверь; человеческое общество; раннее утро; злая собака, злая бессонница; передовая бригада; братская помощь; товарищеская услуга; умелый мастер; прошлый век; голубой платок; чёрные брови, чёрная лестница; светлое платье, светлый взгляд; деловые отношения; сухой лист, видная женщина; свежий хлеб, свежий взгляд.

 

Задание 86. От данных прилагательных образуйте краткие формы мужского, женского и среднего рода и множественного числа.

Бесчувственный, величественный, естественный, болезненный, мужественный, ценный, легкомысленный, невежественный, свойственный, неприкосновенный, соответственный, искусственный, посредственный, торжественный, медленный, непринуждённый, определённый, многочисленный.

 

Задание 87. Данные прилагательные распределите по группам: 1) форма сравнительной степени образуется; 2) форма простой сравнительной степени не образуется; 3) образуется только составная форма сравнительной степени.

Близкий, боевой, богатый, большой, важный, виноватый, внимательный, возможный, враждебный, высокий, главный, героический, голый, гордый, горячий, готовый, древний, дружеский, жадный, зелёный, знакомый, занимательный, зрелый, краткий, критический, липкий, литературный, мертвый, острый, свежий, слепой, смелый, хороший, хромой, юный.

 

Задание 88. Укажите, к какой группе относятся качественные прилагательные, не образующие синтетические формы степеней сравнения: 1) прилагательные, обозначающие свойства и качества, которые содержатся в предмете в одинаковой степени; 2) прилагательные, обозначающие масть животного и некоторые цвета; 3) отглагольное прилагательное с суффиксом -л-; 4) прилагательные с суффиксами –н-, -ов-, -ск-, -ист-, -аст- и др.; 5) прилагательные с суффиксами субъективной оценки; 6) прилагательные с префиксами пре-, раз-, сверх-; 7) сложное прилагательное; 8) прилагательное с полу- и др.

Гремучий, пегий, янтарный (блеск), седенький, босой (мальчик), морщинистый, вороной (конь), краснощёкий, водянистый, перистый, зеленоватый, полутёмный, быстроногий, переходный, преглупый, слабенький, прошлый, развеселый, сверхвысокий, именитый, светло-красный, бордовый, босой, гордый, скорбный, тяжеленный, позеленелый, кровный, передовой, женатый, маленький, злющий, хромой, великий, обветшалый, плохой, вороной, большущий.

 

Задание 89. От данных прилагательных образуйте простую форму превосходной степени. Если образование невозможно, объясните причину: 1) абсолютный признак; 2) суффиксы -н-, -лив-, -ист-, -аст- и некот. др.; 3) неполнота признака; 4) признак качества, сохраняющий ещё частично и относительное значение; 5) субъективная оценка признака.

Зелёный, родной, круглый, умный, острый, услужливый, богатый, частый, плохой, хороший, устарелый, миленький, безволосый, замужняя, высокий, злющий, полумягкий, тонкий, румяный, желанный, дружеский, сладковатый, ручной, лишний, передовой, жестковатый, шоколадный, глазастый, увесистый, жидкий.

Задание 90. От данных существительных образуйте простые формы степеней сравнения, переведите их на белорусский язык и сравните их формообразовательные средства.

Быстрый, большой, злой, ясный, сладкий, справедливый, хороший, горячий, дорогой, высокий, гибкий, чудесный, тесный, страдальческий.

 

Задание 91. Выберите одну из предлагаемых форм. Прокомментируйте возможные варианты форм.

1. Хризантемы — (древнейшие, самые древние) цветы, известные людям. 2. Спор был шумный, ведь на нём должны были решить, чьё звено (самое лучшее, самое хорошее, наилучшее). 3. В (самые тяжёлые, тяжелейшие) дни войны жители английского города Ковентри протянули руку дружбы городу-герою на Волге. 4. Конференция наметила конкретные меры для (быстрейшего, самого быстрого) выполнения решения министерства. 5. Нарастание продолжительности светлого времени суток (наиболее сильное, сильнейшее) в мае, в июне идёт к концу. 6. Фармацевтическая промышленность Венгрии — (самая мощная, мощнейшая) в Восточной Европе.

Задание 92. Исправьте ошибки в употреблении форм степеней сравнения и обоснуйте исправления.

1. Слова хорошо знакомой песни звучат в этом зале как-то по-иному — чище, звонче, торжественнее. 2. Маяковский — самый талантливейший из всех поэтов. 3. Агрономы находят с помощью меченых атомов самые наилучшие пути использования удобрений. 4. На юге теплее, чем в городе. 5. Самый старейший из участников шахматного турнира — Флор. 6. Ещё более ярче показывает Щедрин жизнь городских обывателей. 7. Показатели у первой бригады были более выше, чем у второй. 8. О существовании Полярной звезды знали наши отдалённейшие предки. 9. Слаже мёда ничего нет. 10. Эта задача более легче.

 

Задание 93. Определите, мягкая или твёрдая основа у следующих прилагательных и допишите окончания. Выделите случаи возможного двоякого употребления форм (на -ый и на -ий).

Бескрайн…, искренн…, иногородн…, пригородн…, подгородн…, междугородн… .

Имя числительное

 

1. Особенности сочетания различных разрядов числительных с существительными.

2. Стилистическое использование форм числительных.

Задание 94. Выделите слова, которые не могут сочетаться с собирательными числительными (1. Слово называет лицо женского пола. 2. Слово называет неодушевлённый предмет и может употребляться в обоих числах. 3. Слово является Pluralia tantum, но не содержит идеи парности. 4. Слово является названием взрослого животного. 5. Слово называет абстрактное, вещественное или собирательное понятие).

1. Двое (штанов, подмёток, испытуемых, заказчиков, цыплят, ножниц, неожиданностей). 2. Трое (нас, патриоток, васильков, опилок, волков, неразумных, брюк). 3. Четверо (дней, котят, милиционеров, жирафов, силачей, радостей, секунд). 4. Пятеро (сластён, граждан, ветров, девочек, их, империй, вишен). 5. Шестеро (носков, слонов, щенят, окон, рабочих, женщин, тряпья). 6. Семеро (козлят, домов, масел, строителей, продавщиц, скоростей, чернил).

 

Задание 95. Запишите цифры словами.

1. 132 сложить с 3685. 2. К 57395 прибавить 705843, а из суммы вычесть 300. 3. От 974 отнять 20, разность умножить на 7. 4. Гордиться 5 учениками. 5. Дать по 2 яблока. 6. По 8—10 студентов в подгруппе. 7. Если к 15 прибавить 36, то получится 51.

 

Задание 96. Вставьте интерфикс -у- или -ух- и обоснуйте выбор.

Дв…палатная система, дв…часовой разговор, дв…жаберные моллюски, дв…пудовая гиря, дв…летний ребёнок, дв…бортный костюм, дв…палубный пароход, дв…ликий Янус, дв…горбый верблюд, дв…углекислая сода, дв…сотлетний юбилей, дв…рогое животное, дв…томный роман, дв..дневная прогулка, дв..жильный человек, дв…составное предложение.

 

Задание 97. Образуйте прилагательные от данных сочетаний.

6 лет, 32 литра, 9 тысяч, 50 градусов.

 

Задание 98. Исправьте ошибки в употреблении числительных.

1. Нецке стоило от пятнадцати до двести пятьдесят тысяч рублей. 2. На день рождения я пригласил три товарища. 3. У бекаса оказались кольца на обоих лапах. 4. Четверо женщин и пятеро мужчин участвовали в шоу. 5. Масса голодной пиявки 2—3 граммов, после насыщения кровью — до тридцать пять грамм. 6. Масса тела орла-могильника более двух и пяти десятых килограммов. 7. Студенты выполнили ⅔ части всей работы. 8. Взвешивание проводилось на троих весах. 9. До полторы недели больше потребовалось времени для выполнения задания. 10. Двоих учениц отправили на олимпиаду.

 

Местоимение

 

1. О чём нужно помнить при использовании в предложении личных местоимений?

2. Стилистическое использование притяжательных местоимений.

3. Семантические и стилистические отличия определительных местоимений.

4. Семантические и стилистические отличия неопределённых местоимений.

 

Задание 99. Объясните употребление выделенных слов в данных ни­же предложениях. Отметьте случаи, где возможна синонимическая замена.

1. — Привозите же завтра вашегоБельтова, — сказала Любовь Александровна (Герцен). 2.Чем кончу данный мой рассказ? (П.). 3. Но что подумала Татьяна, Когда узнала меж гостей Того, кто мил и страшен ей, Героя нашегоромана? (П.) 4. Вы оставайтесь при своем убеждении, а я при своем (Писем.).5.Я путешествовал без всякойцели, без плана (Тур­генев).6. Бегут ко мне крестьянские мальчишки, прино­сят мне землянику, рассказывают всякийвздор (Гер­цен).7. Ему был известен каждыйчеловек, каждаясе­мья, каждыйпереулок этой большой, рабочей окраины (Катаев). 8. Это был человек... приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякойопределенной идеи, всякойсосредоточенности в чертах ли­ца (Гончар.).

Задание 100. Выберите из заключенных в скобки местоимений нуж­ные. Укажите возможные варианты. Мотивируйте свой выбор.

1. Весь вечер (моему, своему) улану Амур усердно помогал. 2. Нет, я ничего не забыл. Я вспоминаю об этом (всякий, каждый) раз, когда проезжаю здесь. 3. Антони­на плакала теперь часто и по (любому, всякому) поводу. 4. И она не забудет. Всех приветит, (всякому, любому) доброе слово найдет. Вот она какая, Мария-то наша. 5. (Каждый, любой, всякий) будет выбирать деятель­ность по своему желанию, и один станет садоводом, другой хирургом. 6. Мне было восемь лет, но я, как (каж­дый, всякий, любой) деревенский парнишка, был само­сильным помощником для взрослых. 7. Вот она, эта ис­тория, сокращенная до размеров притчи, чтобы ее можно было рассказать (каждому, всякому, любому).

Задание 101. Выберите подходящее по смыслу местоимение. Выявите случаи возможного синонимического употребления.

1. Мне было восемь лет, но я, как (любой, всякий, каждый) деревенский парнишка, был самосильным помощникам для взрослых (Гладк.). 2. Хорошо бы вам придумать такое место, куда бы (любой, всякий, каждый) мог приходить свободно и никто бы этому не удивлялся (Фад.). 3. (Самые, сами) недостатки комедии Фонвизина дороги для нас, как факты тогдашней общественности (Белин.). 4. Мы вспоминаем эти места (любой, всякий, каждый) раз, встречаясь с профессором. 5. (Любой, всякий, каждый) раз будет выбирать деятельность по своему желанию, и один станет садоводом, другой хирургом (Фед.). 6. Она тот час же изгладила из головы (самую, саму) мысль о Лаврецком (Т.). 7. В его рассказе интересен был (самый, сам) ход изложения мысли. 8. Мне интересны (любые, всякие, каждые) новости.

 

Задание 102. Поставьте местоимения в нужной форме.

Согласно (она), под (он), по (он), посреди (она), около (они), в отношении (он), вслед (она), сзади (он), подобно (они), перед (она), у всех (они), между вами и (они), моложе (она), за исключением (он), в отношении (она), за всеми (они), над (он), вне (она), напротив (она), из (он), мимо (они), наперекор (они).

 

Задание 103. Вставьте необходимый по смыслу постфикс. Выявите случаи возможного синонимического употребления.

1. В своем положении он может сделать больше, чем кто-… другой. 2. Выздоравливающему будет кто-… помогать холить. 3. Когда мы встречались с кем-… из университетских товарищей, вы всегда вспоминали наши прежние годы. 4. Люся обещала дать почитать какую-… интересную книгу. 5. Мальчик не мог один поднять сумку и стал звать кого-… на помощь. 6. Ему казалось, что он понял сущность искусства лучше, чем кто-… иной. 7. Машина заглохла, вероятно, в механизме что-… не в порядке. 8. Есть ли желающие добавить что-… к услышанному?

 

Задание 104. При необходимости исправьте предложения и обоснуйте правку.

1. Когда Дубровский убил медведя, он велел с него содрать шкуру. 2. Ихний класс очень дружный. 3. Мотор заглушал весь крик. 4. Мы просим Вас принять участие в своей работе. 5. Отец попросил сына вынести свои лыжи из комнаты. 6. Лошадь у жены что-то заупрямилась; она испугалась, отдала мне поводья и пошла пешком домой (П.). 7. Она получила от его письмо, но не ответила ему. 8. А чего сейчас вспомнил всё это, сам не знаю. 9. Если бы не эта тарелка, да не прислонённая к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живёт (Гончар.). 10. Подмосковные мужики в войну 1812 года сжигали сено, чтобы оно не досталось неприятелю, хотя они и могли нажиться на продаже его ему.

Глагол

1. Особенности образования некоторых личных форм глаголов, так называемые недостаточные и избыточные глаголы, их стилистическое использование.

2. Стилистическое использование форм инфинитива.

3. Стилистическое использование вариантов видовых форм.

4. Стилистическое использование причастий и деепричастий.

Задание 105. Выберите форму глагола. Свой выбор обоснуйте. Дайте стилисти­ческую характеристику вариантов.

1. Внезапно начавшийся дождь помешал альпинистам (достичь, достигнуть) вершины. 2. Шпаргалка была спрятана столь тщатель­но, что даже самый проницательный преподаватель не мог (за­стичь, застигнуть) студентов врасплох. 3. Согласно зеноновской концепции пространства, заяц никогда не сможет (настигнуть, настичь) черепаху. 4. К сожалению, этот студент так и не смог (по­стигнуть, постичь) всех тонкостей немецкой философии. 5. В тайге можно (брести, бресть) наугад много дней, но так и не выйти на дорогу. 6. Никто не мог выжить при дворе Людовика XIV, если не умел (плесть, плести) интриг. 7. В ту весну сирень начала (цвесть, цвести) очень поздно. 8. Вытащенный из-под р






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.