Обратная связь
|
ПРИЧАСТИЕ § 51. ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ
Глаголы
| Количество форм
| Действительные причастия
| Страдательные причастия
|
настоящего
времени
(от основы
настоящего
времени)
| прошедшего времени (от основы прошедшего времени)
| настоящего времени (от основы настоящего времени)
| прошедшего
времени
(от основы
прошедшего
времени)
| Переходные глаголы несовершенного вида
решать
хранить
нести
колоть
читать
| 3,
реже 4
| решающ ий
хранящий
несущий
колющий
читающий
| решавший
хранивший
нёсший
коловший
читавший
| решаемый
хранимый
несомый
Нет
читаемый
| Нет Нет
Нет
колотый
читанный
| Переходные глаголы совершенного вида
решить
расколоть
|
| Нет
Нет
| реши вш-ий расколовший
| Нет
Нет
| решённый расколотый
| £ Продолжение
To
Глаголы
| Количество форм
| Действительные причастия
| Страдательные причастия
|
настоящего
времени
(от основы
настоящего
времени)
| прошедшего времени (от основы прошедшего времени)
| настоящего времени (от основы настоящего времени)
| прошедшего
времени
(от основы
прошедшего
времени)
| Непереходные глаголы
несовершенного вида
решаться
сидеть
дремать
|
| решающийся
сидящий
дремлющий
| решавшийся
сиде-вш-ий
дремавший
| Нет Нет Нет
| Нет Нет Нет
| Непереходные глаголы совершенного вида решиться расколоться
задремать
|
| Нет Нет Нет
| решившийся
расколовшийся
задремавший
| Нет
Нет Нет
| Нет
Нет Нет
| Примечание.У некоторых глаголов на -сти действительные причастия прошедшего времени образуются от основы настоящего (будущего) времени, например: вести — ведут, ведший; зацвести — зацветут, зацветший.
302. От данных глаголов образуйте и запишите возможные фор мы причастий.
Желать, бросать, бросить, рисовать, нарисовать, победить, увязать, строить, построить, бороться, толкнуть, мыть, видеть.
303. Спишите, согласуя причастия с нужными по смыслу суще ствительными. Окончания причастий проверяйте подстановкой вопросов.
Любоваться (бушующий) морем и (заходящий) в облака солнцем; беседовать о (строящийся) в городе стадионе; пробираться сквозь (неистовствующий) в поле пургу; думать о (разыгравшийся) на дворе метели; рассказывать о (промчавшийся) над городом урагане; разговаривать с (возвратившийся) из похода туристом; наблюдать за (взбирающийся) на вершину горы альпинистами; обрадоваться (вернувшийся) из командировки брату.
304. Спишите, согласуя причастия с определяемыми существи тельными. Сделайте морфологический разбор выделенных при частий.
I. 1) Кружа над головой (мерцающий, взвизгиваю щий) шашку, Прокофий сбежал с крыльца. (Шол.) 2) Су женными глазами он [Телегин] глядел на воду, (вогну тый, пенящийся) дорогой (выбегавший) из-под парохода. (А. Н. Т.) 3) Нет доверия более простого и (обогащаю щий), чем доверие к поэзии. (Берг.) 4) Много раз обма нывались мы, стараясь разглядеть на (приближавший ся) берегу признаки человеческой жизни. (С.-М.) 5) На конец самый зоркий из нас увидел (терявшийся)на фоне каменного берега тоненькую стрелочку радиомач ты. (С.-М.) 6) Расцвеченный по-праздничному пёстры ми флагами, (надувавшийся) на ходу, ледокол входил в бухту. (С.-М.)
II. 1) Узкая, длинная коса походила на огромную башню, (упавший) с берега в море. 2) Тучи покрыли его ровным тяжёлым пологом, (опустившийся) над во дой. 3) Пустынное море смеялось, играя (отражён ный) солнцем. 4) Маленькие игривые волны, (рождае мый) ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт. 5) Тишина в степи содрогается от глухого грохота по-
7 — В. Ф. Греков
езда, (идущий) к одинокой станции, (окружённый) тьмой. 6) В шорохе, (окружавший) нас, я услышал голос с берега.
(Из произведений М. Горького)
305. Спишите, согласуя причастия с существительными.
1) Каменщики, ... дом, работают быстро и уверенно. — Вновь ... здания красивы и удобны (строящий, строящийся). 2) Несколько классов были переведены во вновь ... школу. — Мы поблагодарили женщину, ... нам дверь (открывший, открывшийся). 3) Мать беседовала с ... её ребёнка врачом. — Доктор подробно рассказал о ... у него больном (лечивший, лечившийся). 4) Пассажиры спешили на ... поезд. — Дежурный по станции, ... поезд, дал сигнал (отправляющий, отправляющийся). 5) Девочка, ... ребёнка, чуть не перевернула санки. — Ребёнок, ... в санках, весело смеялся (катавший, катавшийся). 6) Публика спешила на ... легкоатлетические соревнования. — Спортсмены, ... соревнование, готовились к старту (открывающий, открывающийся). 7) Путешественники с тревогой следили за ... дождём. — Северный ветер, ... мороз, постепенно стих (усиливавший, усиливавшийся).
306. Прочитайте, укажите обособленные и необособленные опре деления. Чем они выражены? Спишите, расставляя недостающие знаки препинания; объясните их употребление. Сделайте морфо логический разбор выделенных слов.
1) Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями скользящими по их хребтам бьются о борта судов. 2) По осыпанным известью доскам лесов обнявших красную громаду строившегося дома бойко ползают фигурки каменщиков. 3) Его [Челкаша] кипучая нервная натура жадная на впечатления никогда (не) пресыщалась созерцанием этой тёмной широты бескрайной свободной и мощной. 4) Длинный костлявый немного сутулый он медленно шагал по камням... Его бурые усы густые и длинные то и дело вздрагивали. 5) Уставший от волнения я крепко заснул на полатях. 6) Тучи походили на волны ринувшиеся на землю вниз кудрявыми седыми хребтами и на пропасти из которых вырваны эти волны и на заро-
ждавшиеся валы ещё (не) покрытые зеленоватой пеной бешенства и гнева,
(Из произведений М. Горького)
307. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте морфемный состав выделенных слов.
1) В Мещёрском крае можно увид..ть сосновые боры где так торжеств..но и тихо что бубе..чик заблудившейся коровы слыш..н очень далеко почти за километр. (Пауст.) 2) Егорушк.. нехотя глядел вперёд на лилов..ю даль и ему начинало казат( ? )ся что мельница машущая крыльями пр..ближает(?)ся. (Ч.)
§52. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ
1. В действительных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:
а) -ущ-, -тощ-, если причастие образовано от глагола
I спряжения, например: идущий (идти, идут), рисующий (рисовать, рисуют), смеющийся (смеяться, смеются);
б) -ащ-, -ящ-9 если причастие образовано от глагола
II спряжения, например: кричащий (кричать, кричат), летящий (лететь, летят), строящийся (строиться, стро ятся).
2. В страдательных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:
а) -ем-, если причастие образовано от глагола I спряже ния, например: исполняемый (исполнять, исполняют), ри суемый (рисовать, рисуют);
б) -им-, если причастие образовано от глагола II спря жения, например: хранимый (хранить, хранят), слыши мый (слышать, слышат).
Примечание. В книжной речи используются немногочисленные страдательные причастия настоящего времени с суффиксом -ом-, образованные от глаголов I спряжения, например: вес ти — ведут — ведомый.
3. В страдательных причастиях прошедшего времени перед нн пишется а или я, если в неопределённой форме глагола перед -тъ стоит а или я, например: задержать —
7*
задержанный, обстрелять — обстрелянный. Если в неопределённой форме глагола перед -тъ стоит и или е, в страдательных причастиях прошедшего времени перед нн пишется е9 например: просмотреть — просмотренный, застрелить — застреленный.
(О правописании нн и н в страдательных причастиях прошедшего времени см. § 53.)
308. Спишите, обозначая в каждом причастии суффикс и указы вая в скобках неопределённую форму, спряжение и форму 3-го
лица множественного числа того глагола, от которого данное причастие образовано.
Образец. Клокочущий поток. — Клокочущий (клокотать, I спр., клокочут) поток. Красящийсяматериал. — Красящийся (краситься, II спр., красятся) материал.
Тяжело дыш..щий человек, мел..щий муку работник, пил..щие дерево рабочие, плещущиеся в воде ребятишки, кле..щий коробочку мальчик, значащееся по списку количество, бор..щийся с бурей экипаж, храбро сражающийся полк, хлопоч.-щая у печки хозяйка, расстилающаяся степь, стро..щееся здание, кол..щий дрова юноша, пряч..щийся ребёнок, трепещущая рыба, готовящийся к зачётам студент, дремл..щий старик, слышащийся издали гудок, стелющийся туман, ла..щая собака, спе..щий виноград.
309. Спишите. Объясните правописание суффиксов причастий.
1) Природа жажд..щих степей его в день гнева породила. (П.) 2) Шквал зарылся в зыбучей поверхности океана, окатив мостик хлещ..щими брызгами. (Нов.-Пр.) 3) Луна и звёзды исчезали перед блеском этого чудного, дыш..щего свежестью, радостного утра. (Стан.) 4) Глядя на весёлого спутника, на его румяное, пыш..щее здоровьем лицо, даже незнакомые люди невольно улыбаются. (С.-М.) 5) Внутри у меня всё дрожало от клокочущего смеха. 6) Поблёскивали лужицы от та..щего снега. (Н. О.) 7) В (полу)свете далеко видна черне..щая окрест мёртвая земля. (Бун.) 8) Встречая кол..щий взгляд маленьких глаз, она робко двигала бровями. (М. Г.) 9) Печорин — человек решительный, алч..щий тревог и бурь. (Бел.) 10) Поэт, для которого всё сооб-
ща..мое редактором являлось новостью, внимательно слушал Михаила Александровича. (Булг.)
310.От глаголов неопределённой формы образуйте форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени. Обозначьте в них суффиксы. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составь те словосочетания.
Любить, возбуждать, уважать,волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть,поддерживать, побуждать, изображать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать,изменять.
311.От глаголов неопределённой формы образуйте и запишите форму прошедшего времени единственного числа мужского рода и страдательное причастие прошедшего времени. Обозначьте в них суффиксы. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составьте словосочетания.
Образец. Зажечь — зажёг, зажжённый, зажжённый огонь.
Опустить, осветить, посвятить, обидеть, рассмотреть, застрелить, расстрелять, погасить, замешать, замесить, развесить, развешать, купить, бросить, увенчать, обещать, поразить, обстрелять, подстрелить, затеять, раскроить,высмеять, посеять, склеить,обвешать, обвесить, утешить.
312. Спишите. К каждому выделенному причастию в скобках укажите неопределённую форму того глагола, от которого оно об разовано.
1) Тесто хорошо замепь.но. Он был замеш..н в неприятную историю. 2) Стены комнаты были окле..ны светлыми обоями. 3) Потер..инаякнига нашлась. 4) Замеченныевовремя ошибки удалось быстро исправить. 5) На засе..нных ранней весной полях дружно появились первые всходы. 6) Работа была оконченасвоевременно. 7) Бельё было быстро высуш-.новетром. 8) Лекция прослуш..нас глубоким вниманием.
313.Спишите, вставляя нужные причастия и согласуя их с суще ствительными. Укажите устно, какие причастия действительные и какие страдательные.
1) Школьный драматический кружок, ... артистом городского театра, готовит новую постановку. — Артист,
... школьным драматическим кружком, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый). 2) Учащиеся ... большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своём опыте в школьную стенгазету. — Большая работа, ... школьниками, была подробно описана в стенгазете (проделавший, проделанный). 3) Девушка, ... новую книгу, рассказывала подругам о своём впечатлении от неё. — Новая книга, ... девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4) Новый прибор, ... инженером, имеет большую ценность. — Инженер, ... новый прибор, получил премию (изобретший, изобретённый). 5) Ветер, ... облака, не утихал ни на минуту. — Облака, ... ветром, быстро неслись по небу (гонящий, гонимый).
314. Спишите. Страдательные причастия подчеркните одной чер той, действительные — двумя. Укажите устно неопределённую форму глагола, от которого образовано причастие, и объясните правописание суффиксов причастий.
1) Чуть шелестят листья берёз, едва колебл-.мые ветром. 2) Зарево на дальних высотах трепещ..щим румянцем отразилось. (Л.) 3) На мысли, дыпь.щие силой, как бисер, нижутся слова. (Л.) 4) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу..щий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету беле..щих берёз. (Л.) 5) Русалка плыла по реке голубой, озаря..ма полной луной. (Л.) 6) И вдруг пред витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идёт под дремл..щие своды. (П.) 7) После чёрного подземелья необычайно ярким кажется отражённый снегами, реж..щий глаза свет. (С.-М.) 8) Добываемый уголь льётся непрерывным потоком, грохоч..щим водопадом валится в трюмы приставшего к пристани корабля. (С.-М.) 9) Время от времени впереди на полотне появлялся маш..щий флажком связист. (А. Н. Т.) 10) Внезапно раздался топот скач..щей лошади. (Т.)
315. Спишите. Причастия подчеркните одной чертой, а слова, к которым они относятся, — двумя. Сделайте морфологический разбор причастий из первых трёх предложений. Найдите в тексте тропы, определите их типы.
В белой пустыне
Мы выходим на лёд, покрытый уже (исслеженный) снегом, ступаем на берег. Скользя по (осыпающийся) камням, подн..маюсь на высок., насыпь, (протянувшийся) вдоль (открытый, голый) берега. Поправив за спиной руж..ё, заст..гнув плотно куртку, борясь с (тугой, дующий) в лицо ветром, я иду берегом. Я смотрю на камни, грудою (свалившийся) с берега в море. Солнечный луч, прорвавшись, освещает край (чёрный, нависший) тучи. Я поднимаю б..нокль, вглядываюсь в (зыбл..щийся) глубину мёртвой пустыни. В (белый, сверкающий) поле движется желт..ватое пятно. Чуждый (окружающий) миру, м..ячит в снеговой дымк.. «Седов».
День и ночь, ночь и день между берегом и кораблём бегает шлюпка, (нагруженный) для устойчивости ящ..ками с винтовочными п..тронами. Хозяева (стро..щийся) станции по очеред.. сменяются на руле. (По И. Соколову-Ми-китову)
§ 53. КРАТКИЕ И ПОЛНЫЕ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ
В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется два н, а в кратких — одно н: решить — решённая — решена, сделать — сделанная — сделана, купить — купленная — куплена, читать — читанная — читана.
316. Образуйте полные и краткие страдательные причастия (в кратких используйте формы всех родов и множественного числа), запишите, расставьте ударение; н и нн в причастиях подчеркните.
1) Организовать — организованный — организован — организована — организовано — организованы; основать, приковать, изжевать.
2) Внести — внесённый — внесён — внесена — внесено — внесены; водворить, внедрить, заключить, испечь, перевезти, просветить, посвятить, решить.
3) Возложить — возложенный — возложен — возложена — возложено — возложены; восстановить, добавить, допилить, заучить, обстричь, предусмотреть.
317. Спишите. Определите, каким членом предложения является каждое причастие.
В «Онегине» все части органически сочлене..ы, в из-бра..ой рамке романа своего Пушкин исчерпал всю свою идею, и поэтому в нём ни одной части нельзя ни изменить, ни заменить. «Герой нашего времени» представляет собой несколько рамок, вложе..ых в одну большую раму, которая состоит в названии романа и единстве героя. Части этого романа расположены сообразно с внутреннею необходимостью; но как они суть только отдельные случаи из жизни хотя и одного и того же человека, то могли б быть замене..ы другими, ибо вместо приключения в крепости с Бэлой или в Тамани могли б быть подобные же и в других местах, и с другими лицами, хотя при одном и том же герое. Но тем не менее основная мысль автора даёт им единство, и общность их впечатления поразительна. (В. Белинский)
§ 54. ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ
В прилагательных, образованных от глаголов, может писаться как н, так и нн. Пишется нн:
а) в прилагательных, образованных от страдательных причастий на -ованный, -ёванный, например: организован ный, электрифицированный, балованный, корчёванный и т. д. (но: кованый, жёваный),
б) в прилагательных, образованных от глаголов с при ставками, например: поношенный (костюм), подержанные (книги), растерянный (вид), умеренный (климат), от влечённое (изложение), доверенное (лицо), отчаянный, окаянный и т. д.
Исключения: смышлёный (мальчик), названый (брат), посажёный (отец), а также существительное приданое;
в) в немногих прилагательных, образованных от бес приставочных глаголов несовершенного вида (иногда с приставкой не-), например: желанный, священный, неслы ханный, нежданный, негаданный, нечаянный, невидан ный и др.
Одно н пишется в прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, например: бе-шеный, жареный, копчёный, кошеный (луг), писаный (писаная красавица), ломаный (ломаная линия), краденый, мешаный, сеяный (сеяная мука), правленый (текст), мощёный (тротуар), кованый (сундук), топлёный (топлёное масло), тканый (тканая скатерть), непрошеный (гость), мороженое (мясо), а также существительное мороженое.
Эти бесприставочные прилагательные надо отличать от сходных с ними причастий, которые пишутся с двумя н. Такие причастия имеют при себе зависимые слова: раненный (пулей), правленный (мною текст), писанные (людьми законы) и т. д.
Примечания: 1. Приставка не- на написание н или нн не влияет, например: званые гости — незваные гости; кипячёная вода — некипячёная вода, вскипячённая вода — невски пяченная вода.
2. Существительные на -ник, -ниц-а, образованные от глагольных прилагательных с одним или двумя н или от страдательных причастий, соответственно пишутся с одним или двумя н, например: путаный — путаник — путаница; учёный — ученик — ученица; но: воспитанный — воспитанник; посланный — посланник.
О правописании н или нн в прилагательных, образованных не от глаголов, говорилось выше (см. § 44). 318. I. Спишите. Объясните (устно) написание н или нн.
Ране..ый боец — изране..ый солдат; сея..ая мука — по-сея..ое зерно; кипячё..ая вода — вскипячё..ое молоко; крашеный пол — покраше..ый забор; коше..ый или некоше..ый клевер — скоше..ая трава; стреля..ый воробей — подстреле..ая птица; пуга..ая ворона — испуга..ая лошадь; гашё..ая или негашё..ая известь — погаше..ый костёр; тка..ая скатерть — вытка..ый ковёр; жжё..ый кофе — со-жжё..ое письмо; копчё..ая колбаса — закопчё..ые стены; балова..ый ребёнок — избалова..ое дитя — девочка избалова..а родителями; кова..ый меч — некова..ое железо — скова..ые движения; стриже..ый мальчик — стриженые под польку волосы — остриже..ая голова; дистиллирова. .ая вода, линова. .ая тетрадь, асфальтиро-ва..ая улица.
II. От данных слов образуйте существительные при помощи суффикса -ик или -иц-а и подчеркните н или нн. Составьте с ними словосочетания (устно).
Воспитанный, варёный, масленый, посланный.
319. Спишите. Объясните (устно) написание н или нн.
I. 1) День был серый и ветре..ый. Кругом пусты..ые жнивья и пашни. (А. Н. Т.) 2) В небольшом, оклее..ом белым, совершенно пустом зале было светло, пахло масля..ой краской, на блестящем, краше..ом полу у стены стояли две китайские вазы. (А. Н. Т.) 3) На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновес.ые брёвна, опре-делё..ые на вековое стояние... Всё было пригн..но плотно и как следует. (Г.) 4) С отчая..ым криком Никита кинулся на пол. (А. Н. Т.) 5) Смышлё..ый мальчишка понравился матросу. (Н. О.) 6) В сенях встретила его [Дубровского] няня и с плачем обняла своего воспита..ика. (П.) 7) Что такое станцио..ый смотритель? Сущий муче..ик четырнадцатого класса. (П.) 8) Зала и гости..ая были темны. (П.)
И. 1) Иван Ильич и Даша поселились на хуторе в ма-за..ой хате. (А. Н. Т.) 2) Алексей развернул тряпочку, вынул вороне..ые часы. (А. Н. Т.) 3) Его нечёса..ые волосы ниспадали на глаза целой волной. (Ф. Ш.) 4) В доме были высокие комнаты с выбеле..ыми стенами и некрашеными полами. 5) Никогда не забуду я эту сказочную прогулку среди высоких сосен по песку, смеша..ому с хвоей. (Ф. Ш.) 6) Свеча была погашена. (Кор.) 7) Степь была пусты..а, ужасающе тиха. (Шол.)
320. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препина ния. Сделайте морфологический разбор выделенных слов.
Иногда я заст..вал его [Карла Ивановича] и в такие м..нуты когда он не читал; очки спускались ниже на большом орли..ом носу голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особе..ым выражением а губы грус(?)но улыбались. В комн..те тихо; только слышно его равномерное дыхание и бой часов с егерем. На другой стене в..сели ландкарты все почти изорва..ыено искусно подкле..ые рукою Карла Ивановича. На третьей стене в середине которой была дверь вниз с одной стороны в..сели две линейки: одна
изреза..ая, наша, другая нове..кая, собстве..ая, употребляемаяим более для поощрения чем для линования, с другой — чёрная доска.
В середине комнаты стоял стол покрытый оборв..ой чёрной клеёнкой из-под которой во многих местах виднелись края изреза..ые перочи..ыми ножами. Кругом стола было несколько некраш..ых но от долгого употребления зала-кирова..ых т..буретов. Последняя стена была зан..та тремя окошками. Вот какой был вид из них прямо под окнами дорога на которой каждая выб..ина каждый камеш..к каждая колея давно зн..комы и милы мне; за дорогой — стриже..ая липовая ал..ея из-за которой кое-где виднеется плетёный ч..стокол; через аллею вид..н и луг. (По Л. Толстому)
321. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Определите синтаксическую роль выделенных слов.
Князь Андрей в этот безветре..ый августовский вечер лежал облокотившись на руку в разлома..ом сара.. де-ревн.. на краю которой расположился его полк. В отверстие слома..ой стены он гл..дел на шедш.. вдоль по забору полосу сорок, .(летних) берёз с обрубле..ыминижними суч(?)ями на в..дневшуюся (в)низу ветр..ую мельницу на ещё (не)скош..ое овся..ое поле на густой кустарник по которому ра..т..лались многочисле..ые дымы костров и на (не)болыпую но извил., стую реч..нку протекавшую (не)под..лёку.
Как (не, ни)т..жела теперь к..залась князю Андрею его жизнь он так(же) как и накануне сражения семь лет тому назад (в)продолжени.. всего дня чу(?)ств..вал себя взволно-ва..ыми раздр..жё..ым.
Приказания на завтра отда..ыи получе..ыим и (в)те-чени.. этого вечера он (не, ни)кому (не)был нужен. Он знал что завтрашнее сражение должно быть самым страш-ным изо всех в которых он уч..ств..вал и которые были в его жизн.. и мысль о возможности смерти в первый раз отч..тл..во пронеслась в его сознани.. . (По Л. Толстому)
§ ДЕЕПРИЧАСТИЕ
|
|