Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Назначение встречи: способы и проблемы.

- по телефону (чаще всего),

- при непосредственном контакте

- по факсу, электронной почте.

При непосредственном контакте – надежней всего, так как намеченной «жертве» просто «некуда деться» и приходится принять предложение журналиста, даже дать некие обещания.

Во время переговоров о встрече следует взять у собеседника разрешение:

§ на съемку,

§ на диктофонную запись,

§ на разговор с членами семьи.

Что важно помнить, договариваясь об интервью:

- никто не обязан давать журналисту интервью. Даже официальные лица, в обязанности которых входит общение с прессой, имеют право предоставить информацию в письменной форме и не идти на прямой контакт.

- Договариваясь с собеседником о встрече, лучше избегать слова «интервью», оно звучит слишком официально, лучше сказать: «Не могли бы вы поделиться своими соображениями о...»; «Хотелось бы обсудить ситуацию... узнать ваше мнение… побеседовать на тему».

Наиболее типичные причины отказа от интервью:

§ Недоверие к данному журналисту (а нередко и в принципе ко всем журналистам), недоверие к неизвестному новичку

§ Сомнения в репутации СМИ, которое представляет журналист - если оно малоизвестное или, хуже того, с плохой репутацией.

§ обоснованное недоверие к конкретному СМИ, если с ним связан неудачный опыт взаимодействия (негативная публикация, критика в адрес героя, искажение смысла высказываний, неверное цитирование и т.д.).

§ Усталость от журналистов, которая, как правило, характерна для звезд.

§ Страх публичного выступления (особенно часто он возникает при виде телевизионной камеры или микрофона).

§ Отсутствие интереса к предмету беседы.



§ Недостаток у намеченного собеседника знаний о предмете беседы.

§ Ограниченность времени.

У журналиста всегда должны быть убедительные встречные доводы. Аргументы в пользу интервью: предлагаемая беседа — это возможность (в скобках предложены наиболее вероятные фигуры для данных аргументов):

§ высказать свою точку зрения, пролить свет на проблему (представители противоборствующих сторон в каком-либо конфликте);

§ получить известность и признание, рассказать о себе (деятели массовой культуры);

§ повлиять на сознание людей (политики, священники);

§ просветить публику, разрушить предрассудки (ученые, деятели сферы образования);

§ помочь другим людям избежать ошибок (пострадавшие от каких-либо потрясений, представители групп риска);

§ появиться на экране, чтобы вас увидели друзья и родственники («простые» люди).

Если журналисту отказывают в интервью из-за того, что собеседнику неизвестно его имя, можно сделать себе рекламу: «Я взял интервью у того-то и того-то...». Аргументом в пользу интервью популярному, но пользующемуся дурной славой СМИ может быть его аудитория: «Ведь нас смотрят ____ горожан (граждан страны)».

Назначая время и место интервью, лучше выбрать предлагаемые собеседником (кроме случая встречи в студии), где и когда он будет чувствовать себя комфортно. Чаще всего встреча назначается на его территории (дома или на рабочем месте) и в удобное для него время. Если собеседник затрудняется с выбором места встречи, предложите ему приехать в редакцию телекомпании (студию). Бывают ситуации, когда по каким-либо причинам есть смысл провести интервью на «нейтральной почве». Если у интервью есть информационный повод, оно может состояться на месте события.

Важнейшее правило – НЕ ОПАЗДЫВАТЬ!

 

Подготовка вопросника происходит после того, как определены цели интервью, изучены вспомогательные материалы, назначены время и место встречи.

Основную тематику вопросов и их последовательность помогает определить предварительная работа с источниками информации. Вопросы I стадии интервью (в т. ч. адресные, контактные) зависят от собеседника - «легкого», открытого, свободно идущего на разговор или «трудного», замкнутого, скрывающего информацию. Журналист в связи с этим определяет, потребуется ли «разминка», и насколько долгая.

Далее очень важно найти верный путь развития беседы, выстроить ее так, чтобы ход ваших мыслей был понятен собеседнику, а последовательность вопросов подчинялась цели интервью.

Вопросник (список вопросов) нужен в любом случае — не важно, в уме он или «на бумажке». Чем тщательнее это будет сделано, тем больше вероятность того, что интервью пройдет удачно.

Имея дело с опытными политиками, бизнесменами, чиновниками, надо учитывать, что они могут быть заранее подготовлены к встрече с журналистами, «натасканы» на определенные ответы.

Готовясь к интервью, следует оставить время для незапланированных (в том числе уточняющих) вопросов и ответов. Неожиданный поворот в разговоре – также ценный своей свежестью, новизной результат.

 

Стратегия и тактика проведения интервью

Интервью воплощает определенные правила профессионального журналистского общения.

Стратегию и тактику желательно продумать заранее, на этапе подготовки интервью, при составлении вопросника. Стратегия интервью - создание определенных условий общения, способствующих достижению целей интервьюера при наиболее полной информационной отдаче интервьюируемого.

Следует помнить, что информационные цели журналиста не всегда совпадают с информационными намерениями собеседника. Из-за этого могут появиться признаки вольного или невольного сокрытия сведений или манипулирования ими со стороны собеседника. В любом случае ответственность за выполнение информационных задач интервью несет журналист, а не его собеседник.

Тактика интервью опирается на основной стратегический принцип: пробудить активность, заинтересовать собеседника в общении – а затем поддерживать активностьточной реакцией, умело подобранными и выстроенными вопросами журналиста. Основной стратегический принцип можно выразить в нескольких правилах, общих для всех интервью.

«Подобрать ключ». Удача или провал интервью зависят не только от продуманности заранее составленных вопросов и умения отреагировать на новую, появившуюся в ходе разговора информацию, но и от того, нашел ли журналист подход к своему собеседнику, выстроить нужную линию общения, «подобрать ключ», «почувствовать собеседника», «настроиться на его волну», «попасть в его систему координат» - чтобы добиться полноты, точности и выразительности ответов.

Чтобы состоялся контакт двух общающихся сторон (т. наз. «межличностная коммуникация»), необходимо совпадение их социальных кодов общения (кодов поколений, социальных слоев). Взаимопонимание в ходе интервью - это не просто понимание собеседниками речи друг друга. Это и близость (или совпадение) целей, установок на общение.

Несмотря на все усилия журналиста, не ко всем людям удается найти подход. Возможные причины неудачи в поиске контакта (со стороны интервьюируемого): нежелание делиться информацией, неудачи предшествующего опыта общения с журналистами, отсутствие симпатии, доверия к данному интервьюеру, просто замкнутость, агрессивность, подозрительность натуры.

Трудно общаться с официальными лицами, а также их представителями — пресс-секретарями или чиновниками из отделов по связям с общественностью. Природа их взаимоотношений с работниками прессы конфронтационна в принципе: одна сторона призвана стоять на страже общественных интересов, другая — защищать интересы своего ведомства, корпорации или группы влияния.

Агрессивности интервьюируемого стоит противопоставить настойчивость как наиболее приемлемый способ общения с неподатливыми собеседниками. В отличие от агрессивности она подразумевает уважение и к себе, и к личности собеседника, к его правам и мотивам. Настойчивый, напористый журналист не рубит сплеча, а подводит собеседника к ответам на вопросы «мягко, но твердо», уверенно.

Однако и настойчивость не всегда гарантирует нужную реакцию собеседника. Журналист должен быть готов к отказу в предоставлении сведений.

Выбор роли. Есть 2 подхода к вопросу, должен ли журналист менять манеру поведения в зависимости от характера собеседника, поставленных задач и обстоятельств беседы. 1. «Будьте естественными, любое выбранное вами амплуа лишь погубит дело». 2. Правильный выбор амплуа, «маски» - залог профессионального успеха. (В жизни все мы, вообще, носим те или иные «маски», играем те или иные роли.) Большинство журналистов сочетают в работе оба принципа — и «натуральный», и «ролевой». Они, как правило, ведут себя естественно, но надевают различные маски, когда того требуют обстоятельства. Маска может быть неуместной, не соответствующей природе отношений с собеседником («закадычного друга» в ситуации недружеских отношений или «исповедника», когда собеседник не намерен откровенничать), она лишь добавит настороженности в и без того непростые отношения. В беседе с собеседником, чьи взгляды вы не разделяете, лучше придерживаться нейтралитета. Это вовсе не значит, что журналист должен поддакивать человеку с фашистскими или расистскими убеждениями, оправдывать наклонности убийцы или насильника. Напротив, его позиция в разговоре должна быть непременно озвучена, но без эмоций, а просто как иная точка зрения.

Встреча, приветствие (в т. ч. знакомство). От того, в каком ключе, официальном или неофициальном, беседа начнется, зависят ее дальнейший ход и конечные результаты. Холодное и формальное приветствие покажет собеседнику, что журналист предпочитает держаться на дистанции и не хочет преступать барьер формального вопросно-ответного взаимодействия.

В современной разговорной практике выделяются четыре стилистических уровня обращения:

§ официальный — по имени, отчеству и на «вы» (Здравствуйте, Дмитрий Иванович!);

§ полуофициальный — по полному имени и на «вы» (Здравствуйте (Добрый день!), Дмитрий!);

§ неофициальный — по имени и на «ты» (Здравствуй, Дмитрий!);

§ фамильярный — по краткому имени и на «ты» (Привет (Здорово!), Дима!).

При выборе стиля обращения, в первую очередь, учитываются возраст и социальное положение героя. Если собеседник старше, вне зависимости от его места в общественной иерархии, лучше обращаться к нему по имени, отчеству и на «вы». Использовать в обращении только имя можно лишь при условии, что журналист и его герой относятся к одной возрастной группе, особенно, если ситуация и контекст беседы к этому располагают; это поможет разрушить неизбежно возникающие в начале разговора барьеры. В детских и молодежных передачах вполне уместно обращаться к собеседнику по имени и на «ты».

Нарочито фамильярный стиль обращения встречается особенно часто в шоу-программах, где ведущие подчеркивают таким образом свою приближенность к той или иной звезде шоу-бизнеса. Они объясняют такую манеру нормами общения, принятыми в данной «богемной» социальной группе. Однако манеры героя, которые формируют его имидж, не должны слепо копироваться журналистами. Следует понимать, что такая сниженная стилистика обращения — плохой вкус.

«Разминка» (разогрев), установление контакта. Задача журналиста на этом этапе – снять напряжение, настроить собеседника на общение.

Американские исследователи утверждают, что при встрече незнакомцев первые четыре минуты беседы определяют, как правило, весь последующий разговор (в это время идет «наведение мостов», которые нужны даже журналисту, выбравшему конфронтационный стиль интервью).

Вступление к интервью, как правило, не выходит за рамки этикетного обмена любезностями или нейтрального разговора (о погоде).

В начале беседы также часто приходится разрушать негативные стереотипы относительно журналистов: и «наглые», и «хитрые», и «врут все», «все беды от журналистов».

Основные правила «разминки»:

· «Разминка» не должна быть затянутой. Внимательно наблюдайте за собеседником и при появлении знаков нетерпения или спешки переходите непосредственно к теме интервью.

· Придерживаться нейтральных или приятных собеседнику тем. Предмет разговора не должен касаться потенциально таких провокационных сфер, как политические взгляды, доходы, межнациональные отношения, религиозные убеждения и т.п. (хотя есть тип собеседника, любящих несколько провокационные, «горячие» вопросы, например, о последних событиях в его деятельности – тогда собеседник быстро «включается» в разговор. Такой ход – начало перехода к программным или основным (экранным) вопросам. Его можно назвать «быстрым разогревом».)

· Найти точки пересечения интересов: общие увлечения, общие знакомые (подтасовки и вымыслы исключаются).

· Не фокусировать разговор на собственной персоне, а стараться узнать как можно больше о собеседнике.

· Проявить интерес к окружающей обстановке, но избегать критических замечаний и советов по ее поводу.

· Снять напряжение помогает смех. Уместны шутки, анекдоты, но только в том случае, если есть уверенность в собственном вкусе и чувство меры. Если ваш собеседник не обладает чувством юмора, ваши усилия могут погубить дело.

· Расположить человека помогают комплименты. При этом надо избегать чрезмерного, тем более неискреннего восхищения — оно всегда бросается в глаза. Сдержанная, умеренная похвала всегда предпочтительнее.

О комплиментах. («Я разделяю вашу позицию по этому вопросу...»; «Признаюсь, не ожидал от вас такого смелого поступка...»; «Ваше выступление получило большой общественный резонанс...».) Следует избегать дежурных фраз типа «Я поклонник вашего таланта...», «Для меня большая честь встретиться с вами...». Лучше такой вариант комплимента: «Ваша последняя работа (спектакль, картина, концерт) произвела на меня большое впечатление, (вариант… но у многих она вызвала весьма противоречивые оценки). Я хотел бы подробнее поговорить о ней...».

По реакции собеседника на обращение внимательный журналист сразу определяет, стоит ли проводить разминку: в каком собеседник расположении духа; спешит он или нет; проявляет ли интерес к разговору; будет ли вести откровенную беседу или намерен скрывать и дозировать информацию.

Бывают случаи, когда вступление абсолютно неуместно. Например, во время коротких интервью с событийным поводом или на пресс-конференции. Есть занятые персоны, которые не могут тратить время на «пустячные разговоры». Тот же, кто не настроен на откровенную беседу, может воспользоваться вашей болтовней и «увести» вас в другую сторону.

Организация развития диалога (принцип построения сценария интервью). Планируя интервью, следует уделить внимание не только смысловому наполнению вопросов, но и правильному их порядку. Существуют три принципа выстраивания композиции интервью — хронологический, логический, импровизационный.

В первом случае в центре внимания — события; журналиста интересует, как разворачивалась во времени история, участником или очевидцем которой был собеседник.

Во втором в центре внимания — общественные проблемы, их причинно-следственные связи; конфликт интересов или ситуации, связанные с драмами человеческих взаимоотношений. Обсуждение идет либо по концентрическому методу, когда в центре внимания находится главная идея, либо по альтернативному методу, когда рассматривается несколько равноправных вариантов решения проблемы. Важно следование законам логики, сопоставление оценок и доводов, причин и следствий.

В третьем варианте основа беседы — характер, личность собеседника, психологические особенности и неповторимая индивидуальность, здесь важен «человеческий фактор».

Конечно, бывают истории смешанного плана, когда событие, к примеру, рассматривается не только как последовательность каких-либо событий во времени, но и как цепочка причинно-следственных связей (с учетом принципа «после того – не обязательно вследствие того»).

Важно выстроить список задаваемых вопросов по их значению.

§ В начале интервью задаются нетрудные для собеседника, например фактические, вопросы.

§ задача основных вопросов - заинтересовать собеседника, заставить его «шевелить мозгами» (интересный вопрос – понятие индивидуальное).

§ В конце интервью - Главный вопрос, ради которого интервью и затевалось. Кроме того, жесткие или неприятные для героя вопросы никогда не задаются в начале разговора.

(Прим. Есть мнение, что в телеинтервью лучше не задавать биографических вопросов, намного выигрышнее прозвучит информация о биографии вашего гостя во время представления: «Добрый вечер! Сегодня гость нашей программы — г-н Н. Родился он там-то, его родители — такие-то. Образование г-н Н. получил там-то...». Утверждение, пожалуй, спорное. Его справедливость зависит от цели и жанровой разновидности интервью.)

Составляя вопросы и разрабатывая сценарий интервью, не стоит забывать, что главный объект (зрительского в том числе) внимания в интервью - не журналист, а его собеседник, именно в его распоряжении общественно значимая информация, и в принципе он волен поступать с ней как угодно. Журналист же, как это ни обидно звучит, является лишь транслятором, передаточным звеном между своим собеседником и обществом.

Завершение интервью

Очень важно правильно завершить разговор, не ссылаться на то, что надо бежать на следующую встречу, обязательно сказать приличествующие этикету слова. Поблагодарить, выразить признательность, что уделили время.

§ Заканчивайте интервью строго в условленное время. Только сам собеседник может предложить вам его продолжить (признаки затянутого разговора - ответы односложные или невпопад, суетливость, рассеянность или даже раздражительность собеседника). Лучший вариант — когда с предложением закончить беседу выступает репортер: «Наше время, к сожалению, истекает. Позвольте, я задам вам еще 1-2 вопроса...». Не исключено, что собеседник скажет: «Не беспокойтесь, у меня еще есть немного времени. Давайте продолжим разговор...». Однако, если этого не произошло и вы чувствуете, что тема не исчерпана, договоритесь еще об одной встрече в другое время. Худший вариант - если встречу прерывает не журналист, а собеседник.

§ Завершая интервью, следует просмотреть свои заметки, которые делаются параллельно с записью на камеру (диктофон). Это займет немного времени, зато не будет забытых вопросов или непроверенных имен, фактов, дат, цифр. Если время позволяет, можно уточнить и неясные места. Попросите у собеседника минуту на просмотр записей — это хороший повод для подведения итога разговора: «Наше время подходит к концу, разрешите, я загляну в блокнот, не забыл ли о чем-то спросить...». Кстати, во время образовавшейся паузы ваш герой сможет тоже подумать, не забыл ли он сказать что-то важное.

§ Напоследок можно поинтересоваться, не хочет ли собеседник добавить что-нибудь к сказанному. Возможно, о самом главном для него вопроса и не было.

§ следует напомнить о документах, статьях, письмах, фотографиях, которые упоминались в интервью, обязательно взять разрешение на публикацию или цитирование.

§ Прощаясь, не ставьте «последнюю точку», обсудите возможность позвонить или зайти еще раз, чтобы задать еще вопросы, уточнить детали и подробности.

§ Интервью желательно завершать на положительной ноте, даже если в конце задавались нелицеприятные вопросы. Надо попробовать «увести» разговор в сторону, заговорить о чем-нибудь приятном для собеседника, чтобы ни у кого не осталось неприятного осадка.

§ Не ослабляйте внимания, когда уже «стоите на пороге»: именно в этот момент собеседник может сказать самое интересное. Он уже расслабился после интервью, камера или диктофон выключены, а мысли продолжают «крутиться».

(случай с Януковичем и Колесниковым: Вы хотели именно такого развития событий? … Мы играли на чужом поле, а теперь будем играть на своем).

При завершении разговора надо следовать двум основным правилам: «уходить с достоинством» и «не злоупотреблять гостеприимством». Есть еще золотое правило — уходить так, чтобы у собеседника осталось желание общаться с вами еще, готовиться к новой встрече.

ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ ЭФИРА, ПЕЧАТИ, ИНТЕРНЕТА

Способы существования интервью в эфире:

1.Интервью как компонент информационной программы.

2.Интервью в сюжете

3.Интервью-уточнение («вдогон» события, после инф. программы)

По способу производства интервью бывает:

1. снятое и смонтированное до эфира

2. интервью в студии во время эфира, необходимое для оперативной реакции на событие

Интервью-уточнение, интервью как реакция на событие может идти после инф. сюжета (заметки, отчета, репортажа), в этом случае оно будет связано с ним тематически.

Интервью в прямом эфире идентично тому, что услышит и увидит зритель (слушатель). Высока ответственность собеседников: слово, прозвучавшее в эфире, «не вырубишь топором», исключены дубли, нет возможности отредактировать снятое. Интервью, записанные на пленку, могут подвергаться монтажу — для сокращения длиннот, расстановки акцентов, «вытягивания» главного — того, что может затеряться в словесном потоке. С помощью монтажа из одной записи можно подготовить разные версии сюжетов для выпусков новостей, обозрений, для художественной публицистики.

Интервью в эфире

Телеинтервью в профессиональных кругах пренебрежительно называют «говорящие головы». Тем не менее, их на экранах немало, и с ними надо уметь работать. Журналисты, работающие в условиях теле- и радиоэфира, в качестве принципов подачи информации должны использовать приемы драматургии в большей степени, чем их коллеги из печатных СМИ. Кроме того, они не должны забывать о сопутствующих съемкам деталях — освещении, акустике, заднем плане, костюме, гриме.

Работая в эфире журналист вынужден игнорировать некоторые нормы общения. Ему нередко приходится перебивать собеседника, чтобы не потерять темп беседы или не превысить норму отведенного времени. «К сожалению, наше время подходит к концу. Пожалуйста, ответьте на мой вопрос как можно короче!» — в эфире такие «невежливые» слова можно услышать нередко. Допускаются перегруженные информацией вопросы для драматизации сухого обмена сведениями. А уточняющие вопросы и вопросы для самопроверки находятся в активном арсенале эфирных корреспондентов для выделения деталей, расстановки нужных акцентов.

Журналисты, работающие на радио- и телеканалах, нередко ощущают себя заложниками технологии сбора и обработки информации, погони за скоростью ее передачи. Это особенно касается прямых эфиров, которые держат под постоянным прессингом как репортеров, так и их собеседников, что обедняет процесс общения. Нет никакой возможности что-либо подредактировать, исправить, дождаться подтверждения информации из других источников, сделать паузу, подумать. Работая в прямом эфире, журналисты всегда стоят перед выбором: избежать ошибки или выдать всю информацию в максимальном объеме. В конце концов, все выходит в эфир независимо от качества.

Главный «враг» теле- и радиорепортеров — время. Во-первых, потому, что работа съемочной бригады с дорогостоящей техникой обходится намного дороже, чем одного корреспондента с блокнотом или диктофоном. Рабочий день бригады расписан по минутам, интервьюировать людей приходится в скоростном режиме. Длина готовых сюжетов, особенно в новостных программах, часто не превышает 2 минут. Репортеры вынуждены выходить в эфир с заранее подготовленным компактным комментарием и отснятыми включениями компетентных лиц.

В интервью, предназначенном для печати, теоретически всегда можно исправить, доработать оригинал в индивидуальном порядке или в совместном творчестве с собеседником. В электронных СМИ это почти невозможно – досъемка и монтаж практически не спасают. Если газетчик может себе позволить интервью со второй попытки, то в прямом эфире надо «попасть в цель» с первого раза. Здесь интервьюер полностью находится во власти своего партнера, зависит от того, как он отвечает и ведет себя перед камерой. Если собеседник «окаменеет» от испуга или смущения, репортер должен «расхлебывать» эту ситуацию, выводя его из оцепенения дополнительными вопросами, ободряющими репликами. А уж если это случится в прямом эфире, проблема выходит за рамки общения двух людей и становится достоянием широкой публики.

Теле- и радиорепортеры работают в постоянном напряжении, поскольку надо «держать» эфир, подогревать интерес, привлекать внимание зрителя все новыми деталями. Сделать телеинтервью зрелищным, особенно если в эфире двое, — большое умение журналиста. Здесь должны проявиться и искусство задавать вопросы, и актерские задатки. Не менее трудно «держать» большие группы людей в студии во время ток-шоу. Тут нужно умение «выстраивать» взаимодействие характеров, столкновение темпераментов и пристрастий в единое зрелище.

Репортеры теле- и радио- СМИ чаще, чем журналисты печатной прессы, сталкиваются с нежеланием людей давать интервью. Конечно, есть любители публичных выступлений, которых «хлебом не корми» только дай сниматься. Но таких людей значительно меньше, чем тех, кто стесняется говорить в микрофон или перед телекамерой. «Страх микрофона» и «страх сцены» — явления одного порядка. По существу, это боязнь сказать что-то глупое, невпопад, особенно в прямом эфире. Поэтому телевизионщики должны уделять большое внимание психологической «обработке» собеседника: убеждению выступить, подготовке к разговору, обдумыванию правильной стратегии беседы.

Подготовка к эфиру. Готовясь к эфиру, следует помнить, что зрители могут не знать некоторых имен, предыстории события. В результате информация может быть недопонята. Поэтому в эфире обязательны краткие ссылки и разъяснения, даже если журналисту кажется, что это уже всем хорошо известно.

В зависимости от того, как организована работа на радио или телеканале, досье — информацию о предыстории (как теперь говорят на английский манер, бэкграунд события или персоны) — готовит либо отдельная группа сотрудников, либо сам ведущий. В телепрограммах досье, как правило, служит не только «для внутреннего пользования», т.е. подготовки вопросов для героя передачи, но и для публики, в качестве иллюстративного материала при представлении гостя. Кадры хроники или фотографии используются и как драматический компонент или выполняют формообразующую функцию, разбивая интервью на содержательные части для удобства и интервьюера, и зрителя.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.