Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Этапы проведения интервью (или тактика как воплощение стратегических принципов)

1 этап. Приветствие (в т. ч. знакомство, если встреча журналиста с собеседником происходит впервые, например, ведущего с гостем программы в студии, – выяснить, как удобно называть гостя).

2 этап. Разминка (разогрев). Задаются контактные вопросы (для налаживания эмоционального контакта, например, выяснение косвенных деталей, имеющих отношение к разговору: «Как добрались?..»), а также (3 этап) адресные и программные вопросы.

4 этап. Съемка, задаются экранные вопросы (т.е. основные запланированные а также импровизационные, при включенной камере).

Разговор с партнером перед эфиром. Большинство людей стесняются микрофона и камеры. Чтобы помочь им преодолеть эти барьеры, надо обязательно уделить время для разговора с ними перед записью или прямым эфиром. Рассказать о студии, об оборудовании: «Вы когда-нибудь до этого снимались? Нет? Давайте я вам быстренько расскажу, что тут у нас есть. Вот это камера. Это осветительные приборы. А это люди, которые будут нам помогать в эфире...». Полезен и такой прием: «Не обращайте внимания ни на камеру, ни на оператора. Просто говорите со мной. А камера будет делать свое дело...». Кстати, лучше не скрывать некоторого своего волнения перед собеседником, это придаст ему силы.

«Разминка» перед эфиром. Перед эфиром или записью желательно «разогреть» своего собеседника. Основные правила разминки как процесса налаживания эмоционального контакта уже были упомянуты ранее. Перед эфиром задаются также адресные и программные вопросы. Адресные вопросы (ознакомительные) служат для дополнительного выяснения биографических данных собеседника, которые могут пригодиться в передаче. Эта часть интервью ни в коем случае не должна превратиться в «допрос». При сухом перечислении анкетных данных может возникнуть холодок между собеседниками, который потом не так просто будет развеять на экране.



Программные - основные вопросы, которые планируется задать в экранном интервью, готовящие собеседника к нему. Журналист сообщает, какие проблемы будут в фокусе внимания. «Я спрошу вас о том-то и о том-то... Зрителю интересна ваша позиция по такому-то вопросу...». Эта подсказка необходима для того, чтобы собеседник не растерялся во время эфира, мог заранее подготовить внятный ответ. Некоторые журналисты во время «разминки» задают один вопрос, а в эфире — другой: это неэтично. Конечно, определенного эффекта достичь можно: есть вероятность, что собеседник от неожиданности выдаст всю правду. Но, скорее всего, это вызовет замешательство и... молчание. И тогда проблему журналисту придется решать самостоятельно.

Нежелательна чрезмерно долгая «разминка». Следует избегать предварительного обсуждения, дублирования всех экранных вопросов — иначе собеседник «выговорится», в результате будет утеряна естественность беседы, во время эфира ни собеседнику, ни зрителям не будет интересно. Недопустима репетиция интервью.

Вопросы в эфире.

Один вариант - использовать простые, почти примитивные вопросы: их легко задавать, просто понимать, на них легко отвечать. Искусство беседы можно демонстрировать быстрой реакцией, вопросами «в досыл». Можно также задавать вопросы, ответы на которые предсказуемы. В этом случае журналист контролирует ситуацию, и в эфире происходит меньше неожиданностей. Кому-то по душе провокационные вопросы, которые драматизируют атмосферу (что на самом деле и требуется). Но в этом случае надо быть всегда начеку — велик риск, что собеседник откажется отвечать.

Как помочь себе запомнить вопросы? Рекомендуется написать их список, но использовать шпаргалку можно только в крайнем случае, чтобы «подсмотреть» следующий вопрос. Иначе будет утерян эффект свободного течения беседы.

Особенности прямого эфира. Режим прямого эфира «разрушает» некоторые законы и приемы интервью. В частности, не следует увлекаться пассивными вопросами, которые побуждают собеседника продолжать разговор («Вот как?»; «Понимаю...»; «Да-да, конечно...»), а также «немыми» вопросами, заданными с помощью невербальных средств мимики и жестов. Любой эфир, особенно на радио, не выносит пауз. Как правило, в таких случаях журналист делает все возможное, чтобы хоть чем-то заполнить образовавшуюся пустоту в эфире.

Однако могут возникнуть и неизбежные паузы, например, когда эфир ведется с помощью теле- или радиомостов. Чтобы свести эти паузы к минимуму, находящийся в студии журналист должен помогать своему собеседнику, посылая ему сигналы, что тот может продолжать говорить, в частности: «Сергей, продолжайте, мы вас слушаем!..». Если нет видеоконтакта с собеседником, надо дать знак и по завершении сказанного. В практике телевидения последнего времени утвердилась традиция в конце высказывания называть собеседника по имени, при этом интонация должна быть вопросительной: «Татьяна?», «Михаил?». Это знак того, чтобы включался партнер: «Татьяна, вы меня слышите? Говорите!».

Прямой эфир требует чистой речи, без «беканья» и «меканья». Записанный на пленку текст, как правило, чистят от таких погрешностей, а вот прямой эфир не исправишь. Но в нем не возбраняется перебивать собеседника, что иногда просто необходимо. Например, если отпущенное на ответ время, подошло к концу. «Не церемонятся» даже с очень важными персонами и со знаменитостями. А большими аналитическими программами и ток-шоу командует режиссер, который включается всякий раз, когда надо «растянуть» или «срезать реплику». У журналиста есть маленькие наушники, куда ему говорят, например: «Рубите ___», — если ____ слишком разговорился» — и он вынужден прервать собеседника словами: «Простите, господин _____, я вынужден вас прервать, у нас на связи еще один гость нашей программы... Послушаем его мнение...».

Запись синхрона. Подготовка интервью для информационного выпуска включает два этапа: беседу с источником до съемки, когда интервьюер выясняет обстоятельства дела, и короткий синхрон — интервью, в котором источник должен в сжатой форме либо суммировать сказанное, либо представить в яркой форме детали или свой взгляд на событие.

Первый этап интервью - журналист составляет предварительное представление о ситуации и выбирает тот подход к ее освещению, который будет предложен зрителям. Особое внимание стоит сфокусировать на прояснившихся деталях, которые можно использовать, включая их в сюжет или в закадровый текст.

Второй этап - запись синхрона: камера включена, журналист повторяет уже ранее заданные при выяснении обстоятельств вопросы, а респондент отвечает на них, заново говорит о своих впечатлениях. В момент записи желательно не сосредотачиваться на включенной камере, а помочь всеми возможными способами своему собеседнику, установив контакт глазами и доброжелательно его слушая.

Задний план. При подборе места для съемки интервью очень важно выбрать такую обстановку, которая характеризовала бы героя или событие. При этом важно, чтобы информация несла дополнительную эмоциональную нагрузку. Если правильно выбран задний план, он может иметь и символическое значение. Например, интервью с лидером экологического движения можно снять на фоне пикетов перед строящейся атомной электростанцией. А с министром по чрезвычайным ситуациям разговаривать лучше не в кабинете, а там, где ведутся восстановительные работы после наводнения. При этом задний план никогда не должен отвлекать внимание зрителя от героя интервью. Документальные шумы — звуки окружающей среды — лучше записать после интервью, а затем вмонтировать их в сюжет.

Тот же принцип заложен в основу радиозаписи. Интервью, записанное на месте происшествия, а не в кабинете начальника, всегда звучит в эфире естественнее. Но фоновые звуки, особенно громкие и раздражающие слух, не должны отвлекать радиослушателя.

Интервью в студии. В случае проведения интервью в студии, принято задавать вопросы в такой последовательности:

1. Контактные, они же «разогревочные» или разминочные

2. Адресные

3. Программные

4. Экранные вопросы






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.