Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Освоение внешнего пространства

Важным этапом здесь является осознание двигательных возможно­стей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Вы уже начали формирование этих пред­ставлений, выполняя с ребенком упражнения предыдущего раздела. Теперь усвоенные навыки становятся базой для его развернутого про­извольного действия.

Вспомните игру с мячом, которой еще 10 лет назад так увле­кались все дети. Сначала надо было стучать обеими поднятыми ру­ками мячом об стену; потом — снизу, руками, сложенными в за­мок; потом «белочкой» — из-за спины мяч бросали о стену и ловили его; потом — из-под ноги... Вспомнили? Ведь в этой игре все этапы чередовались очень строго, а стучать о стену необходимо было ус-ловленное число раз. А «Прятки», «Казаки-разбойники»?.. Научите своего подопечного, и вы убедитесь, что забытое старое не так уж нелепо.

37. «Движения в нижней зоне». Сюжетный контекст — «Пусты­ня». Дети вспоминают, какая погода в пустыне, кто там живет и что растет. Они превращаются в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками. Многие из них живут под землей. Следовательно, необходимо обеспечить ребенку возможность пролезать сквозь узкий вход в «норку»: например, между ножек стула или свернутый физ­культурный мат и т.п.

«Змея» — перемещения по полу без помощи рук (на животе, на спине). Дети знакомятся с сильными, жесткими движениями, изоб­ражая кобру, ужа или удава.

 

 

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 161

 

«Скорпион» — переползание, прыжки на четвереньках, на трех точках. Знакомство с сильными, быстрыми, резкими движениями.



«Суслики» — перемещения с помощью различных прыжков в раз­ном темпе и направлениях, замирая и срываясь с места.

«Перекати-поле» — перекатывания и кувырки в разных направлениях и с разной скоростью. Это упражнение направлено также на осознание границ собственного тела.

38. «Движения в средней зоне». Сюжетный контекст — «Царство животных». Каждый ребенок выбирает то животное, которое ему больше всего понравилось, ипревращается в него, демонстрируя своеобразие его повадок. Потом они меняют образ, выражая его ха­рактер через движения, звуки и специфические позы.

«Лягушка» — прыжки на месте и в пространстве.

«Заяц» — прыжки и переходы, легкие и отрывистые движения.

«Медведь» — медленные, тяжелые, сильные.

«Лиса» — плавные, гибкие, быстрые, непредсказуемые движения в различных ритмах.

«Лев» (тигр, пантера) — сильные, быстрые, гибкие движения; рычание (высвобождение эмоций).

«Лошадь» — акцент на движении корпуса и ног. Законченные, сильные, резкие движения, требующие большого пространства.

39. «Движения в верхней зоне». Сюжетный контекст — «Царствоптиц».

«Синица» — мелкие, короткие прыжки, быстрые и законченные движения.

«Орел» — сильные, мощные, иногда парящие движения корпуса и рук. Движения в широком диапазоне (пространственном и теле­сном).

«Лебедь» — плавные, широкие, грациозные движения. Текучесть пластики.

«Птичий двор» — дети выбирают себе образы домашних птиц и контактируют друг с другом.

 

В конце каждой волшебной игры-превращения: «Пустыня», «Царст­во животных» или «Царство птиц» — необходимо проиграть с детьми обратное перевоплощение в самих себя (например, проползая по вол­шебному тоннелю, животные превращаются в людей). Для интегра­ции пережитого опыта детям предлагается выполнить рисунок своего животного. После этого дети вместе с педагогом садятся в круг для

 

162 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

обсуждения переживаний, телесных ощущений, чувств и эмоций, которые возникали у них во время превращения в животных.

Определение направлений в пространстве относительно своего тела является следующим этапом формирования пространственных представлений.

 

40. «Движения в одном направлении». Предложите ребенку: вытя­нуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, при­сесть на правое колено и т.д. Так же отрабатываются другие направле­ния — слева, сверху, снизу, спереди и сзади.

 

41. «Что находится справа от меня?»Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь нахо­дится справа. Покрутите его и спросите: «Что теперь справа от тебя?» Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.

 

42. «Повернись направо, повернись налево». Для этой игры вам понадобится большой мяч. Водящий стоит в центре, с четырех сто­рон — игроки. Игрок командует водящему: «Направо!» Тот кидает мяч направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок с мячом снова командует («Направо!», «Налево!», «Вперед!», «На­зад!»). Если играющих не хватает, то водящий ударяет мячом об пол с нужной стороны от себя и поворачивается, а следующую команду дает кто-либо из играющих (по договоренности).

 

43. «Кто где стоит?»В эту игру могут играть не менее трех детей. Ставится задача: обозначить место человека, стоящего в колонне (впереди или сзади) или в шеренге (справа и слева). Например: «Где стоит Петя относительно тебя?» Затем дети в произвольном порядке меняются местами, и игра продолжается.

 

44. «Диспетчер и самолет».При наличии просторного помеще­ния можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а психо­лога — диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.

 

45. «Робот».Ребенок изображает робота, точно и правильно вы­полняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага напра­во, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.». Затем играют в непослушного робота, который выполняет все команды на­оборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево.

После того как ребенок начнет, не ошибаясь, в соответствии с условием быстро выполнять эти задания, усложните программу:

 

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 163

 

«Шаг налево правой ногой; два шага вперед, начиная с левой ноги, и т.д.».

 

46. «Передай мяч назад».В эту игру может играть любое количество детей, стоя в колонне. Первый передает мяч назад и сразу же сам бежит в конец колонны; второй оказывается первым и повторяет действия первого игрока и т.д. По команде взрослого или первого игрока мяч передается сверху (снизу, справа, слева). Сначала детям предла­гается вслух проговаривать название направления, в котором они пе­редают мяч.

 

47. «Мама, поверни направо...»Эта игра может предназначаться и для работы родителей с детьми. Играть можно на детской площадке, по дороге в школу, в квартире (путешествуя по комнатам). Ребенок говорит: «Мама, поверни направо». Мама: «Поворачиваю, иду». — «Теперь налево». — «Слушаюсь, поворачиваю». Если он еще не со­образил, как скомандовать, то должен остановить маму командой «Стой!». Если поворачивать не надо, а на пути какое-либо препятствие, то дается команда: «Возьми правее (левее)».

 

48. «Моя комната».В знакомом ребенку пространстве следует об­судить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то справа будет что?.. А слева?» и т.д. Ему дается инструкция: «Покажи верхний пра­вый угол впереди» и т.д.

 

После выработки навыка ориентации в пространстве относитель­но себя можно переходить к ориентации других объектов относитель­но друг друга и себя относительно других объектов.

 

49. «Капризный фотограф».Психолог-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо посадить: корову справа от зайца, мишку — слева от мышки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пе­ресаживать зверей.

Усложненная задача выполняется по двухступенчатой инструк­ции: «Посади утку справа от медведя, а птицу — слева от лисы». Мо­дификация задания — ребенок сам говорит: «Я посадил льва справа от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем один из детей становится фотографом, дает инструкцию остальным и про­веряет ее выполнение.

 

50. «Беги на новое место».Дети встают в колонну. Психолог или ребенок-ведущий говорит: «Я стою перед Петей». Петя должен пере­бежать в самый конец колонны, назад. Другой ребенок говорит: «Я стою сзади Вити», и Витя бежит в самое начало колонны, вперед.

 

 

164 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 

Усложнение задания: нужно бежать в противоположном направлении, Аналогично, стоя в шеренге: «Я стою справа от ...» (с передвижением влево и т.д.).

 

51. «Где оке я сижу?»Дети рассаживаются в ряд или полукругом, Ставится задача определить свое место: «Я сижу слева от Пети; справа от Маши, но левее Сережи; напротив... и т.д.». Затем они меняются местами, и игра продолжается.

 

52. «Собираем урожай».Разложите перед ребенком ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать только те, напри­мер, овощи, которые «лежат правее, чем капуста»; «левее, чем мор­ковь».

Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив, всегда вы­зывает у детей значительные затруднения и нуждается в тщательной проработке. Необходимо убедить детей на практике, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот»: право — где у меня лево, а лево — где право.

— Двое детей, стоящих друг за другом, берутся за правые руки и убеждаются, что у обоих правая рука с одной и той же сторо­ны. Затем, не разнимая рук, они поворачиваются лицом друг к другу и убеждаются, что правые руки находятся наперекрест.

— Ребенок, стоя в колонне спиной к остальным, поднимает пра­вую руку; остальные поднимают свои правые руки и убежда­ются, что он сделал это правильно. Не опуская руки, ребенок поворачивается лицом к остальным. Дети, сопоставив положе­ние его поднятой руки со своими, делают вывод о противопо­ложном расположении правых и левых частей тела у лиц, сто­ящих напротив друг друга.

 

53. «Моя рука, твоя рука».Ребенок, стоя лицом к психологу или сидя напротив куклы, определяет по указанию взрослого сначала у себя, потом у партнера (куклы) левую руку, правое плечо, левое ко­лено и т.д. Потом роли меняются: инструкцию дает ребенок.

 

54. «Назови часть тела».Дети стоят лицом друг к другу. Один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой — называет: «Это твое правое колено, это твой левый глаз и т.д.».

 

55. «Найди свою правую руку».Сидя напротив ребенка, дать инст­рукцию: «Делай своей правой рукой («Кстати, где она?») то же, что и я делаю правой». Интересно делать по очереди одинаковые жесты

 

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 165

 

одноименными частями тела (вытянуть правую руку, потом левую ногу, а обратно — согнуть сначала левую ногу, а потом правую руку и т.д.).

 

56. «Найди правый рукав». Попросите ребенка определить правый и левый ботинок, рукав, карман, штанину на одежде, лежащей в раз­личных положениях; найти левый и правый отпечаток босой ноги.

 

57. «Веселые картинки».Ребенок определяет на картинках, какой рукой действует герой, с какой стороны относительно других находится каждый персонаж, в какой руке и что он держит и т.п. Эту работу рекомендуется проводить длительное время одновременно с любой другой работой по картинкам.

 

Устойчивый навык можно выработать только при участии роди­телей, например, дав им задание постоянно обращать внимание де­тей на детали одежды, вещи в руках у людей, идущих навстречу по улице, а также проводить указанную выше работу по картинкам в книгах, журналах и т.п.

 

58. «Правильное зеркало».Стоя или сидя с ребенком друг на­против друга, вы отрабатываете схему «зеркало» на движениях сначалa одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Так, если психо­лог переносит свою правую руку вправо, то ребенок свою левую — влево. Ясно, что движения вверх, вниз, к себе и от себя будут иден­тичными.

 

59. «Неправильное зеркало».И.п. то же, но инструкция изменяет­ся: «То, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой ру­кой (оба поднимают левые руки), а то, что я буду делать правой ру­кой, ты — правой (поднимаются правые руки)». В результате если психолог переносит свою правую руку вправо относительно себя, то ребенок тоже переносит свою правую руку вправо относительно себя и т.д.

 

Таким образом отрабатываются движения с перешифровкой:

— одно- и двуручные, односторонние и с перекрестом. Напри­мер, дотронуться правой рукой до левого уха; левой рукой до правого колена, а правой рукой до сердца;

— движение рук ребенка относительно себя в сторону, противо­положную направлению рук психолога. Например, его правая рука двигается вправо, а правая рука ребенка — влево относи­тельно себя (соответственно влево — вправо, вверх — вниз, вниз — вверх, к себе — от себя, от себя — к себе, налево вверх — направо вниз и т.д.).

 

166 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.