Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Раздел 8. БАЗОВЫЕ СЕНСОМОТОРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОПОРОЙ НА ГРАФИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Лет

 

Занятие 1

 

В первое занятие упражнения этого раздела не включаются.

Занятие 2

 

«Рисуем брови».На доске мелом (на стену можно также прикре­пить лист бумаги или кусок старых обоев) ребенок рисует дуги. Для выполнения этого задания на доске или листе нужно провести верти­кальную линию, которая разделит лист (доску) пополам. Ребенок все время стоит у середины листа и держит в руках маркеры (мел). Ребе­нок начинает рисовать дуги сначала одной рукой (отдельно правой и левой), а затем одновременно обеими руками две дуги. Каждую дугу ребенок обводит несколько раз, в разных направлениях, не отрывая руки. Дуги должны быть средних размеров, на каждой половине листа должно быть нарисовано 5—6 дуг каждой рукой и 4 пары дуг двумя руками.

Занятие 3

 

«Радуга».Ребенок рисует разноцветную радугу. Нужно пригото­вить несколько маркеров (мелков) разных цветов. Делим лист или доску пополам. Упражнение выполняется сначала одной рукой (от­дельно правой и левой), а потом двумя руками одновременно. Каж­дую дугу в радуге обводим несколько раз, не отрывая руки. В итоге должно получиться 4 радуги. Для первого раза нарисуйте ребенку две точки, которые будут являться внешними границами радуги.

Занятие 4

 

«Рисуем улыбки».Выполняется так же, как упражнение «Рисуем брови» (занятие 2), только теперь ребенок рисует «улыбки».

 

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 371

Занятие 5

 

«Картины». Делим лист или доску пополам. Ребенок рисует кар­тинку сначала одной рукой (отдельно только правой и левой), а по­том одновременно двумя руками две картинки. Порядок рисования



следующий:

— рисуется рамочка в виде большого квадрата;

— в рамочке — солнце с лучами;

— облака;

— чайка или несколько чаек;

— волны.

В результате должна получиться картинка. Всего таких картинок должно быть 4: рисунок левой рукой, потом правой, затем 2 картин­ки двумя руками сразу. Время выполнения 5—8 минут. В случае труд­ностей, возникающих у ребенка, взрослый делает задание вместе с ребенком, придерживая его руку и способствуя его самостоятельной работе.

Занятие 6

 

«Круги». Делим лист пополам. Ребенок рисует круги двумя руками одновременно — на каждой половине листа по кругу. Нарисовав их, он продолжает обводить их в течение ровно одной минуты, не отры­вая рук, по очереди в разных направлениях (в течение ровно одной минуты в каждом): правой рукой вправо, затем влево, левой рукой влево, затем вправо; обеими руками вправо, затем влево, обеими ру­ками в разных направлениях (см. рис. 46). Взрослый засекает время, и по команде «Начали!» ребенок начинает рисовать круги, а по коман­де «Стоп!» перестает выполнять задание. Важно, чтобы в результате у ребенка вместо кругов не получились «клубки ниток». Обводить нуж­но как можно точнее.

Нужно обозначить черточками места начала рисования кругов (вверху). Затем каждый раз, когда ребенок проходит эту черточку, он чмокает языком или топает ногой (нужно обязательно напоминать ребенку про «условный сигнал», если он будет забывать). Это упоря­дочивает рисование, облегчает задачу и не дает сбиться.

Занятие 7

 

«Квадраты». Выполняется так же, как упражнение «Круги», только теперь ребенок рисует квадраты. Важно, чтобы вместо квадра­тов не получились круги или овалы. Обводить фигуру нужно как мож­но точнее, заостряя внимание на углах. Если это трудно, то можно предложить ребенку цокать языком или топать ногой при прорисовке каждого угла.

 

372 Часть III. Дидактические материалы

 

 

Рис. 46. Порядок выполнения всех упражнений на обведение

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 373

 

Занятие 8

«Треугольники».Ребенок рисует треугольники так же, как круги и квадраты (занятия 6—7).

Занятие 9

 

«Улитки». Рисуем улиток двумя руками одновременно. Делим лист или доску на две части. Взрослый предлагает ребенку последова­тельность действий. Если, воспринимая инструкцию на слух, ребенок не понимает, что надо делать, то можно нарисовать образец и по нему диктовать задание:

— начинаем с панциря: правая и левая руки (каждая на своей по­ловине) ставят исходные точки;

— далее от этой точки рисуем спиральку, которая переходит в го­лову улитки;

— рисуем усики;

— рисуем ножки;

— рисуем глаза и рот.

В итоге одновременно должно получиться две улитки: справа и слева на листе (доске). Улитки должны быть средних размеров.

Занятие 10

 

«Коврик». Дети рисуют коврик с узором в виде спиралек. Понадо­бятся несколько разноцветных маркеров. Делим лист пополам и начи­наем рисовать от разделительной линии в разные стороны и на одном уровне двумя руками одновременно. Должна получиться одна линия из спиралек. Далее рисуем вторую линию другим цветом или цветами (если в руках разные по цвету маркеры). В итоге получается разноцвет­ный ковер. Спирали закручиваются сначала в одну, потом в другую сторону. В ходе выполнения задания ребенок не должен отвлекаться.

Занятие 11

 

«Елка».Ребенку нужно нарисовать и нарядить елку. Лист делится пополам. С левой стороны разделительной линии ребенок рисует часть елки левой рукой, а с правой стороны от линии рисуется правая часть елки правой рукой. Ребенок рисует одновременно двумя руками. Пос­ле этого он начинает елку наряжать: сам рисует на ней елочные иг­рушки (шарики, бантики и т.д.), используя свою фантазию. Важно, чтобы ребенок продолжал рисовать одновременно двумя руками (сле­ва — левой рукой, справа — правой). Следующий этап — нарисовать таким же образом звездочку на макушке елки.

 

374 Часть III. Дидактические материалы

 

Занятие 12

 

«Горизонтальные восьмерки».Рисование одновременно двумя ру­ками горизонтальных восьмерок. Ребенок, не отрывая рук, рисует и обводит на левой и правой частях листа (доски) восьмерки в течение минуты.

Занятие 13

 

«Цветок из восьмерок».Рисование одновременно двумя руками вертикальных и горизонтальных восьмерок. Ребенок рисует и обводит на левой и правой частях листа (доски) сначала вертикальные, а за­тем горизонтальные восьмерки. Каждую восьмерку ребенок обводит ровно минуту, не отрывая рук.

Далее эти два вида восьмерок соединяются в узор, похожий на цветок. Точно так же одновременно двумя руками ребенок рисует обводит эти узоры, не отрывая рук, в течение минуты. В итоге должны получиться: 2 восьмерки вертикальные, 2 восьмерки горизонтальные и 2 «цветка» из восьмерок.

Занятие 14

 

«Зеркало».Лист или доска делится на две части. Ребенок должен представить, что правая часть листа — это зеркало. И когда он будет рисовать что-то слева, то этот рисунок будет отражаться и в правой части. В этом упражнении ребенок составляет из геометрических фи­гур человечка. Он должен рисовать сразу двумя руками максимально похожих человечков (одного слева и одного справа), которые могут состоять из кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников и ромбов. Далее этого человечка надо назвать и написать его имя под рисунком печатными буквами. Но правая часть листа — это зеркало, поэтому имя справа должно быть написано как отражение надписи слева. Имя можно писать каждой рукой отдельно.

Занятие 15

 

«Дом».С этого занятия разделительная линия не рисуется. Ребе­нок должен сам ориентироваться, где правая часть листа, а где левая, при одновременном рисовании двумя руками. Надо приготовить не­сколько разноцветных маркеров. Ребенок рисует два дома: слева и справа. Обязательно с окнами, дверью. Можно внутри со шторами. Важно, чтобы дом выглядел так, как будто в нем кто-то живет. Доми­ки надо раскрасить.

 

 

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 375

 

Занятия 16—17

 

«Геометрические фигуры».Разделительной линии уже нет. Ребе­нок двумя руками одновременно рисует и раскрашивает геометричес­кие фигуры: два квадрата, два круга, два треугольника. Одну фигуру правой рукой справа, другую фигуру левой рукой слева. Каждую фи­гуру нужно обвести несколько раз.

Занятия 18—9

 

«Восьмерки-1».Разделительной линии уже нет. Ребенок рисует двумя руками одновременно две восьмерки (сначала вертикальные, затем — горизонтальные): слева и справа. Правая и левая восьмерки не должны пересекаться в центре, а также должны быть более или менее ровными.

Занятие 20

 

«Восьмерки-2».Ребенок рисует одновременно две восьмерки: ле­вой рукой вертикальную, а правой рукой горизонтальную. Затем на­оборот.

Лет

 

Занятие 1

 

В первое занятие упражнения этого раздела не включаются.

Занятие 2

 

«Рисуем улыбки».На доске мелом (на стену можно также прикре­пить лист бумаги или кусок старых обоев) ребенок рисует дуги. Для выполнения этого задания на доске или листе нужно провести верти­кальную линию, которая разделит лист (доску) пополам. Ребенок все время стоит у середины листа и держит в руках маркеры (мел). Ребе­нок начинает рисовать дуги сначала каждой рукой по отдельности, а затем одновременно обеими руками. Каждую дугу ребенок обводит несколько раз, не отрывая руки. Дуги должны быть средних размеров, на каждой половине листа должно быть в итоге получиться по 5—6 дуг, нарисованных одной рукой, и 4 пары дуг, нарисованных двумя руками. Взрослый внимательно следит за выполнением упражнения и за тем, чтобы ребенок не отвлекался, не напрягал руку. Если ребенок напряг руку, следует сказать ему, чтобы он ее расслабил: пусть поло-

 

 

376 Часть III. Дидактические материалы

 

жит маркер или мел, потрясет рукой, взрослый может помассировать руку от лучезапястного сустава до плечевого, плечи и шею, после чего можно продолжить упражнение.

Занятие 3

 

«Радуга».Ребенок рисует разноцветную радугу. Нужно пригото­вить несколько маркеров (мелков) разных цветов. Делим лист или доску пополам. Упражнение выполняется сначала одной рукой (от­дельно правой и левой), а потом двумя руками одновременно. Каж­дую дугу в радуге обводим несколько раз, не отрывая руки. В итоге должно получиться 4 радуги. Для первого раза нарисуйте ребенку две точки, которые будут являться внешними границами радуги.

Занятие 4

 

«Картины».Делим лист или доску пополам. Ребенок рисует кар­тинку сначала отдельно каждой рукой, а потом одновременно двумя руками. Порядок рисования следующий:

— рисуется рамочка в виде большого квадрата;

— в рамочке — солнце с лучами;

— облака;

— чайка или несколько чаек;

— волны.

В результате должна получиться картинка. Всего таких картинок

должно быть четыре: нарисованная левой рукой, нарисованная пра­вой, две картинки, нарисованные двумя руками сразу. Время выпол­нения 5—8 минут. В случае трудностей взрослый делает задание вме­сте с ребенком, придерживая его руку и способствуя его самостоя­тельной работе.

Занятие 5

 

«Геометрические фигуры-1».Делим лист пополам. Ребенок рисует сразу двумя руками одновременно разные геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники. Нарисовав их, ребенок обводит их в течение одной минуты, не отрывая при этом рук от бумаги, в разных направлениях (см. рис. 46). Взрослый засекает время и по команде «На­чали!» ребенок начинает рисовать определенную фигуру, а по коман­де «Стоп!» перестает выполнять задание. И так с каждой фигурой. Важ­но, чтобы при выполнении задания у ребенка вместо круга не полу­чился «клубок ниток». Обводить нужно как можно точнее, чтобы квадрат не раздваивался, а треугольник не увеличился в несколько

 

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 377

 

раз. Необходимо поставить отметку в виде черточки в месте начала рисования фигуры, при прохождении этой отметки ребенок должен цокать языком, топать ногой или проговаривать слог «та».

Занятие 6

 

«Улитки».Рисуем улиток двумя руками одновременно. Делим лист или доску на две части. Взрослый предлагает ребенку последова­тельность действий. Если ребенок не понимает, как рисовать по рече­вой инструкции, то можно нарисовать образец и по нему читать зада­ние:

— начинаем с панциря: правая и левая руки (каждая на своей по­ловине) ставят исходные точки;

— далее от каждой точки рисуем спиральку, которая переходит в голову улитки;

— потом рисуем усики;

— рисуем ножки;

— глаза и рот.

В итоге одновременно должно получиться две улитки: справа и слева на листе (доске). Улитки должны быть средних размеров.

Занятие 7

 

«Коврик».Ребенок рисует коврик с узором в виде спиралек. Пона­добятся несколько разноцветных маркеров. Делим лист пополам и начинаем рисовать от разделительной линии в разные стороны и в одну линию двумя руками одновременно. Должна получиться одна линия из спиралек. Далее рисуем вторую линию другим цветом или цветами (если в руках разные по цвету маркеры). В итоге получается разноцветный ковер. Во время выполнения задания ребенок не дол­жен отвлекаться.

Занятие 8

 

«Елка».Ребенку нужно нарисовать и нарядить елку. Лист делится пополам. С левой стороны разделительной линии ребенок рисует часть елки левой рукой, а с правой стороны от линии рисуется правая часть елки правой рукой. Ребенок рисует одновременно двумя руками. Пос­ле этого он начинает елку наряжать: сам рисует на ней елочные иг­рушки (шарики, бантики и т.д.), используя свою фантазию. Важно, чтобы ребенок продолжал рисовать одновременно двумя руками (сле­ва — левой рукой, справа — правой). Следующий этап — нарисовать таким же образом звездочку на макушке елки.

 

378 Часть III. Дидактические материалы

 

Занятия 9—10

 

«Цветок из восьмерок».Рисование одновременно двумя руками восьмерок горизонтальных и вертикальных. Ребенок, не отрывая рук, рисует и обводит на левой и правой частях листа (доски) восьмер­ки. Сначала в течение минуты вертикальные, потом горизонтальные. Каждую восьмерку ребенок обводит ровно минуту, не отрывая руки. Далее эти два вида восьмерок соединяются в узор, похожий на цветок. Точно так же одновременно двумя руками ребенок рисует и обводит эти узоры, не отрывая рук, в течение минуты. В итоге должны полу­читься две восьмерки вертикальные, две восьмерки горизонтальные и два «цветка» из восьмерок.

Занятие 11

 

«Зеркало».Лист или доска делится пополам. Ребенок должен представить, что правая часть листа — это зеркало. И когда он будет рисовать что-то слева, то этот рисунок будет отражаться на правой стороне листа. В этом упражнении ребенок составляет из геометри­ческих фигур человечка. Он должен рисовать двумя руками сразу максимально похожих человечков (одного слева и одного справа), которые могут состоять из кругов, квадратов, треугольников, пря­моугольников и ромбов. Этого человечка надо назвать и написать его имя под рисунком печатными буквами. Но правая часть листа — это зеркало, поэтому имя справа тоже должно быть написано, но толь­ко как отражение надписи слева. Имя можно писать каждой рукой отдельно.

Занятия 12—13

 

«Геометрические фигуры-2».С этого занятия разделительная ли­ния не рисуется. Ребенок при рисовании двумя руками одновременно должен сам ориентироваться, где правая часть листа, а где левая. Дву­мя руками одновременно (правой рукой справа, левой рукой слева) ребенок рисует и раскрашивает геометрические фигуры: два квадра­та, два круга, два треугольника, одну фигуру. Каждую фигуру нужно обвести несколько раз.

Занятия 14—15

 

«Восьмерки-1».Разделительная линия не проводится. Ребенок ри­сует две восьмерки (сначала вертикальные, затем горизонтальные) — слева и справа. Правая и левая восьмерки не должны пересекаться в центре, а также должны быть более или менее ровными.

 

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 379

 

Занятие 16

 

«Дом».Разделительной линии уже нет. Надо приготовить несколь­ко разноцветных маркеров. Ребенок рисует два дома: слева и справа. Обязательно с окнами, дверью. Можно внутри со шторами. Важно, чтобы дом выглядел так, как будто в нем кто-то живет. Домики надо раскрасить.

Занятие 17

 

«Восьмерки-2».Ребенок рисует двумя руками одновременно две восьмерки: правой рукой вертикальную, а левой горизонтальную. Раз­делительная линия не ставится.

Занятие 18

 

«Восьмерки-3».Ребенок рисует двумя руками две восьмерки, как на прошлом занятии, но теперь, наоборот, правой рукой — горизон­тальную, а левой — вертикальную.

Занятие 19

 

«Дуги-1».Ребенок рисует одновременно правой рукой дугу, вы­гнутую вверх, а левой рукой дугу, выгнутую вниз.

Занятие 20

 

«Дуги-2». Ребенок рисует одновременно правой рукой дугу, вы­гнутую вниз, а левой рукой дугу, выгнутую вверх.

Лет

 

Занятие 1

 

В первое занятие упражнения этого раздела не включаются.

Занятие 2

 

«Дуги».На доске мелом (на стену можно также прикрепить лист бумаги или кусок старых обоев) ребенок рисует дуги. Для выполне­ния этого задания на доске или листе нужно провести вертикальную линию, которая разделит лист (доску) пополам. Ребенок все время стоит у середины листа и держит в руках маркеры (мел). Ребенок на­чинает рисовать дуги сначала каждой рукой по отдельности, а затем одновременно обеими руками. Каждую дугу ребенок обводит несколь­ко раз, не отрывая рук от бумаги. Дуги должны быть средних разме-

 

 

380 Часть III. Дидактические материалы

 

ров, на каждой половине листа должно в итоге получиться по 5—6 дуг, нарисованных одной рукой, и 4 пары дуг, нарисованных двумя руками. Взрослый внимательно следит за выполнением упражнения и за тем, чтобы ребенок не отвлекался, не напрягал руку. Если ребенок напряг руку, следует сказать ему, чтобы он ее расслабил: пусть поло­жит маркер или мел, потрясет рукой, взрослый может помассировать руку от лучезапястного сустава до плечевого, плечи и шею, после чего можно продолжить упражнение.

Занятие 3

 

«Лицо».Ребенок рисует лицо человечка. Делим лист или доску по­полам. Сначала одной рукой (отдельно правой, потом левой), а потом двумя руками одновременно выполняется это упражнение. Рисуем брови (дуги, выгнутые вверх): правую бровь, потом левую. Каждую бровь обводим несколько раз, не отрывая руки. Затем рисуем ротик (дугу, выгнутую вниз). Обводим его несколько раз. В итоге должно по- лучиться четыре лица (два, нарисованных одной рукой, два, нарисо­ванных двумя руками). Для первого раза нарисуйте ребенку две точки, которые будут являться внешними границами будущей дуги. В конце рисования можно подрисовать глазки, носик, волосы, ушки и т.д.

Занятие 4

 

«Картина».Делим лист или доску на пополам. Ребенок рисует картинку сначала отдельно каждой рукой, а потом одновременно дву­мя руками. Последовательность рисования:

— рисуется рамочка в виде большого квадрата;

— в рамочке — солнце с лучами;

— облака;

— чайка или несколько чаек;

— волны.

В результате должна получиться картинка. Всего таких картинок должно быть четыре: нарисованная левой рукой, нарисованная пра­вой и две картинки, нарисованных двумя руками сразу. Время выпол­нения 5—8 минут. В случае возникновения затруднений взрослый вы­полняет задание вместе с ребенком, придерживая его руку и способ­ствуя его самостоятельной работе.

Занятие 5

 

«Геометрические фигуры-1».Делим лист пополам. Ребенок рисует сразу двумя руками одновременно разные геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники. Нарисовав их, ребенок обводит их в

 

 

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 381

 

течение одной минуты, не отрывая при этом рук от бумаги (см. рис. 46). Взрослый засекает время, и по команде «Начали!» ребенок начинает рисовать определенную фигуру, а по команде «Стоп!» пере­стает выполнять задание. И так с каждой фигурой. Важно, чтобы при выполнении задания у ребенка вместо круга не получился «клубок ниток». Обводить нужно как можно точнее, чтобы квадрат не раздва­ивался, а треугольник не увеличился в несколько раз. Необходимо поставить отметку в виде черточки вместе начала рисования фигуры, при прохождении этой отметки ребенок должен цокать языком, то­пать ногой или проговаривать слог «та».

Занятие 6

 

«Улитки». Рисуем улиток двумя руками одновременно. Делим лист или доску пополам. Взрослый предлагает ребенку последователь­ность действий. Если, воспринимая инструкцию на слух, ребенок не понимает, что надо делать, то можно нарисовать образец и по нему диктовать задание:

— начинаем с панциря: правая и левая руки на своих половинах ставят исходные точки;

— далее от каждой точки рисуем спиральку, которая переходит в голову улитки;

— потом рисуем усики;

— рисуем ножки;

— глаза и рот.

В итоге одновременно должно получиться две улитки: справа и слева на листе (доске). Улитки должны быть средних размеров.

Занятие 7

 

«Коврик». Ребенок рисует коврик с узором в виде спиралек. Пона­добятся несколько разноцветных маркеров. Делим лист пополам и начинаем рисовать от разделительной линии в разные стороны и в одну линию двумя руками одновременно. Должна получиться одна линия из спиралек. Далее рисуем вторую линию другим цветом или цветами (если в руках разные по цвету маркеры). В итоге получается разноцветный ковер. Спиральки закручиваются сначала в одну сторо­ну, потом в другую. Во время выполнения задания ребенок не должен отвлекаться.

Занятие 8

 

«Елка».Ребенку нужно нарисовать и нарядить елку. Лист делится пополам. С левой стороны разделительной линии ребенок рисует часть

 

382 Часть III. Дидактические материалы

 

елки левой рукой, а с правой стороны от линии рисуется правая часть елки правой рукой. Ребенок рисует одновременно двумя руками. Пос­ле этого он начинает елку наряжать: сам рисует на ней елочные иг­рушки (шарики, бантики и т.д.), используя свою фантазию. Важно, чтобы ребенок продолжал рисовать одновременно двумя руками (сле­ва — левой рукой, справа — правой). Следующий этап — нарисовать таким же образом звездочку на макушке елки.

Так же можно нарисовать домик, человека, кошку.

Занятия 9—10

 

«Цветок из восьмерок». Рисование одновременно двумя руками восьмерок горизонтальных и вертикальных. Ребенок, не отрывая рук, рисует и обводит на левой и правой частях листа (доски) восьмерки. Сначала в течение минуты вертикальные, потом горизонтальные. Каждую восьмерку ребенок обводит ровно минуту, не отрывая руки. Далее эти два вида восьмерок соединяются в узор, похожий на цве­ток. Точно так же одновременно двумя руками ребенок рисует и обво­дит эти узоры, не отрывая рук, в течение минуты. В итоге должны получиться 2 восьмерки вертикальные, 2 восьмерки горизонтальные и 2 «цветка» из восьмерок.

Занятие 11

 

«Зеркало».Лист или доска делится на две части. Ребенок должен представить, что правая часть листа — это зеркало. И когда он будет рисовать что-то слева, то этот рисунок будет отражаться справа. В этом упражнении ребенок составляет из геометрических фигур человечка. Он должен рисовать двумя руками сразу максимально похожих чело­вечков (одного слева и одного справа), которые могут состоять из кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников и ромбов. Этого человечка надо назвать и написать его имя под рисунком печатными буквами. Но правая часть листа — это зеркало, поэтому имя справа тоже должно быть написано, но как отражение надписи слева. Имя можно писать каждой рукой отдельно.

Занятие 12

 

«Геометрические фигуры-2». С этого занятия разделительная ли­ния не рисуется. При одновременном рисовании двумя руками ребе­нок должен сам ориентироваться, где правая часть листа, а где левая. Двумя руками одновременно ребенок рисует и раскрашивает геомет­рические фигуры: 2 квадрата, 2 круга. Одну фигуру правой рукой

 

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 383

 

справа, другую фигуру левой рукой слева. Каждую фигуру нужно об­вести несколько раз, в разных направлениях.

Занятие 13

 

«Геометрические фигуры-3». Упражнение выполняется так же, как предыдущее, только вместо квадратов и кругов рисуются тре­угольники и ромбы.

Занятия 14—15

 

«Восьмерки-1». Разделительная линия не рисуется. Ребенок двумя руками одновременно рисует восьмерки (сначала вертикальные, за­тем горизонтальные) — слева и справа. Правая и левая восьмерки не должны пересекаться в центре, а также должны быть более-менее ровными.

Занятие 16

 

«Дом».Разделительной полосы уже нет. Надо приготовить не­сколько разноцветных маркеров. Ребенок двумя руками одновремен­но рисует домики: слева и справа. Обязательно с окнами, дверью. Можно внутри со шторами. Важно, чтобы дом выглядел так, как буд­то в нем кто-то живет. Домики надо раскрасить.

Занятие 17

 

«Восьмерки-2». Ребенок рисует двумя руками одновременно две восьмерки: правой рукой вертикальную, а левой — горизонтальную. Разделительная полоса не ставится.

Занятие 18

 

«Восьмерки-3». Ребенок рисует двумя руками две восьмерки, как на прошлом занятии, но теперь, наоборот, правой рукой — горизон­тальную, а левой — вертикальную.

Занятие 19

 

«Квадрат и круг-1». Ребенок рисует одновременно правой рукой квадрат, а левой рукой круг.

Занятие 20

 

«Квадрат и круг-2». Ребенок рисует одновременно правой рукой круг, а левой рукой квадрат.

 

 

384 Часть III. Дидактические материалы

Раздел 9. МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Лет

 

Занятие 1

«Пальник-мальчик, где ты был?»

Большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком:

 

«Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел».

Занятие 2

«Дружба»

 

Дружат в нашей группе девочки и мальчики. Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.
С вами мы подружимся, Маленькие пальчики. Хлопаем в ладоши.
Раз, два, три, четыре, пять. Начинай считать опять. Пальцы касаются друг друга верхними фалангами, начиная с мизинца.
Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать. Руки вниз, встряхнуть кистями.

Занятие 3

«Этот пальчик хочет спать...»

 

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Пальцы первыми фалангами по­очередно касаются большого пальца, затем зажимаются в ку­лак — «засыпают».
Встали пальчики, ура! В школу нам идти пора. Кулаки резко разжимаются, и пальцами имитируется «ходьба».

 

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 385

 

Занятие 4

Дети, начиная с мизинцев, поочередно соединяют пальцы, со­прикасаясь подушечками, а затем последовательно разъединяют их.

Занятие 5

«Солнышко — луна».Пальцы соединены в замок — луна, пальчи­ки медленно/быстро одновременно поднимаются вверх — это сол­нышко с лучиками, затем солнце засыпает, а луна просыпается, и все повторяется.

Занятие 6

«Домик».Пальцы сжаты в кулак и последовательно разгибаются, а потом снова сгибаются в кулак.

В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство ежей,

На втором живет семейство зайчат,

На третьем — семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова — очень умная птица.

Ну что же, пора нам обратно спуститься:

На пятом сова,

На четвертом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата — втором,

На первом ежи, мы еще к ним зайдем.

Занятие 7 «Раз дватри четыре»

 

Раз — два — три — четыре! Хлопки на счет.
Кто живет в моей квартире? Ладони разводятся в стороны.
Раз — два — три — четыре — пять! Хлопки на счет.
Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я — Вот и вся моя семья. Массировать каждый палец.

 

386 Часть III. Дидактические материалы

 

Занятия 8—9

«Две сороконожки»

И.п. — пальцы одной руки располагаются на ладони другой под стихотворение дети совершают следующие действия:

 

Две сороконожки бежали по дорожке, Дети, перебирая пальчиками, «идут» по рукам до плеч.
Вдруг друг друга повстречали, так друг друга обнимали, Начинают обнимать себя рука­ми за плечи, стараясь макси­мально завести руки за спину.
Что едва мы их разняли. Руки разводят в стороны.

Занятие 10

«Братцы»

 

Засиделись в избушке братцы. Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы согнуты.
Захотел меньшой прогуляться. Отвести вбок мизинец — строго в плоскости ладони — и задержать его в этой позиции на 2—3 секунды.
Да скучно ему гулять одному. Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.
Зовет он братца вдвоем прогу­ляться. Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца — мизинец и безымян­ный, задержать на 2—3 секунды.
Да скучно им гулять двоим. Мизинец и безымянный чуть покачи­ваются, затем возвращаются на ис­ходную позицию.
Зовут братца втроем прогу­ляться. Отвести вбок мизинец, безымянный и средний пальцы, задержать на 2—3 секунды.
Грустно старшим сидеть в избе. Большой и указательный пальцы 4 раза соединяются кончиками.
Зовут они братцев домой к себе. Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.

 

 

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 387

 

Занятие 11

 

«Пальчиковая рулетка».Ведущий вытягивает вперед свою правую руку (пальцы в кулаке), затем он показывает какое-либо количество пальцев, а ребенок должен показать те же пальцы на своей правой

руке.

Вариант упражнения: ведущий действует правой рукой, а ребе­нок — левой; оба действуют двумя руками, показывая одинаковое количество пальцев; оба действуют двумя руками, показывая на пра­вой руке одно количество пальцев, а на левой — другое.

Занятие 12

 

«Ладушки».Под детский стишок дети в парах хлопают в ладоши. Каждый делает хлопок в ладоши, затем хлопок двумя руками с парт­нером, снова хлопок в ладоши, затем хлопок в ладоши с партнером «левая-правая», еще раз хлопок в ладоши, затем — с партнером «пра­вая-левая» и т.д.

Занятие 13

 

«Постучалки-1».Дети стучат каждым пальцем по полу два раза.

Занятие 14

 

«Постучалки-2».Дети стучат каждым пальцем поочередно то два раза, то один раз и т.д.

Занятия 15—16

 

«Пальчиковые ладушки».Дети играют в ладушки пальцами (начи­ная с указательных и заканчивая мизинцами).

Занятия 17—18

 

«Ходилки».Дети «ходят» пальчиками (указательным и средним, указательным и безымянным, указательным и мизинцем) сначала правой руки, затем левой, затем одновременно двумя руками.

Занятие 19

 

«Рожки да ножки-1».По командам взрослого дети последова­тельно изображают рожки — поднимают указательный и средний пальцы вверх, ножки — указательный палец и мизинец вниз. Сначала они делают это одной рукой, потом другой и двумя.

 

388 Часть III. Дидактические материалы

 

Занятие 20

«Рожки да ножки-2». То же упражнение, но теперь одна рука показывает рожки, а другая — ножки.

Лет

 

Занятие 1

«Домик».Пальцы сжаты в кулак и последовательно разгибаются, а потом сгибаются в кулак.

 

В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство ежей,

На втором живет семейство зайчат,

На третьем — семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова — очень умная птица.

Ну что же, пора нам обратно спуститься:

На пятом сова,

На четвертом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата — втором,

На первом ежи, мы еще к ним зайдем.

Занятие 2

«Печатная машинка». Психолог имитирует работу на печатной машинке, а дети повторяют. Сначала он стучит поочередно каждым пальцем по полу, затем в обратном порядке, затем двумя какими-нибудь пальцами одной, а потом обеих рук.

Занятие 3

«Постучалки-1». Дети каждым пальцем стучат по полу два раза.

Занятие 4

«Постучалки-2». Дети стучат каждым пальцем поочередно то два раза, то один раз и т.д.

 

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 389

 

Занятия 5—6 «Братцы».

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.