Раздел 14. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ Лет
Занятие 1. Гласные звуки А О У Э Ы И «Семафор»
1) Ребенок проговаривает гласные с движениями рук:
• «а» — руки вверх
• «о» — руки вперед
• «у» — руки в стороны
• «э» — руки вдоль тела
• «ы» — руки сложить в замок за спиной
• «и» — руки сложить в замок на голове
2) Ребенок должен угадать гласные по движениям рук и записать их красным цветом в таблице:
a. руки вверх, руки вдоль тела
b. руки вперед, руки в замок на голове
c. руки сложить в замок за спиной, руки в стороны
d. руки вперед, руки вдоль тела, руки сложить в замок за спиной
e. руки в стороны, руки сложить в замок на голове, руки вперед
f. руки вдоль тела, руки вверх, руки в замок на голове
Занятие 2. Гласные буквы первого и второго ряда-1
«Игра в мяч»
Гласные первого ряда: а о у э ы; гласные второго ряда: яё ю е и.
На доске вывешивается (или пишется) схема, чтобы ребенок понял, как путем слитного произнесения мягкого согласного «й» и гласных первого ряда образуются гласные второго ряда, служащие для обозначения мягких согласных на письме (исключением является пара гласных «ы—и»).
Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 427
О
| а
| о
| У
| э
| ы
| й
| йа
| йо
| йу
| йэ
| -
| °
| я
| ё
| ю
| е
| и
|
1) Ребенок самостоятельно заполняет таблицы с пропущенными гласными буквами красным цветом. Кружок (О) перед гласными первого ряда (а о у э ы) следует закрасить в синий цвет, они пишутся после твердых согласных; кружок (О) перед гласными второго ряда (я ё ю е и) надо закрасить в зеленый цвет, они пишутся после мягких согласных (смягчают согласные). Задание можно выполнять с опорой на схему и по памяти.
Пары гласных можно отработать с мячом: взрослый бросает мяч и произносит гласную первого ряда (например, «а»), а ребенок бросает мяч обратно и называет гласную второго ряда («я»).
2) Взрослый произносит слово (список слов приводится ниже) и кидает мяч ребенку. Ребенок называет гласную букву из этого слова и кидает обратно мяч.
Слова с гласными первого ряда: а о у э ы
мак
| дуб
| сто
| сэр
| сыр
| ус
| дым
| ах
| мэр
| ось
| сок
| сад
|
Слова с гласными второго ряда: я ё ю е и
мяч
| ёрш
| юг
| ель
| ключ
| кит
| рёв
| як
| ил
| клюв
| свет
| ряд
|
3) В представленных выше словах ребенок закрашивает гласные буквы красным цветом; согласную букву, стоящую перед гласными а о у э ы, — синим цветом (обозначает твердый согласный звук); согласную букву, стоящую перед гласными я ё ю е и, — зеленым цветом (обозначает мягкий согласный звук).
428 Часть III. Дидактические материалы
Занятие 3. Гласные А—Я
«Игра в мяч»
Здесь и далее на занятиях схема гласных первого и второго ряда обязательно вывешивается или пишется на доске. Кружки закрашиваются (см. занятие 2).
О а о у э ы
О я ё ю е и
1) Взрослый произносит слово (список слов приведен ниже) и кидает мяч ребенку. Ребенок называет гласные звуки из этого слова и кидает мяч обратно. Например, Ася — а-я.
2) Ребенок красным цветом вписывает гласные буквы «а-я» в слова.
...с...
| з......ц
| ...лле...
| деревь...
| т...н...
| ...м...
| п...п...и...
| р...к
| л...л...
| к...ш...
| ...корь
| .. .довитый
| в...н...
| ...хт...
| д...д...
| друзь...
| р......
| т...т...
| 6...н...н
| ц...рь
| к...т...
| м......к
| м...р...ку...
| семь...
| ...ш...
| л...п...
| м...тч
| крыль...
| г...л...
| ...рк...
| ст......
| обезь...н...
| ...н...
| р...м...
| б...р...б...н
| ...нв...рь
| ...н...
| ...рф...
| м...ч
| перь...
|
Занятие 4. Гласные О—Ё
«Игра в мяч»
О а о у э ы
О я ё ю е и
1) См. занятие 3, задание 1.
2) См. занятие 3, задание 2.
р...й
| к...м
| ...ж
| ль...т
| гн...зда
| к...т
| л...н
| ружь...
| в...р...та
| эх...
| лет...
| д...л...т...
| к...т...н...к
| б...к
| ск...р...
| бь...т
| л...гкий
| ух...
| ут...н...к
| пь...т
| г...л...д
| н...ж
| .. .лень
| к...р...ва
| ут...н...к
| м...д
| ...рш
| вь...т
| с...н
| м...ст
| пер...
| рв...т
| .. .блак...
| к...т...л
| ...кн...
| бель...
| д...м
| вез...т
| ск...в...р...да
| п...т...л...к
| вез...т
| т...плый
| .. .лка
| жиль...
| Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 429
Занятие 5. Гласные У—Ю
«Игра в мяч»
О а о у э ы
О я ё ю е и
1) См. занятие 3, задание 1.
2) См. занятие 3, задание 2.
г... стой
| ...т...т
| кенг...р...
| вь...га
| Л...ба
| ...бка
| д...6
| ль...
| д...шистый
| к...к...р...за
| т...к
| ст...л
| Л...да
| р...кзак
| т...к
| пь...
| Л...ка
| ...зкий
| какад...
| рис......
| Андр...ша
| с.п
| ...нга
| вь...
| ...г
| р...мка
| ...хо
| кол...
| ...тка
| др...жный
| ...ха
| бь...
| ...ла
| ка.. .та
| р...мба
| зим......
| л...стра
| р...ка
| .. .лей
| почем...
|
Занятие 6. Гласные Э—Е
«Игра в мяч»
О а о у э ы
O я ё ю е и
1) См. занятие 3, задание 1.
2) См. занятие 3, задание 2.
...л...ктричка
| стр...ля...т
| вороб...й
| ум...нь...
| .. .гор
| ...кскурсия
| ...таж
| п...нь
| ...дуард
| ...г...рь
| зв...но
| в...сёлый
| ...жи
| ...скадрон
| .. .скимо
| уч...нь...
| ...дик
| т...л...фон
| солов...й
| ...хо
| л...в
| ...кл...р
| 6...3...
| плать...
| ...лла
| п...р...ход
| мурав...й
| б...гать
| ...льф
| ...ш...лон
| л...б...да
| половодь...
| ...да
| кашн...
| п...ро
| л...то
| .. .мма
| ...кскаватор
| п...р
| ...тика
| ...ль
| ...ж...вика
| с.ра
| подворь...
|
430 Часть III. Дидактические материалы
Занятие 7. Гласные Ы—И
«Игра в мяч»
О а о у э ы
О я ё ю е и
1) См. занятие 3, задание 1.
2) См. занятие 3, задание 2.
...лья
| р...с
| л...с...
| воробь...
| ...р...на
| р...сь
| л...с...й
| сара...
| ...горь
| д...м
| гр...б...
| муравь...
| ...в...
| д...ма
| ш...ть
| ягод...
| ...зюм
| м...ло
| цвет...
| ручь...
| ...ней
| м...л...й
| волк...
| геро...
| д...ня
| сад...
| уч...ть
| куст...
| д...на
| сад...к
| б...стр...й
| волчь...
| б...к
| р...чать
| кор...то
| соловь...
|
|