Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Раздел 16. НОМИНАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

 

Кроме упражнений данного блока, во время работы также ис­пользуются проговаривание действий ребенка, проговаривание своих действий ребенком, проведение ребенком упражнений, проговарива­ние инструкций и уточняющих вопросов детьми, просьбы помочь объяснить что-либо другим и т.п.

Лет

 

Занятие 1

 

«Я знаю пять...» Дети стоят в кругу. Психолог передает мяч по кругу. Первый ребенок, у которого оказался мяч, ударяет им об пол и на каждый удар называет 5 овощей (имен, животных, красных пред­метов ит.д.).

Занятие 2

 

«Я знаю пять...» Проводится так же, как на предыдущем заня­тии, но на другом материале.

 

446 Часть III. Дидактические материалы

 

Занятия 3—4

 

«Закончи словосочетания». Психолог предлагает детям подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания: хит­рая ..., злая..., душистое туалетное...

Занятия 5—6

 

«Что делает?» Психолог предлагает детям назвать словом то, что он делает (символически показывает).

Занятия 7—8

 

«Сравнение понятий». Психолог предлагает детям подобрать под­ходящие определения с противоположным значением: морковь — сладкая, а редька — ...

Занятия 9—10

 

«Описание по схеме». Психолог предлагает детям описать какой-нибудь предмет по следующей схеме: «Какого он цвета? На что по­хож? Из какого материала он сделан? Какого размера, формы? Каков он на ощупь? Чем пахнет? Каков на вкус? Где встречается? Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать? К какой группе предметов относится?»

Занятия 11-12

 

«Загадки». Психолог описывает предмет, а дети угадывают, ка­кой предмет он задумал. Затем они меняются ролями.



Занятия 13—14

 

«Нарисуй слово». Психолог диктует слова, а дети рисуют их (сна­чала различные — относящиеся к разным категориям, а затем сход­ные, например, фрукты — яблоки). Затем психолог с детьми обсуж­дают, в чем же их различия.

Занятия 15—16

 

«Закончи предложение». Взрослый читает незаконченные предло­жения, а дети должны назвать недостающие слова: животное, кото­рое мяукает, называется...; дерево, на котором растут яблоки, назы­вается... и т.д.

 

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 447

 

Занятие 17

 

«Определение понятия». Психолог предлагает детям объяснить (описать словами), что такое чашка, мышка, книжка и т.д.

Занятие 18

 

«Составление рассказа по серийным картинкам».

Занятия 19—20

 

«Составление рассказа по сюжетной картинке».

Лет

 

Занятие 1

 

«Я знаю пять...» Дети стоят в кругу. Психолог передает мяч по кругу. Первый ребенок, у которого оказался мяч, ударяет им об пол и на каждый удар называет 5 овощей (имен, животных, красных пред­метов ит.д.).

Занятие 2

 

«Закончи словосочетания». Психолог предлагает детям подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания: хит­рая ..., злая..., душистое туалетное...

Занятия 3—4

 

«Что делает?» Психолог предлагает детям назвать словом то, что он делает (символически показывает).

Занятие 5

 

«Сравнение понятий». Психолог предлагает детям подобрать под­ходящие определения с противоположным значением: морковь — сладкая, а редька — ...

Занятия 6—7

 

«Описание по схеме». Психолог предлагает детям описать какой-нибудь предмет по следующей схеме: «Какого он цвета? На что по­хож? Из какого материала он сделан? Какого размера, формы? Каков он на ощупь? Чем пахнет? Каков на вкус? Где встречается? Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать? К какой группе предметов относится?»

 

 

448 Часть III. Дидактические материалы

 

Занятия 8—9

 

«Загадки». Психолог описывает предмет, а дети угадывают, ка­кой предмет он задумал. Затем они меняются ролями.

Занятия 10-11

 

«Закончи предложение». Детям предлагают вместо точек вставить нужные слова: животное, которое мяукает, называется ...; дерево, на котором растут яблоки, называется ... и т.д.

Занятия 12—13

 

«Определение понятия». Психолог предлагает детям объяснить (описать словами), что такое чашка, мышка, книжка и т.д.

Занятия 14—15

 

Составление рассказа по серийным картинкам.

Занятия 16—17

 

Составление рассказа по сюжетной картинке.

Занятие 18

 

«Опиши свой день». Ребенок последовательно рассказывает отом, что с ним происходило в течение дня.

Занятие 19

 

«Общая история». Дети сидят в кругу. Первый начинает расска­зывать историю, следующий продолжает и т.д. Каждый произносит по два предложения. В конце кто-нибудь один рассказывает историю це­ликом.

Занятие 20

 

«Расскажи свой любимый мультфильм или сказку».

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 449

Лет

 

Занятие 1

 

«Я знаю пять...».Дети стоят в кругу. Психолог передает мяч по кругу. Первый ребенок, у которого оказался мяч, ударяет им об пол и на каждый удар называет 5 овощей (имен, животных, красных предметов и т.д.).

Занятие 2

 

«Закончи словосочетания». Психолог предлагает детям подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания: хит­рая ..., злая..., душистое туалетное...

Занятие 3

 

«Что делает?» Психолог предлагает детям назвать словом то, что он делает (символически показывает).

Занятие 4

 

«Сравнение понятий». Психолог предлагает детям подобрать под­ходящие определения с противоположным значением: морковь — сладкая, а редька — ...

Занятие 5

 

«Описание по схеме». Психолог предлагает детям описать какой-нибудь предмет по следующей схеме: «Какого он цвета? На что по­хож? Из какого материала он сделан? Какого размера, формы? Каков он на ощупь? Чем пахнет? Каков на вкус? Где встречается? Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать? К какой группе предметов относится?»

Занятия 6—7

 

«Загадки». Психолог описывает предмет, а дети угадывают, ка­кой предмет он задумал. Затем они меняются ролями.

Занятие 8

 

«Закончи предложение». Детям предлагают вставить нужные сло­ва в незаконченные предложения: животное, которое мяукает, назы­вается ...; дерево, на котором растут яблоки, называется ... и т.д.

 

 

450 Часть III. Дидактические материалы

 

Занятия 9—10

 

«Определение понятия». Психолог предлагает детям объяснить (описать словами), что такое чашка, мышка, книжка и т.д.

Занятия 11-12

 

«Составление рассказа по серийным картинкам».

Занятия 13—14

 

«Составление рассказа по сюжетной картинке».

Занятие 15

 

«Составление рассказа по серийным картинкам».

Занятие 16

 

«доставление рассказа по сюжетной картинке».

Занятие 17

 

«Общая история». Дети сидят в кругу. Первый начинает расска­зывать историю, следующий продолжает и т.д. Каждый произносит по два предложения. В конце кто-нибудь один рассказывает историю це­ликом.

Занятие 18

 

«Опиши свой день». Ребенок последовательно рассказывает о том, что с ним происходило в течение дня.

Занятие 19

 

«Расскажи свой любимый фильм».

 

Занятие 20 «Расскажи историю».

 

 

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 451

 

 

Раздел 17. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ

ПРОЦЕССЫ, ОБОБЩАЮЩАЯ И СМЫСЛ00БРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИИ РЕЧИ

Лет

 

Занятие 1

 

«Отбери лишнее и найди ему место». Взале разложены горки иг­рушек (по числу человек в группе). В каждой горке есть игрушка, ко­торая не подходит к остальным. Задача ребенка подойти к своей гор­ке, найти неподходящую игрушку и отнести ее в подходящую ей гор­ку. Затем дети объясняют свой выбор.

«4-й лишний». Дети определяют, какой из четырех предметов, изображенных на картинке, лишний (не подходит к остальным).

Занятие 2

 

«Закончи предложение».Дети завершают предложение, выбирая наиболее подходящее слово. Например: «У дерева всегда есть... (лис­тья, цветы, плоды, корень)».

«Из чего состоит».Детям предлагается любой предмет. Задача — рассказать, из чего он состоит.

Занятие 3

 

«Закончи предложение» (см. занятие 2).

«Без чего не бывает...».Детям предлагается любой предмет. Зада­ча — рассказать, из чего он состоит и что в нем главное, без чего это­го предмета не было бы.

Занятие 4

 

«Найди сходства и различия». Детям для анализа предлагаются пары слов. Они должны отметить общее и разное в соответствующих объектах (стул—диван, соловей—воробей, девочка—мальчик и т.д.).

«Найди две части одного круга». Каждый ребенок получает по листу с изображениями по-разному разделенных на две части круга­ми. Задача ребенка — найти две половинки одного круга.

Занятие 5

«Найди сходства и различия» (см. занятие 4).

 

 

452 Часть III. Дидактические материалы

 

«Найди рисунок точно такой же, как на образце». Ребенок ищет среди нескольких похожих рисунков такой же, как на образце.

Занятия 6—7

 

«Назови одним словом». Дети получают несколько карточек с предметами. Задача — назвать эту группу предметов одним словом.

Занятия 8—9

 

«Построй дерево понятий». Детям предлагается какое-то общее понятие (например, животные). Задача — выстроить от этого слова «дерево» из более частных понятий (например, животные — домаш­ние и дикие; коровы, свиньи, собаки и лисы, волки, зайцы ит.д.).

Занятие 10

 

«Подбери подходящие картинки». Перед детьми раскладываются разные картинки. Каждый ребенок получает карточку (например, с изображением яблока). Задача ребенка — найти все картинки, подхо­дящие к его карточке (к яблоку — все фрукты).

«Найди подходящее слово». Ребенку предлагается образец — пара слов, связанных между собой определенным образом, например, «лошадь — жеребенок» (устно либо на карточке). Затем ему дается другое слово и набор связанных с ним различным образом слов, на­пример, «корова — пастбище, рога, молоко, теленок, бык». Задача ребенка — подобрать из набора слово, связанное с первым по тому же принципу, что и вобразце («корова — теленок»).

Занятия 11—12

 

«Разложи по группам». Каждый ребенок получает некоторое ко­личество изображений, которые он должен разложить на группы. Дети должны дать название каждой получившийся группе и перечислить все элементы.

Занятие 13

 

«Назови 10 предметов». Дети должны перечислить 10 предметов, объединенных какими-то общими признаками: 10 красных, круглых предметов, овощей, предметов мебели, животных ит.д.

Занятие 14

 

«Если..., то...».Дети с психологом обсуждают, что случится, если произойдет какое-либо событие.

 

 

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 453

 

«Путь к домику». Кажтый ребенок получает картинку с домика­ми и различными вариантами пути к ним. Внизу нарисована схема пути к определенному домику. Задача ребенка — найти нужный до­мик, двигаясь по этой схеме.

Занятие 15

 

«Почему?» Дети рассматривают серийные картинки. Задача — найти причину случившегося на последней картинке.

Другой вариант этого упражнения: психолог превращается в ре­бенка и задает «взрослым детям» вопрос «Почему?».

«Путь к домику» (см. занятие 14).

Занятие 16

 

«План действий». Психолог предлагает детям ситуацию (напри­мер, мы собираемся идти гулять). Задача детей — построить план дей­ствий в этой ситуации (например, что надо сделать, чтобы пойти гу­лять?).

«Путь к домику» (см. занятие 14).

Занятие 17

 

«Строим по инструкции». Дети строят дом, используя схему по­строения (инструкцию). Затем сравнивают построенный домик с эта­лоном.

Занятие 18

 

«Составление инструкции». Дети сами составляют инструкцию по сборке стола, шкафа.

Занятие 19

 

«На что это похоже?» Детям предлагают листы с изображения­ми разных форм. Задача детей — сказать, на что похожи эти формы, стараясь назвать как можно больше объектов.

«Дополни до...». Каждому ребенку раздается лист с линиями или формами. Задача ребенка — дорисовать их до какого-нибудь объекта.

Занятие 20

 

«Что можно этим делать?» Психолог показывает детям какой-нибудь предмет. Задача детей — назвать как можно больше способов его использования.

 

454 Часть III. Дидактические материалы

Лет

 

Занятие 1

 

«4-й лишний». Детям должны определить, какой из четырех изоб­раженных на картинке предметов лишний.

Занятие 2

 

«Закончи предложение». Детям предлагается завершить предло­жение, выбрав наиболее подходящее слово. Например: «У дерева все­гда есть... (листья, цветы, плоды, корень)».

«Без чего не бывает...» Детям предлагают любой предмет. Зада­ча — рассказать, из чего он состоит и что в нем главное, без чего это­го предмета не было бы.

Занятие 3

 

«Найди сходства и различия». Детям для анализа предлагают пары слов. Они должны отметить общее и разное в соответствующих объектах (стул—диван, соловей—воробей, девочка—мальчик ит.д.).

«Назови одним словом». Дети получают несколько карточек с предметами. Задача — назвать эту группу предметов одним словом.

Занятие 4

 

«Назови одним словом» (см. занятие 3).

«Подбери пару». Ребенку предлагаются два ряда слов. К словам из первого ряда ребенок подбирает подходящее понятие из второго ряда: а) огурец, осень, пчела, север; б) овощ, время года, насекомое, сто­рона света.

Занятие 5

 

«Назови одним словом» (см. занятие 3).

«Построй дерево понятий». Детям предлагается какое-то общее понятие (например, животные). Задача — выстроить от этого слова «дерево» из более частных понятий (например, животные — домаш­ние и дикие; коровы, свиньи, собаки и лисы, волки, зайцы и т.д.).

Занятие 6

 

«Чего больше?» Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего боль­ше: берез или деревьев, земляники или ягод и т.д.?» — и обосновать свой ответ.

 

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 455

 

Занятие 7

 

«Подбери подходящие картинки». Перед детьми раскладывают разные картинки. Каждому ребенку дается карточка (например, с изображением яблока). Задача ребенка — найти все картинки, под­ходящие к его карточке (к яблоку — все фрукты).

«Найди подходящее слово». Ребенку предлагается образец — пара слов, связанных между собой определенным образом, например, «лошадь — жеребенок» (устно либо на карточке). Затем ему дается другое слово и набор связанных с ним различным образом слов, на­пример, «корова — пастбище, рога, молоко, теленок, бык». Задача ребенка — подобрать из набора слово, связанное с первым по тому же принципу, что ив образце («корова — теленок»).

Занятие 8

 

«Разложи по группам». Детям предлагается некоторое количество изображений, которые они должны разложить на обобщенные груп­пы. Они должны дать название каждой получившиеся группе и пере­числить все ее составляющие.

Занятие 9

 

«Разложи по группам» (см. занятие 8).

«Назови 10 предметов». Дети должны перечислить 10 предметов, объединенных какими-то общими признаками: 10 красных, круглых предметов, овощей, предметов мебели, животных и т.д.

Занятие 10

 

«Если..., то...».Дети с психологом обсуждают, что случится, если произойдет какое-либо событие.

«Путь к домику». Каждому ребенку предлагается картинка с до­миками и различными вариантами пути к ним. Внизу нарисована схе­ма пути к определенному домику. Задача ребенка — найти нужный домик, двигаясь по схеме.

Занятие 11

 

«Почему?» Детям предлагаются серийные картинки. Задача — найти причину случившегося на последней картинке. Другой вариант этого упражнения: психолог превращается в ребенка и задает «взрос­лым детям» вопрос «Почему?».

«Путь к домику» (см. занятие 10).

 

456 Часть III. Дидактические материалы

 

Занятие 12

 

«Составление рассказа по серийным картинкам-1». В начале ра­боты перед ребенком выкладывается серия картинок в правильном порядке. Затем порядок нарушается, после чего психолог обсуждает с детьми, что изменение порядка меняет смысл.

Занятие 13

 

«План действий». Психолог предлагает детям ситуацию (напри­мер, мы собираемся идти гулять). Задача детей — построить план дей­ствий в этой ситуации (например, что надо сделать, чтобы пойти гу­лять?).

«Составление рассказа по серийным картинкам-2». Ребенок дол­жен самостоятельно из перемешанных карточек выстроить событий­ный ряд и составить рассказ.

Занятие 14

 

«Составление рассказа по сюжетной картинке». Вначале детям предлагается картинка, и психолог задает вопросы по содержанию картинки, затем дети самостоятельно составляют рассказ.

Занятие 15

 

«Строим по инструкции». Дети строят дом, используя схему по­строения (инструкцию). Затем сравнивают построенный домик с эта­лоном.

Занятие 16

 

«Составление инструкции». Дети сами составляют инструкцию по сборке стола, шкафа.

Занятие 17

 

«На что это похоже?» Детям предлагаются листы с какими-то формами. Задача детей — назвать как можно больше объектов, на что похожи эти формы.

«Дополни до...» Каждый ребенок получает лист с линиями или формами. Задача ребенка — дорисовать их до какого-нибудь объекта.

Занятие 18

 

«Что можно этим делать?» Психолог показывает детям какой-нибудь предмет. Задача детей — назвать как можно больше способов его использования.

Программа 2. Курс занятий с детьми 5— 10 лет 457

 

Занятие 19

 

«Подбери следующее». Психолог просит ребенка подобрать слово, которое должно обозначать явление, идущее вслед за названным: первый — ..., завтрак — ..., лето — ... и т.д.

Занятие 20

 

«Расставь события по порядку». Даны карточки с описанием со­бытий или действий, которые выстроены в случайном порядке, на­пример: я ложусь спать, я делаю уроки, я гуляю, я иду в школу и т.д. Ребенок должен выстроить правильную последовательность событий.

Лет

 

Занятие 1

 

«4-й лишний». Дети должны определить, какой из четырех изоб­раженных на картинке предметов лишний.

Занятие 2

 

«Закончи предложение». Детям предлагают завершить предложе­ние, выбрав наиболее подходящее слово. Например: «У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень)».

«Без чего не бывает...». Детям предлагается любой предмет. Зада­ча — рассказать, из чего он состоит и что в нем главное, без чего это­го предмета не было бы.

Занятие 3

 

«Найди сходства и различия». Детям для анализа предлагаются пары слов. Они должны отметить общее и разное в соответствующих объектах (стул—диван, соловей—воробей, девочка—мальчик и т.д.).

«Назови одним словом». Дети получают несколько карточек с предметами. Задача — назвать эту группу предметов одним словом.

Занятие 4

 

«Назови одним словом» (см. занятие 3).

«Подбери пару». Ребенку предлагаются два ряда слов. К словам из первого ряда ребенок подбирает подходящее понятие из второго ряда: а) огурец, осень, пчела, север; б) овощ, время года, насекомое, сто­рона света.

458 Часть III. Дидактические материалы

 

Занятие 5

 

«Назови одним словом» (см. занятие 3).

 

«Построй дерево понятий». Детям предлагается какое-то общее понятие (например, животные). Задача — выстроить от этого слова «дерево» из более частных понятий (например, животные — домаш­ние и дикие; коровы, свиньи, собаки и лисы, волки, зайцы ит.д.).

Занятие 6

 

«Чего больше?» Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего боль­ше: берез или деревьев, земляники или ягод и т.д.?» — и обосновать свой ответ.

«Лишнее слово». Ребенку предлагается выделить слово или при­знак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопро­сы: «Какое слово лишнее? Почему?»

Занятие 7

 

«Найди подходящее слово». Ребенку предлагается образец — пара слов, связанных между собой определенным образом, например, «лошадь — жеребенок». Затем ему дается другое слово и набор связан­ных с ним различным образом слов, например, «корова — пастби­ще, рога, молоко, теленок, бык». Задача ребенка — подобрать из на­бора слово, связанное спервым по тому же принципу, что и в образ­це («корова — теленок»).

«Ранжирование». Психолог объясняет детям, что такое ранжиро­вание, и просит их проранжировать по определенному принципу не­которые понятия.

Занятие 8

 

«Разложи по группам». Детям предлагается некоторое количество изображений, которые они должны разложить на обобщенные груп­пы. Они должны дать название каждой получившиеся группе и пере­числить все ее составляющие.

«Ранжирование» (см. занятие 7).

Занятие 9

 

«Назови 10 предметов». Дети должны перечислить 10 предметов, объединенных какими-то общими признаками: 10 красных, круглых предметов, овощей, предметов мебели, животных и т.д.

 

 

Программа 2. Курс занятий с детьми 5 — 10 лет 459

 

Занятие 10

 

«Если..., то...».Дети с психологом обсуждают, что случится, если произойдет какое-либо событие.

«Путь к домику». Каждому ребенку предлагается картинка с до­миками и различными вариантами пути к ним. Внизу нарисована схе­ма пути к определенному домику. Задача ребенка — найти нужный домик, двигаясь по схеме.

Занятие 11

 

«Многозначность слов». Психолог называет слово. Задача детей — придумать как можно больше предложений-ситуаций с этим словом.

«Путь к домику» (см. занятие 10).

Занятие 12

 

«Почему?» Детям предлагаются серийные картинки. Задача — найти причину случившегося на последней картинке. Другой вариант этого упражнения: психолог превращается в ребенка и задает «взрос­лым детям» вопрос «Почему?».

«Путь к домику» (см. занятие 10).

Занятие 13

 

«Составлениерассказа по серийным картинкам». Вначале работы перед ребенком выкладывается серия картинок в правильном поряд­ке. Затем порядок нарушается, после чего психолог обсуждает с деть­ми, что изменение порядка меняет смысл.

Занятие 14

 

«План действий». Психолог предлагает детям ситуацию (напри­мер, мы собираемся идти гулять). Задача детей — построить план дей­ствий в этой ситуации (например, что надо сделать, чтобы пойти гу­лять?).

«Составление рассказа по сюжетной картинке». Вначале детям предлагается картинка, и психолог задает вопросы, затем дети само­стоятельно составляют рассказ.

Занятие 15

«Строим по инструкции». Дети строят дом, используя схему постро­ения (инструкцию). Затем сравнивают построенный домик с эталоном.

«Равен — Айзенк».

460 Часть III. Дидактические материалы

 

Занятие 16

«Составление инструкции». Дети сами составляют инструкцию по сборке стола, шкафа.

«Равен — Айзенк».

Занятие 17

 

«На что это похоже?»Детям предлагаются листы с изображения­ми разных форм. Задача детей — назвать как можно больше объектов, на которые похожи эти формы.

«Дополни до...». Каждый ребенок получает лист с линиями или формами. Задача ребенка — дорисовать их до какого-нибудь объекта.

Занятие 18

 

«Что можно этим делать?» Психолог показывает какой-то предмет детям. Задача детей — назвать как можно больше способов его использования.

«Продолжи ряд чисел». Ребенок продолжает ряд чисел, которые расположены по определенному принципу.

Занятие 19

 

«Подбери следующее». Психолог просит ребенка подобрать слово, которое должно обозначать явление, идущее вслед за названным: первый — ..., завтрак — ..., лето — ... ит.д.

«Пословицы и поговорки». Детям предлагаются различные посло­вицы и поговорки. Затем психолог с детьми обсуждают их смысл.

Занятие 20

 

«Расставь события по порядку». Даны карточки с описанием со­бытий или действий, которые выстроены в случайном порядке, на­пример: я ложусь спать, я делаю уроки, я гуляю, я иду в школу и т.д. Ребенок должен выстроить правильную последовательность событий.

 

 

Программа 3






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.