Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Структура, основные этапы урока

Петрова Екатерина Васильевна

ОТЧЁТ О ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ

ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

(ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА)

Научный руководитель:

доцент Чернышёва Н.С.

 

 

Владимир

Психологический анализ урока

 

Цель: овладеть навыками психологического анализа деятельности учи­теля и учащихся на уроке, необходимыми педагогу для работы в школе.

Школа: лицей-интернат №1.

Класс: 11 А, гуманитарный.

Предмет: литература.

Учитель: Иванов Иван Иванович.

Дата: 05. 10. 2020.

№ урока по расписанию: 3-й урок (10.15 – 10.55).

Тип урока: урок-беседа.

Тема: «Взаимоотношения Старцева и Катерины Ивановны» (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»).

 

I.Анализ урока по схеме, построенной на основе наблюдений

Общие цели урока:

образовательные:

– продолжить знакомство учащихся с творчеством А. П. Чехова: проанализировать взаимоотношения Старцева и Катерины Ивановны в рассказе «Ионыч», выявить причины того, что пути главных героев разошлись, проанализировать важнейшие детали в рассказе, помогающие выявить его проблематику;

развивающие:

– развивать умения анализа, синтеза, сопоставления, обобщения, навыки внимательного чтения с выявлением деталей, необходимых для правильного понимания проблемы;

воспитательные:

– воспитывать уважение к предмету (русской литературе) и писателю (А. П. Чехову), высоким общечеловеческим нравственным ценностям.

 

Психологические цели урока:

1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета (литературы) и конкретного урока (по заданной теме);

2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;



3) предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся.

Общие цели доведены до учащихся в виде конкретных задач по теме урока, соответствуют его основному содержанию.

Структура, основные этапы урока

 

Этапы урока, дидактичес-кие задачи, время Содержание обучения Конкретные методы и приёмы обучения Формы организации познаватель-ной деятельности Показатели реальных результатов
1. Организа-ционный момент. (1 минута) Подготовка учеников к работе. Стимулирование выполнения требований. Фронтальная, индивидуальная Полная готовность класса. Быстрое включение в работу.
2. Подготов-ка к основ-ному этапу урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познаватель-ной деятель-ности, актуа-лизация опор-ных знаний и умений. (3 минуты) Совместное формулирование целей урока учителем и учащимися в ходе беседы; обеспечение осознания учащимися необходимости изучения новой темы. Краткое повторение изученнного на предыдущих уроках по А. П. Чехову с целью лучшего понимания материала. Постановка проблемных вопросов (Могли ли отношения героев рассказа сложиться по-другому? В чём причина того, что их пути разошлись?Было ли понимание между героями? И др.), ответ на которые необходимо найти в ходе урока. Проводятся параллели данного рассказа с другими чеховскими рассказами и произведениями других русских авторов. Учащиеся активно работают, грамотно и обоснованно отвечают на вопросы учителя, хорошо владеют навыками анализа и синтеза. Мотивации и стимулирования; информационно-рецептивные; эвристические, волевые методы Фронтальная, индивидуальная Указаны планируемые результаты, чётко поставлены образовательные и развивающие цели, сформулированные вместе с учащимися в их действиях, но нет чёткости в постановке воспитательных целей. Обеспечены мотивация и принятие учащимися целей урока. Осознанное и быстрое включение школьников в деловой ритм. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе повторенных опорных знаний и постановки проблемных вопросов.
3. Работа по теме урока. Усвоение новых зна-ний. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний. (22 минуты) Учитель представляет учебный материал в виде схемы на доске. Изложение последовательно, логично, аргументировано, с выделением главных вопросов и представлением основного материала. Материал доступен учащимся. Они не просто записывают излагаемый материал в тетрадях, но и предлагают разные способы для решения проблем, поставленных Чеховым в рассказе и выделенных учителем, вникают в суть темы, пытаются понять как им в дальнейшем применять полученные знания при сдаче ЕГЭ по литературе, а также как сопоставить данное литературное произведение с другими. Учитель представляет основной материал одновременно в словесной и знаковой формах (основные фразы, цитаты, скобки, стрелки и др.). Слово учителя, элементы лекции, диалог, эвристическая беседа, символические методы, сочетание словесных и наглядных методов, опора на личностный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений проблемы. Фронтальная, индивидуальная Активные действия учащихся при выделении основных мыслей автора, составлении схемы по рассказу Чехова, при поиске ответа на поставленные в начале урока проблемные вопросы. Учащиеся высказывают желание самостоятельного поиска пути решения проблемы в рассказе. Проговариваются основные выводы, теория представлена в системе; доступна как аудиалам, так и визуалам, и кинестетикам. Представлены разные пути решения проблемы.
4. Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения учеб-ного материа-ла; выявление пробелов и неверных представле-ний у учащихся и их коррекция. (10 минут) Постановка вопросов: В чём причины того, что пути Старцева и Катерины Ивановны разошлись?; Почему Котик так ведёт себя?; Как бы вы поступили, если бы вам предложили свидание на кладбище в 23.00?; Какой приём применяет Чехов в конце рассказа (опошление героя), какие детали об этом свидетельствуют?(большой живот и др.). Коррекция неточного понимания рассказа учащимися, фактических ошибок в их высказываниях: Катерина Ивановна не глупая, а наивная, по-детски глуповатая; Старцев доверял ей, но не слепо, а постоянно анализировал её поведение и др.. Беседа, алгоритмизация, логические методы. Фронтальная, индивидуальная Усвоение учащимися темы урока на репродуктивном и конструктивном уровнях. Хорошее качество ответов учащихся. Учащиеся активно обсуждают тему урока, используя знания, умения, навыки, полученные ранее. При фронтальной работе ученики грамотно, обоснованно, аргументировано отвечали на поставленные вопросы, дополняли, уточняли, исправляли ответы одноклассников. Почти все учащиеся активно участвовали в обсуждении.
5. Подведе-ние итогов урока. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наме-тить перспек-тиву после-дующей работы. (2 минуты) Проверка усвоения основного материала во фронтальной беседе. Анализ и оценка успешности достижения цели, перспективы последующей работы при изучении темы. Учитель отметил, что тема намеренно раскрыта не полностью и предложил учащимся найти ещё другие способы решения проблемы взаимоотношения героев. Намечены пути для дальнейшей работы – изучение творчества И. А. Бунина. Ребята сами отлично сформулировали выводы по теме урока. Учитель оценил работу класса («хорошо»). Словесные, эмоциональные методы; оценка практической значимости содержания обучения, прогнозирование будущей деятельности; логические методы Фронтальная Получение учащимися информации о реальных результатах урока. Чёткость и краткость этапа.
6.Информа-ция о домаш-нем задании, инструктаж по его вы-полнению. Обеспечение понимания цели и содер-жания домашнего задания. (2 минуты) Учитель обсуждает с учащимися вопрос о том, что должно содержать домашнее задание. Домашнее задание даётся предваряющее: прочитать рассказы И. А. Бунина «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско» и попытаться выявить их основную проблематику. Индивидуальные задания для учащихся не предусмотрены. Словесный метод. Фронтальная. Содержание домашнего задания соответствует уровню знаний и развития учащихся, осознано всеми учащимися в процессе обсуждения.

 

Тип урока (урок-беседа) и его структура отлично продуманы, все этапы логически последовательны и взаимосвязаны. Время между этапами распределено целесообразно. Учитель старался чередовать на уроке индивидуальную и фронтальную формы обучения. Групповая форма обучения не применялась в соответствии с типом урока и планом учителя. Учитель работал на уроке только с доской (схемы), не применяя мультимедийных средств (компьютер, проектор), хотя необходимое оборудование в классе имеется. Однако можно отметить разнообразие методов и приёмов подачи материала (словесные, наглядные, практические, логические; от слова учителя, эвристической беседы до алгоритмизации и проблемного метода), а также эмоциональность урока, уместное использование учителем шутки. Труд учителя и учащихся на всех этапах урока был распределён равномерно, рационально. Учебные задачи были поставлены на каждом этапе урока совместно учителем и учащимися. Текущий контроль учебной деятельности на каждом уроке в старших классах лицея №1 традиционно не применяется: оценка успеваемости по предмету ставится раз в семестр в зачётку. Чтобы оценить работу класса и отдельных учащихся, учитель использовал метод поощрения. Самостоятельная работа учащихся на уроке (конкретные задания) не осуществлялась в связи с выбором типа урока.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.