Создание общих условий эффективного обучения 1.Обеспечение исходных педагогических условий достижения учебного эффекта на уроке:
1.предварительные указания по плану урока (цель, задачи, основные этапы) лаконичные и ясные (1 б.);
2.учебные пособия и технические средства обучения способствуют быстрому включению учащихся в работу (1 б);
3.нет ненужных задержек и отступлений во время урока (1 б);
4.эффективность работы класса стимулируется передачей учащимся функций учителя (оценки, контроля, коррекции, планирования и др.) (2 б.).
2.Адаптация обучения к учащимся:
1.обучение соответствует возрастным особенностям учащихся (1 б.);
2.в материале урока выделены наиболее трудные места (1 б);
3.предоставляется возможность усвоения материала разных уровней сложности (для учащихся разных уровней успеваемости) (2 б);
4.обучение строится как взаимодействие учителя и учащихся (2 б).
2.Предметная и методическая компетентность:
1.Владение учебным предметом и методами обучения:
1. информация и демонстрация точны и современны (1 б);
2. комментарии и ответы на вопросы учащихся точны и интересны (1 б);
3. без затруднений используется не менее двух форм или методов обучения (1 б);
4. помимо распространенных применяются и оригинальные методы и приёмы обучения (2 б).
2.Организация учебной работы в последовательности «жизненного цикла» (вступление, развитие, закрепление, интеграция):
1.урок начинается со стимулирующего введения (привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации) (2 б);
2.наглядное представление нового материала как ответ на поставленные ранее (предшествующие занятия, введение) вопросы (1 б);
3.объединение, обобщение и закрепление учебных результатов (1 б);
4.урок заканчивается подведением итогов (соотнесение результатов с пройденным ранее, с другими предметами, с жизнью) (1 б).
3.Техника объяснения, письма и речи:
1.Использование устных и письменных объяснений:
5. объяснение содержания ясно и дается с помощью подходящих слов и терминов (1 б);
6. ключевые моменты урока получают отражение на доске (1 б);
7. записи для учащихся аккуратные и разборчивые (1 б);
8. произношение и построение устной речи правильны (1 б).
2.Разъяснения при непонимания материала учащимися:
1.выявление непонятных слов или фраз и замена их общедоступными описательными выражениями (1 б);
2.пояснения с помощью аналогий и примеров (1 б);
3.предоставление учащимся дополнительной информации (1 б);
4.логическое выведение неявной полезной информации из анализа уже имеющихся сведений (1 б).
4.Учебное взаимодействие:
1.Контроль и коррекция деятельности учащихся:
9. оценка действий учащихся отделяется от личного отношения учителя к ним (1 б);
10. избегание прямых указаний и коррекции действий учащихся (1 б);
11. ученики побуждаются оценивать и корректировать работу друг друга (2 б);
12. ориентация на коррекцию действий по запросам самих учащихся (2 б).
2.Использование запросов и предложений учащихся по содержанию урока:
1.пояснения, вопросы и примеры запрашиваются у учащихся (1 б);
2.тактично отмечаются слабые места несовершенства в примерах учащихся (1 б);
3.вопросы и предложения учащихся принимаются с благодарностью (1 б);
4.идеи учеников разрабатываются и используются на уроке (2 б).
5.Создание и поддержание продуктивной атмосферы на уроке:
1.Стимулирование интереса учащихся:
13. формулируется важность темы урока в контексте учебного курса и будущей жизни (1 б);
14. используются интересные и необычные аспекты темы (2 б);
15. интерес стимулируется с помощью вопросов и юмора (1 б);
16. идеи учеников разрабатываются и используются на уроке(2 б).
2.Помощь учащимся в выработке положительной самооценки:
1. речь учителя свободна от сарказма и насмешек (1 б);
2.имена учащихся используются в теплой, дружелюбной манере (1 б);
3.конкретные учащиеся поощряются за конкретную работу (1 б);
4.учитель поддерживает, ободряет учеников, сталкивающихся с трудностями на уроке (2 б).
6.Поддержание приемлемого поведения в классе:
1.Поддержание рабочей включенности учащихся на уроке:
17. варьирование форм учебной активности (1 б);
18. использование приемов активизации учащихся на уроке (1 б);
19. использование активных методов обучения (дискуссии, распределение ролей) (2 б);
20. применение специальных способов организации учебной работы, рассчитанных на пассивных учащихся (2 б).
2.Воздействия при нарушениях дисциплины:
1.учитель не обращает внимания на мелкие непреднамеренные нарушения дисциплины на уроке (1 б);
2.ученики, нарушающие дисциплину, сталкиваются с немедленной реакцией учителя (1 б);
3.педагог восстанавливает дисциплину с помощью самих учащихся (2 б);
4.педагог не борется с нарушителями дисциплины, а использует для организации нарушителей дисциплины особые формы учебной работы (2 б).
Указанное в скобках количество баллов ставится только в том случае, если действия учителя полностью удовлетворяют требованию, сформулированному в пункте. В методике содержатся как классические требования к уроку, оцениваемые в 1 балл, так и современные требования педагогики сотрудничества, оцениваемые в 2 балла. Данная методика позволяет провести как диагностику отдельных сторон деятельности учителя, так и по формуле:
баллов У (ср) = ---------------- определить уровень профессиональной деятельности 48 педагога. По величине У (ср) определяются четыре уровня профессиональной деятельности учителя:
1. менее 0,6 – не удовлетворяет не только современным требованиям, но и ряду классических;
2. 0,61 – удовлетворяет практически всем классическим требованиям и некоторым современным;
3. 0,91 – 1,2 – удовлетворяет не только классическим требованиям, но и значительной части современных;
4. более 1,2 – удовлетворяет как классическим, так и практически всем современным требованиям.
Отсутствие оценки по какому-либо требованию указывает на ближайшие (если оно классическое) и перспективные (если оно современное) резервы совершенствования деятельности учителя.
Результаты анализа психолого-педагогической деятельности учителя по использованной методике
Обработка баллов:
1.1.1.– 1 б.,
2.– 1 б.,
3.– 1 б.,
4.– 2 б..
1.2.1.– 1 б.,
2.– 1 б.,
3.– 0 б.,
4.– 2 б..
2.1.1.– 1 б.,
2.– 1 б.,
3.– 1 б.,
4.– 2 б..
2.2.1.– 2 б.,
2.– 1 б.,
3.– 1 б.,
4.– 1 б..
3.1.1.– 1 б.,
2.– 1 б.,
3.– 1 б.,
4.– 1 б..
3.2.1.– 1 б.,
2.– 1 б.,
3.– 1 б.,
4.– 1 б..
4.1.1.– 1 б.,
2.– 0 б.,
3.– 2 б.,
4.– 2 б..
4.2.1.– 1 б.,
2.– 1 б.,
3.– 1 б.,
4.– 2 б..
5.1.1.– 1 б.,
2.– 2 б.,
3.– 1 б.,
4.– 2 б..
5.2.1.– 1 б.,
2.– 1 б.,
3.– 1 б.,
4.– 2 б..
6.1.1.– 1 б.,
2.– 1 б.,
3.– 2 б.,
4.– 2 б..
6.2.1.– 0 б.,
2.– 1 б.,
3.– 0 б.,
4.– 0 б..
Общее количество баллов: 54 б..
Уровень профессиональной деятельности педагога: У (ср) = ------------ = 1, 125 –
удовлетворяет как классическим, так и практически всем современным требованиям.
Рекомендации по возможному совершенствованию деятельности учителя (с учётом нуля баллов по отдельным требованиям): учителю литературы Сидорову Игорю Евгеньевичу следует предоставить возможность усвоения материала разных уровней сложности сильным и наиболее слабым по успеваемости учащимся; необходимо избегать прямых указаний и коррекции действий учащихся; не нужно обращать внимание на мелкие непреднамеренные нарушения дисциплины на уроке, следует пытаться восстанавливать дисциплину с помощью самих учащихся, используя для этого особые формы учебной работы.
Список использованной литературы
1.Алферов Ю., Курдюмова И, Писарева Л. Как оценить урок? Сельская школа, 1999, № 5, с. 43-44.
2.Анализ урока (психологический, педагогический и методический аспекты).// Методическая разработка для учителей, методистов педагогической практики, студентов-практикантов дневного и заочного отделений. - Липецк,1994.
3.Ерофеева Н.Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя. Завуч., № 1, 2000, с. 96-100.
4.Зимняя И. А. Педагогическая психология. — Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
5.Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 216 с.
6.Коломенский Я. Межличностное взаимодействие на уроке. Сельская школа, 1999, № 5, с. 45-46.
7.Маранцман В. Критерии оценки работы учителя литературы. Сельская школа, 1999, № 5, с. 46-47.
8.Митина Л. М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. – Кемерово, 1996.
9.Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М.: Просвещение, 1993.
10.Охитина Л. Т. Психологические основы урока. – М.: Просвещение, 1977.
11.Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. — М.: Просвещение, 1990.
12.Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Сфера, 2000.
13.Урок: посещение и анализ. Составитель: Богоявленская А.Е. – Тверь: областной ИУУ, 1993.
14.Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1999.
|