Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Башманова Е.Л. Сквернословие как социально-педагогическая катастрофа // Воспитание школьников. – 2010. – № 6. – С. 45-53.

Проблема употребления подростками и молодежью нецензурных выражений давно вышла за рамки вопросов коррекционно-педагогической работы с дезадаптированными и педагогически запущенными учащимися. В настоящее время «вирус сквернословия» поражает не только детей из группы риска, но и из семей вполне благополучных, имеющих достаточный культурный уровень. Агрессивная речевая политика ориентированных на молодежь средств массовой информации, пропаганда потребительского образа жизни, проникновение в речь широких слоев населения лексики специфических субкультур типа криминальной, неэффективность нравственного воспитания молодежи не позволяют надеяться, что в ближайшем будущем ситуация улучшится. Злободневная проблема пока не получила достаточного отражения в педагогической рефлексии. «Тема борьбы с ненормативной лексикой в ученической среде весьма актуальна. Вместе с тем, сегодня не так просто найти литературу, раскрывающую методы подобной работы, конкретные советы тем, кто решил избавиться от этой вредной привычки», – посетовала на одном из семинаров школьных библиотекарей Е.М. Зуева, завотделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского [3].

Речевое поведение формируется на уровне привычки еще в дошкольном возрасте. По свидетельству американского педагога и психолога А. Фромма, многие дети рано или поздно начинают произносить бранные слова, поскольку им свойственно быстро впитывать все новое и неизведанное. Между тем, дурной пример подают сами взрослые. «Дети усваивают определенный словарь от товарищей по играм и непосредственно от нас», – утверждает А. Фромм, обращаясь к родителям [11, с. 31].



Если нецензурные выражения появились в речи младшего школьника, то велика вероятность, что он просто не понимает негативного смысла произносимого. Тем не менее, прекрасно чувствует их эмоциональный заряд и произносит в ситуации повышенного эмоционального напряжения. Если ребенок после сообщения взрослого о недопустимости использования данных слов продолжает сквернословить, значит, пытается с их помощью удовлетворить какую-то свою потребность, привлекает к себе внимание [5]. Взрослые не должны оставлять данные факты без внимания, потому что терпимое отношение к нарушению ребенком норм речевого этикета провоцирует формирование у него привычки сквернословить, когда бранные слова поначалу используются неосознанно, потом – для выражения плохого настроения, неуважения к собеседнику, презрения к нормам морали, а впоследствии уже бесконтрольно, безо всякого повода, и на этой последней стадии побороть данную привычку практически невозможно.

Необходимо быть реалистами: начинать «бороться» со сквернословием в подростковом возрасте уже поздно. Применительно к подросткам и молодежи уместно говорить о профилактической работе. Необходимо вдоволь «напитывать» воспитательное пространство подростков и молодежи содержательной жизнедеятельностью, актуальными для них и ценными для общества образцами жизнетворчества и примерами успешной социализации, демонстрировать конструктивные модели поведения, воспитывать у них достоинство и самоуважение.

Сквернословие, согласно толковому словарю С.И. Ожегова, – это речь, наполненная скверными, непристойными словами. Сквернословие исторически возникло как защитное средство против эмоциональных потрясений. Использование нецензурных выражений обусловлено различными целями: оскорбить, унизить, опорочить; сигнализировать о собственной принадлежности к определенной социальной группе; продемонстрировать неприятие социальных запретов, табу; показать свою «свободу», раскованность; усилить эмоциональность речи; снять психологическое напряжение [4].

Сквернословие проявляется по-разному. Прежде всего, это привычное сквернословие, свойственное людям с невысоким уровнем культуры. Сквернословие является также инструментом намеренного эпатажа, вызова обществу, стремления нарушить общепринятые правила, выйти за рамки, а то и просто произвести впечатление, ошеломить и запомниться. Диапазон этой разновидности широк: от элементарного хулиганства в виде «надписей на заборах» до циничного использования нецензурных выражений некоторыми «деятелями» кинематографа, эстрады, литературы, политики. Особенную тревогу вызывает широкое распространение так называемого аффективного сквернословия, которое всегда связано с бурным выражением эмоций, является взрывной реакцией не только на поведение других людей, но даже и на свои собственные действия(!). Как утверждают специалисты, часто использующий ненормативную лексику человек имеет отклонения в области психического здоровья, и процесс его дальнейшей деградации продолжается [1]. Привычка к использованию в речи нецензурных выражений свидетельствует о примитивности личности, повышенной вероятности принятия ошибочных решений и использования неконструктивных моделей поведения. Таким образом, ненормативная лексика может использоваться для маскировки инфантильности мышления.

Каковы же причины и факторы употребления нецензурных слов подростками и молодежью – представителями тех возрастных групп, которым самой природой предназначено ощущать радость бытия, позитивный настрой, тягу ко всему прогрессивному, способствующему развитию?

Во-первых, на образе мышления и качестве речи подростков и молодежи отражаются особенности их повседневной жизни. Экономический кризис, имущественная поляризация общества, страх перед высококонкурентным рынком, утрата людьми чувства пожизненной государственной защищенности, боязнь безработицы, низкий уровень жизни большинства населения, невозможность в необходимой мере удовлетворять физиологические потребности (в жилье, пище, одежде) провоцируют в обществе эдакое «вселенское хамство» – ситуативную агрессию, злобу, зависть как реакцию на условия жизни. В сфере языка это проявляется в снижении культуры речи, агрессивности диалога, преобладании оценочной лексики, росте вульгарного и нецензурного словоупотребления [10].

Во-вторых, отмена политической и языковой цензуры привела к проникновению сниженной, жаргонной, вульгарной и даже нецензурной лексики в важные инструменты социализации молодежи – средства массовой информации (печать, телевидение, радио), кино и литературу. В массовом сознании произошла замена понятия свобода слова («говори, что хочешь») на понятие свобода речи («говори, как хочешь»). Либерализировались представления о степени допустимого в разговорной речи, сплошь и рядом используются слова и выражения, ранее никогда публично не произносившиеся. Расширилась психологическая готовность людей позволять себе «речевые вольности» вплоть до грубой и нецензурной лексики. Подобная «свобода речи» расшатывает систему табу, существовавших в русском коммуникативном поведении. Так, например, стали публично обсуждаться темы секса, противозачаточных средств, проблемы сексуальных меньшинств. Таким образом, в современной России, как указывает И.А. Стернин, произошла смена коммуникативной парадигмы, то есть доминирующего типа общения. На смену монологической коммуникативной парадигме тоталитарного общества, когда один говорит, а все слушают и выполняют, пришла диалогическая парадигма плюралистического общества. Изменилось коммуникативное ядро русского языка – совокупность наиболее частых и значимых слов и выражений, употребительных во всех коммуникативных сферах. К сожалению, наряду с лексикой рыночной экономики в коммуникативном ядре активизировалась специфическая криминально-правоохранительная лексика и сниженная лексика шоу-бизнеса. В стилистической системе русского языка образовалась новая подсистема – общенациональный сленг, занимающий место между разговорной и так называемой сниженной лексикой (это слова и выражения, не соответствующие литературным нормам и языковому стандарту) [10].

В-третьих, как ни странно это прозвучит в информационный век, врагом воспитания культурных членов общества являются телевидение, видео и компьютерные технологии. Общеизвестно, что чрезмерное увлечение просмотром телевизионных программ и компьютерными играми значительно затрудняет физическое и творческое развитие детей и подростков. Оказывается, что даже нейтральные по содержанию передачи и игры, могут спровоцировать вызывающее поведение и агрессию. Механизмы данного явления раскрывают врачи-антропософы В. Гебель и М. Глеклер. Ребенок, сидя перед экраном неподвижно, лишен возможности выполнять самые важные для его развития действия: двигаться; общаться; подражать происходящим вокруг процессам; действовать осмысленно. Находясь продолжительное время в неестественной неподвижности, ребенок автоматически приходит в состояние повышенного двигательного возбуждения, становится склонен к агрессии, пребывает в дурном настроении и ведет себя вызывающе. Все это, повторим, связано не с содержанием увиденного, которое также может оказывать свое негативное влияние, а с долговременным вынужденным покоем у экрана. Однако помимо физического вреда здоровью чрезмерное увлечение просмотром телевидения, видео и компьютерными играми провоцирует возникновение ряда социально-психологических и коммуникативных проблем, служащих впоследствии питательной базой для формирования привычки к сквернословию. Дети и подростки, регулярно и подолгу смотрящие телевизор и проводящие часы за компьютером, во-первых, и в реальной жизни склонны к мгновенному получению впечатлений без приложения усилий («нажатием кнопки» в буквальном смысле слова), что стимулирует подверженность вредным привычкам, в том числе, и сквернословию; во-вторых, у них плохо развита речь, а разрастающиеся пробелы в словарном запасе и пустоты в духовной жизни со временем заполняются «материалом» из окружающей действительности[2, с. 478-479].

В-четвертых, провоцирующим фактором в резком ухудшении речевого поведения подростков и молодежи становится рост числа антигуманных взглядов, распространение пессимизма, неверия в светлые жизненные перспективы, стремление заменить недостаток жизненных смыслов и целей суррогатом красивой, блестящей, мишурной жизни. Значительная часть молодежи, сама того не осознавая, в стремлении к индивидуальности ориентируется на внешний блеск, «упаковку» в виде дорогой и модной одежды. Например, молодежная субкультура Rich & Beautiful («богатые и красивые») является субкультурой подростков и молодежи, стремящихся вести «глянцевую» жизнь, но не имеющих на это достаточно средств. Она возникла в противовес одноименному течению в среде богатой «золотой молодежи» и позиционирует себя как движение детей улиц, стремящихся к мишурно красивой жизни [9, с. 9]. Однако подлинная индивидуальность проявляется в самостоятельности и независимости мышления, наличии собственного мнения и желания его отстаивать, способности совершать «невыгодные», но честные и достойные поступки. Среди форм проведения молодежью свободного времени преобладают безделье, развлечения, «тусовки», в ходе которых пышным цветом проявляются «стадные» инстинкты, в том числе и специфический сленг.

В-пятых, ускоренная вследствие высокого темпа жизни социализация современных подростков и молодежи приводит к формированию «поведенческой раскованности» (А.В. Петряевская), психологической неуравновешенности, неумению сосредоточиться и в целом к распространению поверхностности как личностного качества. Этому способствуют также особенности организации жизнедеятельности современных учащихся: регламентация рутиной учебных занятий, которые становятся все более напряженными и насыщенными; высокая степень индивидуальной ответственности за качество деятельности; ранняя ориентация на будущую профессию. Вследствие этого усиливаются тревожность и ощущение одиночества, появляется усталость от необходимости все время соответствовать стандартам, внутренняя неустойчивость, замкнутость в себе. Итогом становятся поиск утешения в асоциальных увлечениях, стремление снять психологическое напряжение любыми доступными способами.

В-шестых, применяемая в России американская модель отношения к человеческим ресурсам, согласно которой для прогресса важно отбирать лучших, наиболее подходящих, успешных, компетентных [8], не только не способствует интеграции школьных сообществ, а наоборот, искусственно провоцирует формирование групп неуспешных, неудовлетворенных учащихся-аутсайдеров. Подобный селекционный подход в настоящий момент проявляется в школе, начиная уже с первого класса. Создание портфолио, в которое некоторым детям просто нечего поместить; проведение конкурсов, для участия в которых приглашаются не все желающие себя проявить; организация воспитательной среды, рассчитанной на освоение наиболее продвинутыми, уже подготовленными, – все это служит цели выявления лучших и одновременно выступает барьерами на пути развития большей части школьников, особенно тех, кто развивается в индивидуальном темпе и с индивидуальными особенностями. Стратегия поиска лучших, талантливых, успешных, продвинутых, лидеров на данный момент недемократична, выстроена в антигуманистической манере, сопровождается агрессивным информационным обеспечением, создает предпосылки для формирования самых разнообразных комплексов: у добившихся «успеха», попавших «в обойму» – приспособленчества, эгоизма, чувства ложного превосходства; у оказавшихся «за бортом» – зависти, неприязни, чувства неполноценности, попытки демонстративного асоциального поведения. Между тем, для реализации принципа социальной справедливости в школе важно развивать не эксклюзивное воспитательное пространство для избранных, а демократическое воспитательное пространство широких возможностей для всех его участников. Согласимся с академиком А.М. Новиковым: путь селекции в России является бесперспективным [8]. На наш взгляд, главная причина даже не традиционном российском общинном менталитете (он сейчас активно мимикрирует под индивидуалистический западный – иначе в условиях рынка не выживешь), а в кардинальном различии условий формирования успешной личности на западе и в России, а именно: в уровне жизни большинства населения, в спектре возможностей для разностороннего развития детей, в степени расслоения и градусе ощущения социальной несправедливости.

В-седьмых, помимо общей тенденции на дегуманизацию пространства воспитания, распространению сквернословия среди подростков и молодежи могут способствовать биологические факторы, такие как: 1)гормональные изменения в организме, проявляющиеся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, провоцирующих трудности во взаимоотношениях, различные виды девиантного поведения; 2) половое созревание, вызывающее желание найти признание у противоположного пола и иногда, по свидетельству И.С. Кона, приводящее к использованию аморальных способов поведения; 3) несоответствие биологических данных социальному статусу подростка или юноши, при котором физиологически он является взрослым, а его социальные и психологические возможности ограничены (отсутствует жизненный опыт, не сложилось мировоззрение, не сформированы защитные механизмы). Стремление преодолеть это противоречие может приводить к принятию внешних атрибутов взрослости, таких как:курение, употребление спиртных напитков, сквернословие [6]. К сожалению, взрослые зачастую не имеют времени или не хотят загружать себя разгадыванием причин вызывающего поведения подростков и юношей, что провоцирует непонимание, затяжные конфликты, а в худших случаях – необратимые трагедии, о неуклонном росте числа которых свидетельствуют участившиеся публикации в средствах массовой информации.

Таким образом, не трудно заметить, что большая часть перечисленных причин и факторов юношеского сквернословия относятся к сфере ответственности общества, взрослых, педагогической общественности. Поэтому впору говорить о сквернословии как о социально-педагогической катастрофе: взрослые не просто не создают условий для гуманизации жизни детей, но и активно вытравляют присущие им доброту и чувство сострадания. Явление сквернословия, как никакое другое, характеризует нравственную деградацию общества, в котором дискредитированы главные ценности – любовь, красота и добро. Словесное оскорбление, ругательство во все времена было символом агрессии и бессилия одновременно. Печальной тенденцией последнего времени становится распространение употребления нецензурных выражений безо всякой причины, «для связки слов». Именно эту ситуацию эксперты называют «бранной эпидемией», «вирусом сквернословия». Возникает социально-психологическая «гремучая смесь». С одной стороны – и это видно по результатам социологических исследований – подрастающее поколение понимает, что сквернословие – это грязь, ущербность, деградация. С другой стороны, сквернословие становится вполне легальным языком общения в очень широких слоях населения, и чтобы быть понятым, принятым, своим, находиться «на волне», подростки и юноши стремятся не отставать. Если в семье учащегося взрослые нередко употребляют нецензурные выражения, то у него начинает складываться ложное представление о том, что сквернословие – это непременный атрибут «взрослой» жизни, следовательно, приобщение к нему позволяет быстро приобщиться к миру взрослых. По большому счету, серьезной коррекционно-педагогической работы требуют родители, родственники, соседи и другие взрослые, позволяющие себе распоясываться и употреблять нецензурные выражения в общественных местах, в присутствии женщин, детей, стариков и т.д. Задача педагогов – противостоять заблуждениям (П.И. Пидкасистый), внушать детям, что личную автономию и состоятельность можно подтверждать только социально ценными делами и социально ответственным поведением. Невозможно быть принятым и уважаемым в обществе, нормы и табу которого ты нарушаешь.

Итальянский педагог М. Монтессори, много лет посвятившая проблемам воспитания, делится с нами трогательным наблюдением: «Дети глубоко осознают личностное достоинство, … их душа может пораниться и загноиться».Для иллюстрации своих слов она приводит такую ситуацию.

«Однажды нас оповестили о приходе важного лица, пожелавшего остаться один на один с детьми и провести собственные наблюдения. Я сказала учительнице: «Пусть дети действуют по своим личным побуждениям». И, обратившись к ним, добавила: «Завтра у вас будет гость. Я хотела бы, чтобы он подумал: «Это самые милые дети в мире». Позднее я осведомилась о происшедшем. «Огромный успех, – сообщила мне учительница. – Несколько детей схватили кресло и любезно сказали гостю: «Садитесь, пожалуйста». А когда он уходил, стояли у окна и кричали ему: «Спасибо, что пришли к нам, до свидания!» «Но зачем вы с таким старанием все разъяснили детям? – спросила я. – Я же просила вас не предпринимать ничего особенного и пустить все по течению». «Я не сказала детям ни слова», – возразила учительница…

Я долгое время сомневалась и мучилась… Но, наконец, я поняла: у детей было достоинство, они уважали своих гостей и были горды тем, что могли показать свои лучшие стороны» [7, с. 175-176].

Проблема сквернословия имеет свои корни не в низком уровне жизнеобеспечения и безысходности существования, а в элементарном бескультурье и невоспитанности. Шокируют ситуации, когда сквернословят люди с высоким уровнем образования, дохода, социального положения, должностных полномочий, работающие в сфере «человек – человек». Нельзя не согласиться с Заслуженным учителем РФ Л.И. Лурье в том, что «человек, не принявший в процессе воспитания гуманистические ценности, опасен: чем лучше он усваивает предметные знания, тем страшнее его бездушие и бездуховность». Задача педагогов – создавать такую воспитывающую среду, в которой не возникнет желания ругать кого-то, демонстрировать презрение. Среду, в которой будет расти и крепнуть душа ребенка, а сквернословие – «это яд, умерщвляющий душу» (Святитель Тихон Задонский).

Кто-то из великих сказал: воспитанность человека определяется не тем, чего он не может себе позволить при посторонних, а тем, чего он не может себе позволить наедине с самим собой. Проблема обеспечения условий для чистоты и красоты речи подрастающего поколения – это осознанный нравственный выбор взрослых и кропотливый, ответственный педагогический труд.

Литература

1. Анисимов В. Обойдемся без выражений // Здоровье детей. 2009. № 1. http://zdd.1september.ru/view_article.php?id=200900109

2. Гебель В., Глеклер М. Ребенок. От младенчества к совершеннолетию: книга для родителей, педагогов и врачей / Пер. с нем. Н. Федоровой. М.: Энигма, 1999.

3. Зуева Е.М. Библиотеки – в помощь профилактике вредных привычек // Школьная библиотека. 2006. № 4. С. 40-45.

4. Жельвис В.И. Поле брани: сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира: монография. М.: Ладомир, 2001.

5. Клавис К. Детское сквернословие: чем оно вызвано и как с ним бороться // Первое сентября. 2007. № 9. http://ps.1september.ru/article.php?ID=200700927






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.