Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

ГЛАВА 27. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТЬЮ (ОХРАНОЙ ТРУДА)

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

Финансирование мероприятий по поддержанию и повышению уровня безопасности производственной деятельности – очень важная, но и очень сложная задача. Она связана с тем, что затраты на безопасность работающих не связаны ни с количеством выпускаемой продукции, ни с ее качеством, и только увеличивают себестоимость продукции. Вместе с тем затраты на поддержание и обеспечение безопасности необходимы как с юридической, так и с моральной стороны, ибо обеспечивают жизнь и здоровье людей. Как правило, финансирование мероприятий по поддержанию достигнутого уровня безопасности и его повышения производится по следующим каналам:

- за счет средств работодателя;

- из бюджета (для бюджетных организаций – федеральный бюджет, региональный бюджет, бюджет муниципалитета);

- за счет средств Фонда социального страхования.

Основная часть – средства работодателя, включается в обеспечение безопасности рабочих мест, технологических процессов, зданий и сооружений. Эти средства закладываются в стоимость оборудования и технологического процесса, в стоимость строительства зданий и сооружений. Вполне объяснимо, что если оборудование оснащено современными системами защиты человека и производственный процесс имеет высокую степень автоматизации, если приняты меры по обеспечению высокой надежности оборудования и современные системы контроля за производственными параметрами и параметрами безопасности, то такое оборудование и технологический процесс будут стоить дороже. Таким образом, работодатель, выбирая оборудование или технологический процесс своего производства, сразу же определяет его безопасность и платит за это деньги. Аналогично, выбирая проект здания и сооружения, работодатель выбирает не только прочность и несущую способность собственно здания и сооружения, но и способы перемещения заготовок, деталей, узлов, параметры микроклимата, освещение, вентиляцию и многое другое, что может обеспечивать безопасность и здоровые условия труда, но может обеспечивать не в полной мере. Естественно, более совершенное здание и сооружение будет стоить дороже. Каждый раз выбор должен быть обоснован, должны приводиться методики обоснования выбора безопасности рабочих мест, технологических процессов, систем защиты.



 

ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПОДДЕРЖАНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ БЮДЖЕТОМ

Обеспечение безопасности работающих – государственная задача, поэтому федеральный бюджет участвует в финансировании мероприятий поддержания безопасности. Это финансирование заключается в содержании всех надзорных органов, а также лабораторий, испытательных площадок, станций и тому подобных учреждений, обеспечивающих поверку приборов, освидетельствование оборудования, проведение анализа жидкостей, газов, материалов и др. Заключение о качестве и пригодности к использованию материалов, конструкций и других элементов позволяет обеспечить безопасность или по прочности, или по безвредному химическому составу, или по пожарной безопасности, или по другим опасным и вредным факторам. Для учреждений, находящихся в федеральном ведении, финансирование безопасности заключается, кроме перечисленных, во включении в статьи «Капитальный ремонт» и «Текущий ремонт» расходов на обеспечение пожарной безопасности и охранной сигнализации, а также расходов на проверку безопасности зданий и сооружений. Региональные бюджеты финансируют мероприятия обеспечения безопасности в учреждениях, подведомственных регионам. Это – учреждения образования, здравоохранения и т.д. Содержание органов управления безопасности, финансирование мероприятий пожарной безопасности, личной безопасности, безопасности зданий и учреждений, обучение руководителей и специалистов – все это производится из регионального бюджета. Кроме того, из этих же средств финансируются целевые и комплексные проверки, а также проверки выполнения законодательных и нормативных актов в подведомственных учреждениях. Муниципальные бюджеты финансируют мероприятия по обеспечению безопасности в учреждениях и организациях, подведомственных муниципалитетам по той же схеме, что и региональный бюджет.

 

ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПОДДЕРЖАНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ ИЗ СРЕДСТВ ФОНДА

СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Все предприятия, организации, учреждения, фирмы в зависимости от числа работающих и их заработной платы отчисляют социальный налог, часть которого аккумулируется в Фонде социального страхования. Часть денег Фонда социального страхования по решению Правительства РФ направляется на поддержание безопасности учреждений, организаций, предприятий, при этом суммы финансирования безопасности для каждого учреждения, организации, предприятия, пропорциональны выплаченным суммам налога. Именно в определении сумм финансирования мероприятий обеспечения безопасности за счет Фонда социального страхования учитываются затраты Фонда на оплату больничных листов лечения работающих на предприятии после травмы. Сумма выплат по больничным листам на лечение травм вычитается из сумм, причитающихся учреждению, организации, предприятию на мероприятия по поддержанию безопасности из Фонда социального страхования. Средства из Фонда социального страхования, выделенные учреждению, предприятию, организации на обеспечение безопасности, могут расходоваться:

- на периодические медицинские осмотры работающих;

- аттестацию рабочих мест;

- приобретение средств индивидуальной защиты работающих.

Периодический медицинский осмотр работающих является мероприятием, направленным на предупреждение профессиональных заболеваний, поэтому работодатель заинтересован в том, чтобы все группы работающих, а особенно – работающих в условиях действия вредных производственных факторов, своевременно их проходили.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

РАБОТОДАТЕЛЕМ

Работодатель является основным действующим лицом в обеспечении безопасности работающих. В первую очередь, именно работодатель строит защиту работающих от опасных и вредных производственных факторов. Исходя из требований безопасности приобретается, изготовляется оборудование, обеспечивающее безопасность работников. Особое внимание безопасности должно быть уделено при модернизации оборудования, т.к. за время эксплуатации существующих технических устройств техника развивалась и, как правило, устройств, обеспечивающих безопасность людей, за это время было разработано, испытано и выпущено немало. Очевидно, что все средства безопасности стоят денег, и оборудование, обладающее более высоким уровнем безопасности, будет дороже. Работодатель, ответственно относящийся к требованиям Конституции РФ и учитывающий рост страховых выплат при наличии травм или гибели работников, идет на эти расходы, обеспечивающие большую безопасность сотрудников.

Из этих же соображений исходит работодатель и при выборе технологических процессов. Совершенно аналогично, более безопасный технологический процесс стоит дороже, однако рост страховых выплат при наличии травм, гибели или профессиональных заболеваний подвигает работодателя на приобретение или разработку более дорогого, но и более безопасного технологического процесса.

Известно, что абсолютно безопасного оборудования не существует. Поэтому в систему безопасности включаются средства индивидуальной защиты (СИЗ), которые дополняют технические средства защиты. Поскольку денежных средств Фонда социального страхования на все необходимые СИЗ недостаточно, работодатель обязан приобрести сертифицированные СИЗ исходя из количества рабочих мест, числа работающих и отрасли производства в соответствии с отраслевыми справочниками СИЗ и отраслевыми нормами обеспечения СИЗ.

Вторым направлением финансирования безопасности работодателем является содержание в штате предприятия, учреждения, организации органа управления безопасностью – Департамент, управление, отдел охраны труда или охраны труда и промышленной безопасности для опасных производственных объектов, а также инженеров охраны труда для организаций, учреждений, предприятий с небольшим числом работающих.

Третье направление финансирования безопасности работодателем состоит в финансировании аттестации рабочих мест на те суммы, которые превышают выделенные Фондом социального страхования средства на эти цели.

Четвертое направление финансирования безопасности представляет собой оплату проведения профилактических работ, поверку приборов, средств защиты, периодического освидетельствования объектов надзора, проверку сопротивления заземления, планово-предупредительных ремонтов и т.п. Сюда же входит финансирование целевых и комплексных проверок оборудования по вопросам безопасности, а также проверок выполнения законодательных и нормативно-правовых актов по условиям труда.

Пятое направление финансирования безопасности связано с финансированием безопасных условий труда и включается, как правило, в сметы расходов на текущий и капитальный ремонты зданий и сооружений. Оно включает в себя экспертизу состояния зданий, сооружений и их элементов, устройство пожарной и охранной сигнализации, систем пожаротушения, систем эвакуации и т.п. Кроме того, здесь же финансируются, исходя из профиля предприятия, организации, устройство душевых, комнат отдыха, комнат для переодевания, гардеробов и других помещений и другого оборудования, предусмотренного СанПиНами, отраслевыми нормами и отраслевыми правилами. На эту же статью относится устройство помещений для обогрева в случае, если работа ведется на открытом воздухе в зимнее время, и помещений (комнат) отдыха для работающих в жарком климате.

Шестое направление финансирования безопасности работодателем заключается в финансировании периодических медицинских осмотров сверх сумм, выделенных Фондом социального страхования на эти цели.

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каналы финансирования охраны труда.

2. Какие затраты на охрану труда производятся за счет бюджета?

3. Какие затраты на охрану труда производятся за счет работодателя?

4. Какие затраты на охрану труда производятся из Фонда социального страхования?

5. Какие расходы на охрану труда относят к Федеральному бюджету?

6. Какие расходы на охрану руда несет региональный бюджет?

7. Какие расходы на охрану труда должен нести муниципальный бюджет?

 
 

ГЛАВА 28. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

 

РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

Управление любым процессом, любой организацией в любой системе невозможно без информации. Без информации невозможно планировать деятельность, невозможно обеспечить планы никакими ресурсами, невозможно оперативно управлять протекающими процессами, совершенно невозможно проводить учет и анализ. Это в полной мере относится к управлению безопасностью на производстве.

Действительно, как можно планировать мероприятия по обеспечению безопасности, если нет перечня рабочих мест, нет достоверных данных о результатах проверок прошедшего периода, нет данных о количестве работающих, нет результатов анализа безопасности за предшествующий период, нет данных о природно-климатических условиях работы. Только при наличии такой информации можно ставить вопрос о возможностях обеспечения плана финансами. Информация об объеме и источниках финансирования – одна из важнейших для планирования, ибо при недостаточном финансировании план должен измениться. Кроме того, очень важными являются сведения о том людском ресурсе, который этот план должен будет выполнять – о количестве специалистов и их квалификации. Если таковые имеются, то план может быть выполнен, а если нет, то их необходимо готовить.

Очень важной является информация о наличии необходимых материальных ресурсов: оборудования, приборов, средств защиты, которые необходимы для реализации плана. Во многих случаях на предприятиях и в организациях отсутствуют лаборатории по проверке средств защиты, испытательные станции, испытательные площади, лаборатории по поверке средств измерений и т.д. Информация о возможностях соответствующих лабораторий, сроках проведения испытаний и поверок необходима для планирования работ.

Оперативное управление невозможно без постоянно поступающей информации об опасностях на рабочих местах и в технологическом процессе, а также о возможностях снижения опасности за счет определенных действий персонала или автоматики. Очевидно, что информация о всех случаях отклонений от заданных режимов работы является основой для учета и анализа. Именно эта информация позволяет, с одной стороны, делать заключение о состоянии безопасности, а с другой – вносить коррективы в планы на следующий период. Таким образом, информация в системе безопасности является необходимым условием управления. Именно поэтому подсистема информации об опасностях описывается уравнением

, (28.1)

где СI – состояние подсистемы информации;

– свойства информации;

– состояние информации от персонала;

– состояние информации от техники;

– состояние информации от природы;

– состояние информации от управления.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.