Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации и органа­ми местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

В соответствии с государственным и бюджетным устройством федеративного государства налоги в РФ подразделяются на федеральные, региональные и местные, зачисляемые в соответствующие уровни бюджетов.Однако региональные и местные налоги не могут обеспечить расходные полномочия соответствующих органов власти, так как регионы (их 85) и территории (их несколько десятков тысяч) имеют разные экономические, природные, климатические условия. Это означает, что федеральные органы власти средствами федерального бюджета осуществляют выравнивание финансовой обеспеченности на уровне регионов и на уровне муниципалитетов. Аналогично действуют региональные власти, в отношении своих территорий и муниципалитетов.

В Российской Федерации в настоящее время используют­ся следующие методы бюджетного выравнивания: вертикальное выравнивание и горизонтальное выравнивание доходов бюджетов.

В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюдже­тов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами. Этот принцип предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муници­пальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территори­альным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.



Вертикальное выравнивание осуществляется посредством передачи долей налогов вышестоящих бюджетов (федерального и региональных) в нижестоящие (соответственно – в региональные и местные) на долговременной (3 и более лет) основе.

Горизонтальное выравнивание доходов бюджетов осуществляется посредством безвозмездных безвозвратных перечислений из вышестоящего бюджета в нижестоящие. По сути, безвозмездные безвозвратные перечисления – это финансовая помощь вышестоящего бюджета нижестоящему, которая осуществляется в виде:

1) субвенций (безвозмездное целевое финансирование рас­ходов нижестоящих бюджетов за счет средств вышестоящих бюджетов);

2) субсидий (безвозмездное целевое финансирование рас­ходов нижестоящих бюджетов за счет средств вышестоящего и нижестоящего бюджетов, т.е. на условиях софинансирования);

3) дотаций (безвозмездное нецелевое выделение средств для покрытия дефицита нижестоящего бюджета);

4) взаимозачетов (выделение средств нижестоящим бюджетам на покрытие расходов, связанных с передачей им расходных фун­кций по решению Правительства);

5) трансфертов (оказание финансовой помощи за счет средств Фонда финансовой поддержки регионов).

В числе нерешенных проблемы, во-первых, это про­блема диспропорций в соотношении доходов и расходов при пер­вичном распределении бюджетных ресурсов по вертикали бюд­жетной системы (т.е. между разными уровнями бюджетной системы). По существу, это проблема разбалансировки бюджетной системы по вертикали, и она обостряется год от года. Это выражается во все большей концентрации налоговых доходов на федераль­ном уровне при большом объеме социально значимых и других расходных полномочий на уро­вень субъектов Российской Федерации, что по существу озна­чает не что иное, как перенос бюджетного дефицита на субфеде­ральный и местный уровень.

Проработка этой проблемы должна проводить­ся на базе конкретных расчетов и анализа движения финансо­вых потоков по уровням бюджетной системы и по каждому субъекту Российской Федерации. Для этого необходимо:

1) провести комплексную оценку социально-экономическо­го развития регионов Российской Федерации;

2) осуществить количественный анализ основных факто­ров, влияющих на сохранение неравномерности бюджетной обеспеченности по каждому региону и территории.

Во-вторых, это возрастание неравномерности бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов, несмотря на использование рыча­гов бюджетного выравнивания (это, по сути, есть ничто иное, как разбалансировка бюджетной системы по горизонтали).

В-третьих, недостаточно-эффективная нормативно-правовая основа, регулирующая межбюджетные отношения.

В-четвертых, неэффективная система распределения финансовой помощи нуждающимся регионами муниципалитетам посредством межбюджетных трансфертов, поощряющая иждивенческие настроения и отбивающая у регионов-доноров совершенствовать свою финансово-экономическую деятельность.

Эти проблемы должны решаться и в результате должен восторжествовать принци­п соответствия доходных полномочий расходной компетен­ции каждого уровня бюджетной системы.

Основные направления совершенствования межбюджетных отношений в РФ:

1. Укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований.

2. Укрупнение регионов на взаимовыгодной, экономически целесообразной основе (Пермский край образовался на основе объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа).

3. Создание четкой нормативно-правовой основы, объективно оценивающей усилия нуждающихся регионов, направленные на рост своей социально-экономической базы.

4. Введение эффективной дифференцированной системы выделения трансфертов нуждающимся регионам в зависимости от результатов их финансово-экономической деятельности.

5. Обеспечение определенных финансовых преимуществ для регионов-доноров, за счет которых живут регионы, получающие федеральную помощь.

Вопрос 7. Государственный бюджет.

Доходы бюджета и факторы их роста в РФ.

Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы Российской Федерации, как и любого другого государства. В странах с федеративным государственным устройством государственный бюджет – это бюджет федерации, а также государственными бюджетами располагают субъекты Федерации (их 85 в РФ).

В материальном аспекте государственный бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении соответствующих органов государственной власти.

Бюджет как экономическая категория - совокупность экономических (денежных) отноше­ний, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления задач государственных образований и выполнения функций органов власти.

Функции бюджета:

1) распределительная или перераспределительная функция связана с перераспределением национального дохода и ВВП в межотраслевом и территориальном разрезах, а также между отдельными слоями населения с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, развития экономики и социальной сферы на всей территории страны. В распределительные отношения с бюджетом вступают все участники общественного производства.

2) регулирующая и стимулирующая функция. Государственная поддержка оказывается приоритетным отраслям хозяйства – авиастроению, атомной промышленности, машиностроению и т.д. Регулирование экономики посредством использованиям бюджетного механизма осуществляется путем маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

3) социальная функция. Развитие социальной сферы в определяющей мере зависит от бюджетных средств. В социальной политике к приоритетам финансирования относятся поддерж­ка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также учреждений здравоохранения, образования, ЖКХ и культуры.

4) контрольная функция. В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйствен­ной деятельностью предприятий и отраслей народного хо­зяйства в целом. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных доходов и расходов.

Государственный бюджет функционирует посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выра­жающих последовательные этапы перераспределения сто­имости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.

Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение: доходыслужат финансовой базой деятельности государства, расходы- удовлетворению общегосударственных потребностей.

Доходы государственного бюджета представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней (в РФ – федерального и регионального уровня).

Доходы государственного бюджета- денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряже­ние государственных органов власти. Как экономическая категория доходы бюджета выражают экономические отношения, воз­никающие в процессе формирования централизованного общего­сударственного фонда денежных средств.В финансово-кредитном энциклопедическом словаре доходы бюджета определяются по эко­номическому содержанию и по материально-вещественному вопло­щению.

По экономическому содержанию доходы бюджета опреде­ляются как «денежные отношения, возникающие у государства (в лице уполномоченных на это органов) с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, а так­же бюджетных фондов государственных и административно-терри­ториальных образований».

Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе, а также за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

К налоговым доходамотносятся предусмотренные налоговым законода­тельством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени по ним.

К неналоговым доходамотносятся доходы от использования, продажи или другого возмездного отчуждения имущества, находящегося в государ­ственной собственности; от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и бюджетными учреждениями; полученные в результате применения мер гражданско-пра­вовой, административной и уголовной ответственности;

В доходы бюджетов зачисляются также безвозмездные перечисления в виде финансовой помощи от бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; субвенций; иных безвозмездных безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ; безвозмездных безвозвратных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и прави­тельств иностранных государств, добровольных пожертвований.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.