Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Организация наблюдения на судне

ХерсонськА державнА морськА АКАДЕМІЯ

КАФЕДРА СУДНОВОДІННЯ, ОХОРОНИ ПРАЦІ ТА

НАВКОЛИШНЬОГО СЕРЕДОВИЩА

 

 

Шифр №__________________

Реєстр. №_________________

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ

З дисципліни Морська практика
Факультет Судноводіння
Освітньо-кваліфікаційний рівень Бакалавр
Галузь знань 0701 Транспорт і транспортна інфраструктура
Спеціальність Судноводіння
Курс Перший
Форма навчання Денна

Херсон – 2014


Опорний конспект лекцій з дисципліни «Морська практика» розробив у відповідності з навчальним планом та галузевим стандартом вищої освіти підготовки бакалаврів, напрям підготовки 6.07010401 «Морський та річковий транспорт», професійне спрямування «Судноводіння» старший викладач кафедри судноводіння, охорони праці та навколишнього середовища Спєшилов В.М. (російською мовою).

 

Конспект лекцій розглянуто та ухвалено на засіданні кафедри судноводіння, охорони праці та навколишнього середовища

«___» 2014 р. протокол № __

 

Завідувач навчально-методичного

відділу ___________ В. В. Черненко

(підпис) (ініціали та прізвище)

 

Завідувач кафедри судноводіння, охорони

праці та навколишнього середовища

д.т.н., професор ___________ В.Є. Лєонов в

(підпис) (ініціали та прізвище)


ЛЕКЦИЯ 1

РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО

 

План лекции

1.1 Рули

1.2 Главные рулевые приводы

1.3 Вспомогательные рулевые приводы

Рекомендуемая литература: 1, 2, 6, 7, 8

 

Рули

Рулевое устройство служит для управления судном. Его составными частями являются руль, двигатель, привод, пост управления и рулевая передача.

Руль позволяет удерживать судно на заданном курсе и изменять направление его движения. Он состоит из стальной плоской или обтекаемой пустотелой конструкции – пера руля и вертикального поворотного вала – баллера, жестко соединенного с пером. На верхний конец (головку) баллера, выведенный на одну из палуб, насажен сектор или рычаг – румпель, к которому прикладывается внешнее усилие, поворачивающее баллер.



Рулевой двигатель через привод поворачивает баллер, что обеспечивает перекладку руля. Двигатели бывают паровые, электрические и электрогидравлические. Двигатель установлен в румпельном отделении судна.

Пост управления служит для дистанционного управления рулевым двигателем. Он установлен в рулевой рубке. Органы управления обычно монтируют на одной колонке с авторулевым. Для контроля за положением пера руля относительно диаметральной плоскости судна служат указатели – аксиометры.

Рулевая передача обеспечивает дистанционное управление рулевым двигателем с поста управления.

Главные рулевые приводы

Рулевые приводы служат для передачи усилия рулевого двигателя баллеру. Основными рулевыми приводами являются секторно-румпельные и электрогидравлические.

Секторно-румпельный привод рулевого двигателя установлен вблизи от сектора руля.

Электрогидравлический рулевой привод в комплексе с электродвигателем представляет собой электрогидравлическую рулевую машину.

 

Вспомогательные рулевые приводы

 

В качестве вспомогательного или аварийного рулевого привода на некоторых судах в румпельном отделении вблизи от румпеля устанавливают ручной поперечно-румпельный привод Девиса.

Независимо от типа и конструкции рулевого привода перекладка полностью погруженного в воду руля с борта на борт на переднем ходу судна должна обеспечиваться главным приводом – при максимальной скорости судна с положения 35° одного борта до 30° другого не более чем за 28 с; вспомогательным приводом – при скорости, равной половине максимальной, но не менее 7 уз, – с 15° одного борта до 15° другого не более чем за 60 с; аварийным приводом – при скорости не менее 4 уз с борта на борт без регламентированного времени перекладки.

Вопросы для самопроверки

1. Какие элементы составляют рулевое устройство и каково их назначение?

2. Как классифицируют рули?

3. Что представляют собой секторно-румпельный и электрогидравлический рулевые приводы?

4. Как обеспечивается перекладка руля ручным приводом Дэвиса?

5. Что такое циркуляция судна?

6. Какие команды подают рулевому, что они означают и как выполняются?

 


ЛЕКЦИЯ 2

СРЕДСТВА СВЯЗИ И СИГНАЛИЗАЦИИ

 

План лекции

2.1 Зрительные средства связи и сигнализации

2.2 Звуковые средства связи и сигнализации

2.3 Организация наблюдения на судне

Рекомендуемая литература: 6, 7, 8

 

Зрительные средства связи и сигнализации

 

По характеру сигналов судовые средства связи бывают зрительные и звуковые. Зрительные средства связи подразделяют на световые и предметные. К световым средствам относятся светосигнальные приборы направленного и ненаправленного действия (сигнальные фонари, прожекторы, гелиографы, клотиковые и сигнально-отличительные огни) и световые пиротехнические средства (ракеты, фальшфейеры, самовоспламеняющиеся буйки, дымовые шашки). В качестве предметных средств связи и сигнализации используют семафорные флажки, сигнальные флаги и фигуры. К звуковым средствам связи относят свистки, мегафоны, переговорные трубы, судовые колокола, сирены, гонги, туманные горны и звуковые пиротехнические средства.

 

Звуковые средства связи и сигнализации

Судовой колокол устанавливают в носовой части судна вблизи брашпиля. Его используют для передачи сигналов на мостик при постановке судна на якорь и съемке с якоря, для подачи туманных сигналов при стоянке судна на якоре, а также дополнительного сигнала к сигналу общесудовой тревоги при пожаре на судне во время стоянки его в порту и других целей.

Туманный горн является запасным средством туманной сигнализации. Его используют для подачи туманных сигналов при неисправности судового свистка или тифона. Дальность слышимости горна до 1 мили.

Гонг применяют для подачи туманных сигналов, предписанных МППСС-72 для судов длиной более 100 м.

 

Организация наблюдения на судне

 

Надлежащее наблюдение обеспечивается усилиями всей вахты. Основные принципы несения ходовой вахты определяются Международной конвенцией по подготовке и дипломированию моряков 1978 г. Состав вахты должен быть достаточным, соответствующим условиям с обеспечением должного наблюдения. Служба должна быть организована так, чтобы личный состав при отходе судна в рейс и последующих сменах вахт получал достаточный отдых и был годен к несению вахты, в том числе к ведению постоянного наблюдения. Кроме осуществления наблюдения с целью предупреждения столкновений, посадки судна на мель, в обязанности наблюдателей входит обнаружение судов и самолетов, терпящих бедствие, лиц, потерпевших кораблекрушение или по иным причинам оказавшихся на воде в бедственном положении, а также затонувших судов и обломков.

 

Вопросы для самопроверки

1. Как подразделяют судовые средства связи и сигнализации?

2. Что представляет собой световые и звуковые пиротехнические средства сигнализации?

3. Как ведутся переговоры между судами с использованием флагов МСС?

4. Каковы обязанности матроса-наблюдателя во время ходовой вахты? Какие огни и знаки выставляют на ходу и на якоре суда с механическим двигателем, буксирующие и буксируемые (при различных способах буксировки), парусные, рыболовные, лишенные возможности управляться, ограниченные в возможности маневрировать, лоцманские при исполнении лоцманских обязанностей?

5. Какие звуковые сигналы подают суда при плавании в условиях ограниченной видимости?

6. Какие сигналы бедствия установлены МППСС-72?

 


ЛЕКЦИЯ 3

НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ И ЗНАКИ

 

План лекции

3.1 Топовые огни

3.2 Бортовые огни

3.3 Кормовой огонь

3.4 Буксировочный огонь

3.5 Круговой огонь

3.6 Проблесковый огонь

3.7 Якорные огни

Рекомендуемая литература: 6, 7, 8

 

Топовые огни

 

Топовый огонь – белый огонь, расположенный в ДП судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 225° и установленный так, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза каждого борта.

 

Бортовые огни

Бортовые огни – зеленый огонь на правом борту и красный на левом. Каждый из них светит от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза соответствующего борта и освещает непрерывным светом дугу горизонта в 112,5°.

 

Кормовой огонь

 

Кормовой огонь – белый огонь в районе кормы судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 135° и установленный так, чтобы светить от направления прямо по корме до 67,5° в сторону каждого борта.

Буксировочный огонь

Буксировочный огонь – желтый огонь с характеристиками кормового.

 

Круговой огонь

Круговой огонь – огонь, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 360°.

 

Проблесковый огонь

 

Проблесковый огонь – огонь, дающий проблески через регулярные интервалы с частотой 120 проблесков в 1 мин и более.

 

Якорные огни

 

Якорные огни – белый круговой огонь в носовой части судна, а если длина более 50 м, то дополнительно такой же огонь на корме или вблизи от нее, расположенный ниже носового огня (днем судно на якоре поднимает шар в носовой части судна).


ЛЕКЦИЯ 4

ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО

 

План лекции

4.1 Типы и конструкции якорей

4.2 Якорные цепи и механизмы и якорные стопоры

4.3 Техническая эксплуатация якорного устройства

Рекомендуемая литература: 1, 2, 6, 7, 8

Типы и конструкции якорей

 

Составными частями якорного устройства являются якоря, якорные цепи, клюзы, цепные ящики, устройства для крепления якорных цепей к корпусу судна, стопоры и механизмы для отдачи и подъема якорей – брашпили или шпили.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.