Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Личностные элементы конфликта.

Среди личностных элементов конфликта выделяют такие.

1) Основные психологические доминанты поведения личности, которые имеют внутреннюю взаимосвязь и вытекают один из другого, а именно: а) ценностные ориентации; б) цели; в) мотивы; г) интересы; д) потребности.

2) Темперамент и характер личности.

Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Темперамент - совокупность психических свойств человека, определяющих форму его поведения: эмоциональность, уравновешенность или неуравновешенность, подвижность или инертность, активность или пассивность, силу чувств. В известной мере он влияет на характер, стиль работы, отношения с окружающими.

Личность человека внешне проявляется в типах его поведения, которое может быть стабильным/ и нестабильным (невротическим). Эти типы поведения в единстве с его направленностью либо на себя и свой внутренний мир, называемой интроверсией, либо на окружающих, именуемой экстраверсией, образуют четыре типа темперамента, характеризующих динамику личности: холерический, сан­гвинический, флегматический и меланхолический.

Холерики — неустойчивые, нестабильные экстраверты, а сангвиники — ста­бильные экстраверты; меланхолики — нестабильные интроверты, а флегматики — стабильные интроверты.

Экстраверты ориентированы на реальность, общительны, деятельны, любят риск, обычно хорошие организаторы и лидеры в коллективе. В системе управления им в наибольшей степени подходит роль руководителей низшего и среднего уровней, у которых значительная часть времени уходит на общение с подчиненными.



Интроверты более аккуратны, осторожны, педантичны, имеют более высокий уровень интеллекта и при стабильном типе поведения представляют собой идеальных менеджеров высшего ранга, главная сила которых состоит в умении анализировать и стратегически мыслить. При нестабильном поведении возможности интровертов, интеллектуально превосходящих свое окружение, не могут адекватно реализоваться в служебной карьере, и они вынуждены чаще всего пребывать в организации в роли рядовых исполнителей.

Свойства темперамента необходимо учитывать при подборе специалистов для различных видов деятельности, формировании малых коллективов, морального поощрения, работы в специальных условиях.

Характер — устойчивый индивидуальный склад человека, совокупность наиболее ярко выраженных психических свойств, определяющих индивидуальное поведение. Характер человека проявляется в его манерах, отношении к окружающим, своим обязанностям, самому себе.

Характер представляет собой итог взаимодействия как естественных факторов (эмоциональность, активность и так называемые первичность и вторичность), так и обстоятельств жизни (социальные условия, работа). Естественные факторы придают ему устойчивость, а жизненные обстоятельства — изменчивость, поэтому он динамичен. Характер составляет основу морально-волевых свойств личности и проявляется через мотивы и способы поведения.

В структуре характера выделяют четыре группы черт, выражающие отношение личности к определенной стороне деятельности:

-к труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность);

-к другим людям, коллективу, обществу (например, общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм);

-к самому себе (например, чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположное ей самомнение [иногда переходящее в тщеславие], заносчивость, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм);

-к вещам (например, аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т. п. ).

Стержнем сформировавшегося характера являются морально-волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большой самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении поставленных целей. Безволие человека обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнооб­разии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей.

«Сильный» и «слабый» характеры обычно определяют уровень развития волевых качеств человека.

«Тяжелым» называют характер, если в нем присутствуют упрямство, доходящее до негативизма, инертность поведения, косность, раздражительность, несдержанность, злопамятность, большое самомнение.

«Легким» принято считать пластичный, приветливый, отзывчивый, общи­тельный характер. Однако это слишком упрощенные представления. На самом деле любая черта характера при чрезмерном развитии может делать характер человека деформированным, несбалансированным, или, как говорят специалисты, акцентуированным.

3) Акцентуация характера – это чрезмерная выраженность отдельных черт характера индивида, то есть определенное направление характера. Акцентуированные личности испытывают дополнительные трудности во взаимодействии с другими людьми, а некоторые чрезмерно выраженные черты характера прямо носят конфликтную направленность. Леонгард К. выделил следующие типы характера акцентуированных личностей: гипертимный, дистимный, циклоидный, тревожный, эмотивный, экзальтированный, застревающий, возбудимый, педантичный, демонстративный.

4) Психофизиологические качества. Они определяют специфические особенности восприятия мира человеком. В зависимости от того, какое полушарие мозга доминирует, выделяют два типа личности:

а) мыслительный тип, у них доминирует левое полушарие. Преобладает абстрактное мышление, логические рассуждения, рациональность преобладает над эмоциональностью;

б) художественный тип, у людей этого типа доминирует правое полушарие. Преобладает образное мышление, эмоциональность.

Общение и взаимодействие столь разных людей может стать причиной конфликта.

5) Неадекватные оценки и восприятия человеком, как других людей, так и самого себя. Завышение или занижение качеств других людей или своих собственных может порождать конфликты.

Наиболее типичные ошибки, приводящие к необъективным оценкам:

- Эффект новизны – при восприятии и оценке людьми друг друга по отношению к знакомому человеку более значимой является последняя информация, а по отношению к незнакомому человеку - первая информация, то есть более новая в каждом случае.

- Ошибка привлекательности и взаимной симпатии – заключается в том, что из-за симпатии к человеку оценка завышается.

- Ошибка социального стереотипа. Социальный стереотип – это относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта: индивида, группы, явления.

- Эффект ореола. Это ошибка возникает в том случае, когда приходится делать выводы о внутренних характеристиках человека по внешним признакам, так как существует дефицит информации. Эта ошибка заключается в распространении общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств.

6) Установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности. Немецкий философ Эдуард Шпрангер в своем сочинении «Формы жизни» выделил шесть основных типов людей, которые соответствуют различиям в их ценностных ориентациях.

- Теоретический человек. В свое практическое поведение он вносит систему и логику.

- Социальный человек. Ведущей жизненной потребностью данного человека является потребность в самоотречении ради другого.

- Экономический человек. Основным мотивом, определяющим характер его бытия, является полезность.

- Политический человек. Главным для такого человека является самоутверждение через обладание властью.

- Религиозный человек это человек, чья духовная структура постоянно и целиком направлена на достижение высшего переживания религиозных ценностей.

- Эстетический человек. Эти люди живут в мире фантазий, через который они воспринимают реальную действительность.

Типы индивидуальностей не встречаются в чистом виде, но их надо учитывать при анализе конфликтного поведения.

7) Манеры поведения. Люди вступают в общение с разным уровнем культуры, привычками, правилами поведения, что обусловлено процессом социализации личности, то есть такими факторами как черты характера, образование, жизненный опыт, ценностные ориентации. Но встречаются люди просто трудные в общении, и они являются источником конфликтов. В своей работе «Общение с трудными людьми Роберт Брэмсон выделил ряд таких типов трудных в общении людей.

- Агрессивисты – они постоянно задирают других людей, говорят колкости и раздражаются, если их не слушают.

- Молчуны – спокойны и немногословны. Никто не знает, чего в действительности они хотят и что думают об окружающих.

- Жалобщики - они всегда на что-то сетуют.

- Вечные пессимисты – всегда ориентированы на неудачу.

- Всезнайки – считают себя выше других.

- Сверхпокладистые – они согласятся с вами по любому поводу и пообещают поддержку, но у них слова расходятся с делом.

Доктор философии Джини Грехем Скотт добавляет к этому перечню еще ряд типов.

- Максималисты, которые хотят чего-то прямо сейчас, даже если нет необходимости в этом.

- Скрытные. Держат все в себе, не говорят о своих обидах и нападают, когда этого не ждут.

- Ложные альтруисты, которые якобы делают добро, но сами жалеют об этом.

- Невинные лгуны ведут себя так, что человек перестает понимать, где правда, а где ложь.

8) Этические ценности. Важным регулятором человеческих отношений выступают этические нормы, в которых выражены представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. В зависимости от того, как человек понимает эти нормы, как он их учитывает в общении, человек может облегчить себе взаимодействие с другими людьми, сделать его более эффективным или затруднить его или даже сделать вообще конфликтным.

 

Динамика конфликтов

 

Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов.

Основные этапы в развитии конфликта.

1. Первый этап. Это период скрытого созревания конфликта, в процессе которого происходит формирование готовности к конфликту как минимум у одного из его будущих участников. Готовность к конфликту – это особое психическое состояние, которое формируется у субъекта под влиянием конфликтных переживаний еще до начала активных действий. Этот этап конфликта может протекать незаметно для самого субъекта, но может и им осознаваться. Продолжительность этого периода колеблется от нескольких минут до нескольких лет.

2. Второй этап – это переход к реализации конфликта. Это момент когда происходит инцидент (событие или обстоятельство, являющееся поводом к столкновению сторон). На этом этапе кто-то из участников берет на себя инициативу конфликтных действий. При этом инициатор может действовать расчетливо, но возможно и непроизвольное начало: случайный эмоциональный срыв, импульсный поступок.

3. Третий этап – реализация, развитие конфликта. Для него характерны два варианта течения.

- Поступательное развитие конфликта. Конфликт развивается спокойно, последовательно. Складывается впечатление, что партнеры как бы разыгрывают конфликт.

- Бурное развитие конфликта. Конфликт стремительно набирает силу и быстро достигает максимума. Он теряет связь с вызвавшими его причинами, не соответствует им по масштабам.

4. Четвертый этап – завершение, исход конфликта. Для него характерны четыре основных варианта.

а) Полное разрешение, угасание конфликта. Разновидностью данного исхода является примирение сторон после устранения причин конфликта. Легче всего оно наступает в том случае, когда конфликт возник в связи с ошибкой и её удалось выяснить прежде, чем кто-либо из участников причинил реальный ущерб другому или пока ни у кого из них не сложилось психологической непереносимости к оппоненту. Более распространенные варианты данного завершения конфликта – победа одного и поражение другого участника, либо компромисс между ними. Если противники по завершении конфликта не будут больше встречаться, то конфликт действительно будет исчерпан. Но если между ними сохраняются контакты, то очень важно, чтобы каждый из них воспринимал окончание конфликта как справедливое. В этом случае исчезает чувство конфликтной напряженности, и недовольство приобретает другой характер: оно может быть направлено на самого себя («упустил момент», сплоховал», «проглядел хороший ход»), либо на союзников («подвели», «подставили»), либо на обстоятельства («не повезло»).

б) Возврат в состояние готовности к конфликту. Конфликтные действия прекращаются, но как минимум, один из оппонентов не удовлетворен решением проблемы и хотел бы продолжить противоборство, однако в силу разных обстоятельств вынужден пока воздерживаться от этого. Например спор подчиненных на полуслове прервал начальник, при нем они не хотят продолжать, а он не уходит. Конфликтное напряжение со временем может пойти на убыль и конфликт может вовсе угаснуть. Однако очень важно, что ни у кого не возникает впечатление разрешения конфликта по существу.

в) Мнимый выход из конфликта. У субъекта складывается субъективное впечатление благоприятного завершения конфликта. Например, один из оппонентов принимает молчание другого за согласие со своей позицией и у него возникают ожидания соответствующего поведения этого субъекта. Когда же через некоторое время обнаруживается, что ожидания были напрасными, конфликт вспыхивает с новой силой, так как с старым нерешенным проблемам добавляется реакция разочарования, досады, обиды на партнера с которым невозможно договориться. А он и не думал отступать от своих позиций, просто промолчал в какой-то момент. Подобная ситуация может сложиться и при других обстоятельствах. Любые неясности, двусмысленности при «заключении мира», либо внезапное прекращение спора из-за случайного отвлечения внимания от конфликта могут привести к возобновлению конфликта.

г) Спад, переход в хроническое состояние. Конфликт тлеет с опасностью новых вспышек. Характерным является присоединение к причине конфликта психологической непереносимости субъектами или одним из них психологической непереносимости. Это проявляется, к примеру, в том, что в конфликте, который первоначально начался, как деловой теряется предмет спора и все больше начинают звучать личные мотивы, оскорбления.

5) Пятый этап. По завершении конфликта (и даже если он не закончился) кроме прямых непосредственных результатов у него, как правило, можно наблюдать отдаленные последствия.

- изменение отношения субъекта к кому – или чему-нибудь. Например, при благоприятно разрешении конфликта, вполне удовлетворившем всех участников, его последствиями может стать деловое сотрудничество, дружеские отношения или даже любовь;

- изменение характера личности субъекта. Например, субъект участвует в длительных хронических конфликтах, особенно связанных с судебно-бюрократическим разбирательством и постепенно все остальные интересы такого человека отступают на второй план и тяжба становится смыслом его жизни, поглощает всю его энергию, время, ложится тяжелым бременем на семью;

- конфликт содержит в себе материал, который может стать основой личностного роста субъекта, обогатить его жизненный опыт;

- физиологические последствия конфликтов. У кого-то из участников конфликта нервная система закаляется, у кого-то распадается. Всевозможные психосоматические заболевания (гипертоническая и язвенная болезни, бронхиальная астма), нейродермиты, неврозы представляют собой патологическую реакцию личности на неблагоприятные жизненные ситуации, среди которых затяжные межличностные конфликты занимают одно из ведущих мест.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.