Общество как социокультурная единица Сообщество – 1. Объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели, именуемое «социумом» (международное или мировое сообщество; западноевропейское сообщество; научное сообщество); 2. Группа растительных или животных организмов, живущих вместе (муравьиное – муравейник; пчелиное - рой).
Социум – организационная форма совместной деятельности людей, одна из подсистем мира, занимающая специфическое место в нем. Понятие «социум» в научный оборот ввел Карен Хачикович Момджян.
Формы социума: родовые, семейные, социально-классовые, национально-этнические, территориально-поселенческие общности. Высшая форма социума – общество как целостная социальная система.
Понятие «общество» в самом широком понимании – исторически сложившаяся общность людей и как социальная форма движения бытия, противоположная, противостоящая природе и природному, именуется «социумом». Общество в самом узком смысле – группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга («общество книголюбов», «дворянское общество») В узком значении общество употребляется для обозначения любых типов и видов социальных общностей, множественность и особенности которых определяются разнообразием жизнедеятельности людей. На основании такого подхода выделяются подсистемы, структура, функции общества.
Если понятие «общество» в широком плане фиксирует общие сущностные черты коллективной формы жизнедеятельности индивидов, то понятие «общество» в узком смысле раскрывает факт существования конкретного сообщества людей.
Главным отличием общества от других видов бытия является то, что общество – это не только коллектив людей и совокупность индивидов, но и результат, продукт человеческой деятельности.
В рамках структурно-функциональной парадигмы общество рассматривают на подобии английского парка, где можно четко выделить структуру и позиции.
Родовым понятием по отношению к понятию «общество» выступает социальная общность.Социальная общность– совокупность людей, объединенная на основании некоторого общего признака (биологического, конфессионального, культурного, социального, территориального, языкового), в рамках которой происходит социальное и языковое взаимодействие. Этимологически слово «общность» восходит к слову общее.
Общность является соц. группой, которая создана на основе соц. отношений.
Исторически первой формой соц. общности была семья и такие, основанные на кровнородственных отношениях, социальные общности, как род (родовая община) и племя. В дальнейшем социальные общности формируются также и на других основаниях и несут на себе отпечатки конкретного социально-экономического строя.
Социальные общности могут классифицироваться по различным основаниям: формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т.п.), образующиеся на этнической основе (народности, нации), вырастающие на основе демограф-их, семейно-брачных и других объединений людей.
Социальная совокупность (социальный агрегат) – множество индивидов, обладающих какими-либо общими соц. чертами, но не объединенных общностью цели и единой позиционно-ролевой структурой, а соответственно единством соц. деятельности.
С обретением таких качеств соц. совокупность может превратиться в соц. группу, и наоборот, при определенных условиях группа может превращаться в агрегат (напр, толпа)
Социальная категория – статистическая группировка индивидов, обладающих общей характеристикой (напр., определенным уровнем дохода или проф. положением)
Признаки (критерии) общества по Эдварду Шилзу:
1) оно не является частью более крупной системы; 2) браки заключаются между представителями данного объединения; 3) оно наполняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями; 4) объединение имеет территорию, которую считает своей собственной; 5) у него собственное название и собственная история; 6) оно обладает собственной системой управления; 7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида; 8) его сплачивает общая система ценностей, которую называют культурой.
Типология обществ
1) теория «трех волн» (Элвин Тоффлер), в основе выделения которой лежат 3 волны радикальных преобразований: а) аграрная (неолитическая) революция, превратившая кочевников в крестьян и характеризующая традиционное общество; б) промышленная революция, превратившая аграрное общество в капиталистическое; в) технологическая революция, связанная с началом компьютерной эры и переходом к информационному (современному) обществу. Общество будущего Тоффлер называл супериндустриальным, для которого характерно устремление социума к фрагментации, а не к единству, к рассредоточению власти, а не к ее концентрации, что будет являться следствием процесса дестандартизации.
2) типология Дэниела Белла, основывающуюся на эволюции технологии и знания: а) доиндустриальное, б) индустриальное, в) постиндустриальное общества. Последнее, характеризуется: 1) широкими торговыми отношениями между странами; 2) большим излишком товаров, доступных среднему человеку; 3) "информационным взрывом" (резким возрастанием роли и значения знаний и информации в обществе); 4) возникновением "глобальной деревни" ("сближением" стран и народов благодаря мгновенным всемирным коммуникациям).
Согласно Дюргейму, для доиндустриального общества характерно отсутствие у индивида собственной индивидуальности и сливание индивида вместе с ему подобными.
Социальная система.
1.Социальная система – упорядоченная, иерархическая совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, объединенных устойчивыми связями и отношениями, взаимодействующими со средой как единое целое.
В основе классификации социальных систем может лежать тип социальных связей. В этом случае выделяются социальные группы (социальные отношения), социальные институты (институциональные связи), система социального контроля (связи социального контроля), социальные организации (организационные связи).
Самой большой системой является общество в целом и характеризуется понятием «социетальная система». Впервые данный термин был введен А.Г. Каллером для выделения в особый класс социальных систем большого масштаба – государств, региональных социокультурных систем, локальных цивилизаций, человечества в целом.
Каркас социальной системы составляет ее структура.Социальная структура - это определенный способ связи и взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль) в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей
К основным элементам социальной структуры общества можно отнести подсистемы социальной системы: социальные классы и сословия (социально-классовая структура); жителей города и деревни (социально-территориальная структура); представителей умственного и физического труда (социально-профессиональная структура); нации, народы, этносы (социально-этническая структура); дети, молодёжь, женщины и мужчины, пенсионеры (социально - демографическая структура); семья и индивиды.
Тема 4. Социальный институт
1. Сущность и признаки социального института. Институциализация
Основными единицами общества являются социальные институты.
Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества.
Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы.
Социальный институт хотя и неотделим от социальной группы, но отличается от нее тем, что группа является совокупностью взаимодействующих индивидов, а институт – системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реализуемых на практике.
В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами - стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках. Например, институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь
Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.
Признаки социального института
1. Культурные символы, которые создают представление об институте, его образ (флаг, эмблема, герб)
2. Кодексы поведения (устные и письменные), поддерживающие институционально закрепляемые роли
3. Идеология, как система идей, которая санкционирована совокупностью норм, позволяющих объяснить окружающую действительность в терминах, принятых членами общества.
Процесс образования институтов называется институционализацией и подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое и как процесс характеризуется формализацией социальных связей и отношений.
Этапы институциализации: возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий; появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил; принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания; создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.
2. Виды социальных институтов
Социальные институты можно классифицировать по ряду критериев:
1. По внутренней структуре:
- простые - выполнение функций которых не требует системного деления
- сложные - сложные социальные системы с внутренней структурой, элементами которой выступают другие социальные институты;
2. По сфере деятельности:
- политические (государство, парламент, партии)
- экономические (промышленность, сельское хозяйство, торговля, банки)
- социально-культурные (наука, образование, искусство)
- нормативные (право, суд)
- семейные (семья, брак)
- религиозные (религия, церковь, секта)
3. По масштабу деятельности:
- главные, которые удовлетворяют основные, базовые потребности общества
- не главные - структурные элементы или составные части главных социальных институтов, обеспечивающие их деятельность;
Ч. Миллс насчитывал в современном обществе 5 институциональных порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:
- экономические - институты, организующие хозяйственную деятельность;
- политические - институты власти;
- семейные - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;
- военный - институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;
- религиозные - институты, организующие коллективное почитание богов.
Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого. Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных социальных институтов:
- потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака).
- потребность в безопасности и социальном порядке (институт государства и права).
- потребность в добывании и производстве средств существования (экономические институты).
- потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институт образования и науки).
- потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
К неглавным политическим институтам относятся, например, институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства и т.д.
Действие любого социального института находится во взаимосвязи с другими социальными институтами, поэтому они не могут полностью контролировать поведение их членов и совмещать их действия и установки с институциональными идеями и нормами. При этом институциональная автономия позволяет сохранить ценности и нормы одного института от вмешательства и контроля со стороны других институтов и их лидеров. Образующийся таким образом социальный порядок обеспечивает удачное сочетание взаимодействия институтов и соблюдения ими независимости по отношению друг к другу и позволяет избежать серьезных и разрушительных институциональных конфликтов.
3. Функции социальных институтов
В зависимости от направленности различают: функции и дисфункции; явные и латентные функции.
Функции – деятельность социальных институтов, которая способствует сохранению стабильности и интеграции в общество.
Дисфункции – деятельность социальных институтов, которая мешает удовлетворению потребностей социальной системы, работает не на сохранение, а на разрушение. Дисфункции возникают, если социальный институт начинает выполнять несвойственную ему функцию. Дисфункция возникает, если бесконтрольно разросшаяся организация социального института начинает работать не на общество, а на самообеспечение.
Явные функции – деятельность социальных институтов, которая осознается людьми и носит намеренный характер.
Латентные (скрытые) функции – деятельность социальных институтов, последствия которой не осознаются участниками или не носит намеренный характер
Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет; Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:
1) Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья и государство.
2) Социализация - передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.
3) Производство и распределение, которые обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля (органы власти).
4) Функции управления и контроля, осуществляемые через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.
Тема 5. Социальные группы
Социальная группа –любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.
Признаки социальной группы: 1) наличие внутренней организации (ролевой структуры, с достаточно выраженными функциональными нагрузками); 2) общая (групповая) цель деятельности; 3) групповые формы социального контроля на основе определенного набора норм и ценностей; 4) образцы (модели) групповой деятельности; 5) интенсивные групповые взаимодействия.
Р. Мертон в качестве характерных черт группы выделяет следующие: 1)определенный способ взаимодействия, т.е. ее члены должны общаться между собой, не так, как с другими; 2)членство - чувство принадлежности к данной группе; 3)наличие определенных отличительных знаков (документ, значок, одежда и т.д.); 4)идентичность с точки зрения посторонних.
Основные параметры социальной группы
1.Композиция (состав) группы – это совокупность характеристик членов группы (численность, возрастной или половой состав, национальность, социальное положение);
2. Структура группы - это система статусов (позиций) и ролей членов группы. Рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Наиболее высокий статус имеет лидер группы, т.е. авторитетный член группы, личностное влияние которого позволяет ему управлять социальными процессами.
Различают: формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности; неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.
3.Групповые процессы – т.е. показатели динамики группы, как процесс развития и сплочения группы, процесс группового давления и выработки решений.
Классификация и виды групп:
1)в зависимости от наличия взаимодействия: а)номинальная – совокупность людей, выделяемых по некоторому признаку с целью анализа (например, по полу, возрасту, м. жительства) б)реальная – реально существующая общность, в которой присутствуют связи и взаимоотношения.
2)по чувству принадлежности друг к другу: а)ингруппа – общность, по отношению к которой индивид испытывает чувство принадлежности, идентичности, а критерием разграничения служит символ «мы» и «не мы» б)аутгруппа – общность, по отношению к которой личность не ощущает чувства принадлежности и идентичности (критериями разграничения являются: «свои» и «чужие»)
3)по численности: а)диада – группа из двух человек; б)триада – групапа из трех человек; в)малая – группа, между всеми членами которой имеются непосредственные контакты (семья, сверстники, друзья); г)большая – группа с большим числом членов, основанная на различных типах связей, не предполагающих обязательных личных контактов (нации, территориальные и армейские общности)
4)по типу взаимосвязи: а)первичная – общность, устанавливающая личные отношения друг с другом (экспрессивная связь) б)вторичная – группа индивидов, которые не знают близко друг друга на личностном уровне, характеризуются тем, что социальные контакты носят безличностный, односторонний и утилитарный (с пользой для себя) характер (инструментальная связь)
5)по характеру внутригрупповых отношений: а)формальная – группа, обладающая юридическим статусом и имеющая во главе формального лидера б)неформальная, где статус членов определен не четко, а взаимоотношения основаны на общем интересе, симпатии.
6)по длительности существования: а)временные, б)постоянные.
7)по степени сплоченности: а)группа, б)команда.
8)по ведущей сфере деятельности: учебные, спортивные, семейные и т.д.
9)референтная группа – реальная или условная общность, которая выступает для индивида в качестве эталона, и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.
10)квазигруппа – социальная группа, в которой отсутствуют устойчивые ожидания, а взаимодействия между членами, как правило, односторонни и отличаются спонтанностью возникновения и неустойчивостью.
11)аудитория – социальная общность, объединенная взаимодействием с коммутатором (индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности).
Основные социальные процессы в группе
1) давление на членов группы, способствующее конформизму (исследования показывают, что примерно 2/3 расстаются со своей точкой зрения, если она противоречит мнению группы);
2) исключение из группы (в этом случае у личности резко понижается самооценка);
3) формирование ролей (в группе образуются 2 типа лидеров: инстументальный (идейный вдохновитель) и экспрессивный - самый уважаемый за личностные качества).
Особенности социальных групп в современное время
Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире - среднего слоя (среднего класса).
|