Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Методические указания по выполнению

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГОУ ВПО ТГТУ)

 

 

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности и экология”

 

ЭКОЛОГИЯ

Методические указания для выполнения контрольной работы

студентами – заочниками специальности «Земельный кадастр»

 

 

Тверь 2016

 

Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Экология» для студентов-заочников и предназначены для оказания содействия при выполнении контрольной работы по данной дисциплине.

 

 

Составитель – Б.С. Аксёнов

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Дисциплина «Экология»: цель, задачи и значение ее в подготовке специалистов…………………………………………………………...3

2. Общие методические указания по изучению дисциплины……………………………………………….……………4

3. Список рекомендуемой литературы для изучения дисциплины..…………………………………………………………...5

4. Методические указания по выполнению контрольной работы…………………………………………………………………..6

4.1. Контрольные вопросы для КР………………………….…………...7

4.2. Методические указания по выполнению расчетных заданий и по анализу их результатов…………………...…………….………….10

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………..12

 

 

Дисциплина «Экология»: цель, задачи и значение ее в подготовке специалистов

Дисциплина «Экология» – это естественнонаучная дисциплина, изучающая взаимоотношения живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой и освещающая принципы и методы защиты биосферы от негативных антропогенных воздействий. Она является базовой дисциплиной многих общепрофессиональных и специальных дисциплин учебного плана студента, в том числе и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Предметом ее изучения являются естественнонаучные, материально-технические и организационные методы и средства воздействия общества на состояние окружающей природной среды (ОПС) с целью ее сохранения.



Цель дисциплины – это повышение экологической грамотности будущих технических специалистов (бакалавров, инженеров и магистров), вооружение их теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для обеспечения экологически безопасных решений на объектах экономики и производства при строгом соблюдении требований экологии. Цель реализуется решением следующих задач:

1)изучение важнейших научных концепций экологии, методов и средств защиты компонентов биосферы (атмосферы, гидросферы, литосферы);

2) приобретение навыков оценки, учета и прогнозирования экологических последствий технических решений;

3) выработка умения правильно применять экобиозащитную технику и технологии, разрабатывать и обеспечивать необходимый комплекс мероприятий по предотвращению отрицательного воздействия различных объектов экономики на ОПС и в целом биосферу.

В результате изучения дисциплины бакалавры должны:

§ иметь представление о теоретических основах экологии; экологических принципах охраны природы и рационального природопользования; основах экологического права и экономики природопользования; международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды.

§ знать методы теоретических и экспериментальных исследований в экологии; требования экологии по защите окружающей среды; принципы, методы и средства охраны окружающей природной среды на объектах отрасли;

§ уметь использовать основные понятия и законы экологии в профессиональной деятельности.

 

Вышеуказанные задачи студент осваивает на лекционных и лабораторных занятиях, а также в процессе внеаудиторной самостоятельной работы (см. ниже). В результате студент сможет корректно решать вопросы экологической безопасности человека, растительного и животного мира, рационального использования природных ресурсов и сохранения ОПС.

2. Общие методические указания по изучению дисциплины

2.1 Содержание дисциплины

Тема 1. Предмет, цель и содержание дисциплины

Место экологии в системе естественных наук. Термин «Экология» и его содержание. Актуальность и практическое значение экологических проблем в современную эпоху. Не­обходимость формирования правовых и этических норм отношения человека к природе. Экологическое мировоззрение.

Дисциплина «Экология», ее предмет, цель и содержание. Структура экологии. Задачи дисциплины, основные термины и определения, связь с другими науками.

Тема 2. Основные понятия, теоретические концепции и законы общей экологии

Среда обитания. Факторы среды, их классификация и общие закономерности действия на организмы. Абиотические и биотические факторы. Правило оптимума. Экологическая валентность, толерантность, эврибионты и стенобионты. Лимитирующие факторы. Закон минимума Ю.Либиха, закон толерантности В.Шелфорда. Взаимодействие экологических факторов. Адаптации организмов к изменениям условий среды.

Популяции. Основные характеристики популяций: численность, плотность, рождаемость, смертность, прирост, темп роста. Структура популяций: возрастная, половая, территориальная, этологическая. Динамика популяций, выживаемость.

Сообщества (биоценозы). Трофическая структура биоценозов. Пищевые цепи и сети, экологические пирамиды. Видовая структура биоценозов. Типы взаимоотношений между организмами: симбиоз, мутуализм, хищничество, паразитизм, конкуренция, комменсализм, аменсализм, нейтрализм. Экологическая ниша. Принцип конкурентного исключения.

Экосистемы. Структура экосистем. Продуктивность экосистем. Круговорот вещества и энергии в экосистеме. Динамика экосистем. Сукцессии, климакс.

Биосфера. Структура и границы биосферы. Роль В.И.Вернадского в формировании современного понятия о биосфере. Живое вещество биосферы. Свойства и функции живого вещества. Биогеохимические циклы. Основные этапы эволюции биосферы. Представления о ноосфере (В.И.Вернадский).

Человек в биосфере. Человек как биологический вид. Его экологическая ниша. Среда обитания человека, особенности адаптации к условиям среды. Экотипы. Экологические факторы и здоровье человека. Экология человечества. Экологический кризис. Факторы, лимитирующие развитие человечества: демографический взрыв, истощение природных ресурсов, загрязнение среды обитания.

Тема 3. Экологические принципы охраны природы и рационального использования природных ресурсов, экозащитная техника и технологии

Глобальные экологические проблемы человечества в биосфере. Рост народонаселения, научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. Охрана биосферы как одна из важнейших современных задач человечества. Виды и особенности антропогенных воздействий на биосферу: загрязнение биосферы, стациально-деструктивные нарушения, биоценотические изменения.

Природные ресурсы, их классификация. Особенности использования и охраны исчерпаемых (возобновимых, относительно возобновимых и невозобновимых) и неисчерпаемых ресурсов. Энергетика биосферы и природный лимит хозяйственной деятельности человека.

Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Агроэкосистемы, их основные особенности.Урбанизация и ее влияние на биосферу. Город как новая среда обитания человека и животных. Пути решения проблем урбанизации.

Глобальное загрязнение биосферы, его масштабы, последствия и принципиальные пути борьбы с ним.

Экологические принципы охраны природы и рационального природопользования. Основные формы и методы защиты природной среды и решения экологических проблем.

Охрана атмосферы от материальных загрязнений. Понятие об атмосфере. Экологическая характеристика атмосферы. Характеристика и источники загрязнений. Глобальные и региональные последствия загрязнения атмосферы. Состояние атмосферного воздуха в Твери. Нормирование загрязнения атмосферы: гигиенические (ПДК, ОБУВ) и технические (ПДВ, ВДВ) нормативы. Контроль за состоянием чистоты атмосферы и его организация на территории РФ. Методы защиты атмосферного воздуха. Рассеивание выбросов, санитарно-защитные зоны, очистка выбросов в атмосферу.

 

Охрана водной среды. Экологическая характеристика водной среды. Виды водопользования. Виды и источники загрязнения водной среды. Нормирование качества воды для различных видов водопользования. Контроль качества воды. Регламентация спуска сточ­ных вод в водные объекты и канализацию города. Основные направления и методы защиты водной среды от загрязнений. Системы оборотного водоснабжения на объек­тах экономики, их значение для защиты водных объектов. Методы очистки сточных вод.

Охрана литосферы. Экологическое значение почв. Жизнь в почве. Антропогенные воздействия на почвы и их последствия. Борьба с порчей почв. Рекультивация, ее виды и направления, этапы технической рекультивации. Отходы производства и бытовые отходы, их размещение и утилизация. Охрана недр.

Охрана флоры и фауны. Роль флоры в экологической системе. Классификация лесов. Охрана лесов и других растительных комплексов в РФ. Роль фауны в круговороте веществ в экологических системах. Охрана животного мира в РФ. Заповедное дело в РФ.

Характеристика энергетических загрязнений ОПС. Тепловое загрязнение ОПС: источники и основные способы защиты.

Электромагнитные излучения и поля (ЭМП): источники, характеристики, нормирование и защита ОПС от ЭМП. Естественные и антропогенные ионизирующие излучения: источники, характеристика, нормирование и основные меры защиты.

Акустические и вибрационные загрязнения ОПС: источники, характеристики, нормирование воздействия и основные мероприятия по защите населения.

Тема 4. Основы экологического права и экономики природопользования

Процесс взаимодействия общества и природы, борьба экономических и экологических интересов. Критерии оценки экономических и экологических последствий природопользования. Варианты взаимоотношений общества и природы, перспективы создания неразрушающих природу ресурсосберегающих технологий.

Природоохранное законодательство. Источники и содержание экологических правовых норм.

Ответственность за экологические правонарушения.

Экономический механизм природопользования в РФ. Оценка ущерба от загрязнения ОПС. Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы, хранение загрязняющих веществ, размещение отходов и других видов вредного воздействия. Плата за природопользование в Тверской области. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности и экологические фонды в РФ.

 

Тема 5. Управление природопользованием и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (ООС)

Управление природопользованием и охраной окружающей среды в РФ: государственное, производственное, общественное. Функции, методы, органы государственного управления.

Экологический контроль, его цель. Система экологического контроля в РФ.

Экологический мониторинг в биосфере, РФ и ее регионах. Общегосударственная служба наблюдения и контроля состояния ОПС и ее разновидности. Основные методы контроля состояния ОПС.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) технического объекта.

Экологическая экспертиза: цель, принципы, объекты экспертизы.

Международное сотрудничество в области ООС.

 

 

Закрепление теоретических знаний по данной дисциплине и индивидуализация обучения студентов-заочников осуществляется при проведении лабораторных занятий (ЛЗ) и в процессе внеаудиторной самостоятельной работы над контрольной работы (КР). Так, на ЛЗ студенты-заочники выполняют 2…3 лабораторные работы (ЛР) в составе бригады. Перечень их для каждой бригады определяет лектор на установочной лекции, а содержание и протоколы отчетов по ЛР приведены в лабораторном практикуме [3.2]. Готовность к выполнению соответствующих ЛР каждым студентом проверяется преподавателем (наличие у студента подготовленных протоколов по данным ЛР).

Формой контроля знаний студентов-заочников по ЛЗ является зачет по каждой ЛР, выполненной и оформленной каждым студентом. Он осуществляется по программированным билетам письменно и оценивается преподавателем. При положительной оценке ЛР считается защищенной.

Индивидуализация обучения студента-заочника состоит в выполнении теоретической (девять вопросов) и расчетной задании по своему варианту. Вариант теоретической части КР он определяет по последней цифре своего учебного шифра в табл. 4.1; исходные данные к заданию студент берет в учебном пособии [3.3] по варианту, выданному лектором (это номер, под которым студент-заочник записан в журнале лектора).

Итоговой формой контроля знаний студентов-заочников по дисциплине «Экология» является зачет. Он проводится лектором после выполнения студентом-заочником всех видов учебных занятий по данной дисциплине, а именно: выполнения и защиты КР и всех запланированных ЛР. В противном случае студент не допускается к зачету. Зачет проставляется лектором, если студент устно положительно ответил на 2 вопроса обозначенных в перечне приложения

 

2. Список рекомендуемой литературы для изучения дисциплины

3.1. Бережной С.А., Романов В.В., Седов Ю.И. Экология: учебное пособие.- Тверь: ТГТУ, 1998.(№840)

3.2. Лабораторный практикум по экологии /Под ред. В.А. Мартемьянова.- Тверь. ТГТУ, 1997.(№780)

3.3. Сборник типовых расчетов и заданий по экологии /Под ред. С.А. Бережного.- Тверь: ТГТУ, 1999.(№943)

3.4. Экология: Учеб. Изд. 2-е, перераб. и доп./В.М. Большаков, В.В. Качак, В.Г. Коберниченко и др.; Под. ред. Г.В. Тягунова, Ю.Г. Ярошенко.- М.: Логос, 2005.-504с.

3.5. Инженерная экология: Учеб. / Под ред. В.Т. Медведева.- М.: Гардарики, 2002.-687 с.

3.6. Охрана окружающей среды: Учебник для вузов /Под ред. СВ. Белова.- М: Высшая школа, 1991.

3.7. Одум Ю. Экология: В 2-х т. - М. : Мир, 1986.

3.8. Реймерс Н. Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. - М. : Россия молодая, 1994.

Методические указания по выполнению

Контрольной работы

 

Заочник выполняет КР по дисциплине «Экология» после самостоятельного изучения данной дисциплины по учебному пособию [3.1] и внимательного ознакомления с данными указаниями. КР состоит из ответов на девять вопросов и решения одной задачн, приведенных в учебном пособии [3.3].

Вариант письменных ответов КР студент по табл. 3.1 принимает в соответствии с последней цифрой зачётной книжки, а исходные данные для решения расчетного задания по порядковому номеру в списке зачётной ведомости.

Таблица 3.1. Варианты КР и номера контрольных вопросов


Номера вариантов КР Номера контрольных вопросов


1 1, 11, 21, 31, 41,51,61,71,81

2 2, 12, 22, 32, 42, 52,62,72,82

3 3, 13, 23, 33, 43, 53,63,73,83

4 4, 14, 24, 34, 44, 54,64,74,84

5 5, 15, 25, 35, 45, 55,65,75,85

6 6, 16, 26, 36, 46, 56,66,76,86

7 7, 17, 27, 37, 47, 57,67,77,87

8 8, 18, 28, 38, 48, 58,68,78,41

9 9, 19, 29, 39, 49, 59,69,79,44

0 10, 20, 30, 40, 50, 60,70,80,47

На втором этапе КР студенты-заочники выполняют расчётное задание:

расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере, высоты трубы и предельно допустимых выбросов от одиночных стационарных источников загрязнения атмосферы (методичка №943, задание 1.2.1);

КР выполняется чернилами или пастой (кроме красного и зеленого цветов) четко и разборчиво на 12…18 страницах ученической тетради. На обложке этой тетради должны быть указаны: контрольная работа по дисциплине «Экология», фамилия и инициалы студента, его учебный шифр, номер варианта выполняемой работы. На первой странице тетради следует повторить номер варианта КР и номера вопросов и заданий на расчет. Затем пишется и подчеркивается полностью текст первого по порядку вопроса и дается текст ответа на этот вопрос; текст второго по порядку вопроса… ответ и т.д.; текст первого задания на расчет с соответствующими исходными данными … ход решения и итоговые выводы; текст второго задания на расчет с соответствующими исходными данными … ход решения и итоговые выводы. В конце КР студентом приводится список использованной литературы, а также ставится дата выполнения и личная подпись студента. При этом на каждой странице тетради студент должен оставить поля шириной 30 мм для замечаний преподавателя-рецензента. Ответы на вопросы должны показать умение студента анализировать и обобщать изучаемый материал, а в ответе должна быть отражена сущность рассматриваемого вопроса. Ответы и решения по заданиям должны сопровождаться схемами, рисунками, графиками или эскизами, выполненными карандашом на отдельных листах, и вклеиваться в текст по ходу ответа или расчета. Графический материал выполняется в соответствии с требованиями ЕСКД.

Допускается оформление КР на компьютере. Образец титульной страницы см. Приложение 2.

Выполненную и правильно оформленную КР студент-заочник передает на кафедру БЖЭ (ХТ-204а) ТвГТУ на проверку ведущему преподавателю за 2 неделидо начала сессии. Работа, выполненная не по своему варианту, не проверяется и возвращается студенту, а после исправления имеющихся замечаний студент защищает свою контрольную работу.

4.1. Контрольные вопросы по вариантам КР

1. Предмет, цель и задачи дисциплины “Экология”.

2. Основные термины и определения в дисциплине “Экология”.

3. Исходные теоретические концепции экологии.

4. Взаимоотношения организма и среды.

5. Виды, популяции и сообщества (биоценозы). Биогеоценоз.

6. Общая характеристика экологических систем.

7. Схема круговорота веществ и энергии в экосистеме.

8. Новые виды экосистем, их характеристика.

9. Превращение энергии в экосистемах. Пищевые цепи и пирамиды.

10. Энергетическая классификация экосистем

11. Эволюция и устойчивость экосистем.

12. Условия существования живых организмов.

13. Лимитирующие факторы жизни.

14. Экологическая ниша, ее виды.

15. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Состав биосферы.

16. Протяженность биосферы по вертикали.

17. Круговороты воды и кислорода в биосфере.

18. Круговороты углерода и фосфора в биосфере.

19. Круговороты азота и серы в биосфере.

20. Особенности биогеохимических циклов в биосфере.

21. Эволюция биосферы.

22. Человек в биосфере. Аспекты анализа человека по Н.Ф. Реймерсу.

23. Cреды жизни человека и формы его адаптации к ним.

24. Адаптивные типы и расы человека.

25. Основные направления антропогенных воздействий на биосферу. Материальные и энергетические загрязнения.

26. Основные направления антропогенных воздействий на биосферу. Стациально-деструктивные нарушения.

27. Основные направления антропогенных воздействий на биосферу. Биоценотические изменения.

28. Экологическая проблема в биосфере, вызванная ростом народонаселения. Демографическая проблема в России («русский крест», индекс удержания территории).

29. Экологическая проблема в биосфере, вызванная процессом урбанизации.

30. Глобальные экологические последствия загрязнения атмосферы.

31. Современные опасности ядерных катастроф и радиоактивных загрязнений (на примере аварии на ЧАЭС).

32. Проблема истощения природных ресурсов. Природные ресурсы и их классификация.

33. Взаимодействие объектов экономики с ОПС, последствия.

34. Классификация антропогенных загрязнений.

35. Региональные экологические проблемы Тверской области.

36. Прогнозирование и оценка экологического риска.

37. Экологические принципы охраны природы и рационального природопользования.

38. Концепция экологической безопасности и устойчивого развития РФ.

39. Экологический мониторинг в биосфере, РФ и ее регионах.

40. Основные формы и методы защиты природной среды и решения экологических проблем.

41. Экологическая характеристика атмосферы. Характеристика и источники ее загрязнения, в том числе и в г.Тверь.

42. «Парниковый» эффект, причины и последствия.

43. Истощение озонового слоя Земли, причины и последствия.

44. Смоги, их виды. Кислотные дожди. Причины и последствия.

45. Гигиеническое нормирование загрязнений атмосферы.

46. Техническое нормирование выбросов ИЗА. Расчет ПДВ.

47. Контроль за состоянием чистоты атмосферы в РФ и ее регионах.

48. Условные обозначения материальных выбросов источников загрязнения атмосферы.

49. Методы защиты атмосферного воздуха и их сущность.

50. Санитарно-защитные зоны предприятий, их классы.

51. Рассеивание выбросов в атмосфере.

52. Методы очистки выбросов от аэрозолей и их сущность.

53. Методы очистки выбросов от газообразных веществ и их сущность.

54. Безотходное производство, сущность и роль.

55. Экологическая характеристика водной среды. Водопользование и его виды.

56. Виды и источники загрязнения водной среды, в том числе и в Тверской области.

57. Гигиеническое нормирование качества воды. Лимитирующий показатель вредности.

58. Техническое нормирование сбросов сточных вод, ПДС.

59. Контроль качества воды и регламентация спуска сточных вод в водоемы и канализацию города.

60. Основные направления защиты водной среды. Водоохранные зоны.

61. Методы очистки сточных вод и их сущность.

62. Оборотное водоснабжение предприятий и его сущность.

63. Экологическое значение почв. Антропогенные воздействия на почвы.

64. Борьба с порчей почв и земли.

65. Рекультивация земель, этапы и направления.

66. Охрана флоры. Классификация лесов.

67. Охрана фауны.

68. Охрана недр.

69. Важнейшие параметры ионизирующих излучений и единицы их измерения. Характеристики и источники радиоактивных загрязнений в РФ.

70. Гигиеническое нормирование техногенного радиационного облучения людей и радиационный контроль в РФ.

71. Защита от ионизирующих излучений и принципы обеспечения радиационной безопасности населения.

72. Защита населения от акустических загрязнений.

73. Защита населения от вибраций.

74. Защита населения от воздействия электромагнитных полей промышленной частоты.

75. Защита населения от воздействия электромагнитных полей радиотехнических объектов.

76. Защита окружающей природной среды от тепловых загрязнений.

77. Взаимоотношения человеческого общества и природы, варианты его решения.

78. Экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности.

79. Оценка ущерба от загрязнений окружающей природной среды.

80. Экономический механизм природопользования в РФ.

81. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности и экологические фонды в РФ.

82. Источники и содержание экологических правовых норм.

83. Система стандартов охраны природы, ее структура и роль.

84. Ответственность за экологические правонарушения.

85. Управление охраной природы в РФ.

86. Международное сотрудничество по охране окружающей среды.

87. Основные негативные процессы в современной биосфере, их причины, формы проявления и методы защиты.

Задание на расчет

Задание № 1.2.1. По исходным данным табл. I.I рассчитать максимальную приземную концентрацию 3В, создаваемую ИЗА, найти её удаление от ИЗА - Хм и концентрации 3В по оси факела выб­росов и перпендикулярно ей для точек, отстоящих от ИЗА на удалении Хм/2, Хм, ЗХм и 6Хм. По результатам расчетов постро­ить требуемые профили приземных концентраций, определить длину зоны загрязнения, превышающую среднесуточную ПДК, и ее ширину в заданных точках, найти радиус зоны влияния. Рассмот­реть и предложить инженерные решения по снижению приземных концентраций ЭВ, рассчитать требуемую для этого высоту трубы, эффективность предварительной очистки выбросов и величины ПДВ.

 

4.3.

Методические указания по выполнению задания

Студент-заочник по учебному пособию [3.3] находит задание на расчет. При этом первые две цифры задания указывают раздел и подраздел данного пособия, а третья цифра сообщает номер задания в этом подразделе (например 1.2.1.) и выбирает исходные данные для решения задания по варианту (порядковый номер по списку в ведомости группы) в таблице данного задания на расчет, изучает методику расчета, знакомится с ходом выполнения задания и методикой анализа результатов расчета.

После чего студент-заочник должен ознакомиться с инженерными решениями или направлениями, изложенными в четвертом подразделе данного раздела учебного пособия [3.3]; сделать их расчет или выбор и привести итоговый вывод.

Вывод должен базироваться на экологической и иной целесообразности принятого(ых) инженерного(ых) решения(й) или направления(й).

Опыт проверки и рецензирования КР показывает, что студенты-заочники:

1) допускают много ошибок в ходе расчета, а иногда даже выполняют лишние расчеты из-за поверхностного или невнимательного прочтения учебного пособия [3.3];

2) оформляют результаты своего расчета по типовому варианту (т.е. дают качественную зависимость как в пособии [3.3]), а надо строить по своим цифрам, полученным ими при расчете;

3) забывают оформить итоговый вывод по своему расчету и предложить инженерные и иные решения. Поэтому рекомендуется внимательно читать соответствующий раздел учебного пособия [3.3] при выполнении задания.

Студент-заочник также должен помнить следующее:

Если в задании №1.2.1 не представляется возможным графически

определить и , то он вычисляет их по формулам:

;

.

Обозначения в этих формулах даны в разделе 1 учебного пособия [3.3]. В итоговом выводе студент указывает глубины зон загрязнения и влияния ИЗА, ширину факела загрязнения на различных удалениях от ИЗА, а также экономически целесообразное инженерное решение при заданной ширине санитарно-защитной зоны для данного ИЗА.

 

В заключении КР студент-заочник обязан привести библиографический список использованной литературы, а также поставить дату выполнения и свою личную подпись.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Контрольные вопросы к зачёту по дисциплине «Экология»

 

1. Предмет, цель и задачи дисциплины «Экология».

2. Основные понятия дисциплины «Экология». Экосистема, биогеоценоз, их основные свойства.

3. Связь экологии с другими науками. Значение для экологии эволюционной теории Ч.Дарвина, теории систем и синергетики.

4. Среда обитания, факторы среды, их классификация. Адаптация живых организмов к экологическим факторам.

5. Общие закономерности действия факторов среды на живые организмы. Правило оптимума, взаимодействия факторов, лимитирующих факторов.

6. Экологические популяции, их основные характеристики. Структура популяций.

7. Динамика популяций, выживаемость.

8. Сообщества (биоценозы). Видовая структура биоценозов. Трофическая структура биоценозов. Цепи питания.

9. Взаимосвязи и взаимоотношения организмов в биоценозе.

10. Экологическая ниша.

11. Превращение энергии в экосистемах. Энергетическая классификация экосистем.

12. Продуктивность экосистем. Экологические пирамиды.

13. Эволюция экосистем. Сукцессии, климакс экосистем.

14. Биосфера, структура и границы биосферы.

15. Компоненты биосферы. Свойства и функции живого вещества в биосфере.

16. Круговорот веществ в биосфере.

17. Человек в биосфере.

18. Среды жизни человека и формы адаптации к ним.

19. Экологические проблемы, вызываемые ростом народонаселения.

20. Глобальные экологические последствия, вызываемые загрязнением атмосферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя.

21. Природные ресурсы, их классификация. Проблема истощения природных ресурсов.

22. Пищевые ресурсы человечества.

23. Урбанизация и ее влияние на биосферу.

24. Региональные экологические проблемы Тверской области и г. Твери.

25. Основные направления воздействия человека на биосферу и их последствия.

26. Загрязнения биосферы. Их классификация.

27. Стациально-деструктивные нарушения и биоценотические изменения.

28. Загрязнение биосферы и здоровье человека.

29. Научные основы рационального природопользования.

30. Основные формы и методы защиты природной среды и решения экологических проблем.

31. Атмосфера, её структура, экологическая характеристика, состав воздуха и экологическое значение его компонентов. Характеристика и источники загрязнения атмосферы.

32. Нормирование загрязнений атмосферы. Гигиенические и технические нормативы. Контроль за чистотой атмосферы.

33. Основные направления защита атмосферы. Рассеивание выбросов в атмосфере.

34. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.

35. Средства очистки выбросов от пыли. Методы очистки выбросов от газообразных веществ.

36. Экологическая характеристика водной среды, водопользование и его виды. Виды и источники загрязнения водной среды.

37. Нормирование качества воды. Контроль качества воды и регламентация спуска сточных вод в водоемы и канализацию города.

38. Основные направления защиты водной среды. Методы и средства очистки сточных вод.

39. Оборотное водоснабжение на предприятиях.

40. Литосфера. Экологическая характеристика почв. Антропогенные воздействия на почвы.

41. Борьба с порчей почв. Рекультивация и мелиорация земель.

42. Охрана растительного мира.

43. Охрана животного мира.

44. Охрана недр.

45. Радиоактивные загрязнения, их источники в РФ. Биологическое действие ионизирующих излучений. Основные параметры ионизирующих излучений.

46. Нормирование радиационной безопасности и радиационный контроль в РФ. Защита от ионизирующих излучений.

47. Защита населения от акустических загрязнений и вибраций.

48. Источники неионизирующих электромагнитных полей и излучений. Воздействие ЭМП и ЭМИ на человека. Нормирование неионизирующих электромагнитных загрязнений промышленной частоты и защита населения от них.

49. Нормирование неионизирующих электромагнитных загрязнений радиочастот и защита населения от них.

50. Защита окружающей природной среды от тепловых загрязнений.

51. Взаимоотношения человеческого общества и природы, варианты его решения.

52. Законодательство в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

53. Управление природопользованием и охраной окружающей среды в РФ.

54. Экологический контроль. Экологический мониторинг.

55. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС).

56. Экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности.

57. Ответственность за экологические правонарушения.

58. Экономический механизм природопользования в РФ.

59. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.

60. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

 

 

Приложение 2

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.