ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Министерство образования и науки украины
Одесский национальный морской университет
Кафедра "Философия"
——————————————————————————————————
——————————————————————————————————————————————————————————————
КУЛЬТУРА общения
Учебно-методическое пособие
для студентов всех специальностей
Дневной формы обучения
Одесса 2012
Учебно-методическое пособие подготовлено канд. экон. наук, доцентом кафедры "Философия" Одесского национального морского университета Шеенко Ларисой Вильямовной.
Материалы одобрены кафедрой "Философия" ОНМУ "___"_______2012г. (протокол № ___ ).
Специфика современной жизни требует от человека, с одной стороны, активного включения одновременно в самые разные сферы жизнедеятельности общества, с другой ¾ гибкости и динамичности, способности адаптироваться к стремительным социальным, политическим, экономическим изменениям. Это приводит, к расширению наших возможностей, повышению требований, предъявляемых обществом к личностным качествам и способностям человека, а значит, к возрастанию личной ответственности каждого не только за результаты деятельности, но и за качество собственной жизни. Гармонизация личности становится сегодня актуальной проблемой культуры, т.е. не только и не столько личным делом каждого, сколько необходимым условием развития общества в целом.
Проблему личностного развития, каждая по-своему, решают системы образования и воспитания, религиозные и общественные институты, разные гуманитарные науки ¾ такие, как история, философия, психология, культурология, педагогика, имиджелогия и пр.
Учебная дисциплина "Культура общения" призвана обеспечить студента теоретической и практической базой для самореализации личности в социуме и, прежде всего, в деловой сфере.
В процессе обучения рассматриваются основные составляющие культуры личности и факторы, влияющие на ее формирование, процессы поведения и общения. Личностные черты и культурный уровень проявляются в характере и имидже человека, что имеет огромное значение в процессе общения с другими людьми.
Анализируются структура и составляющие компоненты поведенческой культуры: манеры, этикет, невербальное поведение и пр. Осваиваются технологии и модели привлекательного поведения как важнейшего фактора личностной культуры.
Приводятся виды и способы коммуникаций; стратегия и тактика общения; осваивается технология самопрезентации; раскрываются возможности целенаправленного выстраивания моделей поведения в процессе общения. Уделяется внимание невербальному поведению — языку тела.
Важнейшей составляющей культуры общения является культура речи. В курсе важное место уделяется технологии публичного выступления и способам убеждения как важнейшим факторам культуры общения.
Отдельный раздел ¾ межличностные отношения, их разновидности, роль общения в формировании межличностных отношений.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная дисциплина "Культура общения" является авторским курсом, синтезирующим достижения разных областей человеческого знания, и предназначена помочь молодому человеку на этапе подготовки к профессиональной деятельности и самостоятельной социальной жизни найти правильные ориентиры, адаптироваться к сложным условиям изменяющейся современной реальности.
Цель дисциплины "Культура общения": обеспечить студента теоретической и практической базой для эффективного общения и максимальной самореализации личности в социуме.
Из этого возникают следующие задачи курса:
· ознакомить студента с основными составляющими культуры личности, их ролью в жизни человека в современных условиях, закономерностями сложного и противоречивого процесса личностного развития;
· помочь в освоении технологий формирования и корректирования персонального, делового и фирменного имиджа;
· повысить поведенческую и коммуникативную культуру каждого студента, изучающего курс;
· помочь студенту в выявлении собственных личностных способностей и возможностей с целью повышения личной привлекательности в процессе общения;
· ознакомить с приемами активного применения полученных знаний в процессе делового и межличностного общения.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план
№
п/п
|
Название тем
| Объем занятий (часы)
|
всего
| Аудиторные занятия
| Самост.
работа студента
| лекции
| лабор.
| практ.
| 1.
| Основы курса "Культура общения". Структура культу-ры личности.
|
|
| —
| —
|
| 2.
| Типология имиджа и составляющие персонального имиджа.
|
|
| —
|
|
| 3.
| Составляющие поведенческой культуры.
|
|
| —
|
|
| 4.
| Кинессика ¾ наука о языке тела и невербальное поведение человека.
|
| —
| —
|
|
| 5.
| Виды общения и способы коммуникаций. Стратегия и тактика общения.
|
|
| —
|
|
| 6.
| Культура речи и публичного
виступления. Технология убеждения.
|
|
| —
|
|
| 7.
| Технология самопрезентации.
|
| —
| —
|
|
| 8.
| Межличностные отношения и их влияние на процесс общения.
|
|
| —
|
|
| 9.
| Конфликты, причины и способы их развязания.
|
|
| —
|
|
| 10.
| Мораль и нравственность, как важнейшие факторы межличностных отношений.
|
|
| —
|
|
| | КР — итоговая контрольная работа
|
| —
| —
| —
|
| |
Всего
|
|
| —
|
|
| | | | | | | | | | содержание тем
В теме 1 "Основы курса "Культура общения". Структура культуры личности"рассматриваются:
— предмет, цель и задачи|задача| учебной дисциплины;
— сущность основных понятий дисциплины: "культура", "личность", "культура личности", "общение" и "культура общения";
— структура и основные составляющие культуры личности;
— факторы, влияющие на формирование культуры личности.
В теме 2 "Типология имиджа и составляющие персонального имиджа"рассматриваются:
— понятие "имидж";
— типы имиджа и сферы их приложения;
— структура и составляющие персонального имиджа человека.
В теме 3 "Составляющие поведенческой культуры" рассматрива-ются:
— важнейшие составляющие поведенческой культуры;
— понятия "манеры", "этикет" и проч.;
— виды этикетов и их роль в общении;
— особенности современного делового этикета и основные правила приветствия, представления, прощания и т.п. в деловом общении.
В теме 4 "Кинессика ¾ наука о языке|речи| тела и невербальном поведении человека" рассматриваются:
— понятие "язык|речь| тела", "кинессика" и т.д.;
— составляющие невербального поведения: осанка, походка, позы, мимика, жесты;
— особенности и значения типичных|типовых| форм невербального поведения человека.
В теме 5 "Виды общения и способы коммуникаций. Стратегия и тактика общения" рассматриваются:
— виды общения: интерактивное, коммуникативное и перцептивное;
— особенности разных|различных| способов коммуникаций современного человека: межличностной, переписки, телефонного разговора, виртуального и пр.;
— понятие и составляющие стратегии и тактики общения.
В теме 6 "Культура речи и публичного выступления|выступа|. Технология убеждения"рассматриваются:
— составляющие культуры речи: грамотность, образность, убедительность и т.п.;
— требования к современной языковой (речевой) культуре;
— использование речевого инструментария: голоса, тембра, интонаций, акцентов и т.д.;
— основные приемы установления доверия и убеждения в деловых переговорах;
— технология публичного выступления.
В теме 7 "Технология самопрезентации"рассматриваются:
— требования к оформлению и использованию|употреблению| визитной карточки в деловом общении;
— основные требования к составлению и оформлению резюме;
— основные правила проведения собеседования;
— другие виды самопрезентации.
В теме 8 "Межличностные отношения и их влияние на общение"рассматриваются:
— понятия "межличностные отношения" и их разновидности;
— особенности разных|различных| форм межличностных отношений и их влияние на общение;
— правила денежных отношений между людьми.
В теме 9 "Конфликты, причины и способы их решения"рассматриваются:
— понятие "конфликт", позитивные|положительные| и негативные стороны конфликта как способы взаимодействия людей;
— основные причины конфликтов и способы их решения;
— оптимальные пути выхода из|с| конфликта.
В теме 10 "Мораль и нравственность, как более важные факторы межличностных отношений"рассматриваются:
— понятие "мораль" и "нравственность";
— роль общественной морали в формировании культуры общества;
— "золотое правило" морали;
— роль нравственности в межличностных взаимоотношениях.
ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
№
| Тема семинара
| Характер и цель занятия
|
| Типология имиджа и
составляющие персонального имиджа.
| Занятие в форме традиционного семинара.
Цель: усвоение типов имиджа и сфер их приложения; выявление в форме дискуссии составляющих персонального имиджа человека.
|
| Правила делового этикета.
| Занятие в форме ролевой игры.
Цель: практическое освоение основных правил приветствия, знакомства, прощания и т.п. в деловом общении.
|
| Кинессика — наука о языке тела, невербаль-ном поведении человека.
| Занятие в форме выступлений студентов с докладами. Слайдпрограма.
Цель: практическое освоение студентами типичных особенностей невербального поведения человека — мимики, жестов, поз и т.п.
|
| Виды общения и способы коммуникаций.
| Занятие в форме традиционного семинара с докладами и элементами ролевой игры.
Цель: закрепление знаний и навыков разных видов общения и способов коммуникаций.
|
| Технология и культура публичного выступления.
.
| Занятие в форме традиционного семинара с элементами тренинга.
Цель: освоение студентами основных требований к современной речевой культуре; овладение навыками и приемами публичного выступления.
|
| Технология самопрезентации.
| Занятие в форме ролевой игры.
Цель: овладение студентами навыками использования визитной карточки, проведения собеседования и других видов самопрезентации.
|
| Межличностные отношения.
| Занятие в форме дискуссии.
Цель: анализ особенностей различных форм межличностных отношений и их влияния на общение.
|
| Конфликты, причины и
способы их решения.
| Занятие в форме традиционного семинара с докладами и элементами ролевой игры.
Цель: усвоение знаний о причинах конфликтов, способах их разрешения. Овладение навыками поиска оптимального пути выхода из конфликта.
|
| Мораль и нравственность, как важнейшие факторы межличностных взаимоотношений.
| Занятие в форме традиционного семинара с докладами и дискуссией.
Цель: усвоение знаний об общественной морали и ее роли в формировании культуры общества; осознание важной роли высокой нравственности в межличностных взаимо-отношениях и личной ответственности каждого за качество взаимоотношений с окружающими.
|
|