Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Анализ эффективности институтов в России. Роль неформальных институтов в российской экономике.

В российской экономике большую роль играет система блокирующих неэффективных институтов, возникших в результате неполноты прав собственности, несовершенства институционального механизма и размытости институциональной среды. Во внешних взаимодействиях эти институты способствуют формированию политической ренты, а во внутренних взаимодействиях - инсайдерской ренты. Рассмотрим направления достижения экономической эффективности институтов реального сектора экономики. Они представлены в виде схемы, с учетом ее составляющих (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Эффективность институтов реального сектора экономики

 

Вопросы для повторения

1) Приведите примеры к каждой перечисленной выше группе интересов на основе российской экономики.

2) Какой вид деятельности в России более выгоден: производство или торговля? Почему?

3) Назовите плюсы и минусы политики протекционизма в России. Кто выигрывает, а кто проигрывает при этом?

4) Рассмотрите влияние российского менталитета на процесс принятия экономических решений.

5) Назовите основные причины замедления инвестиционных процессов в России.

6) Охарактеризуйте институциональную среду, сформировавшуюся в России в 1990-х гг.

Рекомендуемая литература

1) Бренделева, Е.А. Неоинституциональная экономическая теория / Е. А. Бренделева. - М.: Дело и Сервис, 2006. - 352 с.

2) Олейник А. О природе и причинах административной ренты: особенности ведения бизнеса в российском регионе N / А. Олейник // Вопросы экономики. - 2010. - №5. - С. 58-80.

2) Полтерович, В.М. Трансплантация экономических институтов / В.М. Полтерович // Экономическая наука современной России. - 2001. - №3. - С. 24­50.



3) Ясин, Е. Институциональные и культурные ограничения догоняющих стран / Е. Ясин, М. Снеговая // Вопросы экономики. - 2009. - №11. - С. 32-49.

 

 

5.2. Теневая экономика в России

 

План изучения:

 

1) Теневая экономика (определение, классификация). Скрытая, неформальная и нелегальная экономика.

Теневая экономика - это противоправные, неучтенные государством виды экономической деятельности. Она включает в себя производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг, а также социально­экономические отношения между гражданами, социальными группами и общества в целом.

Структура теневой экономики состоит из криминальных и некриминальных секторов. Согласно ООН неофициальный сектор включает в себя следующие виды деятельности:

— скрытая, т.е. законодательно разрешённая, но официально не учитываемая деятельность в рамках формализованных структур и процедур. Может осуществляться с целью уклонения от уплаты налогов, социальных взносов или др. (например, подпольное производство алкоголя);

— неформальная - законодательно разрешённая, но не учитываемая деятельность неформальных структур (например, когда парихмахер, не оформляя законодательно свою деятельность, оказывает услуги на дому);

— нелегальная - законодательно запрещённая деятельность (проституция, контрабанда, незаконная продажа оружия).

2) Проблема измерения теневого сектора экономики. Методология Ф. Шнайдера.

Многогранность «теневой» экономики подразумевает и разнообразие методов измерения её проявлений, выработку соответствующих способов организации статистических, социологических и конъюнктурных обследований. Методы оценки размеров «теневой» экономики можно условно разбить на две группы: микрометоды (прямые) и макрометоды (косвенные).

К первой группе относятся опросы населения и экспертов, выборочные обследования предприятий, анализ налоговых регистров. Ко второй - методы, основанные на анализе расхождений различных статистических данных (доходов, измеренных различными способами, доходов и расходов); методы, основанные на анализе занятости населения; анализ спроса на наличные деньги; изучение объёма денежных операций; методы моделирования и структурный метод.

Методы измерения масштабов теневой экономики:

◦ расхождение между фактическими и официально учтенными трудовыми ресурсами;

◦ анализ объема операций;

◦ анализ соотношения наличных денег и вкладов;

◦ метод электробаланса;

◦ анализ спроса на наличность;

◦ многофакторный анализ;

◦ расхождение между расходами и доходами;

◦ анализ записей налоговых книг; метод выборочных обследований .

Швейцарские экономисты Шнайдер, Бун и Монтенегро определили теневую экономику как легальные рыночные услуги (без учета преступной деятельности), скрытые от властей ради ухода от налогов, из-за жестких норм рынка труда или других административных процедур. Они измеряли ее при помощи монетарных индикаторов. Этот подход основан на предположении, что в современной экономике «кэш» нужен в основном для того, чтобы скрывать сделки от государства. А прозрачные транзакции, с которых уплачиваются налоги, в денежной наличности не нуждаются. Соответственно, чем выше доля наличности в денежном обороте при данном размере экономики, тем выше в этой экономике доля теневых операций. Конечно, какие-то поправки, учитывающие, что в Швейцарии электронные деньги развиты значительно лучше, чем, например, в Афганистане, авторы делали. Но полностью учесть это было невозможно — пришлось бы делать слишком много произвольных допущений. В результате у них получилось, что в среднем в 1999-2007 годах доля теневой экономики в ВВП 162 стран мира составила 34,5%. За эти годы она выросла с 32,9% до 35,5%. На одном полюсе оказались страны с «тенью» в размере 9-10% ВВП (Швейцария, США, Австрия, Люксембург). На другом — Грузия, Боливия, Азербайджан, Перу (60-70% ВВП). Не очень далеко ушли от него Украина, Беларусь и Россия (с «тенью» в размере 50-55% ВВП). В среднем размер тени в развитых странах вдвое ниже общемирового (17-19% ВВП). Но за десятилетие она выросла даже сильнее, чем в развивающихся.

Плюс такого подхода, осуществленного впервые, в том, что он позволил посмотреть на теневую экономику не отдельных стран или регионов, как это делалось до сих пор, а на «глобальную тень», да еще в динамике. Стало видно, в каких странах и регионах теневая экономика развита сильнее.

Минус один, но он очень велик: экономисты измерили размер не столько теневой экономики, сколько «экономики, использующей наличные деньги». Понятно поэтому, что «тень» в 1990-2000-е годы росла: во многих странах экономика развивалась быстрее, чем сфера безналичного обращения.

По оценке австрийского профессора Фридриха Шнайдера, теневая экономика является даже лучшим способом противодействия рецессии, поскольку деньги, которые люди зарабатывают нелегально, не откладываются в банки, а тратятся немедленно, увеличивая тем самым потребительский спрос. Единственным проигравшим в данном случае является государство.

3) Институциональный подход к проблеме теневой экономики (Эрнандо де Сото).

Главное открытие де Сото - принципиально новый подход к объяснению возникновения теневой экономики. Основной причиной разрастания городского неформального сектора он считает не отсталость, а бюрократическую заорганизованность, препятствующую свободному развитию конкурентных отношений. Проведённые его институтом полевые исследования показали, что для регистрации швейной мастерской в Перу необходимо затратить 289 дней и расходы, равные 32 минимальным месячным зарплатам; для получения лицензии на торговлю в уличном киоске нужно всего лишь 43 дня и 15 зарплат. Основным источником давления на бизнес оказываются, таким образом, не налоги, а бюрократические процедуры. Эта система отсекает от участия в легальном бизнесе людей с невысокими доходами, но зато дает простор для раздачи привилегий и коррупции.

Причиной теневой экономической активности следует считать нерациональный правовой режим, когда «процветание компании в меньшей степени зависит от того, насколько хорошо она работает, и в большей — от издержек, налагаемых на нее законом. Предприниматель, который лучше манипулирует этими издержками или связями с чиновниками, оказывается более успешным, чем тот, кто озабочен лишь производством». Плодом «плохих законов», когда «издержки легализации» выше «издержек нелегальности», становится очень высокая доля неформального сектора в национальной экономике.

4) Институциональные причины появления теневой экономики[5]:

· отсутствие эффективной системы государственных институтов,

· защищающей права собственности и договорные отношения,

· подчинение системы государственных институтов определенной группе интересов,

· высокие трансакционные издержки легального бизнеса.

 

Основная причина того, что многие граждане стран с развивающейся демократией и рыночной экономикой не принимают участие в политической жизни страны или не занимаются легальным бизнесом, состоит в том, что существующие государственные институты и «правила игры» не дают им этой возможности.

Институциональные причины роста теневой экономики в России в 1990-х гг:

1. Неспособность государства выполнять свои функции

2. Нарушение status quo в обществе

3. Ослабление системы наказания

4. Развал системы правовых институтов

5. Рост коррупции

6. Распространение неформальных поведенческих моделей

Затраты, связанные с организацией легальной деятельности:

◦ получение лицензии на предпринимательскую деятельность;

◦ покупка права на владение или аренду земли;

◦ наем рабочей силы;

◦ знание и соблюдение соответствующих законов и нормативов;

◦ получение информации о ценах, качестве и количестве конкретных товаров и услуг, о потенциальных клиентах;

◦ получение кредита;

◦ покупка сырья и материалов;

◦ подключение к электросети и др. коммуникациям, дальнейшее использование этих услуг;

◦ оплата налогов;

◦ система контроля за выполнением условий договоров и т.д.

Эти расходы часто называют трансакционными издержками.

 

Причины распространения теневой экономики.

Структуралистский подход: структурные факторы в динамике теневого производства - структурная безработица в начальный период реформ, неэффективные взаимосвязи финансового, реального и социального секторов экономики.

Легалистский подход: административные и юридические препятствия для развития мелкого и среднего частного бизнеса.

Институциональный подход: традиции уклонения от уплаты налогов, коррупция, распад социальной морали, высокие трансакционные издержки легального бизнеса.

Статистский подход: высокое налоговое бремя для легального сектора экономики, неявная заинтересованность государства в развитии теневой экономики.

 

Масштабы теневой экономики в России.

По данным, обнародованным Всемирным Банком (ВБ) в 2010 г., в России на теневую экономику приходится около 48,6% ВВП. По мнению правозащитников, особенно взяточничество распространенно в правоохранительной и судебной системе, где доступ к коррупционным практикам стал критерием престижной и стабильной работы.

5) Меры борьбы с теневым сектором экономики, применяемые в российской и в мировой практике.

1. Реформа системы налогообложения

2. Реформа трудового законодательства

3. Совершенствование порядка лицензирования и сокращение связанных с этим затрат

4. Обеспечение элементарной бизнес-информацией и ознакомление предпринимателей с порядком лицензирования

5. Совершенствование инфраструктуры

6. Реформа залогового законодательства

7. Изменение стратегии развития частного сектора

 

Последствия существования теневого сектора

1. Недемократическая система принятия решений и необоснованная политика

2. Нерациональное распределение ресурсов и замедление экономического развития

3. Подрыв конкурентоспособности

4. Ограничение размеров теневого бизнеса не позволяет более эффективно использовать экономию от масштаба и т.д.

5. Сокращение поступлений в бюджет от пользования коммунальными услугами

6. Отсутствие информации и «прозрачности» операций способствует росту коррупции

7. Ослабление доверия к институтам государственной власти и подрыв демократии

8. Обеднение и усиление неравенства населения

Вопросы для повторения

1) Дайте определение «теневой экономики», которое, на Ваш взгляд, является наиболее полным.

2) Что такое «белые», «серые», «черные» рынки? Каким типам экономики свойственны эти явления?

3) Поддается ли измерению теневой сектор экономики? Какие методы для этого используются ?

4) Какие страны «лидируют» по масштабам теневого сектора экономики? Каков объем этого сектора в России?

5) Назовите институциональные причины, способствовавшие расширению теневого сектора в России в начале 1990-х гг.

6) Как связан рост издержек легальной деятельности с развитием теневой экономики?

7) Почему командную экономику можно назвать «экономикой дефицита»? Возможен ли дефицит товаров и услуг в рыночной экономике?

8) Рассмотрите методы расчета ВВП в экономике России. Чем вызвано расхождение полученных результатов?

Рекомендуемая литература

1) Бесстремянная, Г. Реформа единого социального налога и теневой сектор в здравоохранении и образовании / Г. Бесстремянная // Вопросы экономики. - 2006. - № 6. - С. 107-119.

2) Волкова, В.В. Факторы коррупции в УИС / В.В. Волкова, Б.В. Ильин // ScientificWorld.- Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/economy -311/mechanism-of-regulation-of-the-economy-311/7566-factors-of-corruption-in- the-uis.

3) Институциональная экономика: Гл. 2.7. Внелегальная экономика и методы ее анализа (А. Олейник): Учебник / Под ред. А.Н. Олейника. - М.: ИНФРА - М, 2005. - 704 с.

4) Клямкин, И. Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование / И. Клямкин, Л. Тимофеев. — М.: РГГУ, 2000. - 595 с.

5) Клейнер, В. Антикоррупционная стратегия бизнеса в России / В. Клейнер// Вопросы экономики. - 2011. - № 4. - С. 32-46.

6) Рябушкин, Б.Т. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики / Б.Т. Рябушкин, Э.Ю. Чурилова. — М.: Финансы и статистика, 2003. - 144 с.

5.3. Институциональные «ловушки» в российской экономике

План изучения:

1) Сущность и причины институциональных ловушек в российской экономике.

Институциональная ловушка - это неэффективная устойчивая норма (неэффективный институт), имеющая самоподдерживающийся характер.

 

Характеристика институциональной ловушки:

◦ промышленность:неэффективные предприятия- под защитой государства, эффективные защищаются от государства;

◦ банковская система в ловушке быстрого, но не эффективного роста;

◦ либерализация неравновестной экономики вызывает рост коррупции;

◦ бартер, неплатежи, «серые» схемы ....;

◦ цель макроэкономической стабилизации вступает в конфликт с институциональными целями;

◦ цепь институциональных ловушек - дальнейшее развитие не в сторону рынка, а к псевдорыночным формам.

2) Коррупционная ловушка и российская экономика.

По мнению экс-заместителя председателя Правительства РФ по промышленной политике Бориса Алешина. «Коррупция стала частью государственной машины - она позволяет оптимизировать ее работу».

1. Коррупционная деятельность совершенствуется, развивается технология дачи взятки и др.

2. Неэффективная норма встраивается в систему других норм: коррупция связана с теневой экономикой (уходом от налогов, лоббированием законов, «черными рынками»

3. Коррупция обычна и ожидаема - отказ от нее как нарушение общепринятого порядка вещей. Выход: Цена взятки > Цена предоставляемых услуг

 

3) Методы и издержки выхода из институциональной ловушки.

Издержки выхода из институциональной ловушки1:

1. Издержки установления новой нормы

2. Издержки преодоления культурной инерции (нежелание менять старые стереотипы)

3. Издержки разрушения механизма лоббирования старой нормы

4. Издержки адаптации новой нормы к существующей институциональной среде

5. Издержки создания сопутствующих норм, без которых функционирование новой нормы будет неэффективно.

 

Пути выхода из институциональной ловушки:

 

1). Эволюционный. Издержки функционирования > Издержки отмены неэффективной нормы неэффективной нормы.

2). Революционный. Издержки введения новой нормы < Издержки сопротивления новой норме

Вопросы для повторения

1) Что такое «институциональная ловушка»? Приведите примеры институциональных ловушек.

2) Каковы возможные пути выхода из институциональной ловушки?

Рекомендуемая литература

1) Бренделева, Е.А. Неоинституциональная экономическая теория / Е. А. Бренделева. - М.: Дело и Сервис, 2006. - 352 с.

2) Бренделева, Е.А. QWERTY - эффекты, институциональные ловушки с точки зрения теории трансакционных издержек [Электронный ресурс] / Е.А. Бренделева // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2006. - №2 (том 4). - Режим доступа: http://ie.boom.ru/journal/ journal14.htm, свободный.

3) Жук, А. «Диссертационная ловушка» на пути к построению инновационной экономики / А. Жук // Вопросы экономики. - 2011. - № 9. - С. 121-133.

4) Полтерович, В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы. [Электронный ресурс] / В. М. Полтерович. - Электрон. текстовые дан. - М.: Российская экономическая школа, 1999. - Режим доступа: http://www.cemi.rssi.ru, свободный.

5) Митрофанова, И.В. Институциональные ловушки инвестиционного фонда РФ [Электронный ресурс] / И.В. Митрофанова, Ю.И. Сизов // Финансы и кредит. - 2009. - №3 (339,январь). - Режим доступа: http://finanal.ru/bankovskie- produkty/institutsionalnye-lovushki-investitsionnogo-fonda-rf?page=0,0, свободный.

6) Балацкий, Е. Теория институциональных ловушек и правовой плюрализм / Е. Балацкий // Общество и экономика. - 2001. - № 10. - С.10-16.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Американский институционализм конца XIX - начала XX вв.

2. Модели поведения человека и их роль в экономическом развитии.

3. Сравнительный анализ неоклассики и неоинституционализма

4. Развитие общества в трудах Т. Веблена и Дж. Гэлбрейта.

5. Карл Маркс как институциональный экономист.

6. Развитие теории прав собственности в работах западных экономистов.

7. Трансакционные издержки и проблема их измерения.

8. Теорема Коуза, ее критика и значение.

9. Контракты и подходы к их объяснению.

10. Сущность и функции государства с точки зрения институциональной теории.

11. Государство защищающее и государство производящее (по Дж. Бьюкенену).

12. Механизм принятия решений государственными чиновниками на конкретных примерах мероприятий экономической политики.

13. Рентоориентированное поведение в российской экономике.

14. Анализ правового документа на предмет возможности извлечения бюрократической ренты.

15. Теория игр в институциональной экономике.

16. Неформальный сектор экономики и специфические институты, формирующиеся в этом секторе.

17. Методы измерения теневого сектора экономики и способы борьбы с ним, применяемые в российской и мировой практике.

18. Практика использования институциональных технологий (на примере отдельных стран).

19. Институциональные ловушки в российской экономике.

20. Инвестиционная проблема в российской экономике с точки зрения институциональной экономики и методы ее решения.

21. Административные барьеры и экономический рост в России.

22. Оценка российских реформ зарубежными специалистами.

Требования к написанию реферата:

Контрольная работа выполняется в виде творческой работы объемом 10­15 страниц, интервал - 1,5; шрифт - Times New Roman, 14. Выбранная или предложенная студентом тема (при согласовании с преподавателем) должна быть достаточно полно раскрыта, сделаны выводы. При недостаточном количестве отечественной литературы приветствуется использование иностранных источников по соответствующей теме. Работа должна быть иллюстрирована примерами из российской действительности и необходимым статистическим материалом. Обязательно нужно указать список использованных источников. Выполнение данной работы дополняет и расширяет представление студентов об институциональной экономике.

Вопросы к экзамену (зачету)

 

1. Теоретические предпосылки возникновения институционализма.

2. Институциональная теория Т. Веблена.

3. Общие признаки институционализма.

4. Основные черты «старого» институционализма (классической институциональной теории).

5. Представители классического институционализма (Дж. Коммонс, У. Митчелл), их теории.

6. Общая характеристика и направления неоинституционализма.

7. Центральная роль индивида в принятии решений об использовании ограниченных ресурсов.

8. Ограниченная рациональность и принятие решений.

9. Институты, их функции, виды институтов.

10.Контракты.

11.Права собственности: определение и экономическое значение.

12. Расщепление прав собственности.

13. Спецификация и размывание прав собственности.

14. Трансакции и трансакционные издержки. Производственные издержки.

15. Виды трансакционных издержек.

16. Внешние эффекты. Теорема Коуза. Правило Познера.

17. Рынок: понятие, виды механизмов координации.

18. Рынок - особый механизм координации. Виды рынков.

19. Иерархии, причины возникновения, проблемы иерархических структур.

20. Фирма как институт. Типы фирм.

21. Государство как институт.

22. Сеть как механизм координации.

23. Институциональная среда: "проблема безбилетника" и проблема коллективных действий.

24. Экономические блага и их типы.

25. Группы и их типы.

26. Институциональная теория государства: насилие и власть в экономической теории.

27. Общественный договор и факторы его определяющие

28. Неформальная (теневая) экономика: эволюция взглядов.

29. Гаранты правил в неформальной экономике. Теневая экономика в России.

30. Методы исследования неформальной экономики

31. Институциональные изменения: понятие, схемы изменений

32. Механизмы возникновения институтов и институциональных изменений.

33. Институциональная инерция: проблема преодоления.

34. Институты и их эффективность в России. Противоречия интересов в российской экономике.

35. Институциональные «ловушки» в российской экономике.


 

Рекомендуемая литература

1. Бренделева, Е.А. Неоинституциональная экономическая теория / Е. А. Бренделева. - М.: Дело и Сервис, 2006. - 352 с.

2. Вольчик, В.В. Курс лекций по институциональной экономике. [Электронный ресурс] / В. В. Вольчик. - Электрон. текстовые дан. - Ростов - н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2008. - Режим доступа: http://www.ie.boom.ru, свободный.

3. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник / Под ред. А.А. Аузана. - М.: ИНФРА - М, 2010. - 416 с.

4. Институциональная экономика: Учебник / Под ред. А.Н. Олейника. - М.: ИНФРА - М, 2005. - 704 с.

5. Корнейчук, Б. В. Институциональная экономика / Б. В. Корнейчук. - М.: Гардарики, 2007. - 255 с.

6. Кузьминов, Я.И. Институциональная экономика: Учебно- методическое пособие. Часть 1-3. [Электронный ресурс] / Я.И. Кузьминов, М.М. Юдкевич.

7. Электрон. текстовые дан. - М.: ГУ ВШЭ, 2009. - Режим доступа: www.iet.ru/mipt, свободный.

8. Нуреев, Р.М. Очерки по истории институционализма/ Р.М. Нуреев. - Ростов н/Д: Изд-во «Содействие - XXI век»; Гуманитарные перспективы, 2010. - 415 с.

9. Олейник, А.Н. Институциональная экономика / А. Н. Олейник. - М.: ИНФРА - М, 2011. - 416 с.

10. Скоробогатов, А.С. Институциональная экономика. Курс лекций. [Электронный ресурс] / А. С. Скоробогатов. - Электрон. текстовые дан. - СПб.: ГУ-ВШЭ, 2006. - Режим доступа: http://ie.boom.ru/skorobogatov/ skorobogatov.htm, свободный.

11. Шаститко, А.Е. Новая институциональная экономическая теория. - 4-е изд., перераб. и доп. / А.Е. Шаститко. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2007. - 591 с.

12. Экономический сайт.- Режим доступа: http://institutional.narod.ru, свободный.

 

 

Рекомендуемая литература (дополнительная)

13. Бьюкенен, Дж. М. Сочинения / Фонд экономической инициативы; гл. ред. Нуреев Р.М. и др. - М.: «Таурус Альфа», 1997.- 545 с.

14. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. - М.: Прогресс, 1984. -С.202.

15. Капелюшников, Р.И. Экономическая теория прав собственности / Р.И. Капелюшников. - М.: ИМЭМО, 1990. - 251 с.

16. Курс институциональной экономики: задачник: в 4ч. / под ред. Е.А. Подколзиной, М.М. Юдкевич. - М.: ГУ ВШЭ, 2009. - 758 с.

17. Коуз, Р. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. / Р. Коуз. - М.: Дело ЛТД, 1993.

18. 192 с.

19. Материалы Международной ассоциации по новой институциональной экономике (ISNIE). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.isnie.org, http://www.msu.edu/user/schmid/course.htm, свободный.

20. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. - М, 1997. - 286 с.

21. Нуреев, Р.М. Теория общественного выбора. Курс лекций [Электронный ресурс] / Р. М. Нуреев. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГУ ВШЭ, 2005. - Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/204390.html, свободный.

22. Полтерович, В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы. [Электронный ресурс] / В. М. Полтерович. - Электрон. текстовые дан. - М.: Российская экономическая школа, 1999. - Режим доступа: http://www.cemi.rssi.ru, свободный.

23. Розмаинский, И.В. История экономических учений. Тема № 8. Институционализм [Электронный ресурс] / И. В. Розмаинский. - Электрон. текстовые дан. - М.: Б. изд., 2002. - Режим доступа: http:// www.institutional.boom.ru/hist_metod. htm

24. Трансформация экономических институтов в постсоветской России / Под ред. Р.М. Нуреева. Вып XIV. - М.: Московский общественный научный фонд, 2000. - 242с.

25. Юдкевич, М.М.Основы теории контрактов: модели и задачи: Учеб. Пособие / М.М. Юдкевич, Е.А. Подколзина, А.Ю. Рябинина. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 352 с.

26. Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». - Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru, свободный.

27. Экономический сайт. - Режим доступа: http://www.economicus.ru, свободный.


[I] Клюзина С.В. Теория монополии: сравнительный анализ концепций и их классификация. - Иваново: Иван. гос. унив-т, 2004. - С. 170.

[2] Конституция Российской Федерации. - М.: Юрист, 1997. ст. 9, ч. 2.

[3] Олейник А.Н. Институциональная экономика. - М.: ИНФРА - М, 2011. - С. 231.

[4] www.inopressa.ru, от 11 марта 2008 г.

[4] Ослунд А. Сравнительная олигархия: Россия, Украина и США / А.Ослунд // Отечествееные записки. - 2005. - №1.

[5] Бренделева, Е.А. Неоинституциональная экономическая теория. - М.: Дело и Сервис, 2006. - С.187.

[5] Бренделева, Е.А. Неоинституциональная экономическая теория. - М.: Дело и Сервис, 2006. - С.218.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.