Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Человек в экстремальных условиях.

Русский язык.

Методические указания.

 

v Тема 3. Композиционно-смысловая структура или композиция научного текста:

План развернутого содержания. План свернутого, сжатого содержания.

· Цель: уметь составлять планы развернутого и свернутого содержания, а также вопросный, назывной и тезисный планы к текстам.

 

Краткий теоретический материал.

Термин «композиция» - образован от (латинского слова compositio — составление, связывание, сложение, соединение) — составление целого из частей.

Композиция –это строение и взаимное расположение частей произведения. Любое научное произведение или научный текст состоит из трех взаимосвязанных частей – введение (описательная, обзорная часть), основная и заключительная часть.

Текст –это группа предложений, объединенных общим смыслом и структурой грамматически.

Основные признаки текста: логика изложения, информативность, композиционная четкость

В научных текстах отсутствуют эмоциональность, многословие, многозначность.

Красота научного текста – это изящество аргументации, простота и логичность построения. Аргумент – это основание, довод, приводимый в доказательство чего-либо.

Композиционно-смысловая структура или композиция научного текста может быть представлена, как:

1. План развернутого содержания.

2. План свернутого, сжатого содержания.

План это:

1. Перечисление в определенной последовательности основных вопросов, рассматриваемых в тексте.

2. Краткая запись .

Развернутый план формально выражает развитие логики мысли и включает: введение, основную часть и заключение (иногда дополняются списком использованной литературы, приложением и глоссарием).



Развернутый план составляется к диссертациям (научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты на соискание ученой степени) дипломным работам и различным научным исследованиям.

Введение – это сформулированные проблемы, задачи и методы исследования. Во введении автор формулирует новое знание.

Основная (центральная часть)посвящается раскрытию, детализации, доказательству, аргументации положений, выраженных во введении. В основной части освещается процесс исследования, дается анализ и обобщение полученных результатов, их толкование и объяснение.

Заключение (выводы) –это итоговое изложение основного содержания работы, краткая формулировка основных выводов.

 

ü План свернутого, сжатого содержания – это заглавие работы, аннотация и оглавление в котором зафиксированы названия всех частей и разделов текстов. Это - план так называемых вторичных текстов.

Заглавие –это высший уровень обобщения содержания текста. То, что в заглавии выражено в предельно краткой форме, в тексте раскрывается обстоятельно и подробно. Заголовок должен соответствовать содержанию, быть логически полноценным и, по возможности, кратким.

Второй уровень обобщения содержания научного текста - аннотация.

Аннотации - это краткое изложение основного содержания книги или статьи.

В аннотации обобщается содержание всего текста.

Главная цель аннотации– обозначить важнейшие проблемы, которые планируются решать в основном тексте. По сути, это повторение к заголовку, но только уже развернутое.

Оглавлениенаучной работы – последнее звено в рамках сжатого выражения содержания. Оно кратко представляет все важнейшие смысловые компоненты содержания: подтемы и микротемыданного текста. Оглавление служит своего рода планом всего обширного содержания.

 

Практическое задание 1.Совпадение по вертикали и горизонтали обозначьте знаком +, несовпадение – знаком - .

 

План всего содержания План свернутого содержания План развернутого содержания
Аннотация    
Введение    
Заглавие    
Заключение    
Оглавление    
Основное содержание    

 

 

 

Практическое задание 2.Прочитайте научный текст. Расскажите об особенностях жанра научной монографии, используя текст. Разбейте текст на смысловые части и озаглавьте их.

 

Монография– это научный труд, научное исследование, книга одного автора, углубленно разрабатывающего одну тему, ограниченный круг вопросов.

Жанр научной монографии охватывает большой диапазон материала одной научной проблемы. В монографии дается обстоятельный обзор современного состояния данной проблемы или проблематики, последовательная аргументация положений, выдвигаемых как новые.

Монография может быть теоретической и описательной. Учебная монография (учебник, пособие) предполагает последовательное системное изложение предмета или учебной темы.

Научная монография может быть рассчитана не только на круг специалистов, но и на более широкую массу образованных читателей. Научное изложение выгодно отличается четкостью и ясностью. Такая композиция представляет собой своебразную рамку: в начале раздела – формулировка его темы, в конце – подведение итогов и указание на дальнейший ход изложения.

В научном тексте любого жанра одним из основных приемов для достижения ясности изложения является композиционная организация текста.

Практическое задание 3.Запишите словосочетания, используя отглагольные существительные.

Образец: познавать окружающий мир - познание окружающего мира.

 

Адаптировать (упрощать) научный текст; анализировать проблему; использовать научные термины; усвоить научный стиль речи; употреблять слова в прямом значении; закрепить пройденную тему; сопоставить данные; написать монографию; составить развернутый план текста; определить композицию научного текста.

ü Запомните! План –это, прежде всего, основа композиции. Вопросный и назывной план.

Практическое задание 4.Прочитайте психологический текст.

Обратите внимание на термины и ознакомьтесь с тремя вариантами плана данного текста, проанализируйте их.

 

Человек в экстремальных условиях.

 

В процессе эволюции у человека выработались приспособления к определенным условиям гравитации, магнитного поля, излучений, климата (освещенности, влажности и др.), высоты над уровнем моря. Попадая в экстремальные условия, человек может адаптироваться к ним до определенных пределов.

Экстремальные условия – крайние, опасные условия среды, к которым организм не имеет должных адаптаций. Длительность пребывания в космосе зависит от возможности адаптации к невесомости. Для человека, как и для каждого вида живых существ, характерны адаптации к определенным оптимальным условиям.

Стресс и адаптации. В течение сравнительно короткого отрезка своей истории человечество прошло через периоды рабства, крепостного права, мировых войн, но при этом не деградировало, продемонстрировав высокую эффективность адаптации к экстремальным ситуациям. Конечно, цена такой адаптации неоправданно высока, но факты неизбежно приводят к заключению, что организм обладает достаточно эффективными механизмами, которые ограничивают стресс-реакцию и предупреждают повреждения организма.

Адаптация включает две цепи явлений: увеличение функции системы и стресс-реакции. Чрезмерная стресс-реакция может способствовать возникновению тяжелых неинфекционных заболеваний, которые современная медицина еще не умеет предотвращать.

Стрессовые условия – все условия жизни людей, вызывающие отрицательные эмоции и определенное напряжение некоторых или всех систем органов человека (страх, холод, голод, неуверенность в своем будущем и т.д.).

Отрицательные реакции – нарушения уравновешенных физиологических или психологических процессов, приводящие к физическим или психическим заболеваниям.

Адаптация человека к стрессовым ситуациям – процесс, в результате которого организм постепенно приобретает отсутствующую ранее устойчивость к определенным факторам среды и таким образом получает возможность жить в условиях, ранее не совместимых с жизнью и решать задачи, ранее неразрешимые.

Стресс-реакция – открытая канадским биологом Г.Селье реакция, обозначенная им как «общий адаптивный синдром», не просто мобилизует ресурсы и вещества организма, но и обеспечивает направленную их передачу на решение новой жизненно важной задачи, выдвинутой средой.

Адаптивные приспособления человеческого организма разнообразны и достаточно велики. Так, человеческие сообщества успешно выживают в различных областях с температурой от - 51 до +38 градусов жары (Верхоянск и алжирский Судан). Многие исследователи считают критической для человека температуру между +28 и +29,5 тепла.

Таблица №1.

· Внимательно изучите образец составления трех видов плана к тексту.

 

Вопросный план Назывной план Тезисный план
1.Какие условия называют экстремальными? 1. Экстремальные условия. 1.Условия среды, к которым организм не имеет должных адаптаций.
2.Обладает ли организм механизмами, ограничивающими стресс-реакцию? 2.Стресс и адаптации. 2.Организм обладает механизмами, которые ограничивают стресс-реакцию и предупреждают повреждения организма.
3.Чему может способствовать чрезмерная стресс-реакция? 3.Стресс-реакция. 3.Возникновению тяжелых неинфекционных заболеваний может способствовать чрезмерная стресс-реакция.
4.Что создает стрессовые условия? 4. Стрессовые условия. 4.Условия жизни людей, вызывающие отрицательные эмоции и определенное напряжение некоторых или всех систем или органов человека.
5.Когда появляется адаптация человека к стрессовым ситуациям? 5. Адаптация человека. 5.Постепенное приобретение организмом устойчивости к определенным факторам среды.
6.На что направлена стресс-реакция? 6. Стресс-реакция. 6. Стресс-реакция мобилизует ресурсы и вещества организма.

 

Практическое задание 5.Прочитайте текст по специальности. Составьте, используя Таблицу №1, вопросный, назывной и тезисный план. Подготовьте краткий пересказ по составленным планам.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.