Человек в экстремальных условиях. Русский язык.
Методические указания.
v Тема 3. Композиционно-смысловая структура или композиция научного текста:
План развернутого содержания. План свернутого, сжатого содержания.
· Цель: уметь составлять планы развернутого и свернутого содержания, а также вопросный, назывной и тезисный планы к текстам.
Краткий теоретический материал.
Термин «композиция» - образован от (латинского слова compositio — составление, связывание, сложение, соединение) — составление целого из частей.
Композиция –это строение и взаимное расположение частей произведения. Любое научное произведение или научный текст состоит из трех взаимосвязанных частей – введение (описательная, обзорная часть), основная и заключительная часть.
Текст –это группа предложений, объединенных общим смыслом и структурой грамматически.
Основные признаки текста: логика изложения, информативность, композиционная четкость
В научных текстах отсутствуют эмоциональность, многословие, многозначность.
Красота научного текста – это изящество аргументации, простота и логичность построения. Аргумент – это основание, довод, приводимый в доказательство чего-либо.
Композиционно-смысловая структура или композиция научного текста может быть представлена, как:
1. План развернутого содержания.
2. План свернутого, сжатого содержания.
План – это:
1. Перечисление в определенной последовательности основных вопросов, рассматриваемых в тексте.
2. Краткая запись .
Развернутый план формально выражает развитие логики мысли и включает: введение, основную часть и заключение (иногда дополняются списком использованной литературы, приложением и глоссарием).
Развернутый план составляется к диссертациям (научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты на соискание ученой степени) дипломным работам и различным научным исследованиям.
Введение – это сформулированные проблемы, задачи и методы исследования. Во введении автор формулирует новое знание.
Основная (центральная часть)посвящается раскрытию, детализации, доказательству, аргументации положений, выраженных во введении. В основной части освещается процесс исследования, дается анализ и обобщение полученных результатов, их толкование и объяснение.
Заключение (выводы) –это итоговое изложение основного содержания работы, краткая формулировка основных выводов.
ü План свернутого, сжатого содержания – это заглавие работы, аннотация и оглавление в котором зафиксированы названия всех частей и разделов текстов. Это - план так называемых вторичных текстов.
Заглавие –это высший уровень обобщения содержания текста. То, что в заглавии выражено в предельно краткой форме, в тексте раскрывается обстоятельно и подробно. Заголовок должен соответствовать содержанию, быть логически полноценным и, по возможности, кратким.
Второй уровень обобщения содержания научного текста - аннотация.
Аннотации - это краткое изложение основного содержания книги или статьи.
В аннотации обобщается содержание всего текста.
Главная цель аннотации– обозначить важнейшие проблемы, которые планируются решать в основном тексте. По сути, это повторение к заголовку, но только уже развернутое.
Оглавлениенаучной работы – последнее звено в рамках сжатого выражения содержания. Оно кратко представляет все важнейшие смысловые компоненты содержания: подтемы и микротемыданного текста. Оглавление служит своего рода планом всего обширного содержания.
Практическое задание 1.Совпадение по вертикали и горизонтали обозначьте знаком +, несовпадение – знаком - .
План всего содержания
| План свернутого содержания
| План развернутого содержания
| Аннотация
|
|
| Введение
|
|
| Заглавие
|
|
| Заключение
|
|
| Оглавление
|
|
| Основное содержание
|
|
|
|
Практическое задание 2.Прочитайте научный текст. Расскажите об особенностях жанра научной монографии, используя текст. Разбейте текст на смысловые части и озаглавьте их.
Монография– это научный труд, научное исследование, книга одного автора, углубленно разрабатывающего одну тему, ограниченный круг вопросов.
Жанр научной монографии охватывает большой диапазон материала одной научной проблемы. В монографии дается обстоятельный обзор современного состояния данной проблемы или проблематики, последовательная аргументация положений, выдвигаемых как новые.
Монография может быть теоретической и описательной. Учебная монография (учебник, пособие) предполагает последовательное системное изложение предмета или учебной темы.
Научная монография может быть рассчитана не только на круг специалистов, но и на более широкую массу образованных читателей. Научное изложение выгодно отличается четкостью и ясностью. Такая композиция представляет собой своебразную рамку: в начале раздела – формулировка его темы, в конце – подведение итогов и указание на дальнейший ход изложения.
В научном тексте любого жанра одним из основных приемов для достижения ясности изложения является композиционная организация текста.
Практическое задание 3.Запишите словосочетания, используя отглагольные существительные.
Образец: познавать окружающий мир - познание окружающего мира.
Адаптировать (упрощать) научный текст; анализировать проблему; использовать научные термины; усвоить научный стиль речи; употреблять слова в прямом значении; закрепить пройденную тему; сопоставить данные; написать монографию; составить развернутый план текста; определить композицию научного текста.
ü Запомните! План –это, прежде всего, основа композиции. Вопросный и назывной план.
Практическое задание 4.Прочитайте психологический текст.
Обратите внимание на термины и ознакомьтесь с тремя вариантами плана данного текста, проанализируйте их.
Человек в экстремальных условиях.
В процессе эволюции у человека выработались приспособления к определенным условиям гравитации, магнитного поля, излучений, климата (освещенности, влажности и др.), высоты над уровнем моря. Попадая в экстремальные условия, человек может адаптироваться к ним до определенных пределов.
Экстремальные условия – крайние, опасные условия среды, к которым организм не имеет должных адаптаций. Длительность пребывания в космосе зависит от возможности адаптации к невесомости. Для человека, как и для каждого вида живых существ, характерны адаптации к определенным оптимальным условиям.
Стресс и адаптации. В течение сравнительно короткого отрезка своей истории человечество прошло через периоды рабства, крепостного права, мировых войн, но при этом не деградировало, продемонстрировав высокую эффективность адаптации к экстремальным ситуациям. Конечно, цена такой адаптации неоправданно высока, но факты неизбежно приводят к заключению, что организм обладает достаточно эффективными механизмами, которые ограничивают стресс-реакцию и предупреждают повреждения организма.
Адаптация включает две цепи явлений: увеличение функции системы и стресс-реакции. Чрезмерная стресс-реакция может способствовать возникновению тяжелых неинфекционных заболеваний, которые современная медицина еще не умеет предотвращать.
Стрессовые условия – все условия жизни людей, вызывающие отрицательные эмоции и определенное напряжение некоторых или всех систем органов человека (страх, холод, голод, неуверенность в своем будущем и т.д.).
Отрицательные реакции – нарушения уравновешенных физиологических или психологических процессов, приводящие к физическим или психическим заболеваниям.
Адаптация человека к стрессовым ситуациям – процесс, в результате которого организм постепенно приобретает отсутствующую ранее устойчивость к определенным факторам среды и таким образом получает возможность жить в условиях, ранее не совместимых с жизнью и решать задачи, ранее неразрешимые.
Стресс-реакция – открытая канадским биологом Г.Селье реакция, обозначенная им как «общий адаптивный синдром», не просто мобилизует ресурсы и вещества организма, но и обеспечивает направленную их передачу на решение новой жизненно важной задачи, выдвинутой средой.
Адаптивные приспособления человеческого организма разнообразны и достаточно велики. Так, человеческие сообщества успешно выживают в различных областях с температурой от - 51 до +38 градусов жары (Верхоянск и алжирский Судан). Многие исследователи считают критической для человека температуру между +28 и +29,5 тепла.
Таблица №1.
· Внимательно изучите образец составления трех видов плана к тексту.
Вопросный план
| Назывной план
| Тезисный план
| 1.Какие условия называют экстремальными?
| 1. Экстремальные условия.
| 1.Условия среды, к которым организм не имеет должных адаптаций.
| 2.Обладает ли организм механизмами, ограничивающими стресс-реакцию?
| 2.Стресс и адаптации.
| 2.Организм обладает механизмами, которые ограничивают стресс-реакцию и предупреждают повреждения организма.
| 3.Чему может способствовать чрезмерная стресс-реакция?
| 3.Стресс-реакция.
| 3.Возникновению тяжелых неинфекционных заболеваний может способствовать чрезмерная стресс-реакция.
| 4.Что создает стрессовые условия?
| 4. Стрессовые условия.
| 4.Условия жизни людей, вызывающие отрицательные эмоции и определенное напряжение некоторых или всех систем или органов человека.
| 5.Когда появляется адаптация человека к стрессовым ситуациям?
| 5. Адаптация человека.
| 5.Постепенное приобретение организмом устойчивости к определенным факторам среды.
| 6.На что направлена стресс-реакция?
| 6. Стресс-реакция.
| 6. Стресс-реакция мобилизует ресурсы и вещества организма.
|
| Практическое задание 5.Прочитайте текст по специальности. Составьте, используя Таблицу №1, вопросный, назывной и тезисный план. Подготовьте краткий пересказ по составленным планам.
|