Цели, формы, результаты реформ Ивана Грозного
Во второй половине XVI в. Российское государство значительно изменяется как в территориальном аспекте (за счёт присоединения «осколков Золотой Орды» − Казанского, Астраханского, Сибирского Ханств), так и политическом (окончательно утверждается третья стадия развития средневекового государства – сословно-представительная монархия). Эти изменения были связаны с реформами, проводившимися сыном Василия III Иваном IV Грозным (1533–1584). Они проходили в два этапа.
«Реформы Избранной рады» (1547–1560). Цели реформ – укрепление государства, усиление власти правителя и централизация государственного управления. Формы реформ – постепенная структурная перестройка государственного аппарата. Содержание реформ:
1) Реформы государственного управления:
а) венчание на царство, укрепившее внутри и внешнеполитическое положение монарха (1547);
б) созыв сословно-представительного органа, на который царь мог опереться в борьбе за централизацию государства, – Земского собора. Он состоял из представителей бояр, духовенства, дворян и верхушки горожан (купцов). Собор всецело зависел от царя и выполнял совещательные и консультативные функции (1549). Он не имел чётко установленных сроков созыва, норм и правил представительства. В компетенцию Собора входило прежде всего одобрение царских указов. В проявлении двух ведущих тенденций – укреплении самодержавной власти и развитии сословно-предста-вительных начал – первая явно подавляла вторую;
в) упрочение бюрократического управления путём роста числа приказов и численности в них чиновников;
г) замена власти «кормленщиков» на местах властью выборной местной администрации из представителей сословий дворянства (избранные в местных административных округах – губах – губные старосты), а также горожан и государственных (черносошных) крестьян (земские старосты). Они лучше заботились о местных нуждах и были в большей степени подконтрольны центральной власти, поскольку получали жалование от государства и напрямую подчинялись приказам в Москве – 1555 г.
2) Военные реформы:
а) ограничение местничества (т.е. назначения на должность по принципу родовитости, ущемляющему власть монарха) во время походов (1550);
б) образование стрелецкого войска, которое получало вооружение, жалование от государства и считалось постоянно находящимся на государственной службе (1550);
в) упорядочение службы феодалов. Устанавливалось твёрдое соотношение количества земли и воинов, которых должен был привести феодал на войну. Налаживался учёт и контроль за их готовностью к военному походу. Закреплялся «призывной» возраст зачисления феодалов на службу – 15 лет (1556).
3) Церковные реформы: укрепление позиций церкви как идеологической опоры самодержавия (упорядочение церковных правил) и ограничение накопления церковью богатств (как базы для её независимости от государства) – «Стоглавый собор» 1551 г.;
4) Судебная реформа – принятие Судебника 1550 г. ещё более ограничивавшего возможность крестьянского перехода и уменьшившего судебный произвол;
5) Налоговая реформа: упорядочила налогообложение и ввела его дифференциацию в зависимости от сословной принадлежности (дворянство, получившее наибольшие налоговые льготы; церковь, которая получила их в меньшей степени; горожане и крестьяне, которые вынуждены были платить больше всех). Реформы значительно укрепили государство.
«Опричнина» (1565–1572). Цели те же. Формы – террор, вызванный стремлением царя максимально ускорить процессы реформирования. Содержание: выделение «опричнины» (где царь решал всё по своему произволу, пользуясь неограниченной властью).
Удар Ивана пришёлся:
а) на остатки удельной системы;
б) церковь;
в) боярство;
г) земли, сохранившие остатки былой независимости.
Но затем террор обрушился на все группы населения.
Опричнина вызвала:
а) хозяйственное разорение Руси (массовую гибель людей и их бегство, голод, болезни);
б) внешнеполитические неудачи (проигрыш Ливонской войны и успешные набеги Крымского хана на Москву);
в) укрепление деспотизма (была устранена возможность любой оппозиции, прекратился диалог власти и общества);
г) утверждение крепостного права (вызванное стремлением государства в условиях разрухи обеспечить дворян рабочими руками, запрещение крестьянских переходов в 1581 г. − «заповедные лета»).
Государство, политика, нравственность в России в XVI в.
Представление о миссии государства
В России и странах Западной Европы
В результате политики Ивана Грозного была окончательно выбрана историческая парадигма России. К концу XVI столетия достаточно отчётливо определились особенности российской цивилизации, отличающие её от западноевропейской:
1) Государство в России представляло собой самодержавие, не ограниченное ни законом, ни обществом, опирающееся в основном на служилых людей (бюрократию).
2) Политика по отношению к обществу и личности свелась, по существу, к жёсткому регулированию посредством насилия, к непризнанию властью индивидуализма и частных прав и интересов.
3) Нравственность общества базировалась на православных ценностях и оказывала влияние на все стороны жизни общества. Она провозглашала:
– верность традиции;
– необходимость духовного преображения личности в духе христианских идеалов (духовность);
– терпение, страдание и отрицание в связи с этим необходимости прогресса;
– соборность как форму коллективизма, противостоящую индивидуализму;
– идею социального равенства.
4) В тесной связи с этическими взглядами общества стояла и трактовка им миссии государства, разнящаяся с западноевропейскими воззрениями на этот вопрос:
1) в России фактически отсутствовала частная собственность (собственником важнейших экономических ресурсов выступал глава государства) и правовая автономия личности или общественных групп;
2) благодаря государству нация обрела независимость от Орды и смогла отстоять её перед враждебным окружением в условиях протяжённых и открытых границ;
3) русский народ стал в XVI в. во главе православного мира, следовательно, его государству выпала мессианская функция единственного светоча «истинной веры»;
4) православная доктрина ориентировала на верховенство светской власти над властью духовной (точнее, на их слияние в личности государя); согласно ей спасение народа могло быть лишь коллективным, государственным, во главе с православным государем.
Как следствие всего вышеизложенного – этатизм. Это приоритет государства и государственности. Интересы государства, личности, общества были слиты в России нераздельно, воспринимались каждым членом общества как свои. На Западе же государство существовало, в том числе, и как инструмент для реализации общественных и личных интересов. Если на Западе сословия формировались «снизу» − в результате потребности отстаивания своих корпоративных интересов (в том числе и через воздействие на государственную власть), то в России в основном «сверху» − государством, с целью выполнения возложенных на них государственной властью задач.
|