Каково назначение обучения и тренировок на судне? На судне должна регулярно проводиться подготовка судового экипажа к действиям в аварийных ситуациях путем индивидуального обучения и инструктажа, плановой учебы и учений.
Индивидуальное обучение и инструктаж по использованию судовых спасательных и противопожарных средств должны проводиться как можно скорее, но не позднее, чем через две недели после прибытия нового члена экипажа на судно. Срок индивидуального обучения и инструктажа не должен превышать двух месяцев.
Занятия и тренировки с судовым экипажем по борьбе за живучесть судна должны проводиться по плану командным составом по подчиненности, а также командирами аварийных партий под руководством старшего помощника капитана и старшего механика. На занятиях и тренировках изучаются и отрабатываются практические навыки использования аварийно-спасательных средств.
Учения проводятся для проверки готовности к действиям членов судового экипажа и пассажиров в аварийных ситуациях. Они проводятся по сигналу тревоги с объявлением, что тревога является учебной. На пассажирских судах учения по оставлению судна и борьбе с пожаром должны проводиться еженедельно. На всех судах каждый член судового экипажа должен ежемесячно принять участие, по крайней мере, в одном учении по оставлению судна и по борьбе с пожаром. На каждое учение должен разрабатываться план, утверждаемый капитаном. Он же лично дает указание об объявлении учебной тревоги, руководит учением и его разбором. Проведенные учения должны быть зарегистрированы в судовом журнале.
Готовность судна к аварийным ситуациям является существенным элементом судовой Системы управления безопасностью и капитан должен удостовериться в том, что такая готовность достигнута и поддерживается на судне.
Аварийные учения по тревогам и подготовка, предусмотренные для поддержки судовой Системы Управления Безопасностью, являются единственным способом тренировки судового персонала для обеспечения эффективной координации действий в аварийной ситуации и исполнения функций, жизненно важных для безопасности или предотвращения/уменьшения последствий загрязнения.
Подготовка на судне
Подготовка на судне требуется каждому моряку для обеспечения:
Þ знания и практического применения конкретного судового оборудования и устройств;
Þ выполнения работы в соответствии с требованиями Системы управления безопасностью;
Þ понимания соответствующих правил, регламентирующих кодексов и руководств;
Þ получения знаний о процедурах, применяемых к данному судну.
Подготовка должна иметь акцент на превентивные меры управления безопасностью, охраны здоровья, защиты окружающей среды, предотвращения загрязнения и нанесения судну ущерба, а не только включать меры реагирования в случае аварии (напр., уменьшение последствий разлива, оказание первой помощи, борьба с пожаром и т.д.).
Обучение и практическая отработка действий берегового и судового персонала в аварийных ситуациях проводится по составляемым компанией программам обучений и тренировок (прежде всего применительно к идентифицированным (выявленным) потенциально возможным аварийным ситуациям). В программах учитываются обучения и тренировки, предусмотренные:
● Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море, 1974 (СОЛАС -74);
● Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты, 1978/1995 (ПДМНВ-78/95).
● Наставлением по борьбе за живучесть судов (НБЖС- 81).
В них отражаются (но этим не ограничиваются):
- индивидуальные инструкции и правила по использованию судовых спасательных и противопожарных средств и их снабжению:
- занятия и тренировки судового персонала по борьбе за живучесть судна, проводимые судовым командным составом и командирами аварийных партий под руководством старшего помощника и старшего (главного) механика;
- учебные сборы и учения, проводимые па судах для проверки готовности судового персонала к действиям в потенциально возможных аварийных ситуациях (в том числе и эвакуации).
Обучения и тренировки, проводимые на судах, совмещаются с проверкой состояния, надежности и готовности к действию судового оборудования (в том числе и систем внутрисудовой связи и аварийно-предупредительной сигнализации), обеспечивающего безопасность судового персонала и судна.
Порядок проведения обязательных обучений и тренировок судового персонала, и инструктивные материалы по их проведению разрабатываются и оформляются отдельно в виде «Руководства по обучению и тренировкам», являющегося самостоятельным нормативно-правовым документом системы управления безопасностью. Проведенные учения и тренировки регистрируются в судовой документации, предъявляемой при внутренних и внешних аудиторских проверках системы управления безопасностью.
5.8.4. Каково содержание план – графика проведения учебных тревог и учений? (примерный)
Капитан должен вести график учета проведения учебных тревог. Эти тревоги, по возможности, должны приближаться к реальным условиям и обстоятельствам. При этом следует иметь в виду, что сохранение жизни на судне в большей степени зависит от своевременных, эффективных и правильных действий в случае возникновения аварийной ситуации. Учебные тревоги - это способ приведения судна в постоянную готовность и возможность его подготовки к ликвидации аварийной ситуации.
По возможности каждая учебная тревога должна соответствовать и требованиям Конвенции SOLAS - 74 и требованиям Государства флага.
ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ТРЕВОГИ («График проведения еженедельных учений»).
. 1 Общесудовая учебная тревога (шлюпочная) по общему сбору экипажа.
.2 Пожарная учебная тревога.
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ТРЕВОГИ И УЧЕНИЯ («График проведения ежемесячных тревог»).
.1 Учебная тревога « Человек за бортом»:
Тревога по спуску дежурной шлюпки (Человек за бортом). На судах, имеющих отдельную Дежурную (поисковую) шлюпку, учебная тревога со спуском этой шлюпки и маневрированием на воде должна проводиться ежемесячно с участием расписанного по этой тревоге персонала.
|