Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Рефлекторная природа психики

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

 

П С И Х О Л О Г И Я – наука о закономерностях появления, проявления и развития психики.

 

 

Психические явления

           
     
 


Психические процессы психические состояния психические свойства

(ощущение, восприятие, (сосредоточенность, (характер, интересы,

память, мышление, невнимательность. темперамент,

воображение и др.) апатия и др.) способности и др.)

           
     
 
 

 


ПСИХИКА присуща животным и человеку.

Философские направления Первичное Вторичное
Идеализм Материализм     идея, дух, бог (психика)   материя, которая вечно двигается, развивается материя   психика, сознание

 

П С И Х И К А - это особое свойство особым образом организованной материи – мозга, заключающееся в способности этой материи отражать окружающий мир.

 

ПСИХИКА – свойство мозку


психика не материальна, хотя и продукт материи - мозга.

психика - отражение мозгом внешнего объективного мира.

 

 

ВСЯ МАТЕРИЯ ИМЕЕТ СВОЙСТВО ОТРАЖЕНИЯ

Виды отражения:

       
   
Психическое
 
 


мозг, нервная система

 

 

 
 
Биологическое, физиологическое


органическая материя

 

 

Физическое

неорганическая материя

 

 

Особенности психического отражения:

а) психическое отражение - это активный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс познания этого мира;

б) психика - единство объективного и субъективного, это субъективный образ объективного мира;



 

в) психическое отражение - это правильное отражение, критерием правильности психического отражения является практика.

 

ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

 

Общая психология
возрастная педагогическая

психология труда социальная

военная психология спорта

космическая юридическая

патопсихология зоопсихология

инженерная медицинская и др.

 

 

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Метод –способ действия.

Метод психологического исследования –способ изучение психических процессов и психологических особенностей человека, различных видов деятельности (способ лучения научной информации).

Методы

       
   
 


 

Основные: Дополнительные (частные):

 

наблюдение беседа

эксперимент анкетирование

тестирование

изучение продуктов деятельности

социометрия

Наблюдение – целенаправленное, планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюде­ние как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, прог­раммы, методики и техники наблюдения. Научное наблюдение тре­бует объективной и точной фиксации фактов (фотографирование, киносъемка, протоколы, записи в днев­нике и т. д.) и обработки результатов. Является наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования.

 

Эксперимент — исследование каких-либо явлений и процессов с целью проверки и обоснования научной гипотезы в специально созданных условиях. Цель эксперимента установление закономерностей между отдельными педагоги­ческими воздействиями и их результатами в поисках наиболее эффективного способа управления педагогическим процес­сом. В педагогической практике различают лабораторный и естественный эксперимент: первый протекает в специально созданных и контролируемых условиях, второй – осуществляется в привычной для испытуемого обстановке. В зависимости от цели различают эксперимент:

– констатирующий (изучение состояния педагогического явления);

– формирующий (апробация выдвинутой гипотезы);

– контрольный (обоснование полученных результатов и выводов).

Беседа — непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта, в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции. Для того, чтобы результаты беседы были наиболее объективными необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов. Значительно реже используется интервьюирование односторонняя беседа, инициатор которой за­дает вопросы, а собеседник отвечает. Правила интервьюирования требуют создание условий, располагающих к искренности испытуемых.

 

Анкетирование- метод получения информации посредством письменного опроса. Анкетирования предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.

 

Тестирование - целенаправленное обследование, проводимое по тщательно отработанным стандартизованным вопросам и позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых.

 

Метод изучения педагогической документации и продуктов детской (творческой) деятельностипо­зволяет получить различную информацию об исследуемом объек­те. В качестве источников информации выступают планы и отчеты заведующих и педагогов дошкольных учреждений; конспекты занятий, продукты изобразительной деятельности и ручного труда дошкольников. Изучение этих материалов позволяет установить взаимосвязи между изучаемыми явлениями, помогает выявить новые факты.

 

Социометрические методыпозволяют исследовать межличностные отношения в коллективе. В процессе наблюдения или опроса исследователь может определить место, роль, статус испытуемого; различить стадии формирования внутриколлективных отношений.

 

Для того чтобы результаты педагогических исследований были исчерпывающими и объективныминеобходимо использовать методы исследования в совокупности и с учетом возрастных особенностей ис­пытуемых.

Название метода Определение Краткая характеристика (требования) Преимущества (положительное) Недостатки (негативное)
           

 

 

МОЗГ И ПСИХИКА

Рефлекторная природа психики

Р Е Ф Л Е К С- ответная реакция организма на раздражение, осуществляющееся с помощью центральной нервной системы.

 
 

Б е з у с л о в н ы й

/врожденный /

- ответная реакция наступает

о б я з а т е л ь н о, если действует раздражитель;

- происходит автоматически, никакой предварительной тренировки не требуется;

 

 

- постоянный, неизмененный;

- обеспечивает приспособление к постоянным условиям внешней среды;

-дает лишь строго ограниченное ориентирования в окружающей среде.

 

У с л о в н ы й

/приобретенный/

- требует определенных условийдля возникновения:

многократное совпадение во времени действия условного и безусловного раздражителей; отсутствие постороннего раздражителя; большая физиологическая сила безусловного раздражителя; деятельное состояние коры головного мозга;

- временный, меняется;

- обеспечивает приспособления к изменяющимся условиям внешней среды;

- обеспечивает универсальное ориентирование в окружающей среде.


явление ф и з и о л о г и ч е с к о е


Р Е Ф Л Е К С


явление п с и х и ч е с к о е

 

Физиологическая О С Н О В А:


Б е з у с л о в н ы й рефлекс У с л о в н ы й рефлекс


- постоянные нервные связи - временные нервные связи


 

Рефлекторное кольцо - путь, по которому нервные импульсы, возникшие в рецепторах, передаются в центральную нервную систему, из нее на органы, отвечающие на раздражение, а оттуда снова в центральную нервную систему - сигнал о состоянии исполнительного органа.

Р Е Ф Л Е К С– это результат взаимодействия двух противоположных нервных процессов - возбуждения и торможения.

Н Е Р В Н Ы Е П Р О Ц Е С С Ы:

В о з б у ж д е н и е – активная деятельность коры головного мозга, образование новых условных нервных связей.

Т о р м о ж е н и е – изменение активной деятельности, прекращение возникшего возбуждения, блокировки временных нервных связей.

 
 



Б е з у с л о в н о е

В н е ш н е е– возникает при изменении видов деятельности: новое возбуждения затормаживает старое.

О х р а нительное

/з а п р е д е л ь н о е / –

возникает при воздействии очень сильных или длительно действующих раздражителей.

У с л о в н о е

У г а с а тельное– возникает при неподкрепленные условных рефлексов.

З а п о з дывающее – возникает в том случае, когда соответствующая реакция наступает не сразу, а через некоторый период времени, когда подкрепление опаздывает.

Д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о е -

возникает при подкреплении одних и

неподкреплении других раздражителей той же зоны.


 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.