Рефлекторная природа психики ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
П С И Х О Л О Г И Я – наука о закономерностях появления, проявления и развития психики.
Психические явления
Психические процессы психические состояния психические свойства
(ощущение, восприятие, (сосредоточенность, (характер, интересы,
память, мышление, невнимательность. темперамент,
воображение и др.) апатия и др.) способности и др.)
ПСИХИКА присуща животным и человеку.
Философские направления
|
Первичное
|
Вторичное
| Идеализм
Материализм
|
идея, дух, бог (психика)
материя, которая вечно двигается, развивается
| материя
психика, сознание
|
П С И Х И К А - это особое свойство особым образом организованной материи – мозга, заключающееся в способности этой материи отражать окружающий мир.
психика не материальна, хотя и продукт материи - мозга.
психика - отражение мозгом внешнего объективного мира.
ВСЯ МАТЕРИЯ ИМЕЕТ СВОЙСТВО ОТРАЖЕНИЯ
Виды отражения:
мозг, нервная система
| | Биологическое,
физиологическое
| |
органическая материя
неорганическая материя
Особенности психического отражения:
а) психическое отражение - это активный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс познания этого мира;
б) психика - единство объективного и субъективного, это субъективный образ объективного мира;
в) психическое отражение - это правильное отражение, критерием правильности психического отражения является практика.
ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
возрастная педагогическая
психология труда социальная
военная психология спорта
космическая юридическая
патопсихология зоопсихология
инженерная медицинская и др.
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Метод –способ действия.
Метод психологического исследования –способ изучение психических процессов и психологических особенностей человека, различных видов деятельности (способ лучения научной информации).
Методы
Основные: Дополнительные (частные):
наблюдение беседа
эксперимент анкетирование
тестирование
изучение продуктов деятельности
социометрия
Наблюдение – целенаправленное, планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов (фотографирование, киносъемка, протоколы, записи в дневнике и т. д.) и обработки результатов. Является наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования.
Эксперимент — исследование каких-либо явлений и процессов с целью проверки и обоснования научной гипотезы в специально созданных условиях. Цель эксперимента установление закономерностей между отдельными педагогическими воздействиями и их результатами в поисках наиболее эффективного способа управления педагогическим процессом. В педагогической практике различают лабораторный и естественный эксперимент: первый протекает в специально созданных и контролируемых условиях, второй – осуществляется в привычной для испытуемого обстановке. В зависимости от цели различают эксперимент:
– констатирующий (изучение состояния педагогического явления);
– формирующий (апробация выдвинутой гипотезы);
– контрольный (обоснование полученных результатов и выводов).
Беседа — непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта, в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции. Для того, чтобы результаты беседы были наиболее объективными необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов. Значительно реже используется интервьюирование – односторонняя беседа, инициатор которой задает вопросы, а собеседник отвечает. Правила интервьюирования требуют создание условий, располагающих к искренности испытуемых.
Анкетирование- метод получения информации посредством письменного опроса. Анкетирования предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.
Тестирование - целенаправленное обследование, проводимое по тщательно отработанным стандартизованным вопросам и позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых.
Метод изучения педагогической документации и продуктов детской (творческой) деятельностипозволяет получить различную информацию об исследуемом объекте. В качестве источников информации выступают планы и отчеты заведующих и педагогов дошкольных учреждений; конспекты занятий, продукты изобразительной деятельности и ручного труда дошкольников. Изучение этих материалов позволяет установить взаимосвязи между изучаемыми явлениями, помогает выявить новые факты.
Социометрические методыпозволяют исследовать межличностные отношения в коллективе. В процессе наблюдения или опроса исследователь может определить место, роль, статус испытуемого; различить стадии формирования внутриколлективных отношений.
Для того чтобы результаты педагогических исследований были исчерпывающими и объективныминеобходимо использовать методы исследования в совокупности и с учетом возрастных особенностей испытуемых.
№
| Название метода
| Определение
| Краткая характеристика (требования)
| Преимущества (положительное)
| Недостатки (негативное)
|
|
|
|
|
|
|
МОЗГ И ПСИХИКА
Рефлекторная природа психики
Р Е Ф Л Е К С- ответная реакция организма на раздражение, осуществляющееся с помощью центральной нервной системы.
Б е з у с л о в н ы й
/врожденный /
- ответная реакция наступает
о б я з а т е л ь н о, если действует раздражитель;
- происходит автоматически, никакой предварительной тренировки не требуется;
- постоянный, неизмененный;
- обеспечивает приспособление к постоянным условиям внешней среды;
-дает лишь строго ограниченное ориентирования в окружающей среде.
У с л о в н ы й
/приобретенный/
- требует определенных условийдля возникновения:
многократное совпадение во времени действия условного и безусловного раздражителей; отсутствие постороннего раздражителя; большая физиологическая сила безусловного раздражителя; деятельное состояние коры головного мозга;
- временный, меняется;
- обеспечивает приспособления к изменяющимся условиям внешней среды;
- обеспечивает универсальное ориентирование в окружающей среде.
явление ф и з и о л о г и ч е с к о е
Р Е Ф Л Е К С
явление п с и х и ч е с к о е
Физиологическая О С Н О В А:
Б е з у с л о в н ы й рефлекс У с л о в н ы й рефлекс
- постоянные нервные связи - временные нервные связи
Рефлекторное кольцо - путь, по которому нервные импульсы, возникшие в рецепторах, передаются в центральную нервную систему, из нее на органы, отвечающие на раздражение, а оттуда снова в центральную нервную систему - сигнал о состоянии исполнительного органа.
Р Е Ф Л Е К С– это результат взаимодействия двух противоположных нервных процессов - возбуждения и торможения.
Н Е Р В Н Ы Е П Р О Ц Е С С Ы:
В о з б у ж д е н и е – активная деятельность коры головного мозга, образование новых условных нервных связей.
Т о р м о ж е н и е – изменение активной деятельности, прекращение возникшего возбуждения, блокировки временных нервных связей.
Б е з у с л о в н о е
В н е ш н е е– возникает при изменении видов деятельности: новое возбуждения затормаживает старое.
О х р а нительное
/з а п р е д е л ь н о е / –
возникает при воздействии очень сильных или длительно действующих раздражителей.
У с л о в н о е
У г а с а тельное– возникает при неподкрепленные условных рефлексов.
З а п о з дывающее – возникает в том случае, когда соответствующая реакция наступает не сразу, а через некоторый период времени, когда подкрепление опаздывает.
Д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о е -
возникает при подкреплении одних и
неподкреплении других раздражителей той же зоны.
|