Цель противопожарной защиты судна .1 Предотвращение возникновения пожаров и взрывов;
.2 Снижение риска для жизни, возникающего по причине пожаров;
.3 Снижение риска повреждений судну и судовому оборудованию, перевозимым грузам и окружающей среде, причиняемых пожарами на борту;
.4 Сдерживание пожаров, контроль над ними и их подавление в различных отсеках судна;
.5 Обеспечение надежных, доступных и безопасных путей эвакуации для пассажиров и экипажа судна.
Функциональные требования.
Для успешного достижения целей противопожарной защиты судна вводятся следующие требования:
.1 разделение судна на главные вертикальные зоны конструктивными элементами с тепловой изоляцией и без нее;
.2 отделение жилых помещений от других помещений судна конструктивными элементами с тепловой изоляцией и без нее;
.3 ограничение применения горючих материалов;
.4 обнаружение любого пожара в зоне его возникновения;
.5 ограничение распространения и тушение любого пожара в местах его возникновения;
.6 защита путей эвакуации и доступов для борьбы с пожаром;
.7 готовность средств пожаротушения к быстрому применению;
.8 сведение к минимуму возможности воспламенения паров воспламеняющихся грузов.
(SOLAS 74, Глава II-2, Часть А, Правило 2).
Разделение судна на Зоны
Переборки и палубные перекрытия. Bulkheads and Decks
Конструкция судна предусматривает его разделение на Главные Вертикальные Пожарные Зоны посредством использования стальных, усиленных изоляционными материалами перекрытий, которые предотвращают распространение огня и дыма по горизонтали из одной зоны в другую.
Перекрытия класса “A”:переборки и палубные перекрытия, разделяющие жилые и служебные помещения от машинного отделения, камбуза, составляют границы всех операционных центров судна, траповые перегородки и границы грузовых помещений.
Перекрытия класса “A”представляют собой перекрытия, образованные переборками и палубами, отвечающие следующим критериям:
1. изготовлены из стали;
2. имели усиленные элементы жесткости;
3. изолированы одобренными негорючими материалами таким образом, чтобы средняя температура на стороне, противоположной огневому воздействию не повышалась выше, чем на 140°С по сравнению с первоначальной; и чтобы ни в одной точке, включая, включая соединения температура не повышалась выше 180°С по сравнению с первоначальной в пределах промежутков времени, указанных ниже:
Class ―A-60‖ - 60 min
Class ―A-30‖ – 30 min
Class ―A-15‖ – 15 min
Class ―A-0‖ - 0 min.
4. Сконструированы так, чтобы не допускать прохождение дыма или пламени до конца 60-ти минутного стандартного теста.
Перекрытия класса “B”:переборки и палубные перекрытия, разделяющие каюты и коридоры, а также переборки между каютами.
Перекрытия класса “В”представляют собой перекрытия, образованные переборками, палубами, подволоками или зашивками, отвечающие следующим критериям:
1. изготовлены из одобренных негорючих материалов;
2. изолированы одобренными материалами таким образом, чтобы средняя температура на стороне, противоположной огневому воздействию, не повышалась выше, чем на 140°С по сравнению с первоначальной; и чтобы ни в одной точке, включая, включая соединения температура не повышалась выше 225°С по сравнению с первоначальной в пределах промежутков времени, указанных ниже:
Class ―В-15‖ – 15 min
Class ―В-0‖ - 0 min.
3. Сконструированы так, чтобы не допускать прохождение пламени до конца 30-ти минутного стандартного теста.
Перекрытия класса “С”:перекрытия, изготовленные из негорючих материалов, к которым не предъявляются требования по непроницаемости дыма и пламени и перепаду температур.
Негорючие материалы – материалы, которые при нагревании до 750° С не горят и не выделяют горючих газов в количестве, достаточном для самовоспламенения. Материалы, не удовлетворяющие этим требованиям, считаются горючими.
На судах с горизонтальным способом погрузки, где установка вертикальных перекрытий невозможна, вместо огнестойких переборок применяется система водяных завес, препятствующих распространению огня.
Члены судовой команды должны чѐтко знать, что судно может выжить даже в случае существенного пожара в случае, если пожар изолирован в любом помещении в пределах одной зоны. Это обеспечивается пожарной защитой судна по конструкции, при условии выполнения всех необходимых действий согласно хорошей морской практики и правил борьбы с пожаром (закрытие всех противопожарных дверей, перекрытие доступа воздуха в горящее помещение, охлаждение смежных переборок и прочее).
Рис.1. Главные Вертикальные Пожарные Зоны
Главные Вертикальные Пожарные Зоны нумеруются от носа в корму судна.
Горизонтальная протяженность главной вертикальной противопожарной зоны не должны превышать 40 м
На пожарном плане судна (Fire Plan) все перекрытия Класса А наносятся красным цветом, а перекрытия Класса В – желтым.
Палубные перекрытия, разделяющие машинные помещения, камбузы и другие, имеющие повышенный риск возникновения пожаров также усилены термостойким изоляционным материалом для предотвращения распространения дыма и огня по вертикали.
|