Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Инструменты денежно-кредитной политики.

Центральный банк применяет достаточно широкий набор инструментов денежно-кредитной политики. Часть из них относится к прямым методам денежно-кредитного регулирования, но большая часть - к косвенным. Под прямыми количественными ограничениями ЦБ РФ понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций, на проведение ими отдельных банковских операций, на объем целевого кредитования. В недавнем прошлом в России в качестве прямого инструмента использовалось в основном целевое кредитование. ЦБ определял круг специальных уполномоченных банков, которые кредитовали ряд приоритетных отраслей народного хозяйства по процентным ставкам значительно ниже рыночных, а в целях компенсации предоставлял им определенные льготы. При отсутствии должного контроля подобные кредиты использовались в основном на поддержку убыточных и нерентабельных предприятий, что приводило к нарушению рыночных принципов кредитования. Дешевые централизованные кредиты через механизм банковской мультипликации раскручивали инфляционную спираль, что противоречило достижению главной цели денежно-кредитной политики. Постепенно доля централизованных ссуд в пассивах коммерческих банках уменьшалась, и ЦБ РФ отказался от прямого кредитования приоритетных отраслей экономики, что позволило с 1996 г. перейти к косвенным методам денежно-кредитного регулирования. Что же касается прямых ограничений, то в настоящее время ЦБ РФ использует в основном лимит на рефинансирование кредитных организаций.

Наиболее часто применяемыми косвенными инструментами денежно-кредитного регулирования являются: установление нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке, рефинансирование банков. Выбор конкретного инструмента или их комбинаций, продолжительность и масштабы их применения определяются необходимостью повышения оперативности и эффективности денежно-кредитного регулирования в складывающихся экономических условиях и ее направленности. Однако возможности эффективного регулирования денежно-кредитной сферы с помощью этих инструментов в трансформирующихся экономиках ограниченны, т.к. приходится решать целый ряд разноплановых задач, которые требуют применения инструментов противоположной направленности.



На первых порах основным инструментом выступает норма обязательных резервов. Но если в странах с развитой рыночной экономикой к этому инструменту прибегают крайне редко, чтобы не нарушить сложившегося конкурентного равновесия на финансовых рынках, то в России изменение обязательных резервов выступает по сути дела оперативным инструментом, хотя в последнее время наблюдается тенденция к уменьшению его использования. В связи с этим в условиях инфляции норма обязательных резервов достаточно высока, что сказывается на ресурсной базе коммерческих банков. Обязательные резервы представляют собой часть активов коммерческих банков, которую они обязаны держать в ЦБ РФ. Размер обязательных резервов определяется к обязательствам кредитной организации и их норматив не может превышать 20% от этих обязательств. Уменьшая норму обязательных резервов, ЦБ РФ тем самым увеличивает возможности коммерческих банков в области кредитной эмиссии, поскольку ресурсная база коммерческих банков увеличивается. При повышении нормы резервирования объем ресурсов коммерческих банков для выдачи кредитов уменьшается, уменьшается и кредитная эмиссия. Таким образом, изменение нормы обязательных резервов воздействует на процесс мультипликации.

Операции на открытом рынке - это купля-продажа ЦБ РФ государственных ценных бумаг и его собственных облигаций. Основными субъектами этих операций, партнерами ЦБ РФ выступают коммерческие банки. Цель этих операций состоит в регулировании количества денег, обращающихся на рынке. При продаже ценных бумаг ЦБ денежная масса в обращении сокращается, а при их выкупе в денежный оборот вводится дополнительное количество денег. Эти операции в России осуществлялись в основном для привлечения средств на финансирование дефицита государственного бюджета. Поэтому государственные ценные бумаги с самого начала имели высокую доходность, носили краткосрочный характер. В силу этого банки получили инструмент, позволявший им получать гарантированные высокие доходы, и не спешили выдавать кредиты реальному сектору экономики. По сути дела такая деятельность ЦБ РФ ориентировала денежные потоки исключительно на финансовый рынок, оголяя реальный сектор. В настоящее время государственный бюджет в России профицитный, но этот инструмент денежно-кредитной политики продолжает использоваться государством, теперь в основном, именно как инструмент регулирования объема денежной массы, а не как источник финансирования дефицита государственного бюджета. В странах с развитой рыночной экономикой операции на открытом рынке являются основным оперативным инструментом денежно-кредитного регулирования. Однако там доходность по государственным ценным бумагам гораздо ниже, чем доходность по ценным бумагам частных компаний, но они привлекают покупателей своей надежностью, чего про российские государственные ценные бумаги пока сказать нельзя.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России коммерческих банков по учетной ставке (ставке рефинансирования), которую он может устанавливать сам. С помощью этой учетной ставки ЦБ РФ оказывает воздействие на соотношение спроса и предложения на кредитном рынке. Высокая ставка (дорогие деньги) ограничивает спрос на кредитные ресурсы со стороны коммерческих банков, так как спрос на кредит со стороны предпринимательского сектора при высокой ставке также уменьшается. Понижение учетной ставки (дешевые деньги) приводит к понижению ставки процента за кредит коммерческих банков, что создает спрос со стороны предпринимательского сектора. Учетная ставка выполняет своеобразную информационную роль. Уменьшая ставку, ЦБ РФ дает частному сектору сигнал о желательной активизации деловой активности, увеличение ставки – это сигнал к противоположному действию. Если частный сектор не реагирует, ЦБ РФ применяет более жесткие инструменты, например, обязательные резервы. В переходной экономике чаще всего прослеживается слабая зависимость между уровнем учетной ставки Центрального банка и рыночными ставками коммерческих банков. В России с помощью этого инструмента Центральный банк чаще всего ограничивал нарастание спекулятивных операций.

Деформированность банковской системы, большие расходы по обслуживанию внешнего и внутреннего государственного долга, непродуманная политика денежно-кредитного регулирования вызвали в конце концов финансово-экономический кризис в августе 1998 г. Этот кризис в очередной раз подтвердил значение денег в экономике и тот факт, что денежно- кредитная политика должна осуществляться с учетом реальных экономических условий и быть направленной в первую очередь на развитие реального сектора экономики.

Основные понятия и термины

Деньги – актив (имущество), обладающий в определенных социально-экономических условиях свойством абсолютной ликвидности, что позволяет им быть измерителем стоимости любых других благ (всеобщим эквивалентом) и всеобщей формой богатства.

Денежная масса – совокупность платежных средств (наличных, безналичных денег и иных денежных документов), обращающихся в стране на данный момент. Это та общая сумма денег и денежных обязательств, которая находится в распоряжении экономики страны и обеспечивает финансирование ее деятельности.

Денежно-кредитная политика - совокупность мероприятий ЦБ в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс. Её цель – достижение равновесного и устойчивого развития экономики.

Ликвидность - способность того или иного денежного обязательства быть обращенным в наличные деньги. Различные компоненты денежной массы обладают разной степенью ликвидности - наибольшей ликвидностью обладают наличные деньги, срочные вклады в Сбербанке обладают меньшей ликвидностью, а у банковских сертификатов степень ликвидности еще меньше.

Предложение денег – количество денег, предлагаемое на денежном рынке банковской системой страны во главе с ЦБ. Предложение денег определяется достигнутым уровнем развития экономики, номинальным объемом ВВП, а также возможностями его роста.

Равновесие на денежном рынке – равенство количества предлагаемых денежных средств на денежном рынке количеству денег, которые желают иметь у себя население и предприниматели.

Рестрикционная и экспансионистская денежно-кредитная политика. Экспансионистская денежно-кредитная политика направлена на увеличение объема кредитования и денежной эмиссии, а рестрикционная на их уменьшение либо сдерживание.

Рефинансирование – кредитование ЦБ кредитных организаций по ставке рефинансирования (учетной ставке), которую он устанавливает сам.

Спрос на деньги – количество денег, которое граждане и предприниматели хотели бы иметь в своем распоряжении в настоящий момент в зависимости от имеющегося уровня доходов, реальных денежных остатков и ставки процента по неденежным активам.

Формы денег – две разные (наличная и безналичная) постоянно сменяющие друг друга формы существования денег (но не разные деньги!), принимаемые ими на разных стадиях своего обращения в экономике.

Эмиссия денег – выпуск государством в обращение дополнительных наличных и безналичных денег для финансирования своих расходов, увеличивающий денежную массу и собственно предложение денег.

 

6. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИСКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАКРОЭКОНОМИКИ






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.