Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Кризис связанный с деятельностью руководителя

Каждый из нас на протяжении жизни неоднократно встречался с понятием «кризис». Оно широко используется в нашей повседневности, когда мы говорим о кризисах перепроизводства, о духовно-нравственном кризисе общества, о кризисе в состоянии больного человека, о психологическом кризисе отдельной личности.

Таким образом, кризис — это сложное переходное состояние, возникающее в условиях невозможности (или затрудненности) жить, как прежде, и незнания, как жить дальше, связанное с мучительным переживанием своего нового «Я».

Под кризисом профессионального становления следует понимать относительно непродолжительные по времени (до года) периоды кардинальной перестройки личности руководителя, обусловленные внутренними противоречиями и неудовлетворенностью своей управленческой деятельностью.

Происходящая перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими, а в отдельных случаях — к смене профессии. При характеристике таких кризисов, как правило, анализируются трудности профессионализации личности, противоречивость управленческой деятельности и коллизии карьеры.

К причинам, порождающим кризисы профессионального становления, обычно относят следующие:

· неудовлетворенность своим социальным и профессиональным статусом, постепенные качественные изменения способов выполнения деятельности. У любого руководителя наступает момент, когда дальнейшее освоение деятельности уже невозможно без коренной ее ломки. Личности становятся тесны прежние профессиональные рамки, и она пытается подняться над ними. Руководитель пытается совершить прорыв из привычного, но неудовлетворяющего настоящего в неизвестное, сулящее возможность самоактуализации и совершенствования будущего. Этот прорыв может осуществляться как в рамках своей профессии, так и в условиях смены места работы, службы, профессии, места жительства и др.;



· социально-экономические условия жизнедеятельности человека. К таким условиям относят сокращение штатов, а иногда и организации, неудовлетворительную оплату труда, социальную незащищенность, сложность нахождения между «неугомонными» подчиненными и требовательным руководством и др. На формирование кризисов профессионального становления могут оказать влияние ухудшение здоровья, профессиональная усталость, интеллектуальная беспомощность, синдром «эмоционального сгорания». Нередко кризисы такого рода возникают при вступлении в новую должность, участии в конкурсе на замещение вакантной должности, аттестации;

· чрезмерная поглощенность профессиональной деятельностью. Руководители, одержимые работой как средством достижения признания и успеха, жертвуют всем ради «дела всей своей жизни». Руководство как деятельность заменяет им все — семью, друзей, радость общения, свободное время, увлечения. Для них иногда обеспечение «дела» заменяет само «дело». Постепенно у них начинает наблюдаться так называемый «технократический подход» к решению управленческих проблем. Они нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными, проявляют чрезмерную жесткость во взаимоотношениях с подчиненными и коллегами.

Время от времени такого руководителя охватывает чувство неудовлетворенности и собой, и окружающими, и жизнью вообще. Как следствие, возникает состояние профессиональной апатии и пассивности, депрессия, прерываемое иногда лихорадочными поисками выхода.

Переживая кризис, руководитель, как правило, поднимается на более высокий уровень развития. Это связано с тем, что кризис приводит к перестройке психологической структуры личности. Порождая психическую напряженность, кризис стимулирует профессиональное развитие.

Нет ответов, одинаковых для любых ситуаций. Можно отметить лишь, что руководитель, повышающий свою квалификацию, стремящийся реализовать себя в деятельности, руководитель, являющийся лидером не только в своей организации, но и на своем противоречивом жизненном пути, имеет все шансы успешно преодолеть этот кризис.


Темы контрольных работ

1. Основные методы психологии управления. Социометрия как один из популярных методов изучения социальных явлений.

2. Феномен руководства и феномен лидерства. Эффективность руководства и стиль руководства.

3. Основные качества руководителя и степени влияния руководителя на людей.

4. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности.

5. Процессы принятия управленческих решений.

6. Специфика группового принятия решения.

7. Психологические ловушки, психологические барьеры в процессах принятия решений.

8. Управленческое общение в деятельности руководителя, его формы.

9. Психологические барьеры в общении руководителя и их преодоление.

10. Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя.

11. Коммуникация в организациях, её роль. Причины плохих коммуникаций.

12. Психология управления трудовым коллективом.

13. Психологические факторы профессиональной адаптации.

14. Социально психологический климат в коллективе.

15. Распределение деловых ролей в организации.

16. Технология карьеры, психологические особенности.

17. Психологические основы управления конфликтными ситуациями. Виды конфликтов.

18. Конфликт. Управление конфликтными ситуациями в управленческой деятельности.

19. Здоровье руководителя как фактор эффективной деятельности.

20. Управление эмоциональным состоянием, стресс в деятельности руководителя.


Вопросы к зачету

1. Объект и предмет психологии менеджмента.

2. Основные методы психологии управления.

3. Руководство и лидерство в организациях.

4. Руководство и лидерство. Стили управления.

5. Функции управленческой деятельности.

6. Профессионально важные качества руководителя.

7. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности.

8. Этапы группового принятия решения.

9. Психологические особенности делегирования полномочий.

10. Структура личности подчиненного.

11. Психология управления поведением и деятельностью подчиненного. Стимулирование, денежное вознаграждение.

12. Трудовой коллектив и его структура.

13. Стадии развития трудового коллектива.

14. Социально-психологический климат в коллективе.

15. Психологические факторы профессиональной адаптации (адаптация, профессиональная адаптация).

16. Управленческое общение в деятельности руководителя. Перцептивная сторона общения.

17. Коммуникативная сторона управленческого общения.

18. Интерактивная сторона общения (сущность взаимодействия).

19. Основные способы управленческого воздействия (внушение, заражение, подражание, убеждение).

20. Конфликты в управленческой деятельности. Структурные компоненты конфликта.

21. Типология конфликтов.

22. Эскалация конфликта. Предупреждение конфликтов.

23. Управление конфликтными ситуациями. Модель К.Томаса.

24. Стресс в деятельности руководителя. Причины стресса, его преодоление.


Задание к зачету

Студент выполняет исследовательскую работа на тему «Социально-психологический климат коллектива», которую оформляет в виде контрольной работы, следующим образом:

· титульный лист;

· введение (социально-психологический климат как один из главных показателей успешной деятельности руководителя и развития коллектива);

· исследовательская часть (анализ психологического климата вашего подразделения, отдела или коллектива, обработка полученных данных);

· заключение (основные выводы, практические рекомендации по улучшению социально-психологического климата).

Определить психологическую характеристику коллектива помогут следующие материалы:

Опросник






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.