Коллоквиум «Русская историческая наука XVIII-XIX вв.» (от 11 до 20 рейтинговых баллов за выполнение каждого теста)
Коллоквиум «Русская историческая наука XVIII-XIX вв.» является заданием рубежного контроля и обязательным условием получения итоговой оценки по дисциплине. Коллоквиум проводится по академическим группам в соответствии со специально разработанным графиком. Форма проведения – письменная (хотя, как следует из словарей, коллоквиум – это «беседа преподавателя со студентами с целью выяснения их знаний»). Количество заданий в тесте – 10. Время выполнения – 30 мин. Тематическая основа – исторические концепции В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, П.Н. Милюкова.
Типы заданий
1) задания закрытого типа:
а) с выбором одного верного ответа
Пример тестового задания:
Среди историков XIX века на позициях антинорманизма стоял:
1) М.П. Погодин,
2) Н.Г. Устрялов,
3) Д.И. Иловайский,
4) С.М. Соловьев.
б) с выбором нескольких верных ответов
Пример тестового задания:
Развитие исторических знаний в России в XVII в. характеризуется:
1) появлением первого печатного учебника истории,
2) созданием первых панорамных научных исторических исследований,
3) изданием летописных текстов,
4) ростом интереса к античной историографии,
5) демократизацией состава авторов исторических сочинений,
6) расцветом централизованного летописания.
в) на установление соответствия между элементами двух множеств
Пример тестового задания:
Установите соответствие между теоретико-методологическими основами исторических концепций и российскими историками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Историки
| Теоретико-методологические основы концепции
| 1) А.С. Лаппо-Данилевский
2) Н.М. Карамзин
3) П.Н. Милюков
4) С.М. Соловьев
| А) позитивизм
Б) гегельянство
В) просветительство
Г) неокантианство
| ,
2) задания открытого типа с кратким ответом (дополнение, подстановка имен, понятий, определение авторства и т.п.)
Пример тестового задания:
Заполните пропуск в известном тезисе Н.М. Карамзина: «___________ есть палладиум России».
3) задания-задачи
Пример тестового задания:
Однажды Н.М. Карамзин, после назначения на должность историографа, делал визиты. В одном доме, не застав хозяина, он приказал лакею записать свое звание и имя: «Историограф Карамзин». Что же записал лакей?
Литература для подготовки к коллоквиуму
- Историки России. XVIII – начало XX века / Отв. ред. А.Н. Сахаров. – М., 1996.
- Историки России. Биографии / Сост., отв. ред. А.А. Чернобаев. – М., 2001.
- Историография истории России до 1917 г.: учебник для студентов вузов: В 2 т. / Под ред. М.Ю. Лачаевой. – М., 2003.
- Историография истории России: учебное пособие / Под ред. А.А. Чернобаева. – М., 2014.
- Наумова Г.Р., Шикло А.Е. Историография истории России: учебное пособие для студентов. – М., 2011.
Разработчик: А.В. Клименко, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России.
Оценочное средство утверждено на заседании кафедры истории России (протокол № 1 от 31 августа 2015 г.).
И.о. заведующего кафедрой истории России М.Ю. Лачаева
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»
(МПГУ)
Институт истории и политики
Кафедра истории России
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО
Учебный год, 3 курс, 6 семестр
Направление 44.03.05 Педагогическое образование
(профили «История и Обществознание», «История и Иностранный язык»,
«История и Право»)
Очная форма обучения
Задание промежуточной аттестации
(в составе дополнительных рейтинговых заданий)
Экзаменационное собеседование
(от 10 до 20 рейтинговых баллов)
В соответствии с учебным планом формой промежуточной аттестации по дисциплине является экзамен. В рамках рейтинг-плана экзамен входит в состав дополнительных (компенсирующих) заданий, студенты определяют необходимость участия в нем самостоятельно. Программа экзамена включает всю проблематику дисциплины. Форма экзамена – собеседование (как по экзаменационным вопросам, так и по проблематике тех тематических разделов курса, при освоении которых студент проявил минимальную активность или неудовлетворительный уровень знаний).
Перечень вопросов для подготовки к экзамену
1. Предмет историографии. Историография и история исторической науки. Дискуссии вокруг определения предмета историографии.
2. История историографии. Причины и время возникновения истории исторической науки. Основные этапы развития историографии как специальной исторической дисциплины.
3. Основные задачи истории исторической науки. Принципы и методы историографического познания. Историографические факты и историографические источники.
4. Общенаучные парадигмы и особенности реализации их потенциала в исторической науке.
5. Периодизация развития исторической науки в историографии.
6. Школы, течения и направления в исторической науке. Поколенческие генерации историков и развитие историографии.
7. Особенности исторического сознания в эпоху формирования древних обществ.
8. Историософия традиционных цивилизаций: универсальные черты и особенности.
9. Античная историография
10. Особенности средневековой западноевропейской историографии.
11. Гуманистическая историография эпохи Ренессанса.
12. Историческое знание в Европе раннего Нового времени.
13. Возникновение и развитие исторических знаний в России с древнейших времен до конца XVII в.
14. Превращение исторических знаний в науку в России (первая половина XVIII в.).
15. Эпоха Просвещения в развитии системы исторического познания.
16. Просветительское направление в русской историографии. Н.М. Карамзин.
17. Западноевропейская историография эпохи романтизма (первая половина XIX в.).
18. Немецкая классическая философия и историческая наука.
19. Историческая наука в России во второй трети XIX в. Государственная школа.
20. Позитивизм и развитие исторической науки во второй половине XIX в.
21. Формационный подход к истории.
22. Русская историческая наука в последней трети XIX в. Формирование петербургской и московской школ.
23. Западноевропейская историография начала ХХ в. и развитие цивилизационных исследований.
24. Российская историческая наука в конце XIX – первой четверти ХХ в.
25. Феномен советской историографии.
26. «Новая историческая наука» и школа «Анналов».
27. Теории модернизации.
28. «Новая научная история» в англо-американской историографии.
29. Микроистория в немецкой и итальянской историографии.
30. Историческая наука России в конце ХХ – начале XXI в.
30.
Разработчик: А.В. Клименко, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России.
Оценочное средство утверждено на заседании кафедры истории России (протокол № 1 от 31 августа 2015 г.).
И.о. заведующего кафедрой истории России М.Ю. Лачаева
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»
(МПГУ)
Институт истории и политики
Кафедра истории России
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО
|