Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Практические (семинарские) занятия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины В3.06 Маркетинг
для направления 38.03.02 – Менеджмент
Факультета экономики, управления и бизнеса
кафедра-разработчик маркетинга и управления предприятием

 

Вид учебной работы и формы контроля Очная форма Заочная форма
всего   курс, семестр всего   курс, семестр
Общая трудоемкость дисциплины: - в зачетных единицах - в часах         1, 2; 2, 3 1, 2; 2, 3     - -     - -
Аудиторные занятия, часов: - лекции - практические (ПЗ) - семинарские (СЗ) - лабораторные (ЛР) -   1, 2; 2, 3 1, 2; 2, 3 - 2, 3   - -   -   - -   -
Самостоятельная работа, часов: - курсовая (проект) работа - прочие виды + - 1, 2; 2, 3 2, 3 - - - - - - -
Зачет + - - -
Экзамен + 1, 2; 2, 3 - -

 

Краснодар

Г.

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО для направления подготовки 38.03.02 Менеджмент

 

Составитель д.э.н., доцент Э.Ф. Хандамова

 

Рецензент кафедры-разработчика к.э.н. Р.А. Авдеева

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры маркетинга и управления предприятием

 

25 августа 2015 г. протокол № 1

 

 

Зав. кафедрой-разработчика

д.э.н., профессор М.Б. Щепакин

 

 

Рассмотрена методической комиссией факультета экономики, управления и бизнеса

26 августа 2015 г. протокол № 1

 

Председатель методической комиссии ФЭУБ

д.э.н., профессор М.Б. Щепакин

 

1 Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины «Маркетинг» для бакалавров менеджмента является подготовка профессионалов в области организации и управления маркетинговой деятельностью, владеющих технологиями исследований и анализа рынка, управления товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политикой хозяйствующего субъекта, организации и управления маркетингом.



Цели преподавания данной дисциплины сводятся к следующему:

1) научить студентов на основе современных научных подходов решать проблемы организации, управления и контроля маркетинговой деятельности, способствующей эффективному функционированию предприятий в условиях современного рынка и обострения конкуренции, опираясь на применение маркетингового инструментария при формировании стратегии предприятия и принятии управленческих решений;

2) познакомить студентов с принципами, технологиями и методами маркетинга, необходимыми при анализе, оценке и решении конкретных рыночных проблем и практических ситуаций;

3) способствовать получению тех знаний, которые необходимы будущим специалистам для выполнения должностных функций, связанных с выбранной профессией;

4) продемонстрировать прямую связь данной дисциплины с такими дисциплинами, как «Экономика», «Менеджмент», «Социология», «Психология», «Статистика»;

5) показать студентам, как практическая деятельность по реализации принципов и технологий маркетинга должна опираться на целый ряд следующих фундаментальных наук – общую экономическую теорию, психологию, социологию, демографию; научить их апеллировать к данным этих наук при решении конкретных задач маркетинга;

6) привить практические навыки в области комплексного исследования товарного рынка на основе современных научных методов, анализа организационных факторов маркетинговой деятельности, исследования особенностей жизненного цикла товара (услуг) в производственной сфере, разработки товаров, выбора каналов распределения и товародвижения, разработки комплекса маркетинга, планирования и управления маркетинговой деятельностью на предприятиях различных сфер деятельности.

Основные задачи преподавания дисциплины сводятся к следующему:

1) сформировать у студентов четкое представление о маркетинге как о концепции внутрифирменного управления и целостной системе организации предпринимательской деятельности, направленной на решение задач фирмы (предприятия) по организации производства и предложения на рынке товаров и услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности активных и потенциальных покупателей;

2) привить практические навыки в создании маркетинговых структур на предприятиях различных сфер деятельности и в проведении маркетинговых исследований;

3) вооружить студентов различными практическими методиками комплексного исследования товарного рынка, прогнозирования потребности предприятия в товаре и поведения потребителей;

4) научить студентов разработке предложений по товарной политике фирмы и планированию ассортимента продукции, стратегий установления цен на протяжении жизненного цикла продукта;

5) ознакомить с оценкой эффективности коммуникационной и дистрибутивной политики предприятий, обоснованием предложений по их улучшению;

6) научить анализировать маркетинговую деятельность в разных аспектах и разрабатывать соответствующие мероприятия, направленные на повышение эффективности функционирования предпринимательских структур.

Дисциплина «Маркетинг» занимает важное место в системе подготовки бакалавров менеджмента, так как позволяет им овладеть компетенциями, достаточными для рационального управления ресурсами предприятий. Теоретическая часть курса излагается в лекциях, преследую­щих цель дать представление о маркетинге как о современной деловой философии, с одной стороны, и практической деятельности фирмы в условиях современных рынков, – с другой.

Предметом изучения дисциплины является комплекс логически и содержательно взаимосвязанных тем, отражающих экономические основы функционирования предприятий в условиях рынка, экономический механизм функционирования предприятий в условиях рынка, маркетингового-коммуникативную деятельность предприятий.

Дисциплина «Маркетинг» относится к базовой части профессионального цикла ООП подготовки бакалавров.

 

2 Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

Усвоение этой дисциплины студентами предполагает приобретение ими знаний и практических навыков, необходимых для выработки маркетинговых стратегий, планов и конкретных мероприятий при управлении предприятиями различных сфер деятельности в современных рыночных условиях.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций:

‒ способность участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10);

‒ способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);

‒ способность решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации (ПК-24);

‒ способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);

‒ знание экономических основ поведения организаций, представление о различных структурах рынков и способность проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);

‒ умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36);

‒ умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48).

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

‒ содержание маркетинговой концепции управления; теорию организации маркетинга, основные этапы и особенности разработки маркетинговой стратегии; содержание и методики разработки товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной стратегии маркетингового управления предприятием (ПК-10);

‒ основы генезиса концепции корпоративной социальной ответственности (КСО), роль и место этики бизнеса в системе КСО (ПК-16);

‒ содержание маркетинговой концепции управления; основы маркетинговых коммуникаций (ПК-24);

‒ методы маркетинговых исследований (ПК-29);

‒ методы маркетинговых исследований (ПК-30);

‒ методы маркетинговых исследований (ПК-36);

‒ методы маркетинговых исследований (ПК-48).

уметь:

‒ использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований; применять полученные знания при разработке и исполнении планов маркетинга (ПК-10);

‒ идентифицировать, анализировать и ранжировать ожидания заинтересованных сторон организации с позиций концепции КСО (ПК-16);

‒ анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию (ПК-24);

‒ использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований (ПК-29);

‒ анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию (ПК-30);

‒ использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований (ПК-36);

‒ анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию; использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований (ПК-48).

владеть:

‒ методами разработки и реализации маркетинговых программ (ПК-10);

‒ методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы; методами формирования и поддержания этичного климата в организации навыками обоснования корпоративной стратегии развития организации (ПК-16);

‒ методами разработки и реализации маркетинговых программ (ПК-24);

‒ методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства (ПК-29);

‒ основными методами оценки конкурентоспособности объектов рынка и инструменты управления конкурентоспособностью предприятия (ПК-30);

‒ методами проведения маркетингового анализа рынка товаров или услуг, использовать результаты анализа в практической деятельности менеджера (ПК-36);

‒ навыками обоснования бизнес-идеи, направленной на расширение рыночных возможностей (ПК-48).

Для усвоения дисциплины «Маркетинг» необходимо знание таких дисциплин, как «Корпоративная социальная ответственность», «Маркетинговые исследования», «Теория менеджмента», «Мультимедийные технологии в маркетинге».

3 Содержание дисциплины

3.1 Тематический план дисциплины

Таблица 1

№ раздела дисцип-лины Наименование раздела дисциплины Лекции Практические (семинарские занятия) Лабораторные работы
1курс, 2 семестр
Роль маркетинга в системе менеджмента предприятия   *   *  
Концепции управления маркетингом * *  
Виды маркетинга * *  
Маркетинговая среда предприятия * *  
Поведение потребителей при совершении покупки * *  
Покупатели от имени организаций * *  
Маркетинговые исследования и информация * *  
Анализ и прогнозирование товарных рынков методами маркетинга   *   *  
Товар и товарная политика в маркетинге * *  
Организация сбытовой сети и системы товародвижения в маркетинге   *   *  
         
2 курс, 3 семестр
Маркетинговый подход к ценообразованию *   *
Розничная и оптовая торговля * *  
Конкуренция, конкурентоспособность предприятия и продукции   *       *
Маркетинговые коммуникации * *  
Событийный маркетинг (event-маркетинг) * *  
Маркетинговые стратегии предприятия *   *
№ раздела дисцип-лины Наименование раздела дисциплины Лекции Практические (семинарские занятия) Лабораторные работы
Организация маркетинговой деятельности * *  
Планирование маркетинговой деятельности * *  
Контроль маркетинговой деятельности *   *
Международный маркетинг * *  
Маркетинг в сфере услуг и некоммерческий маркетинг * *  

Содержание лекций

Таблица 2

 

№ раздела дисциплины Наименование раздела, подраздела, их содержание Количество часов
очная форма обучения заочная форма обучения
 
1 курс, 2 семестр
Роль маркетинга в системе менеджмента предприятия 1.1 Сущность маркетинга и его роль в системе менеджмента 1.2 Цели, задачи, принципы и функции маркетинга 1.3 Объекты маркетинговой деятельности: нужды, потребности, спрос, товар, рынок 1.4 Комплекс маркетинга -
       
Концепции управления маркетингом 2.1 Эволюция содержания и взглядов на роль маркетинга в компании 2.2 Сущность современной концепции маркетинга 2.3 Характеристика концепций управления маркетингом 2.4 Концепции управления маркетингом 21 века -
       
  Виды маркетинга 3.1 Этапы развития маркетинга 3.2 Виды маркетинга в зависимости от структуры маркетинговой концепции. 3.3 Маркетинг потребительских товаров 3.4 Маркетинг товаров производственно-технического назначения 3.5 Виды маркетинга -
       
Маркетинговая среда предприятия 4.1 Факторы внешней среды предприятия 4.2 Факторы внешней макросреды предприятия 4.3 Факторы внешней микросреды и внутренней среды предприятия -
       
Поведение потребителей при совершении покупки 5.1 Характеристика покупателей на потребительском рынке 5.2 Модель поведения покупателей на потребительском рынке 5.3 Принятие потребителем решения о покупке 5.3 Факторы, влияющие на покупательское поведение потребителей 5.4 Пирамида потребностей А. Маслоу -
       
Покупатели от имени организаций 6.1 Рынок организаций 6.2 Рынок товаров промышленного назначения 6.3 Рынок промежуточных продавцов 6.4 Рынок государственных учреждений -
       
Маркетинговые исследования и информация 7.1 Система маркетинговой информации и ее составляющие 7.2 Маркетинговые исследования: цели и объекты 7.3 Типы маркетинговой информации и источники ее получения 7.3 Методы маркетинговых исследований 7.4 Основные направления маркетинговых исследований -
       
Анализ и прогнозирование товарных рынков методами маркетинга 8.1 Характеристика и классификация рынков 8.2 Цели и задачи исследования рынка методами маркетинга 8.3 Рыночное равновесие 8.4 Сегментация рынка и ее основные критерии 8.5 Целевой и пробный рынки 8.6 Позиционирование товаров на рынке 8.7 Дифференциация товаров на рынке 8.9 Условия формирования и факторы развития экономической конъюнктуры. -
       
Товар и товарная политика в маркетинге 9.1 Понятие товара 9.2 Концепция жизненного цикла товара 9.3 Разработка и реализация концепции нового товара 9.4 Товарный ассортимент 9.5 Товарный знак 9.6 Пути реализации товарной политики -
       
Организация сбытовой сети и системы товародвижения в маркетинге 10.1Сущность сбытовой политики в маркетинге 10.2 Понятие товародвижения 10.3 Каналы распределения товаров и услуг 10.4 Основные функции и уровни канала распределения 10.5 Посредники в канале распределения и их функции 10.6 Методы распределения -
  Итого за 2 семестр
  2 курс, 3 семестр    
Маркетинговый подход к ценообразованию 10.1 Методы образования цены продажи 10.2 Стратегии ценообразования 10.3 Классификация цен в зависимости от обслуживаемых ими отраслей и сфер экономики 10.4 Факторы, влияющие на уровень конечных цен  
       
Розничная и оптовая торговля 12.1 Розничная торговля 12.2 Оптовая торговля 12.3 Особенности организации мерчандайзинга -
       
Конкуренция, конкурентоспособность предприятия и продукции 13.1 Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия 13.2 Конкурентоспособность предприятия и товара 13.3 Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия и товара 13.4 Оценка собственной конкурентной позиции фирмы на рынке -
       
Маркетинговые коммуникации 14.1 Комплекс маркетинговых коммуникаций 14.2 Организация системы коммуникаций на предприятии 14.3 Реклама в комплексе маркетинговых коммуникаций 14.4 Паблик рилейшнз и пропаганда 14.5 Стимулирование сбыта 14.6 Ярмарки и выставки 14.7 Прямой маркетинг 14.8 Спонсорство  
       
Событийный маркетинг (event-маркетинг) 15.1 Общие характеристики event-маркетинга 15.2 Методы креатива в event-маркетинге 15.3 Виды событий -
       
Маркетинговые стратегии предприятия 16.1 Методологический подход к разработке маркетинговой стратегии 16.2 Общая характеристика стратегий маркетинга 16.3 Портфельные стратегии 16.4 Конкурентные стратегии 16.5 Стратегия сегментации рынка 16.6 Стратегия позиционирования 16.7 Стратегия комплекса маркетинга 16.8 Продуктовая стратегия 16.9 Ценовая стратегия компании 16.10 Стратегии распределения 16.11 Стратегия продвижения -
       
Организация маркетинговой деятельности 17.1 Организация маркетинговой деятельности на предприятии (фирме) 17.2 Формы управления маркетинговой деятельностью. 17.3Маркетинговые структуры предприятия 17.4 Служба маркетинга на предприятии -
       
Планирование маркетинговой деятельности 18.1 План маркетинга как составная часть бизнес-плана предприятия 18.2 Планирование маркетинга на предприятии 18.3 Базисные стратегии развития бизнеса 18.4 Основные составляющие плана маркетинга -
       
Контроль маркетинговой деятельности 19.1 Контроль в маркетинге и его формы 19.2 Объекты маркетингового контроля 19.3 Проведение ревизии маркетинга 19.4 Маркетинговый аудит -
       
Международный маркетинг 20.1Тенденции международного товарообмена и инвестирования. 20.2 Мотивы и риски выхода компаний на зарубежные рынки 20.3 Среда международного маркетинга 20.4 Целесообразность выхода на международный рынок 20.5 Методы выхода на внешний рынок -
       
Маркетинг в сфере услуг и некоммерческий маркетинг 21.1 Виды и технологии услуг 21.2 Особенности маркетинга услуг 21.3 Установление цены на услугу 21.3 Некоммерческий маркетинг 21.4 Маркетинг образования -
  Итого за семестр -
  Итого -

Лабораторный практикум

Таблица 3

№ раздела дисциплины Наименование и № лабораторной работы Кол-во часов
очная форма обучения заочная форма обучения
2курс, 3 семестр  
11. Методы ценообразования, лабораторная работа № 1 -
13. Оценка конкурентоспособности предприятия и продукции, лабораторная работа № 2 -
16. Маркетинговые стратегии предприятия, лабораторная работа № 3 -
19. Контроль маркетинговой деятельности, лабораторная работа № 4 -
  Итого за семестр -

Практические (семинарские) занятия

Таблица 4

№ раздела дисциплины Тема практического (семинарского) занятия Кол-во часов
очная форма обучения заочная форма обучения
1курс, 2 семестр  
1. Маркетинг в системе менеджмента предприятия (кейс – ситуация «Мини-отель») -
2. Разработка концепции управления маркетингом фирмы -
3. Практическое задание «Восемь видов маркетинга по состоянию спроса»   -
4. Анализ маркетинговой среды фирмы -
5. Изучение модели поведения потребителей  
6. Изучение покупательского поведения организаций -
7. Разработка методологической части маркетингового исследования и анкеты -
8. Расчет индикатора выбора (относительного покрытия рынка) компании и доли рынка, занимаемой товаром этой компании -
9. Разработка товарной политики в кейс-ситуации «Октоберфест» Построение ЖЦТ товара -
10. Организация товародвижения фирмы -
  Итого за семестр -
2 курс, 3 семестр
12. Розничная и оптовая торговля -
14. Маркетинговые коммуникации (кейс-ситуация «компания Reebok») -
15. Событийный маркетинг (event-маркетинг) (кейс-ситуации) -
17. Организация маркетинговой деятельности (практическое задание «Выбор организационных структур управления маркетингом на предприятии) -
18. Планирование маркетинговой деятельности (практическое задание по разработке плана маркетинга для конкретной фирмы) -
20. Международный маркетинг (кейс-ситуация «Макдональдс») -
21. Маркетинг в сфере услуг и некоммерческий маркетинг (кейс-ситуация «Рынок радиорекламы») -
  Итого за семестр -
  ИТОГО -

3.5 Программа самостоятельной работы студентов

Таблица 5

№ раздела дисциплины Вид самостоятельной работы Количество часов ОФО/ ЗФО Сроки выполнения (недели семестра) Порядковый номер источника по списку литературы в соответствии с п. 4.1

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2018 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.