Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Изобразительно-выразительные средства

Анафораупотребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. Например: ср.

1) гнездо птицыпрямое значение. «Дворянское гнездо»-переносное значение – человеческое общество.

2) Крыло самолета(ср. прям. знач. – крыло птицы).

3) Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы. (Горький)

Метанимия употребления названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними (перенос по смежности).

Связь может быть

1) Между предметом и материалом, из которого сделан предмет.

Не то на серебре, на золоте едал.(Грибоедов)

2) Между содержимым и содержащим.

Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (Крылов)

3) Между действием и орудием этого действия.

Перо его местию дышит.(А. К. Толстой)

4) Между автором и его произведением.

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.(А. С. Пушкин)

5) Между местом и людьми, находящимися на этом месте.

Но тих был наш бивак открытый.(Лермонтов)

Синекдохаперенос значения с одного предмета на другой по признаку количественного соотношения между ними: употребление названия целого вместо названия части:

Начальство осталось довольно(вместо начальник) и наоборот: взыскательный покупатель (вместо покупатели). Во двор въехала машина (вместо автомобиль).

Синекдоха может быть основана на употреблении

1) части вместо целого.

Все флаги в гости будут к нам. (А. С.Пушкин) – в значении «корабли».

2) родового названия вместо видового:

Ну, что ж, садись, светило. (В. В. Маяковский) – вместо солнце.

3) видового названия вместо родового:



Пуще всего берет копейку. (Гоголь) –в значении «деньги».

4) единственного числа вместо множественного числа:

И слышно было до рассвета, как ликовал француз.(М. Ю. Лермонтов)

5) множественного числа вместо единственного числа.

Мы все глядим в Наполеоны. (А. С. Пушкин)

Антономазия замена в высказывании нарицательного имени именем собственным.

1) Геркулес (о сильном человеке). 2) Настоящий Крез (о богатом человеке).

Каламбуригра слов. Фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов (омонимии).

1) Шел дождь и два студента.

2) Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав.(А. С. Пушкин)

Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном

буквальному, с целью насмешки. Например: Отколе, умная, бредешь ты голова?

Гиперболапреувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.

1) В сто сорок солнц закат пылал.(В. В. Маяковский)

Литотапреуменьшение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.

1) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.(Н. Некрасов)

Эпитетхудожественное, образное определение.

Веселый ветер; мертвая тишина; седая старина; черная тоска. Мороз-воевода; бродяга-ветер; старик океан; гордо веет Буревестинк.

Антитезарезкое противопоставление понятий, образов.

1) Где стол был яств, там гроб стоит. (Державин)

2) Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт. (А. С. Пушкин)

Анафораповторение одного и того же слова (словосочетания) в начале каждого предложения.

Анафора звуковая. Грозой снесенные мосты

Гроба с размытого кладбища. (А. С. Пушкин)

Анафора морфемная. Черноглазую девицу,

Черногривого коня(М. Ю. Лермонтов)

Анафора лексическая. Не напрасно дули ветры.

Не напрасно шла гроза.(С. Есенин)

Эпифораповторение одного и того слова (словосочетания) в конце каждого предложения.

1) Мне бы хотелось знать, от чего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?(Н. В. Гоголь)

2) Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня.(А. Блок

Синтаксический параллелизм (анафора синтаксическая)повторение одних и тех же синтаксических конструкций.

Брожу ли я вдоль улиц шумных

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу меж юношей безумных,

Я предаюсь своим мечтам. (А. С. Пушкин)

Градация(от латинского усиление). Расположение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение.

Градация восходящая.

1) Реки, моря, океаны слез.

2) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (Аксаков)

3) Не жалею, не зову, не плачу.(С. Есенин)

Градация нисходящая.

1) Присягаю ленинградским ранам,

Первым разоренным очагом:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам. (О. Бергольц)

Парцелляциярасчленение предложения на две части с целью эмоционального выделения второй части предложения. Например:

Все зависит от того, как относиться к жизни в свои 12-13 лет: чувствовать себя маленьким, ничего не знающим, посторонним во многих делах? Или с размаху кидаться куда, где нужна твоя помощь?

Эллипсиспропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения. Мы села(превратим) в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги.(Жуковский)

Сравнение – это сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого.

Сравнения выражаются различными способами:

1) формой творительного падежа: Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Горбатов);

2) формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля (Сурков);

3) сравнительным оборотом: Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял (Лермонтов);

4) с помощью слов подобный, похожий и др.: Её любовь к сыну была подобна безумию (Горький).

Риторический вопрос – это художественный прием, состоящий в том, что вопрос ставится не целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя (слушателя) к тому или иному явлению: Знаете ли вы украинскую ночь? (Гоголь); Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (Пушкин).

Риторическое обращение – художественный прием, состоящий в подчеркнутом обращении к кому- или чему-либо для усиления выразительности речи: Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (Пушкин); Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век однообразный тобой украсил я (Пушкин).

 

Задание 39. Подчеркнутые слова выступают в роли

Метафоры

Эпитета

Сравнения

Олицетворения

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. (А. С. Пушкин)

Задание 40. Подчеркнутые слова представляют собой

Гиперболу

Эпитет

Сравнение

Метафору

Мелкий, дремотный, без меры,

Словно из множества сит,

Дождик знобящий и серый

все моросит, моросит.(Н. Рубцов)

Задание 41. Подчеркнутые словосочетания представляют:

Метанимию

Синекдоху

Олицетворение

Метафору

В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря (А. Фет); крапива обрядилась ярким перламутром (С. Есенин); в багрец и золото одетые леса(А. С. Пушкин).

Задание 42. В данном предложении используется:

Метафора

Метанимия

Синекдоха

Ирония

В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз.

(Е Замятин)

Задание 43. В данных фрагментах предложений используется:

Гипербола

Литота

Олицетворение

Метафора

1) Море дышит полной грудью;

2) волны бегут, ласкаются к берегу;

3) лес настороженно молчит; травы шепчутся с ветром.

Задание 44. В данном предложении используется

Эпитет

Метафора

Гипербола

Одни дома длиною до звезд, другие – длиной до луны; до небес баобабы.(В. В. Маяковский)

Задание 45. В отрывке из стихотворения М. Ю. Лермонтова используется:

Риторическое восклицание

Риторическое обращение

Риторический вопрос

Эллипсис

Зачем вступил он в этот свет, завистливый и душный?

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей?

Задание 46. Фрагмент стихотворения М. Ю. Лермонтова в 7 задании представляет

Эпифору

Анафору

Задание 47. В отрывке НЕ используется …

Анафора

Парцелляция

Метафора

Антитеза

Давай позабудем, что поздняя осень

В деревьях оставила бронзовый след

Давай все дела и заботы забросим

В театр пойдем и посмотрим балет.

Под музыку грянут на сумрачной сцене

Любовь и надежда, разлука и боль.

И кажется мы в волшебстве превращенья

Играем какую-то важную роль.

Л. Рубальская

Задание 48. Для создания рекламного слогана использовано средство выразительности - …

Гипербола

Каламбур

Гротеск

Антитеза

«Святой источник»: Ключ к процветанию.

Задание 49. Для создания рекламного слогана использовано использовано средство выразительности -…

Метафора

Эпитет

Каламбур

Гипербола

Управляй мечтой.

Задание 50. По принципу антитезы построена пословица…

Молчание – золото.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Язык до Киева доведет.

Биться как рыба об лед.

 

Стилистические нормы

Стилистические нормы – правила употребления языковых единиц в соответствии с целями и условиями общения.

 

Виды стилистических ошибок

 

1. Тавтология – повторное обозначение другими словами уже названного понятия. Тавтология может возникать при повторении однокоренных слов (рассказывать рассказ, умножить во много раз, спросить вопрос), а также при соединении иноязычного и русского слова с общим значением (памятные сувениры, впервые дебютировал, движущий лейтмотив).

 

Задание 51. Исправьте ошибки, устраняя повторяющиеся однокоренные слова.

1. Пушкин подружился с друзьями. 2. Все работали напряженно, выполняя срочную работу. 3. Он стал заниматься рисованием и нарисовал много картин. 4. Следует отметить в работе следующие недостатки: тема раскрыта недостаточно полно. 5. Островский решил изобразить образ молодого человека, своего современника. 6. Катаясь с горы, я катился к берегу Волги. 7. Над нами небо, грозно покрытое грозовыми тучами. 8. Многие страны уже освободились от колониальной зависимости и стали независимыми. 9. Когда вражеские войска стали приближаться ближе, весь народ выступил против врага. 10. Французский император просчитался, рассчитывая на быструю победу.

 

2. Немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова.

 

Задание 52. Замените повторяющиеся слова синонимичными.

После доклада начались прения. Первым начал говорить менеджер Колосов. Он говорил о графике поставок. Главный бухгалтер говорил о неполном использовании выделенных средств. Другие сотрудники говорили о конкретных мерах по устранению недостатков. В заключении начальник отдела говорил о мероприятиях по улучшению дисциплины и повышению производительности труда.

 

3. Плеоназм – многословие, выражение, содержащие однозначные и тем самым излишние слова. Например: Каждая минута времени (минута всегда связана с понятием времени); в апреле месяце (в слове апрель уже заключено понятие месяц); промышленная индустрия (индустрия то же, что и промышленность); отступать назад (отступать значит «отойти, отодвинуться назад»); своя автобиография (в слове автобиография уже содержится понятие своя); впервые познакомиться (познакомиться означает именно первую встречу). Плеоназмы могут появляться при соединении синонимов: расцеловал и облобызал, мужественный и смелый.

 

Задание 53. Найдите ошибки, связанные с многословием.

1.Главная суть проблемы заключается в следующем. 2. Темный мрак опустился на город. 3. В нем пропала искра, стремление к жизни, его сгубила повседневная обыденность. 4. Мой талант музыканта бесполезно пропадает в этой глуши. 5. Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 6. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 7. Он заранее предвидел развязку событий. 8. Мне возвратили обратно бракованную вещь. 9. Прейскурант цен висел на стене. 10. Внутренний интерьер дворца очень красив. 11. Актер сыграл бездомного бродягу. 12. Это аксиома, не требующая доказательств. 13. Первый дебют юной девицы был весьма удачен. 14. Читать эту газету – одно удовольствие. Цветная и красочная, она не утомляет длинными статьями. 15. Нам предстоит очень огромная работа. 16. Прозвучали громкие аплодисменты и овации. 17. Наша семья внесла в фонд милосердия тысячу рублей денег.

 

4. Речевые штампы. Штампы – избитые выражения. Например: нацелить внимание на…, работа по разъяснению, работа по использованию, мы имеем на сегодняшний день, поставить во главу угла, в результате проведенных мероприятий, поставить вопрос, ответить на вопрос, подчеркнуть вопрос, обсудить вопрос, продвинуть вопрос, через весь роман проходит красной нитью.

5. Канцеляризмы – слова и выражения официально-делового стиля, употребленные в других стилях.

Канцелярскую окраску речи придают

- отглагольные существительные с суффиксами -ени-, -ани- и др. : выявление, взятие, нахождение, раздутие, сомкнутие, проживание, обеспечение;

- отглагольные существительные, образованные бессуффиксным способом: пошив, угон, отгул;

- «расщепление сказуемого» – замена простого глагольного сказуемого сочетанием отглагольного существительного с вспомогательным глаголом: вместо растет – происходит рост, вместо поблагодарить – выразить благодарность, вместо участвовали – приняли участие;

- отыменные предлоги: по линии, в разрезе, в силу, в целях, за счет и др.

 

Задание 54. Определите, использование каких средств придает предложениям канцелярский оттенок.

1. При наличии желания можно многое сделать по улучшению условий труда рабочих. 2. В настоящее время ощущается недокомплект учителей английского языка. 3. Дело об изгрызении плана мышами (А. Герцен). 4. Дело о влетении и разбитии стекол вороною (Д. Писарев). 5. По окончании ознакомления с достопримечательностями туристам было разрешено их фотографирование. 6. Это приводит к усложнению, запутыванию учета и увеличению издержек. 7. Незнакомец подошел к моему другу, ловившему рыбу в пруду, и спросил: «Какие мероприятия предпринимаете вы для активизации клева?» 8. Ввиду отсутствия дисциплины класс не пошел в театр. 9. Школьники выехали в поле в целях ликвидации сорняков.

 

6. Смешение разностилевой лексики, в частности немотивированное употребление разговорной или книжной лексики. Например: Мы видим, что Андрей Болконский – человек с передовыми взглядами. Светское общество ему не родня (последнее слово в данном контексте неуместно не только по смыслу, но и потому, что носит разговорный характер). Чехов в пьесе «Вишневый сад» показал не только людей двух разных классов, но и новых, посредством которых писатель обличал существующий строй (немотивированное использование книжного слова).

 

Задание 55. Определите случаи немотивированного использования книжной или разговорной лексики.

1.В нашем доме проживает известный артист. 2. Характер Земляники проявляется и в том, что он постоянно подлизывается к Ревизору. 3.Моя подруга приобрела для сына новую компьютерную игру. 4. пастух идет будить своих соратников, чтобы выгонять буренок в луга. 5. Незаурядный ум Печорина помог ему сразу раскусить мелочность и никчемность Грушницкого, его помыслы и мечты. 6. Благодаря этому изобретению можно глазеть прямо в зрачок объектива. 7. Я получила новую жилплощадь. 8. В 18 00 был задержан гражданин Курочкин, который болтался возле аптеки №16 без определенных занятий. 9. Куприн – потрясающий писатель своего времени. 10. В студенческой столовой сервис вполне удовлетворительный.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.