Темы реферативных работ по психологии Программа
семинарских занятий по психологии
для студентов специальности «Химия», 2016
Занятие 1. Теоретико-методологические основы психологии как науки
- Определение психологии как науки. Научное и предметное пространство психологии. Основные дефиниции психологии (психика, сознание, субъект, личность, индивид).
- Научные психологические теории (теория отражения, теория деятельности).
- Методы научного исследования в психологии (наблюдение, опрос, эксперимент). Причины искажения объективных результатов психологических исследований.
- Обсуждение результатов домашней работы: Д/З-1 «Характеристика базисных понятий»; Эссе «Особенности русского национального характера»
Литература:
1. Березанская Н.Б., Нуркова В.В. Общая психология 3-е изд., пер. и доп. учебник для вузов.- М., Юрайт, 2013. - biblio-.onlain.ru
2. Макарова И.В. Общая психология. Конспект лекций - М., Юрайт, 2014. - biblio-.onlain.ru
3. Горбатов Д.С. Общепсихологический практикум 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавров - М., Юрайт, 2013. - biblio-.onlain.ru
4. Немов Р.С. Общая психология в 3х тт. Том I. Введение в психологию 6-е изд. учебник и практикум для академического бакалавриата .- М., Юрайт, 2013. - biblio-.onlain.ru
Занятие 2-3. Личность в психологии
1. Структурная модель личности в психоанализе З.Фрейда. Личностные инстанции: Ид, Эго, Супер-Эго. Психологические механизмы защиты личности.
2. Индивидуальная психология А.Адлера. Комплекс неполноценности. Путь к совершенству и стремление к превосходству.
3. Обсуждение результатов домашней работы: Д/з-2 «Защитные механизмы», Д/з-3 «Сравнительная характеристика невротичной и гармоничной личности». Групповая работа с сообщением «Психосексуальные стадии развития по З.Фрейду»
Литература:
1. Алейникова Т.В. Психоанализ. – Рн/Д.: Феникс, 2000. – 350с.
2. Блюм Д. Психоаналитические теории личности. – М.: Академ проект, 1999. – 222с.
3. Великие психологи. / Сост. С.И.Самыгин, Л.Д.Столяренко. – Рн/д.:Феникс, 2000. – 575с.
4. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика. – М.: Владос, 1999. – 192с.
5. Первин Лоуренс А., Джон Оливер П. Психология личности: Теория и исследования. – М.: Аспект Пресс, 2000 – 607с.
6. Психология личности в трудах отечественных психологов. /Сост. Л.В.Куликов. – СПб.-М.: Питер, 2000. – 480с.
7. Психология личности в трудах зарубежных психологов. / Под ред. А.А.Реана. – СПб-М.: Питер,2000. - 320с.
8. Фрейд З. Психоанализ. – Донецк: Сталкер, 1999. – 432с.
9. Теории личности в Западно-европейской и американской психологии. / Под ред. С.Н.Райгородского – Самара: Бахрах., 1993.
10. Хьелл, Зиглер Теории личности. – М., 2000. – 730с.
Занятие 4. Общая характеристика познавательных психических процессов
1. Ощущения. Пороги ощущений. Явления адаптации, сенсибилизации, синестезии.
2. Восприятие, его характеристика, свойства, классификация. Особенности восприятия формы, пространства, цвета. Социальное восприятие.
3. Понятие о внимании. Виды, основные свойства и нарушения внимания.
4. Память, характеристика процессов памяти. Мнемонические приемы сохранения информации
5. Процессы мышления. Виды мышления. Творческое мышление.
6. Речь.
7. Обсуждение домашней работы: Д/З-4 «Когнитивные процессы» (кластер)
Литература:
1. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2 т. – М.: Мир, 1996. – 376с.
2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 511с.
3. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И.Рогов – М.: Владос, 1995. – 448с.
4. Психология: Учебник для вузов. / Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб-М.: Питер, 2001. – 656с.
5. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Под ред. В.М.Николаенко. - М.- Новосибирск, 2000. – 175с.
6. Столяренко Л.Д. Общая психология. – Рн/Д: Феникс, 1995. – 736с.
Занятие 5. Психология общения
1.Стороны общения: коммуникативное, перцептивное, интерактивное
2. Характеристика вербального общения
3. Виды невербального общения
4. Конфликты в общении: структура, виды выхода из конфликта
Групповая работа с презентацией «Средства невербального общения»
Литература:
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения : Хрестоматия .— Новосибирск,М. : Изд-во Новосиб. ун-та, 1997 .— 198с.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 511с.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И.Рогов – М.: Владос,1995. – 448с.
- Психология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб-М.:Питер, 2001. – 656с.
- Психология и педагогика.. / Под ред. В.М.Николаенко. - М.-Новосибирск, 2000. – 175с.
- Столяренко Л.Д. Общая психология. – Рн/Д: Феникс, 1995. – 736с.
Занятие 6. Педагогика как наука
1. Характеристика базисных педагогических понятий: «Воспитание, Обучение, Образование»
2. Система образования в РФ: ФГОС нового поколения, система образовательных учреждений, система органов управления
Литература:
- Бордовская Н.В.. Реан А.А. Педагогика: Учебник для вуза. СПб.: Питер, 2000.
2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 512с.
3. Психология: Учебник для вузов / Под ред. А.А. Крылова. М.: Проспект, 2000.
- Рубинштейн С.Л. Общие основы психологии. М., 2000.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика. М.: Школа – Пресс, 2000.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 736с.
7. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.,
Занятие 7. Классно-урочная система образования
1. Основные педагогические идеи в образовании
2. Формы и методы обучения
3. Структура и типология урока
4. Обсуждение домашней работы: Д/З-5 «Методы обучения» (кластер)
Литература:
- Пидкасистый П.И. - Отв. ред. Педагогика 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавров - М., Юрайт, 2013. - biblio-.onlain.ru
- Подласый И.П. Педагогика 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М., Юрайт, 2013. - biblio-.onlain.ru
- Коджаспирова Г.М. Педагогика 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М., Юрайт, 2015. - biblio-.onlain.ru
- Подласый И.П. Педагогика. Т. 1. Теоретическая педагогика. Учебник для бакалавров - М., Юрайт, 2013. - biblio-.onlain.ru
- Подласый И.П. Педагогика. Т. 2. Практическая педагогика. Учебник для бакалавров - М., Юрайт, 2013. - biblio-.onlain.ru
Занятие 8. Характеристика процесса воспитания в педагогике
- Сущность воспитания как саморазвитие ребенка.
- Формы и методы воспитания
- Методы поощрения и наказания
4 . Обсуждение домашней работы: Д/З-6 «Методы воспитания» (кластер)
Литература:
- Бордовская Н.В.. Реан А.А. Педагогика: Учебник для вуза. СПб.: Питер, 2000.
9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 512с.
10. Психология: Учебник для вузов / Под ред. А.А. Крылова. М.: Проспект, 2000.
- Рубинштейн С.Л. Общие основы психологии. М., 2000.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика. М.: Школа – Пресс, 2000.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 736с.
14. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
Занятие 9. Семейное воспитание
1. Проблемы современной семьи
2. Гармония супружеских отношений
3. Эффективное родительство (стили и средства воспитания)
Занятие проводится в виде круглого стола
Темы домашних заданий по психологии и педагогике
Д/з-1 Характеристика базисных научных понятий: «человек, индивид, личность субъект, индивидуальность» Эссе по статье Н.М.Лебедевой «Русский национальный характер» http://www.characterology.ru/characterology/nation-characterologic/item_4474.html) с привлечением дополнительных источников.
Д/з-2 Примеры психологических защит по З.Фрейду
Д/з-3 Сравнительная характеристика гармоничной и невротичной личности (по А.Адлеру)
Д/з-4 Составление кластера «Когнитивные процессы»
Д/з-5 Составление кластера «Методы обучения»
Д/з-6 Составление кластера «Методы воспитания»
Темы реферативных работ по психологии
1. Эмоциональные состояния аффекта и фрустрации.
2. Поведенческие характеристики типов темперамента.
3. Характер и его становление.
4. Акцентуации характера.
5. Ведущие типы деятельности.
6. Эмоционально-волевая характеристика личности.
7. Закономерности протекания процессов запоминания и забывания.
8. Память и приемы мнемотехники.
9. Возрастная характеристика особенностей внимания.
10. Способы развития произвольного внимания у детей.
11. Творческое мышление.
12. Особенности социального восприятия.
13. Искажения социального восприятия.
14. Сознательное и бессознательное в психоанализе З.Фрейда.
15. Комплекс неполноценности в индивидуальной психологии А.Адлера.
16. Возрастная динамика психологических защит (по А.Фрейд).
17. Бихевиоризм как наука о поведении человека.
18. Виды лидерства.
19. Структура конфликта и способы его разрешения.
20. Конформная зависимость в социальной группе.
21. Агрессия и толерантность.
22. Психология деприваций.
23. Структура личности в теории Э.Берна.
24. Свобода и личность в теории Э.Фромма.
25. «Тирания долженствования» в теории К. Хорни.
|