Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Образование относительных прилагательных

Цели:

1. Расширение словаря существительных, прилагательных,
антонимов по теме "Посуда".

2. Образование относительных прилагательных.

3. Практическое употребление предложений, распространен­
ных определениями.

4. Употребление существительных в косвенных падежах.

5. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

6. Развитие зрительного восприятия, слухового внимания, па­мяти, логического мышления, мелкой моторики рук, пантомимики, тактильных ощущений.

Оборудование:

Предметы посуды из разного материала: чашки из фаянса, фарфора, керамики; стаканы из стекла, дерева, пластмассы, бума­ги; кружка из алюминия; картинки с изображением предметов посу­ды без каких-либо деталей: чашка без ручки, чайник без носика, кастрюля без крышки, стакан без дна, сковорода без ручки.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Развитие слухового внимания,

вербальной памяти.

Игра "Запомни, повтори".

Белая, фаянсовая, красивая чашка. Черная, чугунная, тяжелая сковорода. Прозрачный, стеклянный, легкий стакан и т. д.

2. Введение в тему. Упражнение в употреблении существи­
тельных в косвенных падежах.

Задание "Дорисуй" (детям предлагается дорисовать части по­суды).

- Посмотрите на ваши картинки и скажите, что забыл дорисо­вать художник?

- Чего не хватает у твоей чашки?

- Без чего твоя чашка?

- Что ты нарисуешь у чашки?

- А теперь с чем твоя чашка?

- Как назвать одним словом все ваши картинки?

- О чем мы будем говорить сегодня на занятии?

3. Изучение нового материала. Образование относительных прилагательных, развитие тактильных ощущений, расширение сло­варя прилагательных.



На столе стоят предметы посуды из разного материала. Лого­пед предлагает рассмотреть ее, потрогать, пощупать, погладить, взвесить, постучать по ней.

- Что одинаковое? Что разное?

- Какая чашка?

• Чашка белая, гладкая, легкая, блестящая, маленькая.

- Из чего сделана чашка?

• Чашка сделана из фарфора.

- Значит какая чашка?

• Чашка фарфоровая (фаянсовая, алюминиевая, деревян­
ная, пластмассовая, керамическая, золотая, серебряная,
хрустальная).

Физкультминутка. Имитация движений.

Дети моют посуду.

Дети наливают воду в чайник.

Зажигают спичкой газовую конфорку.

Ставят чайник на плиту.

Чайник кипит.

Дети выключают газ.

4. Закрепление. Игра "Угадай на ощупь".

Логопед предлагает угадать на ощупь, из какого материала сделаны чашки: ребенку предлагаются две чашки из разного мате­риала, которые укрыты салфеткой.

- Что одинаковое? Чем отличаются?

- Из чего сделаны?

- Значит, какие они?

5 Итог. Оценка работы детей.

Приставочные глаголы

Цели:

1. Уточнение и расширение словаря глаголов по теме "Посуда".

2. Образование приставочных глаголов.

3. Развитие фразовой речи.

4. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, па­мяти, логического мышления, мелкой моторики рук.

Оборудование:

Предметы посуды: тазик, чашка, стакан, кастрюля; белые тре­угольники - графическое изображение слов-действий, мячик, раз­резные картинки с изображением предметов посуды.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Развитие слухового внимания,
логического мышления.

- Назови только овощи.

- Назови только фрукты.

- Назови только ягоды.

- Назови только цветы.

- Назови только деревья.

2. Введение в тему.

, - Соберите разрезные картинки, они подскажут, о чем мы бу­дем говорить на занятии.

3. Повторение пройденного. Уточнение, расширение словаря
глаголов, развитие вербальной памяти.

- Что можно делать с посудой?

- Кто больше вспомнит слов-действий?

Дети по очереди вспоминают слова и выкладывают их в виде белых треугольников на фланелеграфе в линейный ряд:

• Посуду можно мыть.

• Посуду можно чистить (покупать, продавать, разбивать, ставить, дарить, убирать, переставлять, любить, вытирать и т. д.).

4. Изучение нового материала. Учить образовывать и диффе­ренцировать по смыслу приставочные глаголы.

- Сегодня мы будем учиться изменять слова при помощи ма­
леньких кусочков слов, приставок (присоединять, приставлять
к словам маленькие кусочки слов).

Логопед приглашает детей сесть вокруг стола и понаблюдать внимательно за действиями. Из банки в тазик воду лила. Из чашки в банку воды налила. Из банки в кастрюлю воду вылила. Из банки в банку перелила. В стакан воды недолила. Лишнюю воду из кастрюли слила.

- Что я вначале делала?

Я воду из банки в тазик лила.

Потом из чашки в банку налила (вылила, перелила, недолила и т. д.).

Логопед повторяет глаголы, выделяя голосом приставки.

- Что я делала вначале, а что потом? Наливает воду в чашку, потом выливает.

- Правильно, действия разные.

- Налила, вылила, перелила, отлила и т. д.

- Что изменяет слова-действия?

Слова-действия изменяют маленькие кусочки слов. (Дети по одному выполняют действия, а другие их называют). Физкультминутка. Игра "Добавь слово".Логопед предлагает детям добавлять к кусочкам слов, которые она будет произносить, слово "моет". Девочка посуду по... моет. Бабушка всю посуду пере... моет. Таня чашку вы...моет. Соня грязную сковородку от...моет. 5. Закрепление. Логопед предлагает придумать предложения о посуде с заданным словом (чистила, отчистила, почистила, вы­чистила и т. д.).

Затем предлагает придумать самостоятельно предложение с любым предметом посуды, который стоит на столе. В предложе­нии обязательно должно быть слово с приставочным глаголом.

6. Итог. Оценка работы детей.

ТЕМА "ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ"

Относительные прилагательные

Цели:

1. Уточнение, расширение словаря существительных, прила­гательных по теме "Продукты питания".

2. Образование относительных прилагательных.

3. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

4. Образование существительных с уменьшительно-ласка­
тельными суффиксами.

5. Развитие фразовой речи.

6. Развитие слухового восприятия, зрительного внимания, па­мяти, логического мышления, мелкой моторики рук.

Оборудование:

Предметные картинки: колбаса, сосиски, сардельки, котлеты, сметана, кефир, творог, масло, йогурт, молоко, булка, хлеб, баран­ки, печенье, торт, пирожное; крупные картинки: пакет молока, ме­шок муки, кусок мяса; блюдца с перемешанными сыпучими продук­тами, коробочки из-под киндер-сюрпризов по числу круп на каждого ребенка, мячик, конфеты, печенье, куклы: Буратино и Мальвина.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, логического мышления. Логопед вносит кукол.

- Мальвина и Буратино открыли свой магазин и приглашают вас в гости. Они загадают вам загадки, которые подскажут, что продается в их магазине.

Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко).

Белый сладкий камень, в чашке нашей тает. (Сахар).

Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна (Соль).

Мягкий, пышный и душистый

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб).

Висят на вилке свесив ножки. (Макароны).

Дети отгадывают загадки, логопед выставляет на наборном полотне предметные картинки: пакет молока, сахар, соль, хлеб, макароны.

- Как назвать одним словом: молоко, сахар, соль ит. д.?

• Продукты.

- Что продается в магазине у Буратино и Мальвины?

• У Буратино и Мальвины продаются продукты.

2. Повторение пройденного. Расширение словаря существи­тельных. Образование существительных с уменьшительно-ласка­тельными суффиксами.

Логопед приглашает детей вместе с куклами в "магазин".

(На ковре лежат картинки с изображением продуктов питания).

- Буратино и Мальвина, что с вами? Почему вы плачете?

- Кто-то забрался ночью в магазин и перепутал все продукты!
(Буратино и Мальвина просят у детей помощи. Необходимо разло­
жить все продукты по отделам).

Логопед закрепляет на фланелеграфе три картинки: пакет мо­лока, кусок мяса, мешок муки и просит разложить продукты по при­знаку - что из чего сделано.

- Что сделано из молока?

• Из молока сделана сметана.

• Из молока сделано масло. И так далее.

- Что сделано из муки?

• Из муки сделан хлеб.

- Из муки сделаны баранки. И так далее.

- Что сделано из мяса?

• Из мяса сделаны котлеты.

• Из мяса сделана колбаса. И так далее. Физкультминутка. Игра с мячом "Назови ласково":

котлета-котлетка,

колбаса - колбаска,

булка - булочка и т. д. 3. Изучение нового материала. Образование относительных прилагательных.

Логопед хвалит детей за помощь и приглашает к фланелеграфу.

- Продукты из муки - какие продукты? (Мучные).

- Продукты из молока - какие продукты? (Молочные).

- Продукты из мяса - какие продукты? (Мясные).

- Буратино и Мальвина, почему вы грустные? (Карабас Барабас перепутал все крупы).

Игра "Кто быстрее".

Логопед приглашает детей сесть за столы, перед каждым ре­бенком стоит блюдце со смешанными сыпучими продуктами: горо­хом, гречкой, рисом, перловкой и четыре коробочки из-под киндер-сюрпризов. Дети сортируют крупы.

- Крупа из гречки - какая крупа? (Гречневая).

- Крупа из риса - какая крупа? (Рисовая). И так далее.

- Какой суп можно сварить из гороха? (Гороховый). (Рисовый, гречневый, перловый; каша манная, пшеничная,

пшенная и т. д.).

4. Итог. Буратино и Мальвина благодарят за помощь и угоща­ют детей конфетами и печеньем из своего магазина.

Антонимы

Цели:

1. Расширение словаря антонимов по теме "Продукты пита­
ния".

2. Практическое использование в речи сложносочиненных
предложений с союзом "а".

3. Упражнение в употреблении глаголов настоящего, прошед­шего и будущего времени.

4. Развитие фразовой речи.

5. Развитие слухового, зрительного внимания, памяти, логиче­ского мышления, мелкой моторики рук, вкусовых, тактильных ощу­щений.

Оборудование:

Карточки для задания "Заштрихуй": (по два предмета в кон­турном изображении: большой батон и маленький, толстая колбаса и тонкая, широкое пирожное и узкое, круглое печенье и квадратное; натуральные продукты: мелкая соль, сахар, булка, сухарь, творог, печенье; картинки-перевертыши.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Развитие слухового внимания,
логического мышления.

- Назовите только молочные продукты.

- Назовите только мясные продукты.

- Назовите только мучные продукты.

- Назовите только кондитерские изделия.

3. Введение в тему. Развитие мелкой моторики рук. Расшире­
ние словаря антонимов.

Задание "Заштрихуй".

- Рассмотрите внимательно картинки, заштрихуйте их.

- Что у тебя нарисовано?

• У меня нарисованы батоны.

- Какой первый батон, а какой второй?

• Первый батон маленький, а второй большой.

- Сегодня мы будем учиться подбирать слова наоборот.

3. Изучение нового материала. Учить правильно подбирать
слова, противоположные по значению.

Игра "Угадай на вкус, угадай на ощупь".

На столе стоит блюдце с мелкой солью, блюдце с сахаром, на салфетке лежат сухари и кусок булки, на одной тарелке лежит тво­рог, на другой печенье.

Дети пробуют на вкус соль, сахар, а потом трогают сухари, булку, творог, печенье, соль, сахар.

- Какая на вкус соль, а какой на вкус сахар?

• Соль на вкус соленая, а сахар на вкус сладкий.

- Какая на ощупь соль, а какой на ощупь сахар?

• Соль на ощупь мелкая, а сахар на ощупь крупный и т. д.
Физкультминутка. "Делай наоборот":

встали - садятся,

открыли глаза - закрывают глаза,

стойте - идут,

сидите - встают,

опустите руки - поднимают,

веселитесь - грустят и т. д.

4. Закрепление. Логопед предлагает рассмотреть веселые
картинки-перевертыши и рассказать, что на них нарисовано (кто
нарисован)?

Примерные ответы детей:

« Большая мышь тащит большой кусок сыра, а маленький мышонок тащит маленький кусочек сыра.

• Толстый мальчик ест пирожное, а худой мальчик ест морковь.

• В коробке лежит черный шоколад, а в сахарнице лежит белый сахар.

• Мальчик пьет кислый сок, а девочка пьет сладкий чай.

• Высокий мальчик идет в школу, а низкий мальчик идет из школы.

5. Итог. Оценка работы детей.

ТЕМА "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

15. Падежные конструкции. Изменение существительных в единственном числе по падежам

Цели:

1. Расширение словаря существительных, прилагательных по
теме "Дикие животные".

2. Обучение изменению существительных вединственном
числе по падежам в зависимости от вопроса и соседних слов
впредложении.

3. Упражнение в практическом использовании притяжательных
прилагательных.

4. Упражнение в практическом использовании глаголов на­
стоящего, прошедшего и будущего времени.

5. Развитие фразовой речи.

6. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, ло­гического мышления, памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование:

Накладные изображения диких животных; игрушка-заяц; кар­тинки с изображением диких животных; картинки к загадкам о диких животных (лиса, заяц, белка, волк, медведь); карандаши; задание "Дорисуй" (волк без ушей, лиса без передних лап, белка без хвоста, медведь без задних лап, заяц без ушей).

Ход занятия.

1. Организационный момент. Развитие зрительного воспри­
ятия.

Игра "Угадай".Логопед показывает накладные изображения диких животных.

- Кто от вас спрятался?

2. Введение в тему. Развитие слухового внимания. Игровой
момент. (Логопед показывает игрушку-зайца).

- Кто пришел к нам в гости?

• К нам в гости пришел заяц.

- У кого длинные уши и короткий хвост?

- Кому мы дадим морковку?

- Кого мы рады видеть?

- Кем мы любуемся?

- О ком мы будем вспоминать?

- Какое слово все время изменялось?

• Заяц.

- Сегодня мы будем учиться изменять слова.

3. Изучение нового материала. Изменение существительных единственного числа по падежам. Практическое употребление при­тяжательных прилагательных. Развитие логического мышления.

- Заяц загадает загадки, а вы отгадайте их и найдите отгадки
(на столе лежат картинки с изображением диких животных: медве­
дя, волка, белки, лисы, зайца).

Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая. (Лиса).

Не мышь, не птица, В лесу резвится, На деревьях живет, И орешки грызет. (Белка).

Зимой беленький, летом серенький. (Заяц).

Кто зимой холодной

Ходит по лесу злой, голодный? (Волк).

Ходит летом косолапо, А зимой сосет он лапу. (Медведь). (Дети выставляют картинки-отгадки на наборном полотне).

- Это чья фотография?

• Волчья, лисья, заячья, беличья.

- У кого острые зубы?

• У волка, лисы и т. д.

- Кому приходится рыскать по лесу, чтобы добыть себе пищу?

• Волку, лисе и т. д.

- Кого можно увидеть в лесу?

• Медведя, лису, волка и т. д.

- Кем можно любоваться на расстоянии?

• Белкой, зайцем и т. д.

- О ком потом можно вспоминать?

• О зайце, о белке и т. д.
Физкультминутка. "Мишка косолапый по лесу идет".

4. Закрепление. Развитие зрительного внимания, мелкой мо­торики рук.

Задание "Дорисуй".

- Вот рисунки Незнайки. Их принес заяц.

(Логопед раздает каждому ребенку рисунок с изображением дикого животного без какой-то части тела).

- Внимательно рассмотрите рисунок, все ли здесь правильно или чего-то не хватает? Дорисуйте.

- Без чего твой волк?

• Мой волк без ушей.

- Чьи уши ты будешь рисовать?

• Я буду рисовать волчьи уши.

- Чьи уши ты рисуешь?

• Я рисую волчьи уши.

- Чьи уши ты нарисовал?

• Я нарисовал волчьи уши.
И так далее.

5- Оценка работы детей.

16. Притяжательные прилагательные

Цели:

1. Расширение словаря существительных, прилагательных по теме "Дикие животные".

2. Практическое употребление в речи притяжательных прила­гательных.

3. Практическое употребление в речи существительных в кос­венных падежах.

4. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, па­мяти, логического мышления.

Оборудование:

Панно леса с изображением жилищ диких животных с проре­зями, контурные однотонные изображения диких животных: волка, лисы, зайца, медведя, белки; контурные следы животных, картинки: заячьи уши торчат из-за дерева, лисий хвост - из-за пенька, бели­чьи уши - из дупла, волчьи лапы - из норы, игра "Кто у кого?"; цвет­ные контурные изображения животных, детенышей; кассета с запи­сью спокойной музыки.

Ход занятия.

1- Организационный момент. Развитие слухового внимания, логического мышления. - Кто лишний, почему?

Волк, лиса, корова, медведь. Лошадь, коза, белка, свинья. Жираф, слон, волк, бегемот. Лисенок, зайчонок, белка, медвежонок. Заяц, волк, лисенок, ежик. 2. Введение в тему. Практическое употребление в речи сущест­вительных в косвенных падежах, развитие зрительного восприятия.

Логопед предлагает детям отправиться на прогулку в зимний лес. (Звучит спокойная музыка).

 

На мольберте стоит панно леса с изображением жилищ диких животных с прорезями. На ковре лежат однотонные контурные кар­тинки: волк, медведь, заяц, лиса, белка.

Логопед по очереди задает вопросы детям. Они отвечают и вставляют изображение животных в нужную прорезь.

- Кто прячется в дупле?

• В дупле прячется белка.

- Кто спит в берлоге?

• В берлоге спит медведь. И так далее.

- О ком мы сегодня будем говорить?

• Мы будем говорить о диких животных.

- Каких диких животных вы еще знаете?

• Рысь, ежика, лося и т. д.

- Перечислите, с какими животными можно встретиться в лесу?

• В лесу можно встретиться с волком, медведем, лисой и т. д.
Логопед незаметно переставляет контурные изображения жи­
вотных на панно.

3. Изучение нового материала. Практическое употребление
притяжательных прилагательных, развитие зрительного воспри­
ятия.

- Посмотрите внимательно, все ли животные на своем месте?

- В чьем дупле сидит лиса?

• Лиса сидит в беличьем дупле.

- В чью нору надо отправить лису?

• Лису надо отправить в лисью нору.

- В чьей норе спит медведь?

• В лисьей норе спит медведь.

- Куда ты отправишь медведя?

• Я отправлю медведя в медвежью берлогу. И так далее.

4. Физкультминутка. Игра "Чьиследы?".

(На полу лежат следы зверей. Они расходятся в разные сто­роны).

- Чьи это следы, помогут догадаться сами животные.

Дети с логопедом идут по следам и подходят к первой картине: из-за пенька торчит лисий хвост.

- Чей это хвост?

• Это лисий хвост.

- По чьим следам мы шли?

• Мы шли по лисьим следам.

(Таким образом находят зайца, волка, белку).

- Чьи следы нельзя увидеть зимой в лесу?

• Медвежьи, ежовые.

- Почему?

5. Закрепление. Игра "Кто у кого?"

На фланелеграфе логопед закрепляет контурные изображения диких животных. На ковре лежат цветные контурные изображения детенышей: зайчонка, бельчонка, медвежонка, лисенка, волчонка.

- Кто у зайчихи?

• У зайчихи зайчонок (прикрепляют изображение детеныша
рядом с зайчихой).

- Чей это детеныш?

• Это заячий детеныш. И так далее.

6. Итог. Оценка работы детей.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2022 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.