Расширение и активизация словаря Цели:
1. Расширение и активизация словаря прилагательных, существительных, глаголов по теме "Одежда".
2. Упражнение в образовании относительных прилагательных.
3. Упражнение в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
4. Практическое употребление существительных в косвенных падежах.
5. Упражнение в составлении предложений, распространенных однородными членами.
6. Развитие фразовой речи.
7. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук, сенсорных ощущений.
Оборудование:
Кусочки ткани из разного материала, карточки по количеству детей с изображением одежды с недорисованными деталями, силуэты мужчины, женщины, девочки, мальчика; предметные картинки с изображением женского зеленого платья, синего мужского костюма, белой блузки, красного сарафана, желтой рубашки, коричневых шорт; мяч.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Развитие слухового внимания.
- Сядет тот, у кого синие шорты, белая блузка, желтая футбол ка и т. д.
- Шорты, блузка, футболка, брюки - как называются одним словом? (Одежда).
2. Введение в тему. Развитие фразовой речи.
- Какую одежду ты знаешь, назови ее?
• Я знаю брюки, платье, юбку и т. д.
- О чем мы сегодня будем говорить?
• Мы будем говорить об одежде.
3. Активизация имеющихся у детей знаний. Упражнение в об разовании относительных прилагательных, употребление сущест вительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, развитие фразовой речи, мелкой моторики рук, сенсорных ощущений.
- Из чего шьют одежду? (Из ткани).
• На столе лежат кусочки ткани из разного материала.
- Внимательно рассмотрите кусочки ткани, потрогайте, пощу пайте, погладьте, растяните, сомните.
Игра "Спрошу - ответь".
Цель: упражнение в образовании относительных прилагательных.
- Ткань из шелка, какая ткань? (Шелковая).
- Ткань из бархата, какая ткань? (Бархатная).
(Из фланели, драпа, кожи, меха, трикотажа и т. д.).
- Что можно сшить из шелка?
• Из шелка можно сшить платье.
- Платье из шелка какое?
• Платье из шелка - шелковое.
(Что можно сшить из фланели, драпа, меха, кожи, трикотажа и т. д.?)
Игра с мячом "Что можно делать с одеждой?"
Цель: активизация глагольного словаря.
Одежду можно стирать (гладить, шить, покупать, терять, мять, рвать, чинить, дарить, вешать, складывать, прятать и т. д.).
Задание "Дорисуй".
Цель: употребление существительных в косвенных падежах.
Дети сидят за столами, логопед раздает карточки с изображением предметов одежды с недорисованными деталями: платье без рукава, рубашка с недорисованными пуговицами, брюки без штанины, сарафан с -недорисованным карманом, блузка с недорисованным воротником.
- Что у тебя? (Платье).
- Чего не хватает у платья?
• У платья не хватает рукава.
- Без чего твое платье?
• Мое платье без рукава. И так далее.
Дидактическая игра "Какой, какая, какое?"
Цель: согласование прилагательных с существительными.
На фланелеграфе логопед закрепляет мужской, женский, детский (девочки и мальчика) силуэты.
На ковре лежат предметные картинки с изображением одежды: зеленое платье, синий мужской костюм, красный сарафан, белая блузка, желтая рубашка, коричневые шорты.
- Какую одежду выбирает женщина?
• Женщина выбирает женскую одежду.
- Что наденет женщина?
• Женщина наденет платье.
- Какое платье наденет женщина?
• Женщина наденет зеленое платье. И так далее.
- Расскажите, в чем вы пришли в садик?
Цель: практическое употребление предложений, распространенных однородными членами. 4. Итог. Оценка работы детей.
Пересказ рассказа с придумыванием конца
Цели:
1. Употребление в речи существительных в косвенных падежах.
2. Упражнение в образовании приставочных глаголов.
3. Практическое употребление в речи сложносочиненных предложений с союзом "а", сложноподчиненных предложений с союзом чтобы.
4. Обучение последовательному пересказу текста, умению продолжить рассказ, ориентируясь на прочитанную часть.
5. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, логического мышления, мелкой моторики рук, эмоций, пантомимики.
Оборудование:
Мнемотаблица "Одежда"; картинки к дидактической игре "Что любит и чего не любит одежда"; мячик; карточки к заданию "Соедини точки"; опорные картинки к рассказу "Как Петя починил свои штаны".
Ход занятия.
1. Организационный момент. Развитие зрительного воспри ятия, слухового внимания, логического мышления. Логопед показы вает детям мнемотаблицу "Одежда" (см. приложение).
- Здесь зашифровано то, о чем мы будем говорить на занятии.
- Подумайте, какое слово здесь спрятано?
- Какой первый звук в слове "одежда"?
- О чем мы будем говорить на занятии? (Об одежде). (Подробно разбирается содержание мнемотаблицы).
• Одежду можно стирать. Ее можно шить и ремонтировать и т. д.
2. Повторение пройденного. Упражнение в образовании при ставочных глаголов, употребление в речи сложносочиненных, сложноподчиненных предложений, развитие мелкой моторики рук. Логопед закрепляет на фланелеграфе силуэты "веселого" и"груст ного" платьев. На ковре лежат предметные картинки: утюг, тазик, щетка, грязные пятна, рубашка с оторванной пуговицей, порванные брюки, джинсы, свисающие с сиденья стула на пол.
Дидактическая игра "Что любит и чего не любит одежда".Примерные ответы детей:
• Одежда любит, чтобы ее гладили утюгом.
• Одежда не любит, чтобы ее пачкали, и т. д.
(Дети закрепляют предметные картинки возле соответствующих силуэтов).
Динамическая пауза.
Игра с мячом "Закончи слово".
Логопед предлагает поиграть со словами.
- За ... шить, пере ... шить, под ... шить, при ...шить и т. д. Дидактическая игра "Соедини точки".
На столах лежат карточки по количеству детей с точечным изображением инструментов и орудия труда.
- Внимательно рассмотрите, соедините точки и вы узнаете, что понадобилось, чтобы починить одежду; зачеркните ненужные инст рументы.
(Карточки: молоток - наперсток, топор - катушка, ножницы - пила, иголка - гвоздик, швейная машина - лопата).
- Что ты обводишь?
- Что ты обвел?
- Что ты будешь обводить?
- Что делают молотком, а для чего наперсток?
• Молотком забивают гвозди, а наперстком защищают пальцы от укола иголки. И так далее.
Физкультминутка.
Игра "Что мы видели - не скажем, а что делали - покажем".
(Дети имитируют движения: вдевают нитку в иголку, пришивают пуговицу, отрезают нитку ножницами, втыкают иголку в подушечку).
3. Изучение нового материала. Обучение пересказу, умению придумывать конец рассказа. Формирование планирующей функции речи с использованием опорных картинок.
Дети сидят на стульях.
- Внимательно послушайте одну историю, которая приключи лась с мальчиком Петей. Запомните ее.
Логопед читает рассказ:
У Пети были замечательные синие штаны.
Петины брюки нравились всем ребятам.
Мальчики завидовали Пете.
Однажды Петя полез на забор.
Мальчик зацепился за острый гвоздь и порвал
свои замечательные штаны.
Порванные штаны очень расстроили маму.
Сердитая мама отказалась ставить заплатку на них. Беседа:
- О ком этот рассказ?
- Какие штаны были у Пети?
- Куда полез однажды Петя?
- Что произошло?
- Обрадовалась ли мама?
На ковре лежат опорные картинки к рассказу: мальчик, синие штаны, мальчики, забор с гвоздями, порванные штаны, сердитая мама.
- Внимательно рассмотрите картинки, разложите их по порядку.
- Они вам помогут пересказать рассказ.
(Дети пересказывают рассказ по цепочке, а потом по одному).
- Есть ли в этом рассказе конец? Петя так и остался с порван ными штанами?
- Придумайте конец этой истории? Как бы ты закончил этот рассказ? Примерные ответы детей.
» Петя взял иголку с ниткой, ножницы.
• Он отрезал синюю заплатку от кусочка ткани.
• Потом пришил ее на место дырки.
• Мама увидела заплатку и улыбнулась. Она похвалила Петю.
• Петя подошел к старшей сестре и попросил вежливо о помощи. Сестра взяла иголку, синюю нитку, отрезала кусочек ткани и пришила заплатку к штанам.
• Петя поблагодарил сестру за помощь. И так далее. Логопед предлагает показать:
веселого Петю, любопытного Петю, плачущего Петю, сердитую маму, вежливого Петю, счастливого Петю. 4. Итог. Оценка работы детей.
ТЕМА "ТРАНСПОРТ"
38. Приставочные глаголы Цели:
1. Расширение словаря существительных, прилагательных по теме "Транспорт".
2. Упражнение в образовании приставочных глаголов.
3. Образование относительных прилагательных, обозначающих виды транспорта.
4. Упражнение в согласовании порядковых числительных с существительными.
5. Упражнение в употреблении существительных в косвенных падежах.
6. Развитие фразовой речи.
Т. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук.
Оборудование:
Кукла Незнайка (картинка), картинки с изображением транспорта: машина, грузовик, самосвал, такси, корабль, лодка, поезд, электричка, самолет, вертолет, дирижабль, ракета; три сигнальных
кружка: зеленого, желтого, красного цвета, панорама дороги, контурное изображение маленького грузовика, картинки с изображени ем транспорта с недорисованными деталями к заданию "Дорисуй"; картинка с изображением машин с квадратными колесами; кубики, дорога, мост, дом, изображенные на листе бумаги.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Развитие слухового внимания. Логопед показывает игрушку Незнайку.
- Незнайка купил грузовик. Кто знает, какой документ надо по лучить, чтобы можно было водить машину?
• Чтобы можно было водить машину, надо получить права.
- Поможем Незнайке получить права?
2. Повторение пройденного. Образование относительных при лагательных, обозначающих виды транспорта.
Экзамен первый.
Игра "Перепутанница"(на ковре лежат предметные картинки с изображением видов транспорта).
- Рассмотрите внимательно картинки. На чем можно передви гаться по воздуху? (На самолете, вертолете, дирижабле, ракете).
Дети ставят картинки на наборное полотно.
- На чем можно ехать по дороге? (На машине, грузовике и т. д.).
- На чем можно передвигаться по воде? (На лодке, корабле и т. д.).
- На чем можно ехать по железной дороге? (На поезде, электричке).
- Как называется транспорт, на котором передвигаются по воздуху?
• Транспорт, на котором передвигаются по воздуху, называ ется воздушный.
- Как называется транспорт, на котором передвигаются по воде (морю, реке, дороге, железной дороге)?
- Молодцы, хорошо сдали первый экзамен.
Экзамен второй.
- Отгадайте загадку:
Встало с краю улицы В длинном сапоге Чучело трехглазое На одной ноге. Чтоб тебе помочь, дружок, Путь пройти опасный, День и ночь горят огни -зеленый, желтый, красный.
Физкультминутка. Задание на внимание.
- А сейчас, я проверю, хорошо ли вы знаете правила дорожного движения.
(Логопед показывает детям три сигнальных кружка).
- Что можно делать на зеленый свет светофора? (Переходить улицу).
- Что надо делать, когда горит красный свет? (Стоять).
Что надо делать, когда горит желтый свет? (Приготовиться к переходу через дорогу).
Действия детей по сигналу логопеда:
зеленый кружок - шагают,
красный кружок - едут на машине,
желтый кружок - стоят.
- Молодцы, отлично сдали второй экзамен.
3- Изучение нового. Образование приставочных глаголов. Экзамен третий. Вождение.
На мольберте стоит панорама дороги. Логопед производит действия с грузовиком в контурном исполнении. Дети заканчивают предложения.
Из гаража Незнайка ... (выехал). По дороге осторожно ...(поехал). Незнайка на асфальт ... (выехал). Он через мост ... (переехал). Большую лужу.;; (объехал). Мимо поста ГАИ ... (проехал). По круговой дороге ... (проехал). И опять к гаражу ... (подъехал).
- Молодец, Незнайка, хорошо сдал третий экзамен.
4. Закрепление. Употребление существительных в косвенных падежах. Упражнение в образовании приставочных глаголов. Согласование порядковых числительных с существительными.
Экзамен четвертый.
Логопед показывает картинку с изображением машины с квадратными колесами.
- Далеко ли можно уехать на такой машине? Почему нельзя?
- Хорошо ли Незнайка знает части своей машины и их называет? Логопед выставляет на наборном полотне пять грузовиков без
каких-то частей и уточняет у детей, какие детали отсутствуют.
- Какой части не хватает у первого грузовика? * У первого грузовика не хватает кабины.
- Какой части не хватает у второго грузовика?
• У второго грузовика не хватает кузова (у третьего - передних колес, у четвертого - задних колес, у пятого - лобового стекла). Логопед раздает картинки детям. Они дорисовывают недостающие части.
- Молодцы, помогли Незнайке сдать все экзамены.
- А что это он там делает? Игра "Закончи предложение".
Логопед по очереди обращается к каждому ребенку, предлагает действовать с Незнайкой. На столе стоит грузовик, гараж из кубиков, лежит лист бумаги с нарисованной дорогой, мостовой, домом.
- Незнайка к грузовику ... (подошел).
- Незнайка машину со всех сторон ... (обошел).
- Он от кузова ...(отошел).
- Незнайка к кабине ... (подошел).
- Он из гаража ... (вышел).
- Незнайка по дороге ... (пошел).
- Он через мост ... (перешел).
- Незнайка домой ...(пришел). 5. Итог. Оценка работы детей.
|