Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Обогащение и активизация словаря

Цели:

1. Активизация предметного словаря: название профессий, орудий труда.

2. Расширение словаря действий.

3. Практическое употребление существительных в косвенных падежах.

4. Развитие фразовой речи.

5. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, па­мяти, логического мышления, мелкой моторики рук.

Оборудование:

Предметные картинки с изображением представителей разных профессий и орудий труда; карточки по количеству детей к заданию "Угадай"; мяч; предметные картинки в точечном изображении по количеству детей к заданию "Соедини точки".

Ход занятия.

1. Организационный момент. Развитие слухового внимания,
логического мышления.

- Отгадайте загадки.

Скажите, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты? (Повар).

Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз, и помним вас. (Фотограф).

Кто дружно строит новый дом,

Чтобы в тепле и красоте

Счастливо жили люди в нем? (Строители).

- Повар, фотограф, строитель - что я перечислила? (Профессии).

2. Введение в тему. Развитие фразовой речи, зрительного
восприятия.

- Какие вы знаете еще профессии?

(Дети называют профессии, логопед выставляет на наборном полотне картинки с изображением представителей разных профес­сий: врача, учителя, парикмахера, пожарника, шофера, повара, швеи и т. д., задает наводящие вопросы).

- О чем мы будем говорить на занятии? (О профессиях).

- Кем работает твоя мама, твой папа?

 

- Люди каких профессий работают в детском саду? (Воспитатель,
медсестра, логопед, музыкант, повар, няня, заведующая и т. д.).

3. Изучение нового материала. Активизация предметного и глагольного словаря. Практическое употребление в речи сущест­вительных в косвенных падежах. Развитие мелкой моторики рук.



Игра "Кому нужны эти вещи".

- Соедини точки и скажи, кому нужны для работы эти вещи: шприцы, градусники, пузырьки с лекарствами, бинты, вата. (Врачу).

- Что делает врач? (Врач назначает лечение, выписывает ре­цепты, ведет прием больных, лечит).

-Для чего врачу нужен шприц (градусник, лекарство, бинт, вата)?

Игра "Перепутанница".

Дети сидят на стульчиках. Логопед приглашает детей по одно­му к столу, на котором лежат картинки с изображением предметов: иголки, катушки с нитками, книги, указки, ножницы, ручки, тетради, швейная машинка, наперсток, вешалки, глобусы.

- Найдите предметы, которые нужны для работы учителю, по­ставьте их на наборное полотно.

- Что делает учитель? (Учит читать, писать, внимательно слу­шать, думать, красиво отвечать на вопросы, рассказывать).

- Кому нужны эти вещи? (Логопед показывает на оставшиеся
картинки).

• Эти вещи нужны швее:

- Чем швея шьет платье?

• Швея шьет платье иголкой.

- Чем швея защищает пальцы от укола иголки? (Наперстком).
И так далее.

Физкультминутка.

Игра с мячом "Назови женскую профессию".

Повар -... (повариха).

Портной- ...(портниха).

Художник, певец, скрипач, пианист, артист, писатель и т. д. Игра "Угадай".Логопед предлагает детям подойти к столу.

- Внимательно рассмотрите картинки, зачеркните те предметы, которые не нужны для работы повару: метла, поварешка, совок, кастрюля, ножик, веник, разделочная доска, лопата.

- Кому нужны зачеркнутые предметы? (Дворнику).

- Что делает дворник?

 

- Чем он убирает мусор?Ифа "Бывает - не бывает".

- Внимательно слушайте, думайте, бывает такое или нет?

Повар варит суп. Суп варит повар. Суп варит повара. Поваром сварен суп. Повар сварен супом.

4. Закрепление. Развитие фразовой речи, слухового внимания,
логического мышления.

Игра "Найди ошибку".Врач варит суп, а повар лечит людей.

Пожарник ухаживает за цветами, а садовник тушит пожар. И так далее.

5. Итог. Оценка работы детей.

Составление описательного рассказа по схеме

Цели:

1. Активизация и расширение словаря по морским профессиям.

2. Практическое использование в речи предложений разных типов.

3. Практическое употребление существительных в косвенных падежах.

4. Образование сложных существительных, обозначающих на­звание профессий.

5. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, па­мяти, логического мышления, мелкой моторики рук.

Оборудование:

Макет корабля (либо большая картинка траулера); предмет­ные картинки: капитан, матрос, трал, штурвал, якорь, руль, колесо, кабина, бинокль, иллюминатор; предметные картинки с изображе­нием морских рыб: трески, камбалы, скумбрии, путассу; карточки по количеству детей для задания "Обведи нужную картинку", схема для составления описательного рассказа, карта Кольского полуост­рова.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, логического мышления. - Отгадайте загадку.

В воде она живет,

Нет клюва, а клюет,

Сверкает.в море чистом

Спинкой серебристой. (Рыба).

 

2. Введение в тему. Развитие зрительного восприятия, вер­
бальной памяти.

- Какую рыбу ловят рыбаки на море? (Треску, камбалу, скум­
брию, путассу и т. д.).

(Логопед расставляет на наборном полотне картинки с изо­бражением морских рыб).

Игра "Запомни, повтори".

- Сегодня мы будем говорить о представителях морских про­
фессий.

Мурманск - город рыбаков. (Логопед ставит на мольберт карту Кольского полуострова).

- Рассмотрите внимательно карту. Наш полуостров с трех сто­
рон окружен суровыми северными морями (беседа).

3. Проверка усвоенного на прошлом занятии материала. Упот­
ребление в речи предложений разных типов, существительных
вкосвенных падежах, образование сложных существительных,
обозначающих профессии.

На столах лежат карточки по количеству детей с изображени­ем на каждой: корабля, самолета, машины, ракеты, грузовика.

- На чем рыбаки уходят в море добывать рыбу? Обведите
нужную картинку в кружок, а остальные зачеркните.

• Рыбаки уходят добывать рыбу в море на корабле.

- Кто главный на корабле?

• Главный на корабле капитан.

(На наборном полотне выставляется картинка с изображением капитана).

- Каким должен быть капитан?

• Капитан должен быть умный, смелый, мудрый, приветли­
вый, сильный, справедливый и т. д.

- Кто помогает капитану?

• Капитану помогает штурман.
Играс мячом "Назови правильно".

- Составим одно большое слово из двух маленьких слов:

Судно водит кто? (Судоводитель), По морю ходит кто? (Мореход). По морю плывет кто? (Мореплаватель). Под воду лазает кто? (Водолаз).

- Кто еще работает на корабле? (Матросы, повар, уборщица,
рулевые).

- Какими они должны быть? (Трудолюбивыми, выносливыми,
сильными, смелыми и т. д.).

Игра "Найди части корабля.

На ковре лежат предметные картинки: якорь, руль, штурвал, кабина, бинокль, колесо, иллюминатор.

- Рассмотрите картинки и отберите те, которые относятся к ко­раблю.

- Зачем капитану бинокль?

-Для чего нужен якорь (штурвал, иллюминатор)?

Логопед ставит на стол макет корабля. Дети осматривают его. Логопед называет части, из которых состоит корабль: палуба, кор­ма, корпус, капитанский мостик, иллюминаторы, каюты.

4. Изучение нового. Составление описательного рассказа
с использованием схемы.

- Вспомните, кто главный на корабле. (Капитан).

- Давайте составим о капитане рассказ. Поможет рассказать о нем по порядку эта схема. (Логопед выставляет на мольберт схе­му, разбирается ее содержание).

- О ком мы будем составлять рассказ? (О капитане).

- Кого обозначает первая картинка? (Капитана).

- Где живет капитан? (В городе Мурманске, на Кольском полу­острове и т. д.).

- Что нужно для работы капитану?

• Капитану для работы нужен корабль.

- Кто уходит вместе с капитаном добывать рыбу? (Штурман,
радист, рыбаки, повар, уборщица, рулевые).

- Что делает капитан в море? (Ловит рыбу).
Пересказ рассказа по цепочке, потом по одному.

5. Итог. Оценка работы детей.

42. Составление рассказа "Кем я хочу стать" с использованием мнемодорожки

Цели:

1. Активизация словаря существительных, глаголов.

2. Упражнение в образовании существительных с помощью суффикса щик, существительных дательного, творительного падежей.

3. Употребление в речи предложений разных типов.

4. Обучение составлению связного длительного высказывания с опорой на мнемодорожку. Формирование планирующей функции речи.

5. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, ло­гического мышления, памяти.

Оборудование:

Предметные картинки с изображением орудий труда; картинки с изображением представителей разных профессий, мнемодорожка "Кем я хочу стать?"; картинка с изображением Незнайки.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Незнайка загадает вам загадки. Отгадайте их, а среди карти­
нок найдите отгадки. Докажите, почему вы так думаете?

(На ковре лежат картинки с изображением инструментов: пила, молоток, топор, иголка с ниткой, ножницы).

Доски грызла и кусала,

На пол крошек набросала. (Пила).

Деревянная шея, Железный клюв. Самый бойкий я рабочий В мастерской, Колочу я, что есть мочи -День-деньской. (Молоток).

Сделаны из железа,

Умеют стричь и резать. (Ножницы).

Носик стальной, хвостик льняной. (Иголка и нитка).

Я железный, зато любезный. Если попадется неровная доска, Вмиг подправлю ей бока. (Топор).

Дети отгадали загадки и выставляют на наборном полотне от­гадки.

- Как назвать все эти предметы одним словом? (Инструменты).

2. Повторение пройденного. Упражнение в образовании суще­
ствительных дательного, творительного падежей.

Незнайка приглашает вас в гости к своим друзьям.

(На наборном полотне стоят картинки представителей разных профессий: дровосек, художник, портной, пильщик, швея, маляр, дворник).

На столе лежат предметные картинки: кисть, метла, кисточка, ножницы, иголка с ниткой, топор, пила.

Игра "Кому нужны орудия труда".

- Что нужно для работы маляру?

Маляру для работы нужна кисть.

- Чем работает маляр?

• Маляр работает кистью.

- Что будет делать маляр кистью?

• Маляр кистью будет красить стены. И так далее.

(Дети ставят рядом с представителями профессии предмет­ную картинку).

Игра с мячом "Угадай".

Кто носит багаж? (Носильщик).

Кто сваривает трубы? (Сварщик).

Кто вставляет стекла? (Стекольщик).

Кто работает на кране? (Крановщик).

Кто кладет камни? (Каменщик).

Кто чинит часы? (Часовщик).

Кто точит ножи? (Точильщик).

Кто кроит платья? (Закройщик).

3. Введение в тему. Развитие слухового внимания.

Логопед читает детям отрывок из стихотворения Д. Родари "Чем пахнут ремесла":

У каждого дела есть запах особый: В булочной пахнет тестом и сдобой. Пахнет маляр скипидаром и краской. Пахнет стекольщик оконной замазкой. Пахнет кондитер орехом мускатным, Доктор в халате - лекарством приятным. Рыхлой землей, полем и лугом Пахнет крестьянин, идущий за плугом. Рыбой и морем пахнет рыбак. Только бездельник не пахнет никак.

Беседа. Кто что делает? Почему бездельник не пахнет никак?

- Кем вы хотите стать? Почему?

4. Изучение нового. Обучение составлению рассказа "Кем я
хочу стать" с использованием мнемодорожки в качестве зрительно­
го плана.

- Составьте красивый рассказ о том, кем вы хотите стать. По­
может рассказать по порядку эта таблица. Рассмотрите ее внима­
тельно (разбирается содержание мнемодорожки).

Дети составляют рассказы. Примерный рассказ:

• Я хочу стать художником.

Мне нравится рисовать красками.

Для работы мне понадобятся кисти, холст, мольберт.

Я буду рисовать красивые картины.

5. Итог. Оценка работы детей.

ТЕМА "ВЕСНА"






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.