Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

авторские права нарушал,нарушаю и буду нарушать

 

 

Содержание

Введение... б

Тема 1. Происхождение и ранняя история восточного славянства.... 11

Тема 2. Образование Древнерусского государства.... 17

Тема 3. Древняя Русь X - начала XII в.... 25

Тема 4. Принятие христианства и начало становления российской православной цивилизации.... 35

Тема 5. Государственная раздробленность Древней Руси (XII-XIII вв.).... 41

Тема б. Культура Древней Руси (IX - первая треть XIII в.).... 51

Тема 7. Борьба народов Руси за независимость в XIII в.... 63

Тема 8-9. Объединение русских земель и образование Московского государства (XIV - начало XVI в.). 73

Тема 10. Русская культура середины XIII-XV в.... 83

Тема 11. Социально-экономическое развитие России в XV - первой половине XVI в.... 96

Тема 12. Социально-политическое развитие России в XVI в....103

Тема 13. Внешняя политика России в конце XV-XVI в.... 115

Тема 14. Закрепощение крестьян в России.... 122

Тема 15. Русская культура в конце XV-XVI в.... 127

Тема 16. Социально-политическое развитие России в начале XVII в. (эпоха Смуты).... 135

Тема 17. Социально-экономическое развитие России в XVII в.... 148

Тема 18. Социально-политическое развитие России в XVII в.... 154

Тема 19. Внешняя политика России в XVII в.... 167

Тема 20. Русская культура в XVII в.... 173

Тема 21. Эпоха петровских преобразований.... 183

Тема 22. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в.... 201

Тема 23. Эпоха дворцовых переворотов.... 208

Тема 24. Русская культура первой половины XVIII в.... 218

Тема 25. Внутренняя политика России 60-90-х гг. XVIII в. 'просвещенный абсолютизм'.... 237

Тема 26. Социально-экономическое развитие России в 60-80-е годы XVIII в.... 246

Тема 27. Восстание под руководством Е. И. Пугачева (1773-1775).... 259



Тема 28. Внешняя политика России 60-90-х гг. XVIII в.... 263

Тема 29. Русская культура 60-90-х гг. XVIII в.... 270

Тема 30. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.... 282

Тема 31 Внутренняя политика России первой четверти XIX в.... 293

Тема 32. Внешняя политика России первой четверти XIX в.... 302

Тема 33. Движение декабристов.... 311

Тема 34. Внутренняя политика России второй четверти XIX в.... 319

Тема 35. Общественное движение второй четверти XIX в.... 325

Тема 36. Внешняя политика России в 1825-1856 гг.... 335

Тема 37. Культура России в первой половине XIX в.... 346

Тема 38. Отмена крепостного права.... 365

Тема 39. Социально-экономическое развитие в 1860-х - начале 1890-х гг.... 375

Тема 40. Внутренняя политика России в 1860-1881 гг.... 392

Тема 41. Внутренняя политика России в 1881-1894 гг.... 402

Тема 42. Общественное движение 60-90-х гг. XIX в.... 410

Тема 43. Внешняя политика России во второй половине XIX в.... 425

Тема 44. Культура России во второй половине XIX в.... 436

Тема 45. Развитие сельского хозяйства России в конце XIX - начале XX в.... 454

Тема 46. Социально-экономическое развитие России в конце XIX - начале XX в. Промышленность и финансы.... 460

Тема 47. Социально-политический кризис начала 1900-х гг.... 471

Тема 48. Внешняя политика России (конец XIX в. -1905 г. Русско-японская война 1904-1905 гг.... 483

Тема 49. Первая российская революция 1905-1907 гг.... 493

Тема 50. 'Третьеиюньская' монархия в 1907-1914 гг. Классы и партии в 1907-1914 гг.... 510

Тема 51. Столыпинская аграрная реформа 1906-1917 гг.... 525

Тема 52. Внешняя политика России в 1906-1914 гг.... 533

Тема 53. Россия в Первой мировой войне (1914-1916).... 539

Тема 54. Российская культура в начале XX в.... 550

Тема 55. Февральская революция в России.... 562

Тема 56. Россия между революциями 191*7 г.... 570

Тема 57. Октябрьская революция и политика большевиков в первые годы советской власти.... 587

Тема 58. Гражданская война в России.... 603

Тема 59. Экономическая политика Советского государства в период Гражданской войны (1918-1920).... 613

Тема 60. Советская Россия в годы новой экономической политики (1921-1928).... 620

Тема 61. Национальная политика Советского государства.... 629

Тема 62. Политическая борьба в партии в 1920-е гг.... 638

Тема 63. Внешняя политика Советского государства В 1920-е гг.... 646

Тема 64. Развитие отечественной культуры в 1917 - середине 1920-х гг.... 651

Тема 65. Социально-экономическое развитие СССР в конце 1920-х - 1930-е гг.... 665

Тема 66. Общественно-политическое развитие СССР в 1930-е гг.... 678

Тема 67. Внешняя политика СССР в конце 1920-х - 1930-е гг.... 687

Тема 68. Развитие отечественной культуры в конце 1920-х-1930-е гг.... 698

Тема 69. Великая Отечественная война (1941-1945).... 708

Тема 70. СССР во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг.... 722

Тема 71. Общественно-политическое развитие СССР в середине 1950-х - начале 1960-х гг.... 734

Тема 72. Социально-экономическое развитие СССР в 1950-х - середине 1960-х гг.... 742

Тема 73. Внешняя политика СССР в середине 1950-х - начале 1960-х гг.... 749

Тема 74. 'Оттепель' и советская культура в конце 1950-х - 1960-е гг.... 756

Тема 75. СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг.... 765

Тема 76. Отечественная культура в 1960-е - середине 1980-х гг.... 781

Тема 77. СССР в годы 'перестройки' (1985-1991). Политические, экономические и культурные преобразования.. 791

Тема 78. Внешняя политика СССР в годы 'перестройки'.... 804

Тема 79. Социально-экономическое развитие Российской Федерации в 90-е гг. XX - начале XXI в.... 810

Тема 80. Общественно-политическое развитие современной России в 1991-2004 гг.... 820

Тема 81. Внешняя политика Российской Федерации в 1991-2004 гг. ... 830

Тема 82. Социокультурные изменения в российском обществе на рубеже XX-XXI вв.... 840

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Итак, вы выбрали вуз и специальность. Для успешной сдачи экзамена по отечественной истории вам следует пройти длительную и сложную подготовку. Надеемся, что наше учебное пособие поможет вам в этом. Но сначала - несколько советов.

Необходимо учитывать неоднозначность выводов ученых-историков по многим проблемам отечественной истории. Сложность подготовки к экзамену определяется характером исторической науки. Наши знания о прошлом человечества основаны на изучении исторических источников, созданных в соответствующие эпохи и в конкретных странах. Подавляющее большинство объектов материальной и духовной культуры, которые могли бы содержать информацию о своих создателях, не сохранились в результате смут, войн и революций. Огромную разрушительную силу представляет собой само Время.

Наиболее 'красноречивы' письменные памятники. Но они создаются людьми, имеющими собственные представления и цели, поэтому летописи, трактаты, мемуары и даже деловые документы часто противоречат друг другу, о многом умалчивают, а что-то искажают. Даже когда речь идет о XIX или XX вв., оставивших огромное количество письменных свидетельств, сложно восстановить истинные и точные факты. На их освещение в документах воздействовали особенности личности автора, политические концепции, распространенные в обществе, и многое другое.

Поэтому, используя сложные, в том числе математические методы исследования, историки вынуждены реконструировать факты прошлого по немногим сохранившимся фрагментам не всегда точной информации. Подчас анализ производится лишь при помощи косвенных свидетельств и аргументов. На выводы оказывают влияние различные мировоззренческие, философские, политические и прочие взгляды самих историков.

В связи с этим совершенно естественно, что одни и те же исторические события прошлого различные ученые интерпретируют по-разному, предлагая иногда взаимоисключающие выводы и оценки. Без этого историческая наука не могла бы нормально развиваться.

В годы советской власти были 'закрыты' многие темы, не допускалось отклонение от многих выводов, 'одобренных партией', а историческая наука, по словам И.В. Сталина, являлась 'грозным оружием в борьбе за социализм' и, как было записано в официальных документах, главной своей задачей считала 'изучение предпосылок Великой Октябрьской социалистической революции'. Но и в эту эпоху проводились плодотворные научные споры и дискуссии, существовали различные научные 'школы', советская историческая наука добилась серьезных успехов на многих направлениях.

В школьные учебники при этом Включалась лишь одна, официально принятая, 'выверенная' точка зрения. Теперь политические условия в нашей стране коренным образом изменились. Очень трудно найти два учебных пособия по отечественной истории, где бы мнение авторов совпадало по всем или большинству вопросов. Как ориентироваться абитуриенту в таком разнообразии учебников?

Важно получить информацию о специфике требований и программ избранного вуза. Для этого многие учебные заведения издают собственные учебные пособия, организуют ознакомительные лекционные курсы.

Но главное - приобретение полноценных знаний по истории России, выяснение основных точек зрения по ключевым вопросам.

К счастью, уходит в прошлое время, когда на вступительном экзамене за ответы полные, аргументированные, но отличные от взглядов экзаменаторов могли снижаться оценки. Такие случаи, по сообщениям центральной прессы, были отмечены даже в одном из ведущих вузов страны. Все большее распространение получает ситуация, когда приемлемой может быть любая точка зрения, если она аргументирована, т. е. основана на фактах, приведенных и проанализированных в экзаменационном ответе. Политические взгляды абитуриента не могут оцениваться, а знание различных мнений по определенной исторической проблеме, наличие представлений об аргументах и контраргументах ученых-историков различных направлений лишь повышает качество ответа, В то же время неаргументированные выводы не могут обеспечить высокую оценку, как бы они ни были близки научным и иным взглядам членов предметной комиссии.

Наше пособие отличается от многих других тем, что по многим спорным проблемам приводится точка зрения, с которой авторы не согласны, но которая встречается в других учебниках и пособиях. После изложения такого мнения кратко перечисляются аргументы и контраргументы. Развернутые доводы может сформулировать сам абитуриент, внимательно изучив тему. Важно, что в работе над пособием использовались как последние достижения отечественных и зарубежных специалистов по истории России, так и богатое наследие советской и дореволюционной исторической науки. Авторы попытались представить результаты в сбалансированном виде, избегая безудержного и необоснованного новаторства и учитывая в то же время выявленные и проанализированные в последние годы исторические факты и их связи.

Такое пособие может стать основой для самостоятельной подготовки, оно будет и хорошим подспорьем в работе с педагогом, помогающим абитуриенту подготовиться к экзаменам.

Как следует работать с пособием:

1. Начать надо с внимательного, возможно, неоднократного прочтения темы.

2. При повторном прочтении обращайтесь к справочному материалу, в том числе - энциклопедиям, чтобы сформировать правильное понимание терминов, получить больше информации об исторических лицах - 'героях' исторического процесса.

3. Затем, используя любую из изданных хрестоматий, изучите исторические источники, относящиеся к данной теме. Они помогут вам уточнить, расширить и углубить ваше представления о некоторых важных вопросах отечественной истории, почувствовать 'дыхание эпохи', а также снабдят материалом, который позволит вам украсить ответ цитатами.

4. Обдумав основные проблемы темы, ответьте на вопросы, предлагаемые после каждой темы, выполните задания.

5. Если материал, содержащийся в пособии, кажется вам недостаточным, а также если у вас есть возможность и желание расширить свои знания, обратитесь к литературе, указанной в конце каждой темы.

6. Завершив работу над темой, потренируйтесь в изложении материала.

В начале каждой темы вам предлагается план ответа. Его части соответствуют параграфам (обозначены одной цифрой, например 2 или 5), пунктам (обозначены двумя цифрами, первая из которых повторяет номер параграфа, например 2.1; 2.2 и т.д.) и подпунктам (обозначены значком ) текста пособия. Параграфы представляют собой изложение темы, пункты составляют основные положения параграфа, а подпункты раскрывают содержание пункта. Иногда самые мелкие подпункты отсутствуют в плане, например, если речь идет об особенностях какого-либо исторического процесса или явления. В этом случае авторы предлагают вам самостоятельно продумать вопрос, но дают при этом и свой вариант ответа.

Подумайте над логикой плана, почему в нем содержатся именно эти пункты, не нужно ли его изменить, доработать? Очень важно, чтобы план стал 'вашим собственным', его необходимо выучить - для ответа на экзамене.

В ходе 'тренировки' над экзаменационным ответом дополните план по памяти необходимыми датами, именами и понятиями (в тексте обязательные для экзамена даты и имена выделены светлым курсивом). На экзамене у вас будет возможность воспроизвести план с основными датами и именами письменно, чтобы затем отвечать, используя ваши записи, а не вспоминать 'на ходу'. Расскажите всю тему вслух. Старайтесь добиться четкого изложения, обращайте внимание на дикцию и грамотность речи.

Если вам предстоит сдавать письменный экзамен (речь не идет о тестировании), запишите свой ответ. Не старайтесь вспомнить и воспроизвести текст пособия слово в слово. Используя план, который уже стал 'вашим' после того, как вы его выучили наизусть, раскройте в немногих предложениях каждый его раздел. В письмен-

ном ответе не допускаются сокращения (кроме принятых), фразы должны быть завершенными. Помните, что в большинстве случаев излагать мысли на бумаге труднее, чем в устной речи. Письменный ответ поэтому будет занимать у вас поначалу много времени, но после многократных тренировок вы сможете уложиться в отведенное на экзамене время.

Без тренировки изложения и нужных навыков почти невозможно добиться хорошего результата на экзамене.

Помните, что экзаменационная комиссия не может оценить те знания и способности абитуриента, которые не отразились в его ответе. Для получения высокой оценки абитуриент должен продемонстрировать в своем ответе на экзамене:

- знание фактов отечественной истории как по вопросам конкретного билета, так и по всему курсу;

- умение анализировать факты, т. е. на основе изложенного материала выявлять взаимосвязи и взаимодействия исторических явлений и процессов;

- возможность делать общие и конкретные выводы на основе произведенного анализа, то есть определять характер развития общества на том или ином этапе, основные особенности какого-либо исторического явления, давать общую оценку политическим, экономическим или культурным процессам конкретного периода и т. д.

Для проведения правильного анализа событий и процессов истории России необходимо представлять себе целостный характер исторического развития.

Расчленяя исторические процессы на экономические, социальные, политические, культурные и т. д., мы сознательно упрощаем историческую реальность, для того чтобы изучить механизмы ее функционирования. Но на самом деле люди - главные и единственные творцы истории - не могут быть 'экономическими' или 'политическими'. Объективные процессы и факторы, экономическая необходимость и прочее своеобразно преломляются в сознании людей, обладающих культурой своего времени и своей социальной группы, заставляют их действовать, преследуя личные или групповые цели. Только в этих действиях, а не в некоем саморазвитии, например, экономики, реализуется общественная практика. Эти действия и составляют в их целостности жизнь общества. Объединяясь или предпринимая что-либо в одиночку, самостоятельно или под руководством лидера, люди обеспечивают эволюцию своего общества. Поэтому то, что мы называем экономическим, политическим или культурным развитием, является единым динамическим целым. Это различные стороны общественного развития, все аспекты которого находятся в глубоком и разнообразном взаимовлиянии и взаимодействии. Неверно было бы выделять один из компонентов общественной системы как 'ведущий', 'главный' или 'определяющий'.

Некоторые историки и философы основой движущей силой считали и считают совершенствование орудий труда, приводившее к несоответствию между уровнем производительных сил (орудий, средств производства, в том числе земли, умениями и навыками производителей) и производственными отношениями (между производителями и собственниками средств производства). По мнению этих авторов, экономика (базис) определяла развитие политики, культуры и т.д. (надстройки).

Как свидетельствует история России, культура, психология нашего народа, государство, политика оказывали воздействие на хозяйственное развитие нашей страны не меньшее, чем влияние хозяйства, его уровня, форм организации и методов ведения на эволюцию государственности или духовной культуры. Изучая отечественную историю, обращайте внимание на это взаимодействие.

Помните также, что на историческое развитие нашей страны воздействовали многие факторы, определившие его особенности. Ученые справедливо отмечали влияние:

- географического положения (на территории России нет естественных внутренних преград);

- природно-климатических условий, от которых зависели не только люди далекого прошлого, но и наши современники.

- многонационального и многоконфессионального состава населения страны;

- эти, а также другие условия во многом сформировали своеобразный 'русский характер', социально-психологический и социокультурный архетип, оказывающий значительное влияние на действия и поступки наших соотечественников;

- соседство с теми или иными народами (греками-византийцами, кочевниками, немцами, поляками и др.), представлявшими угрозу самостоятельности, а подчас и существованию страны, и передававшими нам свои знания и элементы культуры.

В заключение - последнее пожелание, не связанное непосредственно с вступительными экзаменами.

Изучая отечественную историю, помните, что это - наша история, история наших предков, история страны, где будут жить наши потомки. Прошлое России не кануло бесследно, результаты деятельности наших отцов, дедов и прадедов воздействуют и будут воздействовать на дальнейшее развитие российского общества. Какой будет история в будущем, зависит в том числе и от вас, от того, как вы усвоите ее уроки, как вы воспримите и оцените прошлое нашей страны и нашего народа.

ТЕМА 1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА

ПЛАН

1. Происхождение и расселение славян.

1.1. Античные источники.

1.2. Византийские авторы VI в.

1.3. Древнерусские источники.

2. Расселение восточных славян к VIII в.

3. Занятия восточных славян.

3.1. Земледелие.

3.2. Другие виды деятельности.

4. Общественное устройство.

4.1. 'Военная демократия'.

4.2. Переход от родовой общины к земледельческой.

4.3. Племенные княжения.

5. Религия восточных славян.

5.1. Верования.

5.2. Боги.

5.3. Жрецы.

5.4. Уровень развития.

6. Выводы.

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН

Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достоверных и полных письменных свидетельств об ареале их расселения, хозяйственной жизни, быте и нравах. Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.

1.1. Античные источники.

1.1. Античные источники. Римские историки Плиний Старший и Тацит (I в. н. э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматскими племенами. При этом Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных. Многие современные историки видят в венедах древних славян, еще сохранявших свое этническое единство и занимавших территорию приблизительно нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.

1.2. Византийские авторы VI в.

1.2. Византийские авторы VI в. были более внимательны к славянам, так как они, окрепнув к этому времени, начали угрожать империи. Иордан возводит современных ему славян - венедов, склави-

нов и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI-VIII вв. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и 'давлением' других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (угро-финны, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства - восточной, западной и южной - участвовали представители всех групп, зафиксированных Иорданом.

1.3. Древнерусские источники.

1.3. Древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах мы находим в 'Повести временных лет' (ПВЛ) монаха Нестора (начало XII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с 'вавилонским столпотворением', приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их 'рассеиванию' по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - 'волохов', вытеснивших славян с прародины.

Второй путь продвижения славян в Восточную Европу проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень. Это подтверждается данными археологии и лингвистики.

2. РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН К VIII в.

Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах:

- поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье 'в полях' и потому так и прозвавшиеся;

- древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах;

- северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по рекам Десна, Сула и Северский Донец;

- дреговичи - между Припятью и Западной Двиной;

- полочане - в бассейне р. Полоты (приток Западной Двины);

- кривичи - в верховьях Волги и Днепра;

- радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода 'ляхов' (поляков) и были приведены, скорее всего, своими старейшинами - Радимом, который 'пришел и сел' на р. Соже (приток Днепра), и Вятко - на р. Оке;

- ильменские словене обитали на севере в бассейне оз. Ильмень и р. Волхов;

- бужане, или дулебы (с X в. они назывались волынянами) - в верховьях р. Буг;

- белые хорваты - в Прикарпатье; уличи - между р. Южный Буг и Днестр тиверцы - между Днестром и р. Прут.

Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.

3. ЗАНЯТИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

3.1. Земледелие.

3.1. Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры (рожь, овес, ячмень), используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав.

С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала XX в.

3.2. Другие виды деятельности.

3.2. Другие виды деятельности. Славяне занимались также скотоводством и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развивались ремесла, которые еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути 'из варяг в греки', связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

4. ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

4.1. 'Военная демократия'.

4.1. 'Военная демократия'. Сложнее 'реставрируются' общественные отношения восточных славян. Византийский автор Прокопий Кесарийский (VI в.) пишет: 'Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща'. Скорее всего, речь здесь идет о собраниях (вече) общинников (мужчин-воинов), на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей - 'военных предводителей'. При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины. Таким образом, в этот

период славяне переживали последний период общинного строя - эпоху 'военной демократии', предшествующую образованию государства. Об этом же свидетельствуют такие факты, как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором VI в. - Маврикием Стратегом; появление рабов из пленных; набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж выборных военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоявшей из профессиональных военных - соратников князя.

4.2. Переход от родовой общины к земледельческой.

4.2. Переход от родовой общины к земледельческой. Кроме того, происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владевших всеми угодьями сообща, приходит соседская (земледельческая) община. Она также состояла из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями, но малые семьи вели здесь самостоятельное хозяйство и самостоятельно распоряжались продуктами своего труда.

4.3. Племенные княжения.

4.3. Племенные княжения. Сведения о первых князьях содержатся в ПВЛ. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих 'княжений'. Так, в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.

Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал-Масуди (X в.), который писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Валинана. Скорее всего, речь идет о славянах-волынянах (летописных дулебах), чей союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в начале VII в. В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куябе, Славии, Артании. Первый некоторые отечественные историки отождествляют с поселениями на месте будущего Киева, второй - Новгорода (не даром называвшегося 'новым городом'), где жили ильменские словене. Месторасположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо, все центры представляли собой предгосударственные образования, включавшие в себя ряд племенных союзов. Однако эти местные княжения были мало связаны друг с другом, соперничали между собой и потому не могли противостоять мощным внешним силам: единым хазарам и даже разрозненным варягам.

5. РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

5.1. Верования.

5.1. Верования. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности - в эпоху верхнего

палеолита, около 30 тысяч лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись новыми, а наслаивались друг на друга. Поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложно. Оно затруднено и потому, что до сего дня практически не сохранилось письменных источников. До нас дошли по большей части христианские антиязыческие сочинения.

5.2. Боги.

5.2. Боги. В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Род - божественный образ родовой общины вмещал всю Вселенную: небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя и свои пантеоны богов, у разных племен схожих по типу, но различных по имени.

В дальнейшем особое значение приобретает культ великого Сварога (здесь и далее - Полянские имена) - бога неба - и его сыновей - Даждьбога (у других племен - Ярило, Хорс) и Стрибога - богов солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун - бог грозы и дождя, 'творец молний', который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже, в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины, культ Перуна стал укрепляться. В языческий пантеон входили также Белес (Волос) - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Макошь (Мокошъ) - богиня плодородия, и другие. Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был 'населен' многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр.

5.3. Жрецы.

5.3. Жрецы. Нет точных данных о языческих жрецах, видимо, ими были летописные волхвы, боровшиеся в XI в. с христианством. Главой языческого культа был вождь, а затем князь. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капищах (от старославянского 'капь' - изображение, идол), богам приносились жертвы, включая человеческие. По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян, их нравственность.

5.4. Уровень развития.

5.4. Уровень развития. В целом славянское язычество уже не соответствовало потребностям зарождавшихся государств, ибо оно не могло объяснить реалии новой жизни. У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п. К X в. религиозная система уже не соответствовала уровню общественного развития славян.

6. ВЫВОДЫ

1. Миграции, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях приводили к складыванию восточно-славянского этноса, состоявшего из 13 племенных союзов.

2. Основой хозяйственной деятельности восточных славян становилось земледелие, возрастала роль промыслов и внешней торговли.

3. В новых условиях в ответ на изменения, происходившие как внутри славянского мира, так и во внешней среде, начался переход от родовой демократии к военной, от родовой общины к земледельческой.

4. Усложняются и верования восточных славян. На смену синкретическому Роду - главному богу славян-охотников - с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. Однако все более ощущается несоответствие существовавших культов потребностям развития восточнославянского мира.

5. Итак, славяне в VI - середине IX в., сохраняя основы общинного строя (общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций и обычного права, вечевую демократию), претерпевали изменения, вызванные как собственным внутренним развитием, так и влиянием внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия для образования государства.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Почему информация о жизни древних славян так скупа и противоречива?

2. Покажите на карте расселение восточных славян. Определите особенности среды их обитания. Как эти особенности могли повлиять на хозяйственную деятельность и общественный быт отдельных племенных союзов?

3. Расскажите о хозяйственной деятельности восточных славян.

4. Определите основные черты эпохи 'военной демократии' и назовите ранние политические образования восточных славян.

5. Что известно о языческих верованиях славян?

ЛИТЕРАТУРА

Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-ХП вв.). М., 1999. Лекции 1-3, 7.

История России с древнейших времен до 1861 года/Под ред. Н. И. Павленко. М., 2000.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.

Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.

Хрестоматия по истории России. Т. 1. С древнейших времен до XVII века. М., 1994.

Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 1. История России. От древних славян до Петра Великого. М., 1995.

ТЕМА 2 ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

ПЛАН

1. Предпосылки.

1.1. Социально-экономические предпосылки: Развитие земледелия. - Промыслы и внешняя торговля. - Соседская община.

1.2. Социально-политические предпосылки: Усложнение внутри-племенных отношений. - Межплеменные союзы.

1.3. Духовные предпосылки.

1.4. Внешнеполитические предпосылки: Роль торговых путей. - Влияние Византийской империи. Хазарский каганат.

2. Основные этапы складывания Древнерусского государства.

2.1. Первый этап (VIII - середина IX в.)

2.2. Второй этап (вторая половина IX - середина X в.): Возникновение ядра восточнославянского государства. - Норманнская теория происхождения Древнерусского государства и ее критика. - Объединение восточнославянских племен.

2.3. Третий этап: Правление Ольги и княжение Святослава. - Правление Владимира Святого (980-1015): Политика расширения территории. - Принятие христианства. - Замена Владимиром племенных князей своими сыновьями.

3. Основные черты Древнерусского государства к концу X в.

4. Выводы.

1. ПРЕДПОСЫЛКИ

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов.

1.1. Социально-экономические предпосылки.

1.1. Социально-экономические предпосылки.

Развитие земледелия. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII-IX вв. Так, развитие земледелия, особенно пашенного, в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья приводило к появлению избыточного продукта, что создавало возможность для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).

На севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли.

В районе распространения пашенного земледелия в условиях, когда отдельная большая семья могла обеспечить свое существова-

ние, началась эволюция родовой общины, которая стала трансфермироваться в земледельческую, или соседскую (территориальную). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но, в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, владевших орудиями труда и скотом. Эт0 создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений VIII-IX вв. обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

Кроме того, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

1.2. Социально-политические предпосылки.

1.2. Социально-политические предпосылки.

Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, которые обороняли племя от внешних врагов и выступали в качестве арбитра при различного рода спорах.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.