Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Лекция 6. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 11 ДО 15 ЛЕТ)

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие - позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с

кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.

ПУБЕРТАТНЫЙ КРИЗИС.

Физиологическая основа пубертатного кризиса.

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.

Физическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек «скачок роста» обычно начинается и кончается на два года раньше. Дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет.

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и нога — и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, дости­гающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.



Появляются вторичные половые признаки - внешние признаки полового созревания - и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, временами срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняет­ся медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются.

Физиологические перестройки.В связи с быстрым развитием возникают трудности в функцио­нировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. По­этому для подростков характерны перепады сосудистого и мышеч­ного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физиче­ского состояния и, соответственно, настроения.

Вообще в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабиль­ным. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю».

Половая идентификация.

Эмоциональную нестабиль­ность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее про­цесс полового созревания. Большинство мальчиков все в большей мере осознает истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство — более неопределен­ные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привя­занности, любви, поддержке, самоуважении).

По мнению западных психологов, подросток еще бисексуален. Подросток может сочетать в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские качества. Например, девочки, планирующие себе в будущем профессио­нальную карьеру, часто обладают мужскими чертами характера и интересами, хотя одновременно могут иметь и чисто женские ка­чества.

Образ физического «Я». В подрост­ковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертро­фированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, ко­жа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба — все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказы­вает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созре­ванием оказываются в наименее выгодном положении; акселе­рация создает более благоприятные возможности личностного развития.

Девочки с ранним физическим развитием обыч­но более уверены в себе и держатся спокойнее. Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстницами. Он вызывает отношение к себе как к более взрослому.

Напротив, к мальчику с поздним созре­ванием чаще относятся как к ребенку и, тем самым, провоцируют его протест или раздражение. Такие мальчики менее популярны среди сверстников, они часто ста­новятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание и ведут себя неестественно, у них чаще образуется низкая самооценка и появляется чувство отверженности.

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

В подростковом возрасте активно идет процесс познавательного развития.

Память.

В подростковом возрасте происходит перестройка памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что подросток пере­ходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти.

Развитие памяти определяется усложнением и увеличением объ­ема изучаемого материала. Это приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе пони­мания подростки трансформируют текст и, запоминая его, воспроизво­дят основной смысл прочитанного.

Для подростка вспоминать — значить мыслить. Его процесс запоми­нания сводится к мышлению, к установлению логических отноше­ний внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям.

Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памя­ти замедляется развитие механической памяти. Вследствие появле­ния в школе многих новых учебных предметов значительно увели­чивается количество информации, которую должен запоминать подросток, в том числе механически, у него возникают проблемы с памятью, и жалобы на плохую память в этом возрасте встречают­ся намного чаще, чем у младших школьников.

Наряду с этим появ­ляется интерес подростков к способам улучшения запоминания. Активно осваиваются мнемо­нические приемы; если же они были сформированы в начальной школе, теперь автоматизируются, становятся стилем деятельности учеников.

Восприятие.

Происходит дальнейшая интеллектуализация такой психи­ческой функции, как восприятие. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения. На уроках гео­метрии и черчения развивается восприятие; появляются умения видеть сечения объемных фигур, читать чертеж и т.д.

Воображение.

Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие во­ображения. Сближение воображения с теоретическим мышлениемдает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, се­рьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Вооб­ражение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображе­ние взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка.

Отметим, что в подростковом возрасте существует и вторая ли­ния развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата (создают пьесы или строят летающие авиамодели), но все они используют свое творческое воображение в процессе фантазирования. Это похоже на детскую игру. Как считает Л.С. Выготский, игра ребенка перерастает в фантазию подростка. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации.

Вообще, фантазирует не счастливый, а неудо­влетворенный человек, а поскольку в подростковом возрасте много острых личных проблем, воображение в это время становится на службу бурной эмоциональной жизни, выполняя компенсаторную функцию.

Но игра воображения не только доставляет удовольствие и при­носит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Речь.

В подростковом возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь.

С V по IX клас­сы чтение развивается в направлении от умения читать правиль­но, бегло и выразительно до способности декламирования наизусть. Монологическая речь преобразуется иначе: от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности само­стоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, выска­зывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшает­ся в направлении от способности к письменному изложению до само­стоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.

Особую линию в речевом развитии образует та, которая связана с соединением мышления и речи. В V— VI классах эта линия развития проявляется в умении составлять план устного или письменного текста, а в IX-Х классах — план речи, выступления и следовать ему.

Мышление.

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретиче­ское рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школь­ном возрасте операции становятся формально-логическими опера­циями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного мате­риала, рассуждает в чисто словесном плане.

Подростки могут формулировать гипотезы, рассуждать предполо­жительно, исследовать и сравнивать между собой различные аль­тернативы при решении одних и тех же задач. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, об­общение и другие. Устойчиво проявляется рефлексивный ха­рактер мышления: дети анализируют операции, которые они про­изводят, способы решения задач.

Особенности теоретического рефлексивного мышления позво­ляют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня раз­вития интеллекта был бы невозможен характерный для этого воз­раста интерес к абстрактным философским, религиозным, поли­тическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают но­вый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием.

 

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. В этом возрасте складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепцию».

Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию- это самопознание, самовы­ражение и самоутверждение.

Эмоциональная сфера.

После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Главная особенность подросткового возраста — личностная нестабильность.Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Личностные особенности.

Одним из личностных новообразований подросткового возраста является чувство взрослости.Конечно, подростку еще да­леко до истинной взрослости — и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего - во внешнем облике, в манерах.

Подражание внешним формам поведения. Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состо­ит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения.

Под­ростки, начиная с 12—13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее), копируют поведение взрослых, которые пользуются автори­тетом в их кругу. Сюда входит мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т. п. Подражание идет и по линии развлечений, романтических отно­шений. Независимо от содержания этих отношений копируется «взрослая» форма: свидания, записки, поездки за город, дискотеки и т.п

Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становит­ся тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина», обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливости, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция под­ражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам.

Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается.

К своему физическому развитию мальчики-подростки относятся очень внимательно, и начиная с V—VI классов многие из них приступают к выполнению специальных физических упражнений, направленных на развитие силы и выносливости. У девочек же больше наблюдается подражание внешней атрибутике врослости: одежде, косметике, приемам кокетства и т. п.

Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки — такой же, как у всех в его компании, — как трагедию. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в без­опасности, психологи рассматривают как механизм психологи­ческой защиты и называют социальной мимикрией.

Чувство взрослости.Одновременно с внешними проявлениями взрос­лости возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости становится центральным новообразованием подросткового возраста

 

Как проявляется чувство взрослости подростка? Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, от­стаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляет­ся и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.

Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жа­ром отстаивает их, даже несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок бу­дет столь же эмоционально.

Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от сферы самоутверждения подростка.Это могут быть отношения со сверстни­ками, использование свободного времени, различные занятия, домашние дела. Важно и то, удовлетворяет его формальная само­стоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости, или нужна самостоятельность реальная.

Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные для личностного развития подростка. Это включение во взрослую интеллектуальную деятель­ность, когда ребенок интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных рутин­ных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается — младшему бра­ту, уставшей на работе маме или больной бабушке. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания, и немногие способны принять на себя от­ветственность за благополучие других. Более распространенной в наше время является социальная инфантильность.

Я-концепция.В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему — «Я-концепцию». «Я-концепция» — система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае — это важнейший этап в развитии самосознания

Физическое «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекатель­ности, представления о своем уме, способностях в разных облас­тях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» — так назы­ваемое реальное «Я».

«Я-концепция» включает три компонента: когнитивный, оценочный и поведенческий.

Познание себя, своих различных качеств приводит к формиро­ванию когнитивного компонента «Я-конпеп­пии». Оценочный компонент связан с тем, что для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка сво­их качеств зависит от системы ценностей, сложившейся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные дети по­этому по-разному переживают отсутствие красоты, блестящего ин­теллекта или физической силы. Кроме того, представлениям о се­бе должен соответствовать определенный стиль поведения. Девоч­ка, считающая себя очаровательной, держится совсем иначе, чем ее сверстница, которая находит себя некрасивой, но очень умной.

Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я»-идеальное. При высоком уровне притязаний и недостаточном осо­знании своих возможностей идеальное «Я» может силь­но отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком раз­рыв между идеальным образом и действительным своим положе­нием приводит к неуверенности в себе, что внешне может выра­жаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспита­нию.

Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества. Если мальчик хочет стать сильным и ловким, он записы­вается в спортивную секцию, если хочет быть эрудированным — на­чинает читать художественную и научную литературу.

 

Характер.

Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.

Соответственно этой логике совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто вос­хищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10—11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11—12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12—13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет.

В подростковом возрасте происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.