Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Современная классификация афазии разработана Александром Романовичем Лурия разработана на базе классической неврологической классификации Лихтгейм - Вернике. Это нейропсихологическая классификация.

АФАЗИЯ

Афазия –системное расстройство речевой функции обусловленное локальным поражением речевых зон мозга.Системное нарушение – это какой бы первичный дефект не лежал в основе афазии, речевая функция в ней разрушается целиком.

При афазии страдают все стороны речевой функции. Это обусловлено тем, что сама речевая функция имеет системное строение.

Локальное поражение – ограниченное, расположенное в каком-либо участке.

ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ АФАЗИЙ

Локальные поражения головного мозга делятся на:

· Сосудистые;

· Травматическое;

· Опухолевые,

· Нейроинфекционные ( очень редко).

СОСУДИСТАЯ ЭТИОЛОГИЯ представлена в основном инсультами (устаревшее удар). Инсульт наступает, как правило, внезапно. Патологический процесс развивается быстро, в течении минут, часов, первых суток.

Помимо инсультов к сосудистой этиологии относятся заболевания, приводящие к нарушению мозгового кровообращения, например атеросклероз.

Виды инсультов.

Ишемический (голодание) инсульт («белая смерть») –как правило наступает резкое сужение сосудов головного мозга, в,0,,округ сужения образуются очаги «голодания», кровь не поступает, клетки мозга отмирают. При вскрытии клетки мозга в очаге обескровлены, белые.

Геморрагический (устар.апоплексический удар) инсульт («красная смерть») –разрыв сосуда головного мозга, кровь заливает мозговое вещество, клетки мозга размягчаются и погибают.

ТРАВМАТИЧЕСКАЯ ЭТИОЛОГИЯ

Травмы бывают открытые и закрытые.Открытые травмы сопровождаются проломом костей черепа и часто повреждением мозгового вещества осколками костей. Больным необходима нейрохирургическая операция по удалению обломков костей черепа из ткани мозга и последующая операция по реконструкции костей черепа.



Закрытие травмы не сопровождаются повреждением костей черепа, но ушиб приводит к сотрясению мозга, т.е. функции мозга перестают осуществляться в нормальном режиме, в результате нарушается регуляция жизнедеятельности организма и ВПФ Если сотрясение мозга долго не проходит, то возникают хронические заболевания или нарушается регуляция ВПФ. В некоторых случаях может осложняться нейроинфекциями.

Контузии – напоминают сотрясения мозга, но приводят к очень стойким тормозимым процессам, в результате чего какая-либо функция прекращает осуществляться (например, возникает речевой мутизм).

ОПУХОЛЕВАЯ ЭТИОЛОГИЯ

Опухоли бывают доброкачественные и злокачественные. Отличаются темпами и глубиной прорастания. Злокачественные опухоли растут и прорастают быстро, в результате чего патологическая симптоматика нарастает.

Если опухоль образовалась в коре головного мозга, то возникают следующие нарушения: человек путает артикуляцию, ошибки при чтении и письме, ошибки в употреблении грамматических форм.Если опухоль в подкорковых областях, то нарушаются двигательная сфера, а именно координация и плавность движений, двигательная неловкость, а так же дефекты внимания и памяти.

НЕЙРОИНФЕКЦИИ (менингит, менингоэнцефалит, энцефалит и др.) приводят к очаговому отмиранию клеток мозговой ткани.

КЛАССИФИКАЦИЯ АФАЗИЙ

Одна из первых неврологических классификаций афазий – это Классическая неврологическая классификация Лихтгейм-Вернике. В её основе лежит представление о мозговых центрах (Моторный центр речи – нижняя лобная извилина – центр Поля Брока; сенсорный центр речи – левая височная извилина – центр Карла Вернике. Между ними существуют нервные пути, которые называются кортикальные. И моторные и сенсорные центры речи есть так же и в субкортикальном слое – в нижней части коры, между ними есть тоже проводящие – субкортикальные пути.). Этой классификацией до сих пор пользуются на западе врачи.

Современная классификация афазии разработана Александром Романовичем Лурия разработана на базе классической неврологической классификации Лихтгейм - Вернике. Это нейропсихологическая классификация.

В каждой форме афазии есть симптоматика, которая обусловлена очагом поражения, и которая обусловлена компенсацией.

Очаговая симптоматика у вех больных приблизительно одинаковая.

Компенсаторная симптоматика у всех разная, в зависимости от индивидуальности (говорят: «…сколько афазиков, столько и афазий…»). Отсюда понятно, почему у разных больных одна и та же форма выглядит по-разному.

А.Р.Лурия было изучено и описано семь форм афазии:

Две моторные:

эфферентная моторная афазия (поражение заднелобных отделов коры мозга — 44-е поле, или зона Поля Брока);

афферентная моторная афазия (поражение задних постцентральных отделов двигательного анализатора, нижние теменные отделы);

динамическая афазия (отделы мозга, располагающиеся кпереди от зоны Брока, и дополнительная речевая «зона Пенфилда»);

сенсорная афазия (поражение задней трети верхней ви­сочной извилины — 22-е поле, зона Вернике);

акустико-мнестическая афазия (поражение средней ви­сочной извилины — 21-е и 37-е поля);

семантическая афазия (поражение теменно-височно-затылочной области);

амнестическая афазия (задневисочная и теменно-затылочные области коры левого полушария мозга).

1.Эфферентная моторная афазияПоражение заднелобных отделов коры мозга — 44-е поле, или зона Поля Брока.

В клинической картине этот дефект проявляется в нарушениях переключения с одного звука на другой, которые затрудняют или делают совсем невозмож­ной устную речь. Произнесение отдельных звуков в этом случае сохранно, устная речь нарушается лишь при переходе серийному произнесению звуков, слов. Из-за грубых нарушений переключения становится невозможным конструирование и произнесение предложений. Например, фраза: «Мой старший сын — студент института» — произносится больным следующим образом: «Сын., мой... мои... теперь... видите ли... ви... ви... как это, сын... старосторен... ста... стуженит...».

Больные с этой формой афазии могут произносить отдель­ные звуки (иногда слова или целые короткие предложения, в зависимости от степени тяжести афазии), но все трудности начинаются, как только нужно перейти к произнесению се­рии звуков (слов, предложений). Однако то же самое слово (предложение) больной нередко может произнести в ситуа­ции произвольной осознанной речи, увеличивая паузы при произнесении слова.

Смешиваются близкие по артикуляции звуки, нарушена слоговая структура слов, застревание (персеверация) на слоге или слове

Дефекты переключений, идут на фоне нару­шения просодики речи, т. е. нарушения ударения, ритмико-мелодической структуры, интонации. У этой группы боль­ных нередко плохо модулирован голос, слоги становятся равноударными из-за скандированности речи, речь бедно инто­нирована. Спонтанная речь изобилует штампами, стереоти­пами, продуктивность речи резко снижена. При грубейшем нарушении устной речи она замещается речевыми эмболами, эхолалиями.

Нарушение этого звена в структуре речи (или «кинетического фактора») ведет к дефектам реализации мо­торной программы высказывания, вследствие чего нарушают­ся все формы и виды устной экспрессивной речи: монологи­ческая, диалогическая, автоматизированная, рядовая и т. д. В этом случае значительно больше нарушается произволь­ная осознанная речь и меньше — непроизвольная, ее автома­тизированные формы. Так, больные с эфферентной мотор­ной афазией легко могут произносить автоматизированные ряды (например, порядковый счет) и рядовую речь с малым выбором альтернатив (например, «У самого синего...»), од­нако счет в обратном порядке (от 10 до 1) практически недо-ступен, т. е. минимальная произвольность уменьшает воз­можности устной речи.

При этой форме афазии резко выступает аграмматизм в форме нарушения конструкции фразы. Известный амери­канский лингвист Р. Якобсон писал, что поражение перед­них областей мозга ведет к нарушению контекстного ис­пользования слов или к нарушению конструкции фразы. Поэтому при таком поражении чаще всего нарушается грам­матическое оформление фразы, и прежде всего оказывается затрудненной актуализация тех слов, которые несут грамма­тические функции (частицы, местоимения), а также зависи­мых слов (глаголы, прилагательные); независимые слова (существительные) остаются более сохранными. Примером крайнего нарушения структуры фразы служит «телеграфный стиль», являющийся переходной формой нарушения речи между эфферентной и динамической афазиями (Лурия, 1947, 1948, 1969).

Далее нарушаются практически все функции речи, но прежде всего коммуникативная, больше в устной экспрес­сивной ее части, эмоционально-выразительная функция также нарушается из-за дефектов модуляции голоса, инто­нации и просодики речи. Другие функции речи страдают значительно меньше. Четко выступает симптом нарушения осознания последовательности звуков в слове и схемы фра­зы, последовательности слов внутри ее.

В симптоматику эфферентной моторной афазии входят также и нарушения чтения (алексия) и письма (аграфия), возникаю­щие на основе того же механизма; нарушаются предметные действия (апраксия), но только те из них, выполнение кото­рых требует кинетической организации движений, т. е. ди­намический праксис; нередко встречается и гипомимия (снижение подвижности мускулатуры лица).

Преодоление инертности стереотипов в речевой деятель­ности является одной из самых трудных задач в восстанови­тельном обучении. 2. Афферентная моторная афазияСюда относится прежде всего вторая форма моторной афазии — афферентная (или кинестетическая, наступающая при поражении задних постцентральных отделов двигательного анализатора, нижние теменные отделы).Поражения этих областей мозга приво­дят к нарушению кинестетических ощущений, т. е. фактора, являющегося центральным механизмом. Поэтому при афферентной моторной афазии из-за дефектов кинестетиче­ского анализа при восприятии звуков нарушается звукораз-личение, которое ведет к нарушению процесса восприятия речи и ее понимания. При эфферентной моторной афазии нарушение внутренней речи, с одной стороны, и грубые пер­северации — с другой, также препятствуют нормальному протеканию процесса понимания речи. Один из дефектов у больных – это распад артикулемы. Артикулема - это артикуляционная поза, благодаря которой реализуется звук речи. У больного сужается словарь, трудности в воспроизведении фразовой речи.При грубейшем нарушении устной речи она замещается речевыми эмболами, у некоторых больных сохраняется высокоавтоматизированные высказывания: порядковая речь, дни недели, месяцы, пословицы, стихи, песни со словами..3. Динамическая афазияПоражены отделы мозга, располагающиеся кпереди от зоны Брока, и дополнительная речевая «зона Пенфилда»);Динамическая афазия представляет собой сложный для анализа вид нарушения речи, так как эта группа больных владеет способностью говорить: у них нет нарушений арти­кулем и фонем, сохранена и сукцессивная сторона речи, нет и нарушений речевой памяти. И благодаря сохранности сенсомоторного уровня речи эти больные владеют способ­ностью ко всем видам репродуктивной (не требующей об­щей и речевой активности) речи: они отлично повторяют звуки, слова, предложения, называют предметы. Сохран­ными остаются чтение и письмо, которые являются слож­ным произвольным и активным видом речевой деятельно­сти, но опираются на совместную работу других анализа­торных систем. Поэтому в свое время немецкий психолог К. Клейст и назвал эту форму нарушения речи как потерю инициативы.На этом фоне и разворачивается драма — больные не мо­гут спонтанно, самостоятельно говорить, т. е. они не могут построить сколько-нибудь понятное и простое предложе­ние, не говоря уже о высказывании. Нарушается актив­ность речи. Про этих больных так и говорят, что они инактивны.В клинической картине этой формы афазии обращают на себя внимание некоторые изменения в двигательной сфере — при отсутствии парезов, имеется гипомимия, общая скован­ность и замедленность движений — походки, жестов. Эти бо­льные обнаруживают и снижение общей активности, и «уплощения» эмоциональной стороны поведения. В клини­ке нарушений речи у больных обнаруживается либо полное отсутствие спонтанной речи, либо некоторые попытки учас­тия в диалоге. Больные критичны, переживают свой дефект.Присутствует специфический аграмматизм на уровне предложений: 1) в пропуске предиката; 2) пропуске предлогов; 3) пропуске субъекта; 4) пропуске местоимений; 5) избыточ­ности субъекта; 6) избыточности употребления вводных слов и союзов; 7) употреблении фраз-шаблонов; 8) употреблении неразвернутых коротких и простых предложений; 9) в «руб­леном» характере фраз, которые являются как бы граммати­чески невзаимосвязанными. Каждое новое предложение на­чинается с субъекта, хотя этот субъект нужно было бы заме­нить местоимением. (Мальчик в лес за грибами пошел. Мальчик в руках корзинку нес. Мальчик... заблудился. Мальчик... испугался.); 10) употреблении неразвернутых фразеологических оборотов; 11) наиболее частом употребле­нии именительного падежа (в нормальной речи — родитель­ный, винительный, именительный.)Нарушение речи при ди­намической афазии идет в синдроме нарушения динамиче­ского праксиса, двигательной и общей инактивности, сни­жения интереса к окружающему, изменению эмоциональ­ной сферы. Остаются сохранными письмо и чтение. Важно, что если в письменной речи можно производить со­знательный перебор и сознательную оценку речевых средств, то в устной речи это сделать невозможно. В устной речи пользуются выбором средств, и этот процесс выбора нужных конструкций, очевидно, также нарушается при динамической афазии. Сохранность письменной речи под­тверждает это.Таким образом, динамическая афазия — необычная фор­ма афазии: в ней сохранены сенсорные и моторные механиз­мы и способность к репродуктивным формам речи — и при этом отсутствует способность к разговорной речи.Эта форма афазии еще далека от понимания ее механиз­мов и нуждается в дальнейшем изучении. 4. Сенсорная афазияПоражение задней трети верхней височной извилины (22-е поле по Бродману — зона Вернике) сопровождается на­рушением фонематического слуха, которое приводит к де­фекту акустического восприятия звукового состава слова, т. е. к нарушению первого звена в структуре понимания — звена звукоразличения. Звучание слова теряет свою устойчивость; поэтому понимание, а также повторение, произнесение слов становится практически не­возможным из-за дефектов звукоразличения, т. е. акустиче­ского анализа и синтеза звуков.Нарушение фонематического слуха и является центральным механизмом, фактором, лежа­щим в основе сенсорной афазией является нарушение понимания речи. В клинической картине этот дефект проявляется в «феномене отчуждения смысла слов», в нарушении понимания слов, инструкций, обращенной речи. Имеет место изобилие литеральных пара­фазии в устной речи (замена одного звука на другой в произ­носимых словах: огурец — окулет, помидор — бопитон, дом — том и др.). Эта группа больных резко отличается как по общему, так и по вербальному поведению от описанных выше больных с поражениями передней речевой зоны.Боль­ные с сенсорной афазией общительны, дефицит вербальных средств общения они возмещают паралингвистическими способами: мимикой, жестами, интонацией. Если у больных с поражением передней речевой зоны нарушена просодика речи, то при сенсорной афазии она более сохранна. Устная экспрессивная спонтанная речь мало или полностью непро­дуктивна, в грубых случаях проявляется как феномен «жаргонафазии», для которого характерна дезорганизованная речь, состоящая из набора несвязанных различных элемен­тов речи или их частей, из контаминации, литеральных и вербальных парафазии. Речь бессвязна и по грамматическо­му оформлению. Нередко в такой дезорганизованной речи встречаются правильно произнесенные слова, однако они протекают без осознания со стороны больного. Грубо нару­шено повторение: больные практически не могут правильно повторить ни одного звука, ни слова. Качественный анализ ошибок указывает на их фонематическую природу: возника­ют замены оппозиционных звуков. По тому же механизму нарушается и называние предметов: больные, зная предмет и его имя, не могут найти нужную фонетическую, звуковую его структуру. У них нарушена и предметная отнесенность слова из-за распада его звуковой структуры, одного из важ­нейших материальных носителей слова. Для этих больных характерны многократные попытки повторения, называния и вообще они отличаются многословием (или логорреей). Их речь эмоционально окрашена, богато интонирована. Нару­шение понимания речи начинается уже с непонимания простейших инструкций. Однако они могут схватывать в целом смысл высказывания. Психологический уровень понима­ния, на котором извлекается общий смысл, у них более со­хранен, чем лексико-грамматический, в котором грубо нару­шено звено звукоразличения из-за дефектов акустического анализа звуков речи на сенсомоторном уровне. Если боль­ным с сенсорной афазией задать контекст, определить тему беседы, то уровень понимания резко возрастает.В психологической картине нарушения речи обнаружива­ется нарушение практически всех функций речи, кроме ее эмоционально-выразительных компонентов. Нарушается значение слова, оно нередко замещается смыслом, но не все­гда точным. Снижен и уровень вербальных обобщений. Все психические процессы, не связанные с акустическим гнози-сом, остаются сохранными — все виды праксиса, зрительное восприятие и пространственная ориентировка, письменный счет и счетные операции.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.