Цель дисциплины - ознакомление студентов с основами современной теории и практики управления, формирование профессионала, владеющего законами, категориями, принципами управления, умеющего творчески реализовать их на практике в конкретных ситуациях.
- изучение содержания управленческой деятельности и основных концепций менеджмента;
- изучение всех компонентов управленческой деятельности, проблем психологии и этики менеджмента;
- изучение методов управления организацией и выработка навыков их применения.
Дисциплина «Менеджмент» относится к вариативной части Профессионального цикла отраслевой подготовки бакалавра по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» (Б.3.В.1).
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (указывается в соответствии с ФГОС ВПО):
Код, компетенция
| Проявления компетенции
| Формы проверки компетенции
| Виды заданий для самостоятельной работы
|
готовностью к позитивному, доброжелательному стилю общения (ОК-8)
| Знатьосновы коммуникационного процесса
Уметьпользованться навыками общения
Владетьготовностью к позитивному, доброжелательному стилю общения
| Дискуссия, диспут, дебаты
| Написание эссе
|
владением системой психологических средств (методов, форм, техник и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, способностью управлять своим психологическим состоянием в условиях общения (ОК-11)
| Знатьсистему психологических средств (методов, форм, техник и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, способностью управлять своим психологическим состоянием в условиях общения
Уметьуправлять своим психологическим состоянием в условиях общения
Владетьсистемой психологических средств (методов, форм, техник и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, способностью управлять своим психологическим состоянием в условиях общения
| Научно-практическая конференция, курсовая / дипломная работа
| Написание доклада – резюме, содержащего обзор авторских методик исследования научной проблемы и обоснование собственной точки зрения
|
готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики (ОК-21)
| Знатьпрактический анализ логики различного рода рассуждений, владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики
Уметьосуществлять анализ различных рассуждений
Владетьнавыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики
| Деловая игра, дискуссия
| Анализ экономической ситуации
|
способностью к когнитивной деятельности (ОК-24)
| Знатьосновы когнитивной деятельности
Уметьосуществлять деятельность используя способности к когнитивной деятельности
Владетьспособностью к когнитивной деятельности
| Эвристическая беседа, практическая работа
| Анализ экономических графиков и таблиц, исследование объекта, анализ экономических ситуаций
|
умением моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОК-26)
| Знатьстратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач
Уметьмоделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач
Владетьумением моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач
| Деловая игра, дискуссия
| Анализ экономической ситуации
|
владением процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование) (ОК-28)
| Знатьпроцесс творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование)
Уметьвладеть процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование)
Владетьпроцессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование)
| Конференция, метод проектов
| Доклад, реферат
|
способностью выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов) (ПК-1)
| Знатьметодику управления педагогическим процессомподготовки рабочих (специалистов);
Уметьвыполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов)
Владетьнавыками выполнения профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов)
| Педагогическая практика
| Составление конспектов урок, анализа класса и отдельного ученика
|
способностью организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в ОУ НПО и СПО (ПК-3)
| Знать основы учебно-воспитательной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в ОУ НПО и СПО
Уметь организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в ОУ НПО и СПО
Владеть способностью организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в ОУ НПО и СПО
| Педагогическая практика
| Организация воспитательного мероприятия
|
способностью организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4)
| Знатьнормативно- правовые основы профессионально-педагогической деятельности
Уметьорганизовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе
Владетьспособностью организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе
| Педагогическая практика
| Составление конспектов урок, анализа класса и отдельного ученика
|
способностью анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5)
| Знатьпрофессионально-педагогические ситуации
Уметьанализировать профессионально-педагогические ситуации
Владетьспособностью анализировать профессионально-педагогические ситуации
| Производственная и педагогическая практика
| Прогноз положения на региональном рынке труда
|
способность проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов) (ПК-16)
| Знатьосновы проектирования и оснащения образовательно-пространственной среды рабочих
Уметьпроектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов)
Владетьспособностью проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов)
| Производственная практика
| Отчет по практике
|
способностью проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения рабочих (специалистов) (ПК-17)
| Знатьдеятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения рабочих (специалистов)
Уметьпроектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения рабочих (специалистов)
Владетьспособностью проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения рабочих (специалистов)
| Технология портфолио
| Составить образцы (примеры) портфолио
|
способностью проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18)
| Знатьпути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности
Уметьпроектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности
Владетьспособностью проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности
| Педагогическая практика
| Составление конспектов урок, анализа класса и отдельного ученика
|
способностью организовывать учебно- производственный (профессиональный) процесс через производительный труд (ПК-24)
| Знатьучебно- производственный (профессиональный) процесс
Уметьорганизовывать учебно- производственный (профессиональный) процесс через производительный труд
Владетьспособностью организовывать учебно- производственный (профессиональный) процесс через производительный труд
| Производственная практика
| Отчет по практике
|
способностью организовывать и контролировать технологический процесс в учебных мастерских, организациях и предприятиях (ПК-25)
| Знатьтехнологический процесс в учебных мастерских, организациях и предприятиях
Уметьорганизовывать и контролировать технологический процесс в учебных мастерских, организациях и предприятиях
Владетьспособностью организовывать и контролировать технологический процесс в учебных мастерских, организациях и предприятиях
| Производственная и педагогическая практика
| Прогноз положения на региональном рынке труда
|
готовностью к анализу и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях (ПК-26)
| Знатьосновы анализа и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях;
Уметьанализировать и организовывать хозяйственно-правовую деятельность в учебно-производственных мастерских и на предприятиях
Владетьнавыками анализа и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях
| Производственная практика
| Отчет по практике
|
готовностью к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов) (ПК-27)
| Знатьосновыинтерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов)
Уметьорганизовывать образовательный процесс с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов)
Владетьготовностью к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов)
| Производственная и педагогическая практика
| Прогноз положения на региональном рынке труда
|
готовностью к конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих (специалистов) (ПК-28)
| Знатьосновы эксплуатации и техническому обслуживанию учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих (специалистов)
Уметьосуществлять работы поконструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих (специалистов
Владетьготовностью к конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих (специалистов)
| Производственная практика
| Отчет по практике
|
готовностью к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности (ПК-29)
| Знатьтехнологии в профессионально-педагогической деятельности
Уметьиспользовать технологии в профессионально-педагогической деятельности
Владетьготовностью к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности
| Педагогическая практика
| Составление конспектов урок, анализа класса и отдельного ученика
|
готовностью к организации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений (ПК-30)
| Знать основыорганизации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений;
Уметьорганизовывать деятельность обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений;
Владетьнавыками организации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений.
| Технология портфолио
| Составить образцы (примеры) портфолио
|
способностью выполнять работы соответствующего квалификационного уровня (ПК-32)
| Знатьпередовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности);
Уметьиспользовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности);
Владетьнавыками использования передовых отраслевых технологий в процессе обучения рабочей профессии (специальности).
| Производственная практика
| Отчет по практике
|
способен анализировать поведение потребителей экономических благ, закономерности формирования спроса, выполнять анализ конкурентной среды отрасли на основе знания экономических основ поведения организации и представлений о различных структурах рынков (СК-2)
| Знать экономические основы поведения организации и представлений о различных структурах рынков
Уметь анализировать поведение потребителей экономических благ, закономерности формирования спроса, выполнять анализ конкурентной среды отрасли
Владеть навыками работы организации в различных структурах рынков.
| Производственная практика
| Отчет по практике
|
способен применять количественные и качественные методы анализа и оценки при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (СК-3)
| Знать количественные и качественные методы анализа и оценки при принятии управленческих решений
Уметь применять количественные и качественные методы анализа и оценки при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели
Владеть навыками анализа и оценки при принятии управленческих решений
| Производственная практика
| Отчет по практике
|
способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (СК-5)
| Знать основы принятия управленческих решений
Уметь критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию
Владеть навыками принятия управленческих решений.
| Производственная практика
| Отчет по практике
|
способен анализировать взаимосвязи между различными функциональными стратегиями организаций с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (СК-6)
| Знать теоретические основы взаимосвязи между различными функциональными стратегиями организаций
Уметь анализировать взаимосвязи между различными функциональными стратегиями организаций с целью подготовки сбалансированных управленческих решений
Владеть навыками принятия управленческих решений.
| Производственная практика
| Отчет по практике
|
способен находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идеи, разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (СК-8)
| Знать теоретические основы разработки бизнес-планов создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов)
Уметь оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идеи, разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций
Владеть навыками создания бизнес-плана и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов)
| Производственная практика
| Отчет по практике
|
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единицы.
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела (в дидактических единицах)
|
| Развитие менеджмента как науки
| Понятие менеджмента. Значимость менеджмента в современных условиях. Основные задачи менеджмента. Классификация целей менеджмента. Связь менеджмента с другими науками.
|
| Управленческие революции в менеджменте
| Исторические этапы формирования управленческой мысли.
Исторические периоды развития управления: древний период (Др. Египет, Др. Греция, Др. Рим, Др. Вавилон)
Индустриальный период (Р. Оуэн, Ч. Беббидж)
Период систематизации
Информационный период.
|
| Научные школы менеджмента
| Научные школы менеджмента. лассическая школа управления (Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, Г. Форд.).
Административная школа (А.Файоль, М. Вебер).
Школа «человеческих отношений» (Э. Мэйо, К. Арджерис, Ф. Херцберг, Д. Макгрегор. Р. Блейк).
Количественная школа управления.
Развитие менеджмента в России.
|
| Организационная деятельность в менеджменте
| Понятие и значение организации.
Характеристики организаций.
Внутренняя среда организации.
Внешняя среда организации.
Понятие организационной деятельности.
Нормы управляемости.
Взаимоотношения полномочий.
Построение организации.
|
| Планирование и прогнозирование деятельности организации
| Понятие планирования.
Принципы планирования.
Предплановый прогноз.
Бюджетный и балансовый методы разработки планов.
Нормативный метод планирования.
Графические методы планирования.
Математические методы планирования.
Перспективные и стратегические планы.
Целевые комплексные программы. Бизнес-план.
Особенности текущих планов.
Понятие цели и целеполагания в менеджменте. Дерево целей.
|
| Процесс мотивации в управлении организацией.
| Мотивация: понятие и виды.
Мотивы человеческой деятельности.
Мотивационный механизм.
Экономические стимулы.
Неэкономические способы стимулирования.
Содержательные концепции мотивации.
Процессный подход к мотивации.
Коммуникационный процесс в менеджменте.
Виды коммуникаций и этапы коммуникационного процесса.
|
| Управление конфликтами в организации.
| Управление конфликтами.
Виды внутриорганизационных конфликтов.
Формы производственных конфликтов.
Конфликт как процесс.
Стратегии преодоления конфликта.
Виды и функции переговоров. Лидерство и власть в менеджменте.
|
| Принятие управленческих решений в организации.
| Понятие управленческого решения.
Виды управленческих решений.
Критерии эффективности управленческого решения.
Факторы, влияющие на принятие решения.
Алгоритм принятия управленческого решения.
Процесс принятия управленческого решения. Выявление и анализ проблем. Причинно-следственный анализ.
Процесс выработки рационального решения. Реализация решения.
|
| Контроль деятельности в организации.
| Понятие контроля.
Значимость контроля в общественной жизни.
Три способа осуществления контроля.
Контроль как завершающая часть управленческого процесса.
|