Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Направление подготовки (специальность)  
Профиль подготовки (специализация)  
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения Очная

 

 

Разработчик (и)

Танашев Виктор Радиевич, доцент кафедры охраны здоровья человека и безопасности жизнедеятельности, кандидат военных наук, доцент

 

Ростов-на-Дону

Содержание

 

1. Рабочая программа дисциплины.

2. Краткое изложение программного материала с методическими указаниями студенту.

3. Методические указания по видам управляемой самостоятельной работы.

4. Методические рекомендации по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям.

5. Методические рекомендации преподавателю.

 

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия физической культуры и спорта

 

 

  УТВЕРЖДАЮ Руководитель направления     « » 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Направление подготовки

 

Уровень образования

БАКАЛАВРИАТ

 

Форма обучения ОЧНАЯ

 

Программа разработана Танашевым Виктором Радиевичем

доцентом кафедры охраны здоровья человека и безопасности жизнедеятельности,

кандидатом военных наук, доцентом

 

Рекомендована к утверждению на заседании кафедры

охраны здоровья человека и безопасности жизнедеятельности

протокол заседания от ___ __________ 2015 г. № __

 

Заведующий кафедрой Бондин В.И.



 

 

Ростов-на-Дону

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ стр.
II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА стр.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ стр.
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ стр.
V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ стр.
VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ стр.
VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ стр
VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ стр.
IX. УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ стр.
     

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель освоения дисциплины - формирование у выпускников убеждения о неразрывном единстве эффективной профессиональной и повседневной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека, общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для сохранения жизни и здоровья человека в различных условиях.

В результате освоения дисциплины выпускники для обеспечения требований безопасности при осуществлении профессиональной деятельности должны выполнять задачи:

- идентификация опасностей по виду, пространственным и временным координатам, масштабу, возможному ущербу, вероятности возникновения;

- прогнозирование развития негативных воздействий и оценка их последствий;

- профилактика идентифицированных опасностей предупредительными мероприятиями;

- разработка и реализация мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

- действия в условиях чрезвычайных ситуаций;

- оказание само- и взаимопомощи.

 

 

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

2.1. Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла.

2.2. Изучение данной дисциплины основывается на полученных в общеобразовательных учебных заведениях знаниях по основам безопасности жизнедеятельности, физике, химии, биологии. Для изучения дисциплины необходимы знания теоретических основ механики, электричества, теории колебаний и волн, атомной физики, основ экологии. Дисциплина взаимосвязана с культурой здоровья по знаниям и умениям оказания первой помощи, с экологией по знаниям основ защиты окружающей среды.

2.3. Знания, умения и навыки, формируемые безопасностью жизнедеятельности необходимы при прохождении производственной практики, лабораторных практикумов.

 

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ОП ВПО по данному направлению подготовки:

• способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· знать:

- причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- правила поведения и действия населения в условиях чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

- основные вредные и опасные производственные факторы, способы защиты от них;

- виды социальных опасностей и способы их недопущения и снижения тяжести последствий;

- поражающие факторы современных видов оружия массового уничтожения, способы защиты от них;

- основы организации гражданской обороны, защиты населения и территорий, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- правила применения средств индивидуальной защиты;

- порядок и правила оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.

· уметь:

- идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их возникновения;

- выбирать правильные способы защиты и правила поведения при угрозе и при возникновении опасностей и чрезвычайных ситуаций в повседневной деятельности.

· владеть:

- понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности жизнедеятельности;

- законодательными и правовыми основами защиты человека от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, охраны труда, пожарной безопасности.

 

IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа

Форма отчетности: зачет

4.1 Структура дисциплины

№ п/п Раздел дисциплины/темы Неделя семестра Виды учебной работы (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Лекции Семинар Практические занятия В интерактивной форме Самостоятельная работа
  Раздел 1. Опасности и чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.              
Возрастание роли безопасности жизнедеятельности в современных условиях.       Выполнение задания на СР
Чрезвычайные ситуации природного характера.        
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.        
Вредные и опасные производственные факторы. 4,5      
Чрезвычайные ситуации социального характера.       Письменный опрос по т. 1.4
Особенности воздействия современных средств поражения на людей и объекты. 7,8     Устный опрос
Рубежный контроль по разделу 1.       Подготовка реферата Письменное тестирование
  Итого по разделу 1   8 2 8 18  
  Раздел 2. Защита населения и территорий от опасностей и чрезвычайных ситуаций.              
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона 10,11     Устный опрос
Основные способы и средства защиты населения        
Обеспечение безопасности трудовой деятельности       Письменный опрос по т. 2.2
Обеспечение пожарной безопасности        
Первая помощь пострадавшим при жизнеопасных состояниях      
Устойчивость функционирования объектов экономики.        
Деятельность руководителя организации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.     Устный опрос
Рубежный контроль по разделу 2       Подготовка реферата, тестирование
  Итого по разделу 2   10 2 6 18  
  Итого      

4.2 План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Недели Название раздела, темы Самостоятельная работа обучающихся Формы контроля
Вид самостоятельной работы Сроки выполнения Затраты времени (час.)
  Раздел 1. Опасности и чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.        
1. Возрастание роли безопасности жизнедеятельности в современных условиях. Проработка текста лекций Выполнение задания на СР Изучение УМК дисциплины к следующему занятию 0,5     0,5 Проверка выполнения задания на СР
2. Чрезвычайные ситуации природного характера. Работа с учебной литературой к следующему занятию В ходе рубежного контроля
3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Работа с учебной литературой к следующему занятию В ходе рубежного контроля
4,5 4. Вредные и опасные производственные факторы. Проработка текста лекций Работа с учебной литературой, нормативной базой к следующему занятию 0,5   1,5 Письменный опрос
5. Чрезвычайные ситуации социального характера. Работа с учебной литературой к следующему занятию  
7,8 6. Особенности воздействия современных средств поражения на людей и объекты. Проработка текста лекций Подготовка к семинарскому занятию к семинарскому занятию 0,5   1,5 Устный опрос
8,9 Рубежный контроль по разделу 1. Повторение учебного материала, работа с конспектами, учебной литературой   Письменное тестирование
  Раздел 2. Защита населения и территорий от опасностей и чрезвычайных ситуаций.        
10,11 1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона Проработка текста лекций Работа с нормативной базой Подготовка к семинару К семинарскому занятию 0,5   0,5   Устный опрос
2. Основные способы и средства защиты населения Работа с учебной литературой к следующему занятию Письменный опрос
3. Обеспечение безопасности трудовой деятельности Проработка текста лекций Работа с нормативной базой к следующему занятию 0,5   0,5 В ходе рубежного контроля
4. Обеспечение пожарной безопасности Работа с учебной литературой, нормативной базой к следующему занятию В ходе рубежного контроля
5. Первая помощь пострадавшим при жизнеопасных состояниях Работа с учебной литературой к следующему занятию В ходе рубежного контроля
6. Устойчивость функционирования объектов экономики. Проработка текста лекций. Работа с нормативной базой к следующему занятию 0,5   0,5 В ходе рубежного контроля
3-16 Подготовка и написание реферата Изучение требований к реферату, выбор темы, утверждение плана, подготовка и оформление реферата к 16 неделе Проверка (защита) реферата
7. Деятельность руководителя организации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Работа с конспектами, учебной литературой к занятию Устный опрос
Рубежный контроль по разделу 2 Повторение учебного материала, работа с конспектами, учебной литературой   Письменное тестирование
Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)  
Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)  

4.3. Самостоятельное изучение дисциплины

№   Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Количество часов
Примеры реализации принципов обеспечения безопасности
Правила поведения и меры безопасности при стихийных бедствиях
Правила поведения при транспортных авариях 0,5
Величины и единицы измерения ионизирующих излучений. 0,5
Правовые основы самообороны (УК РФ, Закон «Об оружии»)
Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
Обязанности руководителя организации (учреждения) по обеспечению пожарной безопасности
Требования к микроклимату и освещению производственных помещений. 0,5
Реанимационные мероприятия при утоплении 0,5
Мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта при возникновении чрезвычайных ситуаций.

V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Основными видами учебной работы по дисциплине являются лекции, практические и семинарские занятия. При проведении лекций и других видов занятий для наглядности, удобства восприятия использоваться компьютерные презентации, рисунки, фотографии, видеофрагменты. С целью реализациикомпетентностного подхода при проведении занятий по темам должны привлекаться специалисты из числа сотрудников органов управления по делам ГО и ЧС, предприятий и организаций, специалисты по охране труда. В ходе практических занятий применяются элементы ролевых игр, моделирование ситуаций, анализ реальных случаев и событий, демонстрация технических средств и устройств. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется особенностями контингента обучающихся и содержанием тем дисциплины, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.