Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ПРАКТИКУМ ПО ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ

Наименование подготовки филология 032700
Профиль подготовки Отечественная филология (Русский язык и литература)
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обучения очная

Разработчик

Цыценко И.И., доцент к.филол.н.

Ростов-на-Дону – 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая программа дисциплины  
Цели и задачи освоения дисциплины
Место дисциплины в структуре ооп впо
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Структура и содержание дисциплины
Образовательные технологии
Оценочные средства для текущего контроля
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебная карта дисциплины
Краткое изложение программного материала с методическими указаниями студенту
Модуль 1
Комплексная цель модуля 1
Содержание модуля 1
Задания, обеспечивающие достижение комплексной цели модуля 1
Модуль 2
Комплексная цель модуля 2
Содержание модуля 2
Задания, обеспечивающие достижение комплексной цели модуля 2
Модуль 3
Комплексная цель модуля 3
Содержание модуля 3
Задания, обеспечивающие достижение комплексной цели модуля 3
Модуль 4
Комплексная цель модуля 4
Содержание модуля 4
Задания, обеспечивающие достижение комплексной цели модуля 4
Модуль 5
Комплексная цель модуля 5
Содержание модуля 5
Задания, обеспечивающие достижение комплексной цели модуля 5
Модуль 6
Комплексная цель модуля 6
Содержание модуля 6
Задания, обеспечивающие достижение комплексной цели модуля 6
Формы рубежного контроля
Методические указания по видам управляемой самостоятельной работы студентов

 



 

МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

УТВЕРЖДАЮ

 

_____________________________

 

«_____» ________________ 2014 г.

Программа дисциплины

«ПРАКТИКУМ ПО ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ»

 

Направление подготовки

032700 – Филология

Профиль подготовки

«Отечественная филология (Русский язык и литература)»

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Форма обучения

Очная

Ростов-на-Дону – 2014

1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:

1.1 Цель дисциплины– в соответствии с требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 «Филология» и ООП по профилю «Прикладная филология (Русский язык)», разработанной на факультете филологии и журналистики ЮФУ, подготовить обучающихся к наиболее эффективному практическому освоению эстетического богатства русской литературы ХХ века, к осознанному выявлению основных тенденций ее развития, жанрового и стилевого разнообразия для обеспечения успешности последующей профессиональной деятельности в таких сферах, как прикладная (редакторская, экспертная, аналитическая) – в учреждениях образования, культуры, управления, средств массовой коммуникации и т.д., проектная – в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, издательской и иных подобных областях, педагогическая – в системе среднего общего и среднего профессионального образования, научно-исследовательская – в научных и научно-педагогических учреждениях и организациях или подразделениях, а также организационно-управленческая.

Курс призван сформировать у обучающихся систему знаний по истории русской литературы ХХ века, выработать у студентов навыки и умения, связанные с анализом литературного произведения.

1.2 Задачи дисциплины:

1) воссоздать культурно-исторический фон русской литературы ХХ века;

2) совершенствовать навыки интерпретации и анализа произведений русской литературы, созданных в эпоху модернизма; формировать умение пользоваться литературоведческими и культурологическими категориями, в которых осмысляется художественная литература и культура этого периода;

3) на основании углубленного анализа самых значительных литературных произведений, созданных в этот период, выявить и охарактеризовать основные тенденции развития литературы ХХ века;

4) показать национальное своеобразие русской литературы и ее связь с мировым литературным процессом ХХ века.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

В соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 Филология» (профиль подготовки «Прикладная филология (Русский язык)» и основной образовательной программой по тому же профилю, разработанной на факультете филологии и журналистики ЮФУ, настоящая дисциплина включается в базовую часть профессионального цикла (Б3). Базу для ее изучения составляют компетенции, полученные обучающимися в рамках таких дисциплин, как «Философия», «Введение в литературоведение», «История русской литературы», «История мировой литературы», «Введение в теорию коммуникации». В свою очередь овладение компетенциями в рамках данного курса оказывается необходимым при освоении теоретико—и историко-литературных выборных дисциплин, курсов филологического обеспечения профессиональной коммуникации, при прохождении педагогической практики (в рамках магистратуры), при написании выпускной квалификационной работы и т.д.

На изучение дисциплины отводится 144 часа: 78 часа аудиторных занятий и 66 часов самостоятельной работы студентов – на 3 курсе в 5 семестре и на 4 курсе в 6 семестре.

 

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Дисциплина способствует формированию у обучающихся следующих компетенций, предусматриваемых ФГОС ВПО:

общекультурных:

владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

умение использовать основные положения и методы гуманитарных наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

общепрофессиональных:

способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории литературы, литературоведческого анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

по видам деятельности с учетом профиля подготовки:

в научно-исследовательской деятельности:

способность применять полученные знания в области теории и истории литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

в педагогической деятельности:

умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик (ПК-10);

готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися (ПК-11).

в прикладной деятельности:

владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-12);

владение базовыми навыками доработки и обработки (например, комментирование, реферирование) литературоведческих текстов (ПК-13).

 

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны

знать:

историю русской литературы первой половины ХХ века, разнообразные точки зрения ученых по этому вопросу;

основные направления и художественные течения в русской литературе начала ХХ века в их жанровом и стилевом многообразии;

уметь:

анализировать литературный текст, выявляя его проблематику, жанровое и стилевое своеобразие;

определить место изучаемого литературного произведения как в истории русской литературы, так и в истории мировой литературы;

вести дискуссии на профессионально ориентированные темы;

творчески применять знания, полученные в рамках изучения дисциплины, при написании докладов, курсовых и выпускных квалификационных работ;

владеть:

навыками поиска, отбора и использования научной информации по проблемам курса;

основным методами и приемами анализа литературного произведения.

4. Содержание и структура дисциплины

4.1. Содержание модулей дисциплины

№ модуля Наименование модуля Содержание модуля Форма текущего контроля
Русская проза начала ХХ в.: поиски новой художественной картины мира.     Проверка конспектов самост.изуч. литературы, опрос.
Русская поэзия эпохи модернизма: основные течения и стилевые искания.     Проверка конспектов самост.изуч. литературы, опрос, проверка письмен. заданий.
Русская проза 1930-1940-х гг.: А. Платонов, М. Шолохов, М. Булгаков, Б. Пастернак, И. Бунин   Проверка конспектов самост.изуч. литературы, опрос, проверка письмен. заданий
Русская проза 1950-1980 гг.: жанровые и стилевые поиски.     Проверка конспектов самост.изуч. литературы, опрос
Отечественная проза 1980-2000 гг.: особенности постороения художественной картины мира.     Проверка конспектов самост.изуч. литературы, опрос, проверка письмен. заданий
Русская поэзия 1950-1990 гг.: новаторство и традиции русской классики в построении поэтической картины мира. Драматургия 1960-1990-х гг.   Проверка конспектов самост.изуч. литературы, опрос, проверка письмен. заданий

 

 

В графе 4 приводятся планируемые формы текущего контроля: защита лабораторной работы, выполнение курсового проекта, курсовой работы, расчетно-графического задания, домашнего задания, написание реферата, эссе, коллоквиум, рубежный контроль, тестирование и т.д.

4.2. Структура дисциплины.

Дисциплина изучается студентами бакалавриата в течение двух семестров - на 3 курсе в 6 семестре (18 недель) и на 4 курсе в 7 семестре (16 недель).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа, 4 кредитных единицы: 66 аудиторных часов (семестр 6 - 36 часов, семестр 7 – 30 часов), 78 часов самостоятельной работы (семестр 6 - 36 часов, семестр 7 – 42 часа).

 

Вид работы Трудоемкость, часов
№ 6 семестра № 7 семестра Всего
Общая трудоемкость    
Аудиторная работа:      
Лекции (Л)      
Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные работы (ЛР)      
Самостоятельная работа:
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)[1]      
Расчетно-графическое задание (РГЗ)      
Реферат (Р)
Эссе (Э)
Самостоятельное изучение модулей
Контрольная работа (К)[2]      
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),
Подготовка и сдача экзамена[3]      
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) зачет зачет зачет

 

 

Изучение модулей дисциплины на 3 курсе в 6 семестре

№ модуля Наименование модулей Количество часов  
Всего часов Аудиторная Работа Вне-ауд. работа СР
Л ПЗ ЛР
Русская проза начала ХХ в.: поиски новой художественной картины мира.        
Русская поэзия эпохи модернизма: основные течения и стилевые искания.      
Русская проза 1930-1940-х гг.: А. Платонов, М. Шолохов, М. Булгаков, Б. Пастернак, И. Бунин      
  Итого:      

 

Изучение модулей дисциплины на 4 курсе в 7 семестре

№ модуля Наименование модулей Количество часов  
Всего часов Аудиторная Работа Вне-ауд. работа СР
Л ПЗ ЛР
Русская проза 1950-1980 гг.: жанровые и стилевые поиски. Л. Леонов, В. Астафьев, В. Быков, А. Солженицын и др.        
Отечественная проза 1980-200 гг.: особенности постороения художественной картины мира. Л. Петрушевская, В. Маканин В. Сорокин и др.      
Русская поэзия 1950-1990 гг.: новаторство и традиции русской классики в построении поэтической картины мира. Драматургия 1960-1990-х гг.      
  Итого:      
  Всего:      

 

УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

«Практикум по литературоведческому анализу»

___4_зач.ед.; ак.ч всего: _144__ч.__, в т.ч.: _78ч.____практич. и 66 ч. самостоятельной работы и т.д.

Преподаватель_Цыценко И.И.

Кафедра отечественной литературы

Часть 1.

Курс_3____Семестр 6_____Направление подготовки (специальность): 032700

_________ Отечественная филология (Русский язык и литература)________

Виды контрольных мероприятий Текущий контроль Рубежный контроль  
 
  Модуль 1. Русская проза начала ХХ в.: поиски новой художественной картины мира.  
1. Посещение занятий    
2. Участие в дискуссии    
3. Реферат    
4. Контрольная работа -  
  Модуль 2. Русская поэзия эпохи модернизма: основные течения и стилевые искания  
1. Посещение занятий    
2. Участие в дискуссии    
3. Доклад    
4. Контрольная работа    
  Модуль 3. Русская проза 1930-1940-х гг.: А. Платонов, М. Шолохов, М. Булгаков, Б. Пастернак, И. Бунин  
1. Посещение занятий    
2. Реферат    
3. Участие в дискуссии    
4. Контрольная работа    
  Всего  
  Бонусные баллы до 10 Выполнение индивидуальных заданий с оценкой «отлично», активное участие в групповой проектной работе  
  Промежуточная аттестация в форме зачета      
           

 

Часть 2. Курс_4____Семестр 7_____Направление подготовки (специальность): 032700

Отечественная филология (Русский язык и литература)________

 

Виды контрольных мероприятий Текущий контроль Рубежный контроль  
 
  Модуль 1. Русская проза 1950-1980 гг.: жанровые и стилевые поиски. В. Гроссман, В. Шукшин, В Рапутин, Ю. Трифонов.  
1. Посещение занятий    
2. Проектное задание    
3. Презентация    
4. Контрольная работа -  
  Модуль 2. Отечественная проза 1980-200 гг.: особенности постороения художественной картины мира. В. Шаламов, А.И. Солженицын, А.Вампилов, Л. Леонов, А. Битов. Т. Толстая, В Ерофеев  
1. Посещение занятий    
2. Участие в дискуссии    
3. Реферат    
4. Контрольная работа    
  Модуль 3. Русская поэзия 1950-1990 гг.: новаторство и традиции русской классики в построении поэтической картины мира. Н. Рубцов, А. Тарковский, И. Бродский  
1. Посещение занятий    
2. Доклад    
3. Участие в дискуссии    
4. Контрольная работа    
  Всего  
  Бонусные баллы до 10 Выполнение индивидуальных заданий с оценкой «отлично», активное участие в групповой проектной работе  
  Промежуточная аттестация в форме зачета      
           

Преподаватель___________________ __Цыценко И.И._______________________

подпись расшифровка подписи

 

4.4. Практические занятия (семинары)

Практические занятия в 6 семестре

№ занятия № модуля Тема Кол-во часов
Социально-психологическая повесть в творчестве А. Куприна. Социально-политические, философские и этические проблемы в повестях «Молох» и «Поединок».  
Русская литература в поисках новой философской парадигмы: М. Горький и Ф. Ницше.  
Русский модернистский роман: «Петербург» А. Белого. Художественное новаторство и традиции.  
Проза И. Бунина 1890-1900-х гг. Темы, художественное своеобразие
Проза Ф. Сологуба. Поэтика романа «Мелкий бес»  
Коллоквиум. Темы: Экспрессионизм творчества Л.Андреева: «Жизнь Василия Фивейского», «Красный смех» и др. рассказы «Окаянные дни» И. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Интеллигенция и революция» А. Блока «Окаянные дни» И. Бунина, «Несвоевременные мысли М. Горького, «Интеллигенция и революция» А. Блока  
       
Поэзия В. Маяковского. Личность в дореволюционном творчестве В. Маяковского.
Поэзия В. Маяковского советской эпохи. Современные споры о творчестве и личности Маяковского.  
Поэзия А. Ахматовой: своеобразие картины мира и духовной жизни личности. Трагические коллизии эпохи в поэзии А. Ахматовой.  
Изображение природы в поэзии С. Есенина. Философская идея «Ключей Марии».  
Творческий путь М. Цветаевой
  Коллоквиум. Темы для коллоквиума:
  1. Поэзия символистов
  2. Неоклассические тенденции в поэзии (Ходасевич)
3. Лирика М. Волошина, О. Мандельштама
       
Проблематика и поэтика малой прозы А. Платонова  
Художественный мир романа А. Платонова «Чевенгур». Платоновский «язык смысла» как инструмент для поиска истины о мире и освоения этого мира героями.
Проблематика романа-эпопеи «Тихий Дон». Роль «родового начала» в эпоху исторических потрясений.
Эстетика М. Шолохова в романе-эпопее «Тихий Дон»  
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Дьяволиада Булгакова. Условность и действительность.  
Драматургия М. Булгакова

 

 

Практические занятия в 7 семестре

№ занятия № модуля Тема Кол-во часов
Роман Л. Леонова «Русский лес». Проблематика. Принципы изображения характеров и конфликтов.  
Проблематика и жанровые особенности произведения В. Астафьева «Царь-рыба»
Новая концепция героя в военной прозе В. Быкова
Архипелаг ГУЛАГ А. Солженицына
«Другая проза»: «На златом крыльце сидели» Т. Толстой.  
«Жестокий» реализм прозы Л. Петрушевской  
«Андеграунд или Герой нашего времени» В. Маканина: проблематика и герой.
Соц-арт в русском постмодернизме: творчество В. Сорокина
«Чапаев и Пустота» В. Пелевина как постмодернистский текст
Научно-фантастическая и антиутопическая проза ( А. и Б. Стругацкие)
Поэтические метаморфозы Н. Заболоцкого
Творческая индивидуальность А. Тарковского.  
Поэзия Н. Рубцова и ее роль в формировании национальной модели мира.  
Поэзия И. Бродского: поэтическая судьба и природа творческой индивидуальности.  
  Драматургия «новой волны» : Л. Петрушевская, Н. Садур

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Пассивные: устный опрос, тестирование

Активные: самостоятельная работа студента с литературой на бумажном носителе, с научными, учебными и справочными ресурсами сети Интернет и локальной сети учебного учреждения, выполнение заданий аналитического характера, создание репродуктивных индивидуальных работ (рефератов, обзоров на заданную тему), подготовка к диспуту.

Интерактивные: участие в практических и семинарских занятиях, ролевые игры, аудиторное обсуждение текстов, подготовленных сокурсниками, участие в дискуссии.

 

5.1. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

________% - интерактивных занятий от объема аудиторных занятий

 

Семестр Вид занятия (Л, ПР, ЛР) Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
Л    
ПР Интерактивные практические занятия
ЛР    
Л    
ПР Интерактивные практические занятия
ЛР    
Итого:  

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.