Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ПРАКТИКУМ ПО ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ
Наименование подготовки
| филология 032700
| Профиль подготовки
| Отечественная филология (Русский язык и литература)
| Квалификация (степень) выпускника
| бакалавр
| Форма обучения
| очная
| Разработчик
Цыценко И.И., доцент к.филол.н.
Ростов-на-Дону – 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Рабочая программа дисциплины
|
| Цели и задачи освоения дисциплины
|
| Место дисциплины в структуре ооп впо
|
| Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
|
| Структура и содержание дисциплины
|
| Образовательные технологии
|
| Оценочные средства для текущего контроля
|
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины
|
| Материально-техническое обеспечение дисциплины
|
| Учебная карта дисциплины
|
| Краткое изложение программного материала с методическими указаниями студенту
|
| Модуль 1
|
| Комплексная цель модуля 1
|
| Содержание модуля 1
|
| Задания, обеспечивающие достижение комплексной цели модуля 1
|
| Модуль 2
|
| Комплексная цель модуля 2
|
| Содержание модуля 2
|
| Задания, обеспечивающие достижение комплексной цели модуля 2
|
| Модуль 3
|
| Комплексная цель модуля 3
|
| Содержание модуля 3
|
| Задания, обеспечивающие достижение комплексной цели модуля 3
|
| Модуль 4
|
| Комплексная цель модуля 4
|
| Содержание модуля 4
|
| Задания, обеспечивающие достижение комплексной цели модуля 4
|
| Модуль 5
|
| Комплексная цель модуля 5
|
| Содержание модуля 5
|
| Задания, обеспечивающие достижение комплексной цели модуля 5
|
| Модуль 6
|
| Комплексная цель модуля 6
|
| Содержание модуля 6
|
| Задания, обеспечивающие достижение комплексной цели модуля 6
|
| Формы рубежного контроля
|
| Методические указания по видам управляемой самостоятельной работы студентов
|
|
МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
_____________________________
«_____» ________________ 2014 г.
Программа дисциплины
«ПРАКТИКУМ ПО ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ»
Направление подготовки
032700 – Филология
Профиль подготовки
«Отечественная филология (Русский язык и литература)»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Ростов-на-Дону – 2014
1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:
1.1 Цель дисциплины– в соответствии с требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 «Филология» и ООП по профилю «Прикладная филология (Русский язык)», разработанной на факультете филологии и журналистики ЮФУ, подготовить обучающихся к наиболее эффективному практическому освоению эстетического богатства русской литературы ХХ века, к осознанному выявлению основных тенденций ее развития, жанрового и стилевого разнообразия для обеспечения успешности последующей профессиональной деятельности в таких сферах, как прикладная (редакторская, экспертная, аналитическая) – в учреждениях образования, культуры, управления, средств массовой коммуникации и т.д., проектная – в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, издательской и иных подобных областях, педагогическая – в системе среднего общего и среднего профессионального образования, научно-исследовательская – в научных и научно-педагогических учреждениях и организациях или подразделениях, а также организационно-управленческая.
Курс призван сформировать у обучающихся систему знаний по истории русской литературы ХХ века, выработать у студентов навыки и умения, связанные с анализом литературного произведения.
1.2 Задачи дисциплины:
1) воссоздать культурно-исторический фон русской литературы ХХ века;
2) совершенствовать навыки интерпретации и анализа произведений русской литературы, созданных в эпоху модернизма; формировать умение пользоваться литературоведческими и культурологическими категориями, в которых осмысляется художественная литература и культура этого периода;
3) на основании углубленного анализа самых значительных литературных произведений, созданных в этот период, выявить и охарактеризовать основные тенденции развития литературы ХХ века;
4) показать национальное своеобразие русской литературы и ее связь с мировым литературным процессом ХХ века.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
В соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 Филология» (профиль подготовки «Прикладная филология (Русский язык)» и основной образовательной программой по тому же профилю, разработанной на факультете филологии и журналистики ЮФУ, настоящая дисциплина включается в базовую часть профессионального цикла (Б3). Базу для ее изучения составляют компетенции, полученные обучающимися в рамках таких дисциплин, как «Философия», «Введение в литературоведение», «История русской литературы», «История мировой литературы», «Введение в теорию коммуникации». В свою очередь овладение компетенциями в рамках данного курса оказывается необходимым при освоении теоретико—и историко-литературных выборных дисциплин, курсов филологического обеспечения профессиональной коммуникации, при прохождении педагогической практики (в рамках магистратуры), при написании выпускной квалификационной работы и т.д.
На изучение дисциплины отводится 144 часа: 78 часа аудиторных занятий и 66 часов самостоятельной работы студентов – на 3 курсе в 5 семестре и на 4 курсе в 6 семестре.
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Дисциплина способствует формированию у обучающихся следующих компетенций, предусматриваемых ФГОС ВПО:
общекультурных:
владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
умение использовать основные положения и методы гуманитарных наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
общепрофессиональных:
способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории литературы, литературоведческого анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);
по видам деятельности с учетом профиля подготовки:
в научно-исследовательской деятельности:
способность применять полученные знания в области теории и истории литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);
способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);
владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);
владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);
в педагогической деятельности:
умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик (ПК-10);
готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися (ПК-11).
в прикладной деятельности:
владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-12);
владение базовыми навыками доработки и обработки (например, комментирование, реферирование) литературоведческих текстов (ПК-13).
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны
знать:
историю русской литературы первой половины ХХ века, разнообразные точки зрения ученых по этому вопросу;
основные направления и художественные течения в русской литературе начала ХХ века в их жанровом и стилевом многообразии;
уметь:
анализировать литературный текст, выявляя его проблематику, жанровое и стилевое своеобразие;
определить место изучаемого литературного произведения как в истории русской литературы, так и в истории мировой литературы;
вести дискуссии на профессионально ориентированные темы;
творчески применять знания, полученные в рамках изучения дисциплины, при написании докладов, курсовых и выпускных квалификационных работ;
владеть:
навыками поиска, отбора и использования научной информации по проблемам курса;
основным методами и приемами анализа литературного произведения.
4. Содержание и структура дисциплины
4.1. Содержание модулей дисциплины
№ модуля
| Наименование модуля
| Содержание модуля
| Форма текущего контроля
|
|
|
|
|
| Русская проза начала ХХ в.: поиски новой художественной картины мира.
| | Проверка конспектов самост.изуч. литературы, опрос.
|
| Русская поэзия эпохи модернизма: основные течения и стилевые искания.
| | Проверка конспектов самост.изуч. литературы, опрос,
проверка письмен. заданий.
|
| Русская проза 1930-1940-х гг.: А. Платонов,
М. Шолохов,
М. Булгаков,
Б. Пастернак,
И. Бунин
| | Проверка конспектов самост.изуч. литературы, опрос,
проверка письмен. заданий
|
| Русская проза 1950-1980 гг.: жанровые и стилевые поиски.
| | Проверка конспектов самост.изуч. литературы, опрос
|
| Отечественная проза 1980-2000 гг.: особенности постороения художественной картины мира.
| | Проверка конспектов самост.изуч. литературы, опрос,
проверка письмен. заданий
|
| Русская поэзия 1950-1990 гг.: новаторство и традиции русской классики в построении поэтической картины мира.
Драматургия 1960-1990-х гг.
| | Проверка конспектов самост.изуч. литературы, опрос,
проверка письмен. заданий
|
В графе 4 приводятся планируемые формы текущего контроля: защита лабораторной работы, выполнение курсового проекта, курсовой работы, расчетно-графического задания, домашнего задания, написание реферата, эссе, коллоквиум, рубежный контроль, тестирование и т.д.
4.2. Структура дисциплины.
Дисциплина изучается студентами бакалавриата в течение двух семестров - на 3 курсе в 6 семестре (18 недель) и на 4 курсе в 7 семестре (16 недель).
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа, 4 кредитных единицы: 66 аудиторных часов (семестр 6 - 36 часов, семестр 7 – 30 часов), 78 часов самостоятельной работы (семестр 6 - 36 часов, семестр 7 – 42 часа).
Вид работы
| Трудоемкость, часов
| № 6 семестра
| № 7 семестра
| Всего
| Общая трудоемкость
| | |
| Аудиторная работа:
|
|
|
| Лекции (Л)
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
| Самостоятельная работа:
|
|
|
| Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)[1]
|
|
|
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
|
|
|
| Реферат (Р)
|
|
|
| Эссе (Э)
|
|
|
| Самостоятельное изучение модулей
|
|
|
| Контрольная работа (К)[2]
|
|
|
| Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),
|
|
|
| Подготовка и сдача экзамена[3]
|
|
|
| Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
| зачет
| зачет
| зачет
|
Изучение модулей дисциплины на 3 курсе в 6 семестре
№
модуля
| Наименование модулей
| Количество часов
|
| Всего
часов
| Аудиторная
Работа
| Вне-ауд. работа
СР
| Л
| ПЗ
| ЛР
|
| Русская проза начала ХХ в.: поиски новой художественной картины мира.
|
|
|
|
|
|
|
| Русская поэзия эпохи модернизма: основные течения и стилевые искания.
|
|
|
|
|
|
|
| Русская проза 1930-1940-х гг.: А. Платонов,
М. Шолохов,
М. Булгаков,
Б. Пастернак,
И. Бунин
|
|
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
|
Изучение модулей дисциплины на 4 курсе в 7 семестре
№
модуля
| Наименование модулей
| Количество часов
|
| Всего
часов
| Аудиторная
Работа
| Вне-ауд. работа
СР
| Л
| ПЗ
| ЛР
|
| Русская проза 1950-1980 гг.: жанровые и стилевые поиски.
Л. Леонов, В. Астафьев, В. Быков, А. Солженицын и др.
|
|
|
|
|
|
|
| Отечественная проза 1980-200 гг.: особенности постороения художественной картины мира.
Л. Петрушевская, В. Маканин В. Сорокин и др.
|
|
|
|
|
|
|
| Русская поэзия 1950-1990 гг.: новаторство и традиции русской классики в построении поэтической картины мира.
Драматургия 1960-1990-х гг.
|
|
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
|
| Всего:
|
|
|
|
|
|
|
УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
«Практикум по литературоведческому анализу»
___4_зач.ед.; ак.ч всего: _144__ч.__, в т.ч.: _78ч.____практич. и 66 ч. самостоятельной работы и т.д.
Преподаватель_Цыценко И.И.
Кафедра отечественной литературы
Часть 1.
Курс_3____Семестр 6_____Направление подготовки (специальность): 032700
_________ Отечественная филология (Русский язык и литература)________
№
| Виды контрольных мероприятий
| Текущий контроль
| Рубежный контроль
| | | | Модуль 1.
Русская проза начала ХХ в.: поиски новой художественной картины мира.
|
|
| | 1.
| Посещение занятий
|
|
| | 2.
| Участие в дискуссии
|
|
| | 3.
| Реферат
|
|
| | 4.
| Контрольная работа
| -
|
| |
| Модуль 2.
Русская поэзия эпохи модернизма: основные течения и стилевые искания
|
|
| | 1.
| Посещение занятий
|
|
| | 2.
| Участие в дискуссии
|
|
| | 3.
| Доклад
|
|
| | 4.
| Контрольная работа
|
|
| |
| Модуль 3.
Русская проза 1930-1940-х гг.: А. Платонов,
М. Шолохов,
М. Булгаков,
Б. Пастернак,
И. Бунин
|
|
| | 1.
| Посещение занятий
|
|
| | 2.
| Реферат
|
|
| | 3.
| Участие в дискуссии
|
|
| | 4.
| Контрольная работа
|
|
| |
| Всего
|
|
| |
| Бонусные баллы
| до 10
| Выполнение индивидуальных заданий с оценкой «отлично», активное участие в групповой проектной работе
| |
| Промежуточная аттестация
в форме зачета
|
|
| | | | | | | |
Часть 2. Курс_4____Семестр 7_____Направление подготовки (специальность): 032700
Отечественная филология (Русский язык и литература)________
№
| Виды контрольных мероприятий
| Текущий контроль
| Рубежный контроль
| | | | Модуль 1.
Русская проза 1950-1980 гг.: жанровые и стилевые поиски.
В. Гроссман,
В. Шукшин,
В Рапутин,
Ю. Трифонов.
|
|
| | 1.
| Посещение занятий
|
|
| | 2.
| Проектное задание
|
|
| | 3.
| Презентация
|
|
| | 4.
| Контрольная работа
| -
|
| |
| Модуль 2.
Отечественная проза 1980-200 гг.: особенности постороения художественной картины мира.
В. Шаламов,
А.И. Солженицын,
А.Вампилов,
Л. Леонов,
А. Битов.
Т. Толстая,
В Ерофеев
|
|
| | 1.
| Посещение занятий
|
|
| | 2.
| Участие в дискуссии
|
|
| | 3.
| Реферат
|
|
| | 4.
| Контрольная работа
|
|
| |
| Модуль 3.
Русская поэзия 1950-1990 гг.: новаторство и традиции русской классики в построении поэтической картины мира.
Н. Рубцов,
А. Тарковский,
И. Бродский
|
|
| | 1.
| Посещение занятий
|
|
| | 2.
| Доклад
|
|
| | 3.
| Участие в дискуссии
|
|
| | 4.
| Контрольная работа
|
|
| |
| Всего
|
|
| |
| Бонусные баллы
| до 10
| Выполнение индивидуальных заданий с оценкой «отлично», активное участие в групповой проектной работе
| |
| Промежуточная аттестация
в форме зачета
|
|
| | | | | | | | Преподаватель___________________ __Цыценко И.И._______________________
подпись расшифровка подписи
4.4. Практические занятия (семинары)
Практические занятия в 6 семестре
№
занятия
| №
модуля
| Тема
| Кол-во часов
|
|
| Социально-психологическая повесть в творчестве А. Куприна. Социально-политические, философские и этические проблемы в повестях «Молох» и «Поединок».
|
|
|
| Русская литература в поисках новой философской парадигмы: М. Горький и Ф. Ницше.
|
|
|
| Русский модернистский роман: «Петербург» А. Белого. Художественное новаторство и традиции.
|
|
|
| Проза И. Бунина 1890-1900-х гг. Темы, художественное своеобразие
|
|
|
| Проза Ф. Сологуба. Поэтика романа «Мелкий бес»
|
|
|
| Коллоквиум. Темы:
Экспрессионизм творчества Л.Андреева: «Жизнь Василия Фивейского», «Красный смех» и др. рассказы
«Окаянные дни» И. Бунина, «Несвоевременные мысли»
М. Горького, «Интеллигенция и революция» А. Блока
«Окаянные дни» И. Бунина, «Несвоевременные мысли М. Горького, «Интеллигенция и революция» А. Блока
|
|
|
|
|
|
|
| Поэзия В. Маяковского. Личность в дореволюционном творчестве В. Маяковского.
|
|
|
| Поэзия В. Маяковского советской эпохи. Современные споры о творчестве и личности Маяковского.
|
|
|
| Поэзия А. Ахматовой: своеобразие картины мира и духовной жизни личности. Трагические коллизии эпохи в поэзии А. Ахматовой.
|
|
|
| Изображение природы в поэзии С. Есенина. Философская идея «Ключей Марии».
|
|
|
| Творческий путь М. Цветаевой
|
|
|
| Коллоквиум. Темы для коллоквиума:
- Поэзия символистов
- Неоклассические тенденции в поэзии (Ходасевич)
3. Лирика М. Волошина, О. Мандельштама
|
|
|
|
|
|
|
| Проблематика и поэтика малой прозы А. Платонова
|
|
|
| Художественный мир романа А. Платонова «Чевенгур». Платоновский «язык смысла» как инструмент для поиска истины о мире и освоения этого мира героями.
|
|
|
| Проблематика романа-эпопеи «Тихий Дон». Роль «родового начала» в эпоху исторических потрясений.
|
|
|
| Эстетика М. Шолохова в романе-эпопее «Тихий Дон»
|
|
|
| Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Дьяволиада Булгакова. Условность и действительность.
|
|
|
| Драматургия М. Булгакова
|
|
Практические занятия в 7 семестре
№
занятия
| №
модуля
| Тема
| Кол-во часов
|
|
| Роман Л. Леонова «Русский лес». Проблематика. Принципы изображения характеров и конфликтов.
|
|
|
| Проблематика и жанровые особенности произведения В. Астафьева «Царь-рыба»
|
|
|
| Новая концепция героя в военной прозе В. Быкова
|
|
|
| Архипелаг ГУЛАГ А. Солженицына
|
|
|
| «Другая проза»: «На златом крыльце сидели» Т. Толстой.
|
|
|
| «Жестокий» реализм прозы Л. Петрушевской
|
|
|
| «Андеграунд или Герой нашего времени» В. Маканина: проблематика и герой.
|
|
|
| Соц-арт в русском постмодернизме: творчество В. Сорокина
|
|
|
| «Чапаев и Пустота» В. Пелевина как постмодернистский текст
|
|
|
| Научно-фантастическая и антиутопическая проза ( А. и Б. Стругацкие)
|
|
|
| Поэтические метаморфозы Н. Заболоцкого
|
|
|
| Творческая индивидуальность А. Тарковского.
|
|
|
| Поэзия Н. Рубцова и ее роль в формировании национальной модели мира.
|
|
|
| Поэзия И. Бродского: поэтическая судьба и природа творческой индивидуальности.
|
|
|
| Драматургия «новой волны» : Л. Петрушевская, Н. Садур
|
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Пассивные: устный опрос, тестирование
Активные: самостоятельная работа студента с литературой на бумажном носителе, с научными, учебными и справочными ресурсами сети Интернет и локальной сети учебного учреждения, выполнение заданий аналитического характера, создание репродуктивных индивидуальных работ (рефератов, обзоров на заданную тему), подготовка к диспуту.
Интерактивные: участие в практических и семинарских занятиях, ролевые игры, аудиторное обсуждение текстов, подготовленных сокурсниками, участие в дискуссии.
5.1. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
________% - интерактивных занятий от объема аудиторных занятий
Семестр
| Вид занятия
(Л, ПР, ЛР)
| Используемые интерактивные образовательные технологии
| Количество
часов
|
| Л
|
|
| ПР
| Интерактивные практические занятия
|
| ЛР
|
|
|
| Л
|
|
| ПР
| Интерактивные практические занятия
|
| ЛР
|
|
| Итого:
|
|
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
|