Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Модуль 5. Отечественная проза 1980-200 гг.: особенности построения художественной картины мира.

 

1. Комплексная цель модуля -совершенствовать навыки интерпретации и анализа произведений русской литературы, созданных в эпоху модернизма; формировать умение пользоваться литературоведческими и культурологическими категориями, в которых осмысляется художественная литература и культура этого периода; на основании углубленного анализа самых значительных литературных произведений, созданных в этот период, выявить и охарактеризовать основные тенденции развития литературы ХХ века.

 

Содержание модуля

 

Тема 5.1. «Жестокий» реализм прозы Л. Петрушевской

Тема 5.2. «Андеграунд или Герой нашего времени» В. Маканина: проблематика и герой.

Тема 5.3 Соц-арт в русском постмодернизме: творчество В. Сорокина

Тема 5.4 «Чапаев и Пустота» В. Пелевина как постмодернистский текст

Тема 5.5. Научно-фантастическая и антиутопическая проза ( А. и Б. Стругацкие)

Планы практических занятий

«Жестокий» реализм прозы Л. Петрушевской

1. Творчество Л. Петрушевской и традиции русской классической литературы. Неоднозначность оценок творчества Л. Петрушевской в современной критике.

2. Проблематика и конфликт в произведениях Л. Петрушевской.

3. Герой перед лицом жестокой повседневности. Бытовое и бытийное в прозе писательницы.

4. «Жестокий реализм» Л. Петрушевской.

5. Сказочные мотивы в рассказах Л. Петрушевской.

6. Особенности повествования в произведениях писательницы. Автор и рассказчик.

7. Художественное своеобразие прозы Л. Петрушевской. Соединение

реалистических, натуралистических, романтических, барочных, модернистских и постмодернистских художественных интенций в произведениях писательницы. «Парадоксальный стиль» Л. Петрушевской. Необычность художественного языка.



Литература

1.Давыдова, Т. Сумерки реализма (о прозе Л. Петрушевской) // Русская словесность. - 2002. - №7.

2.Иванова, Н. Неопалимый голубок: «Пошлость» как эстетический феномен // Знамя. – 1991. - №8.

3.Иванова, Н. Смена языка // Знамя. – 1989. - №11.

4.Касаткина, Т. Литература после конца времен // Новый мир. -2000. - № 6.

5.Куралех, А. Быт и бытие в прозе Петрушевской // Литературное обозрение. – 1993. - №3.

6.Лебедушкина, О. Про людей и нелюдей // Дружба народов. – 2006. - №1

7.Лейдерман, Н., Липовецкий, М. Между хаосом и космосом // Новый мир. – 1991. - №7.

8.Липовецкий, М. Трагедия и мало ли что еще // Новый мир. – 1994. - № 10.

9.Маркова, Т.Н. Поэтика повествования Л. Петрушевской // Русская речь. – 2004. - №2.

10.Невзглядова, Е. Три заметки о Петрушевской // Звезда. – 2003. -№9

11.Панн, Л. Вместо интервью, или опыт чтения прозы Людмилы Петрушевской. Вдали от литературной жизни метрополии // Звезда. – 1994. - №5

12.Пахомова, И. «Энциклопедия некультурности» Людмилы Петрушевской // Звезда. – 2005. - № 9. – (http:magazines.russ.ru/zvezda/2005/9)

13.Радзишевский, В. Прямая речь Людмилы Петрушевской // Дружба народов. – 2003. - №10

14.Ребель, Г. Людмила Петрушевская. Время смерть // Филолог. Научно-методический журнал Пермского государственного педагогического университета. – 2005. - № 6. – (http:philolog.pspu.ru/rebel)

15.Славникова, О. Петрушевская и пустота // Вопросы литературы. – 2000. -№ 4-5.

16.Тесмер, Б. «Песни западных славян» А.С.Пушкина и «Песни восточных славян» Л.С. Петрушевской (к вопросу о восприятии цикла Л.Петрушевской в литературной критике) // Вестник МГУ. Сер.9 Филология. – 2001. - №3.

17.Щеглова, Е. Человек страдающий (Категория человечности в современной прозе) // «Вопросы литературы». - 2001. - № 6.

 

«Андеграунд, или Герой нашего времени» В. Маканина: проблематика и герой.

 

  1. Образ современности в произведении: основные составляющие жизни России 1990-х гг. Портрет поколения.
  2. Образ современника и приемы его создания. Экзистенциальное противостояние «общежития» и личности в романе. Проблема свободы личности.
  3. Прием внутреннего монолога как средство создания характера.
  4. Система двойников в романе.
  5. Автор и герой в «Андеграунде»
  6. Переклички с произведениями русской классики в романе В. Маканина.

Литература

1.Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.И. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: В 2 т. – Т.2. – М., 2001.

2.Архангельский А. Где сходились концы с концами. Над страницами романа В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»//Дружба народов. – 1998.-№ 7.

3. Немзер А. Замечательное десятилетие. О Русской прозе 90-х годов// Новый мир.- 2000- № 1

4. Библер В.С. http://www.ruthenia.ru/lotman/txt/bibler95.html

5.Воложин С. Демонист Владимир Маканин. –Топос, 2006.

 

Соц-арт в русском постмодернизме: творчество В. Сорокина

В процессе подготовки к данной теме студенты должны прочитать 4-5 рассказов В. Сорокина, романы «Норма» и «Голубое сало», а также 4-5 статей из списка научно-критической литературы к теме.

1. Абсурдизация соцреалистической текстовой реальности в рассказах В. Сорокина («Сборник рассказов», «Видимость нас»).

2. Поэтика рассказов В. Сорокина, характерные приемы.

3. Радикальное деконструирование нормативной эстетики в романе «Норма». Своеобразие структуры романа. Антитрадиционализм В. Сорокина.

4. Игра с культурными кодами и знаками в романе «Норма». Роль авторского «комментария».

5. Деконструирование модели антиутопического романа в романе «Голубое сало». Борьба системы и «антисистемы» в произведении. Разрушение мифа о свободном обществе. Моделирование языка будущего в произведении.

6. Особенности структуры романа ( «лента Мебиуса»).

7. Деконструирующая стилизация индивидуальных стилей в романе «Голубое

сало». Борьба с диктатом языка.

Литература

Берг, М. Владимир Сорокин // Литературократия: Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. – М., 2000.

Генис, А. Чузнь и жидо. Владимир Сорокин // Два расследования. – М., 2002.

Гройс, Б. Русский роман как серийный убийца, или Поэтика бюрократии // Новое литературное обозрение. – 1997. - № 27.

Зиник, З. О В. Сорокине // Сорокин В. Сборник рассказов / В. Сорокин. – М., 1992.

Кенжеев, Б. Антисоветчик Владимир Сорокин // Знамя. – 1995. - № 4.

Лекух, Д. Владимир Сорокин, как побочный сын социалистического реализма // Стрелец. – 1993. - № 1 (71).

Липовецкий, М. Голубое сало поколения, или Два мифа об едином кризисе // Знамя. – 1999 - № 11. – (http:magazines.russ.ru/znamia/1999/11)

Нефагина, Г.Л. Русская проза конца ХХ века века / Г.Л. Нефагина. - М.,

2003.

Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература. Учебное пособие для студентов филологических факультетов вузов / И.С. Скоропанова. - 5-е изд.- М., 2004.

Смирнов, В.И. Оскорбляющая невинность ( О прозе Владимира Сорокина и самопознании) // Место печати. – 1995. -№ 7.

«Чапаев и Пустота» В. Пелевина как постмодернистский текст

1. Деконструкция коммунистического метанарратива романе В. Пелевина «Ча-

паев и Пустота».

 

 

2. Преломление концепции постгуманизма в романе В. Пелевина «Ча-

паев и Пустота». Особенности хронотопа и система персонажей в романе.

3. Сознание и бессознательное в романе «Чапаев и Пустота».

4. Национальный оттенок в коллективном бессознательном. Разные стороны национального архетипа в персонажах романа.

5. Своеобразие поэтики.

Литература

1.Александров, Н. Новая эклектика // Литературное обозрение. – 1997. - № 3.

2.Библиография произведений В. Пелевина –(http:www.lib.ru/proza/)

3.Генис, А. Границы и метаморфозы: В. Пелевин в контексте постсоветской литературы // Знамя. – 1995. - № 12.

4.Генис, А. Иван Петрович умер / А. Генис. – М., 1999.

5.Иванова, Н. Настоящее: собрание наблюдений \ Н. Иванова. – М., 2002.

6.Ильин, И. Постмодернизм: Словарь терминов / И. Ильин. – М., 2001.

7.Корнев, С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим? Об одной авантюре Виктора Пелевина // Новое литературное обозрение. – 1997. - № 28.

8.Костырко, С. Чистое поле литературы // Новый мир. – 1992. - № 12.

9.Курицын, В. К ситуации постмодернизма // Новое литературное обозрение. - 1995.- № 11.

10.Курицын, В. Русский литературный постмодернизм / В. Курицын. - М., 2000.

11.Лейдерман, Н., Липовецкий, М. Современная русская литература. Книга 3. В конце века (1986 -1990-е годы) / Н. Лейдерман, М.Липовецкий. - М., 2001.

12.Липовецкий, М. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики / М.Н. Липовецкий. - Екатеринбург, 1996. – (http: www/newlibrary.ru/book

13.Липовецкий, М. Голубое сало поколения, или Два мифа об едином кризисе // Знамя. – 1999 - № 11. – (http:magazines.russ.ru/znamia/1999/11)

14.Марчок, В. Контуры авторства в постмодернизме // Вестник МГУ. Сер.9. Филология.

– 1998. - № 2.

15.Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н. Маньковская. - СПб., 2000.

16.Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература. Учебное пособие для студентов филологических факультетов вузов / И.С. Скоропанова. - 5-е изд.- М., 2004.

17.Эпштейн М. Постмодернизм в России: Литература и теория - М., 2000.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.